Вершины Домбайского района

Но как бы красиво и интересно не было на вершине Мусса-Ачитара, пришлось потихоньку спускаться вниз – наше время пребывания на Домбае экскурсовод ограни-чила до 15.30, а ещё надо было пообедать и походить по посёлку, заглянуть на местный рынок.

Водопад Джугутурлючат  Домбай-Ульген в облаке   Река Аманауз

- 11 -

В 15.30 мы покинули Домбайскую поляну и отправились в обратный путь, полные приятных впечатлений. Кто плохо подзаправился в Домбае, мог сделать это в уже знакомом нам посёлке Орджоникидзевский, и на сей раз нас там угощали пельменями, мантами и айраном.

Мусса-Ачитаринское озеро                   Босой дервиш-проводник

(Озеро Павлиний глаз)

В Пятигорске к «Тарханам» автобус нас подвёз в 19.20.

Больше в дальние экскурсии мы не поехали, но зато три дня подряд – 17, 18 и 19 августа побывали соответственно в Кисловодске, Железноводске и Иноземцево. О поездке в Кисловодск я уже рассказывал в данной статье, немного нарушив хронологию путешествий. В Железноводск мы поехали с утра от Верхнего рынка на микроавтобусе маршрута № 113-Д, стоимость проезда 34 руб. Доехали до недействую-щего железнодорожного вокзала, около которого рельсы заржавели, а пути заросли травой и кустами, а от него отправились в Лечебный парк.

Недействующая железная дорога       Цветочный календарь Железноводска

Здесь тоже, как и в других городах КМВ, идут полным ходом ремонтные работы: производится ремонт лестницы с улицы Чайковского в парк, а в самом парке терренкуры в некоторых местах выкладывают новой плиткой. Торговые ряды здесь перенесли на новое место, справа от центрального входа, прошлись по ним, купили монгольские шерстяные изделия из верблюжьей шерсти: мне – перчатки, Свете – перчатки и носки. Затем отправились по традиционному парковому маршруту сначала к Пушкинской галерее, потом – к Славяновскому и Смирновскому минеральным источникам. Возле Пушкинской галереи сегодня расположилась ярмарка мёда, мы приценились, но ничего брать не стали – у наших пензенских пасечников мёд в 2-2, 5 раза дешевле, а по целебным свойствам он вряд ли уступает кавказскому. Народу в парке гуляло очень много.

Перекусив пересолёнными хычинами с сыром, мы поднялись на терренкур, нашли вход на каменистую тропу, ведущую на вершину горы Железная, и прошли по ней метров 500. Навстречу нам попалось несколько человек, успешно совершивших восхождение. Подниматься на гору мы не планировали, так как у меня довольно ощутимо побаливали обе ноги, да к тому же стал накрапывать дождик. И всё же в наш следующий приезд на КМВ надо будет попытаться забраться на Железную. Высота этой горы почти на сто метров ниже, чем высота Машука, но и тропа, которая ведёт на

- 12 -

вершину, гораздо худшего качества, чем асфальтированная дорога на Машук. В 16 часов мы вернулись в Пятигорск, и тут дождь разошёлся уже по-хорошему.

Указатель тропы восхождения         На тропе, ведущей на гору Железная

За ночь прояснилось, и хоть с утра было прохладно, но солнечно. Вновь утром был виден двуглавый красавец Эльбрус. От Верхнего рынка мы на 133-й маршрутке поехали в Иноземцево, который располагается ближе, чем Железноводск, поэтому и проезд стоит меньше – 22 руб. Доехали до проспекта Свободы, и по нему ровно в полдень добрались до озера Каррас. На проспекте Свободы новый асфальт по-прежнему не настелили, машины всё также ездят по колдобинам, а вот мусора на тенистой зелёной аллее значительно поубавилось.

Не обращая внимания на запреты…

На побережье озера за прошедшие два годы в плане благоустройства почти ничего не изменилось, зона отдыха очень медленно меняется к лучшему, и официально здесь нельзя ни находиться, ни купаться, но на этот запрет никто не обращает внимания. Сначала отдыхающих было мало, но часа через два их число увелилось втрое. Мы со Светой расположились в тенёчке под одной из редко растущих тут сосен. Я купался в озере два раза, вода была где-то 240С и довольно прозрачная, зелёных водорослей наблюдалось немного. Дно здесь каменистое, входить в воду и выходить из неё некомфортно, но плавание доставляет удовольствие.

Заплыв в водах Карраса                           Сэлфи на берегу озера

С озера Каррас можно видеть сразу 5 гор КМВ: Машук, Бештау, Змейку, Развалку и Железную. Я побродил по приозёрной территории, огороженной сетчатым

- 13 -

забором с одним-единственным проходом, поснимал на видео и фото. На озере мы пробыли около трёх часов, а затем на маршрутке вернулись в Пятигорск.

Вечером того же дня мы поднялись по терренкуру до поляны «Ворота солнца и любви», полюбовались великолепной панорамой в лучах заходящего солнца. Кстати, едва солнце закатилось за горизонт, как очень быстро сгустились сумерки, и домой мы вернулись уже в темноте, потому что фонари на дорогах тут зажигаются с некоторым опозданием.