Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние темперамента учителя на ребенка



Познание человека часто заключается в том, чтобы спрашивать о действующих в детстве силах развития и о том, как поступать, чтобы правильно идти навстречу этим силам. Душа учителя глубоко интимно воздействует на душу ребенка. Рассмотрим одну из важнейших характеристик человеческой природы - темперамент.

Учитель приходит в школу и вступает в общение с детьми уже обладая определенным темпераментом: холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как действует на существо ребенка тот или иной темперамент педагога?

Холерический темперамент.

Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!

Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.

Флегматичный педагог.

Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.

Меланхоличный темперамент.

Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.

Учитель - сангвиник.

Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.

Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.

Как же обучать ребенка?

Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.

В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.

И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.

До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!

Вопрос воспитания как социальный вопрос

Вопросом будущего станет вопрос: как мы должны вести себя в отношении детей, если мы хотим воспитать их так, что бы они смогли бы в широком смысле врасти в то общество, которое их окружает (социальное, демократическое, либеральное). Вопрос воспитания станет самым важным социальным вопросом будущего. Если говорить о социальных качествах взрослого самостоятельного человека, то такими качествами являются следующие:

свобода в индивидуальном развитии,

равенство в социальном общении,

братство в хозяйственной деятельности, в экономике.

Обратившись к трем периодам развития ребенка, проследим, как социальные качества становятся внутренним достоянием растущего человека.

Между рождением и моментом выпадения зубов человек является подражающим существом: как человеческое существо делает то, что делает его окружение. Для жизни ребенка очень важно, чтобы люди, которые его окружают, делали только то, чему ребенок мог бы подражать, даже чтобы они думали и чувствовали только то, чему ребенок мог бы подражать. Это тем большее благо для ребенка, чем больше он может жить не в своей душе, но в душе окружения, в душах окружающих его людей. Именно в этом возрасте мы можем говорить о принятии в свой внутренний мир социального качества - СВОБОДА. Свободным становятся лишь тогда, когда вначале ребенком со всей интенсивностью подражали. Люди не станут свободными существами, если в детстве не прививалась соответствующая сила подражания, так как лишь то, что в этом отношении прививается в детстве, может стать основой для социальной свободы.

С семи лет до 14-15 лет в ребенке живет сила, которую мы могли бы назвать следованием за авторитетом. Нет для ребенка большего блага, чем делать что-либо потому, что почитаемые, уважаемые люди говорят: это правильно,

ТАК НАДО ДЕЛАТЬ!

Нет ничего хуже для ребенка, если он задолго до наступления половой зрелости приучается к так называемому собственному суждению. Значимость влияния чувства авторитета в будущем для воспитания детей будет еще более сильной.

То, что должно быть заложено в ребенке в эти годы, призвано стать основой тому, что взрослый переживает в социальном организме как равные права людей. Никак иначе равное право не наступит, поскольку люди не дорастут до равного права, если в детстве в них не укоренится чувство авторитета.

После полового созревания до 21-22 лет в человеке не только развивается чувство к противоположному полу, но, скорее, можно говорить об общечеловеческой любви. И этой силе общечеловеческой любви нужно уделять особоевнимание в то время, когда дети покидают школу и идут на предприятия или в другие учебные заведения. Так, если в эти годы не будет развиваться общечеловеческая любовь, то та необходимость хозяйственной жизни, которая встает как историческое требование, никогда не сможет наполниться тем, чем она должна быть пронизана - БРАТСТВОМ, то есть общечеловеческой любовью.

Братство в хозяйственной жизни, к которому нужно стремиться в будущем, лишь тогда возникнет в душах людей, если воспитание с пятнадцатилетнего возраста будет построено именно так, чтобы с полным сознанием пробуждать общечеловеческую любовь. А так же, если всё мировоззрение, всё следующее за общеобразовательной школой воспитание будет строиться на любви к человеку, на любви к внешнему миру.

На этой тройной основе воспитания должно быть построено то, что мы называем преемственностью воспитания и обучения.

Без знания о физическом теле, что оно подражает и должно подражать правильным образом, в этом физическом теле укоренятся одни лишь животные инстинкты.

Без знания о жизненном теле, которое развивается с 7 до 14 лет и которое должно развиваться на основе авторитета, в человеке разовьют лишь общую сонливость к культуре. Не будет той силы, которая необходима для правового организма.

И не внося разумным образом в образование в 14, 15 лет силы любви, связанной с развитием душевного тела, люди никогда не смогут развить своё душевное существо в свободный сущностный член человека.

Итак:

подражание примеру - правильным образом развивает свободу,

почитание авторитета- развивает правовые отношения, справедливость, равенство,

любовь - братство - развивает СПОСОБНОСТЬ к хозяйственной жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь