Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы, требующие новых подходов к их решению.



1. Влияние возможностей цифровых технологий на баланс интересов создателей и пользователей контента.

Общеизвестно, что цифровые технологии изменили способы создания произведений, их записи на носители и использования - от литературы до кино- и звукозаписи. В частности, это привело к возможности переиздания старого контента с улучшенными характеристиками на CDs и DVDs. Более того, новые технологии предоставляют правообладателям более широкий спектр способов продажи и лицензирования своих материалов благодаря системам управления цифровыми правами digital rights management (DRM) и технологической защиты произведений technological protection measures (TPMs).

Цифровые технологии меняют способы хранения и предоставления материалов пользователям. Все большая доля национального и мирового интеллектуального и культурного наследия переводится в цифровой формат. Для выполнения возложенной на них миссии архивы и библиотеки приобретают все большее количество произведений в цифровом формате, а также конвертируют аналоговые материалы в цифровые в интересах обеспечения их сохранности. Указанная деятельность полностью вписывается в социальную роль архивов и библиотек как хранителей информации в интересах будущих поколений.

Проблема состоит в том, что произведения в цифровой форме меняют характер применения к ним авторского права по сравнению с произведениями в аналоговой форме. Цифровые технологии изменяют характер взаимодействия между пользователями, с одной стороны, и архивами и библиотеками - с другой, в отношении контроля за использованием предоставленного контента:

1) цифровой контент не может считываться без посредства коммуникационного устройства;

2) машины считывают и передают цифровой контент, копируя его. В этом случае любое использование файла влечет его копирование. Даже когда такие копии носят временный или побочный характер относительно способа использования, они все равно рассматриваются как воспроизведение в смысле авторского права, для правомерности которого требуется разрешение правообладателя.

Стремительно выросли объем и разнообразие создаваемых произведений, а также число их создателей. Появилась новая категория контента, создаваемого пользователями и автоматически распространяемого в режиме онлайн, так называемый user-generated content.

2. Изменение обычных условий использования произведений в цифровую эпоху. Современный пользователь привык к тому, что скорость и удобство доступа к контенту отвечают возможностям персональных компьютеров, планшетов и смартфонов. Благодаря этому изменились ожидания пользователей, они имеют все основания рассчитывать на быстрый и удобный доступ к основным известным формам контента.

Цифровые технологии наделяют архивы и библиотеки новыми возможностями предоставлять имеющиеся у них материалы пользователям. Издатели рассматривают такое распространение как конкуренцию. Соперничество особенно наглядно на рынке учебных материалов, который дробится на специализированные сегменты, где главными потребителями выступают библиотеки, образовательные учреждения, ученые и исследователи.

Цифровые произведения, которые распространяются в электронном виде, сопровождаются обязательным подписанием лицензии, в которой оговариваются разрешенные способы использования. Они могут вступать в противоречие со способами использования, предусмотренными ст. 108 Закона об авторском праве.

3. Структура бизнеса, связанного с использованием произведений. Меняется характер бизнеса правообладателей. Все больший доход начинает приносить лицензирование произведений или частей произведений в цифровой форме, а не только продажа аналоговых копий последних.

Практически каждый может быстро, легко и с минимальными издержками создать цифровую копию, которая будет тождественна или практически идентична оригиналу. Легкость распространения таких совершенных копий повышает уязвимость правообладателей и увеличивает их озабоченность угрозами, возникающими для рынков их продукции.

Хотя средства технологической защиты нередко используются, чтобы помешать несанкционированному использованию, они далеко не панацея. С другой стороны, системы управления цифровыми правами и средства технологической защиты нередко мешают архивам и библиотекам хранить произведения, увеличивая стоимость их включения в соответствующую базу данных.

Обеспечение сохранности цифровых материалов, включая оцифрованные аналоговые произведения, отличается от способов хранения аналоговых материалов. Проблемы возникают в связи с нестабильностью коммуникационной среды, быстрой сменой форматов и устареванием оборудования, необходимого для считывания электронных файлов. Все это требует, в отличие от условий хранения аналоговых копий, создания нескольких страховочных электронных копий произведений для обеспечения безопасного перехода от формата к формату.

Ключевые характеристики произведений в цифровом формате, имеющие самостоятельное значение с точки зрения авторского права.

(a) Использование произведений в цифровом формате возможно только при посредничестве копирующего их устройства.

(b) Быстрое возрастание количества и типов произведений.

(c) Быстрота и удобство доступа.

(d) Иные возможности распространения архивами и библиотеками.

(e) Электронная дистрибуция и лицензирование.

(f) Лицензионный доступ (в том числе через архивы и библиотеки) заменяет процедуру приобретения в собственность.

(g) Легкость копирования и дистрибуции.

(h) Использование технологии управления правами и средств технологической защиты.

(i) Обеспечение сохранности произведений в архивах и библиотеках должно быть активным и требует создания множества копий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь