Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно связаны, но полностью не совпадают. Объект науки - это то, на что направлена познавательная деятельность; это некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же - это часть, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Сложность определения объекта и предмета юриспруденции обусловлена двумя факторами:

 - основные общественные науки (философия, социология, политология) наряду с юриспруденцией в той или иной степени исследуют право;

- юриспруденция изучает такое многообразие явлений правовой сферы, что уже сама представляет собой совокупность самостоятельных юридических наук. Связь, существующая между ними, отражает внутреннюю взаимосвязь сфер юриспруденции, однако и демонстрирует их предметные различия, обособленность отраслей юридического знания, их самостоятельность.

Существует позиция, согласно которой теория государства и права имеет два объекта - государство и право, и один предмет. Однако позиция о двух объектах уязвима, поскольку государство изучается теорией государства и права с правовых позиций, рассматривается государство как продукт права, соответственно, можно сказать, что объект теории государства и права - феномен права, как многогранное комплексное явление, исследование которого невозможно без изучения тесно связанных с ним явлений, прежде всего, государства (правовое понятие государства), человека, общества.

Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, закономерности их взаимодействия, систематизированные сведения о основных понятиях, категориях и терминах юриспруденции.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Теория государства и права - теоретико-правовая наука, изучающая феномен права во всем его разнообразии, а также другие социальные явления, тесно связанные с ним, прежде всего, государство, исследующая их сущность и социальное назначение в обществе и вырабатывающая общие юридические категории и понятия, имеющая фундаментальный характер, что позволяет ей формировать знания, являющиеся основой для других областей юриспруденции и других неюридических наук.

Теория государства и права как учебная дисциплина имеет более узкий предмет, который обусловлен программой курса. Объем научных знаний, образующих особую дисциплину преподавания, являющихся, как правило, наиболее изученными, устоявшимися, опорными, т. е. изучается только часть общетеоретического юридического материала и излагается в максимально доступной форме. Соответственно, предмет и структура «Теории государства и права» как учебной дисциплины в разных учебных заведениях может различаться. В европейских университетах предназначение учебной дисциплины «Теория государства и права» выполняет дисциплина «Философия права».


СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

В этой связи существующие дефиниции «государство» в рамках курса «Теория государства и права» вполне обоснованно рассматривать, исходя из существующих подходов к пониманию категории «право».

В рамках позитивистского типа правопонимания, где право и закон не различаются, а государственной властью считают любую организацию публичной политической власти, создающей законы или право – выделяют социологическое и легистское (законническое) понятия государства.

В рамках непозитивистского правопонимания, где право и закон различаются, а государственной признают такую публичную политическую власть, при которой человек обладает свободой – выделяют правовое или либертарное понятие государства.

В целом в рамках социологического подхода государство представляется как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства рассматривается и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства, и им же охраняемая. Разброс приверженцев этого подхода от Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Социологическое понятие государства имеет следующие отправные положения:

– государство – это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего в пределах определенной территории;

– государство первично, оно предшествует закону, а законы, которые оно издает, вторичны;

– закон – это то, чего желает государственная власть, которая может быть регламентирована законом, который в любой момент сама государственная власть может изменить.

Исходя из соотношения «власть-человек» может быть два типа публичной политической власти. Если власть осуществляется ради свободы человека, защищает эту свободу и ограничено такой свободой, если подвластные свободны по отношению к власти и участвуют в ее формировании и осуществлении, то это государство. И наоборот, если власть не ограничена свободой подвластных, если она осуществляется ради самой себя, формируя и регулируя все отношения между людьми, то это не государство, а деспотия.

И здесь важно помнить о том, что сам термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти, организованной и действующей именно в условиях, где свободный человек является и целью и источником развития общества и государства.

Легистское, или законническое понятие государства определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство – это то, что предписывают законы о разделении властей, о компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти. Г. Кельзен так рассматривал основные элементы государства: население государства – это люди, на которых распространяется действие законов этой страны, государственная территория – это пространство, в котором действуют законы, а государственная власть – это сами предписания законов, действующих в определенном пространстве и по определенному кругу лиц.

.Правовое, или юридическое понятие государства, суть которого заключается в том, что государство рассматривается как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти (В.С. Нерсесянц) – это такая организация власти, которая защищает естественные права и свободы человека. Государственная власть в таком понимании всегда ограничена, пусть даже в минимальной степени, свободой граждан, законы в таком государстве предоставляют свободу подвластным, а государственная власть защищает свободу, безопасность и собственность подвластных. Таким образом, исходя из правового, или юридического понятия, государство – это такая государственная власть, которая:

– верховная, но не всесильная, действующая не произвольно, по закону, созданному ей самой, а по праву;

– введена в правовые рамки, опосредована и обуздана правом, понимаемым как мера свободы человека, ограниченная свободой граждан;

– граждане – полноправные участники государственно-правового общения.

Данное понимание государства рассматривается в рамках непозитивизма и иногда именуется либертарным.

Отдельные авторы несколько иначе рассматривают понятие и сущность государства, не связывая их с различными типами правопонимания, и помимо рассмотренных подходов к пониманию государства, выделяют теологический, классический или арифметический, юридический, технико-кибернетический и др. подходы. Несколько иначе представляют они и уже рассмотренные концепции государства.

Теологический взгляд на государство, в соответствии с которым оно создано Богом, и им же предопределяется его сущность и функционирование, возникнув в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии сложился в иудаизме, христианстве, исламе и ныне существует в Саудовской Аравии, ОАЭ, Непале и других государствах. Согласно этому подходу и государство, и право, созданы Богом, а выступать против этого невозможно и бесполезно. Вся государственно-правовая жизнь должна сообразовываться с религиозными догмами и заветами, которые в той или иной мере базируются на человеческих ценностях, среди которых такие как свобода и независимость отсутствуют.

Классический или арифметический подход рассматривает государство как совокупность трех элементов – власть или правление, территория и население. Закон, но не право, здесь присутствует для формализации составляющих государства.

Юридический подход к понятию государства рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое, или легистское, получившее развитие в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма.

Наконец, технико-кибернетическийподход, где государство представлено как особая информационная система, работающая на основе прямых и обратных связей. Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу, и право выполняет здесь технологическую функцию.

Таким образом, государство – организация политической власти общества, но в то же время единственный официальный представитель, выразитель интересов общества.



ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Признаками государства принято считать те черты, которые отличают государство от иных организаций или догосударственных образований.

Признаки государства могут быть представлены условно двумя группами:

внешние (формальные): общесоциальные; специфические; атрибутивные;

внутренние, заложенные публично правовой природой государства.

Общесоциальными признаками являются наличие общности людей, связанных между собой различными общественными отношениями, и публичной властью, которая регулирует эти общественные отношения, в том числе, и посредством принуждения. В свою очередь, власть должна быть верховной (составляющей понятие суверенитета); легитимной (признание власти со стороны населения, согласие подчиняться ей); юридически обусловленной (государство должно осуществлять свою власть в пределах законов), а также власть должна устанавливать общеобязательные предписания для исполнения всеми в пределах этого государства.

Специфические признаки означают:

­ наличие специальных органов, составляющих аппарат государства, в котором происходит централизация, т.е. сосредоточение власти публичной. Только в государстве этот аппарат состоит из профессионалов, людей, занятых управленческим трудом как основным родом занятий;

­ привлечение общесоциальных материальных ресурсов, в частности, налогов, требующихся для решения общесоциальных задач и на содержание аппарата государства;

­ обладание определенной территорией (пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть).

Атрибутивные – гимн, флаг, герб, государственные символы и др.

В этом смысле государство – есть публично-организованная власть, управляющая делами общества в пределах определенной территории, которая обладает определенной атрибутикой, позволяющей идентифицировать то или иное государство.

Анализируя признаки государства единым блоком, не разделяя их на группы, выделяют такие неотъемлемые признаки государства, как:

территория, включающая землю и ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной поверхностью, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов, действующие под флагом данного государства;

население, охватывающее совокупность граждан (подданных), проживающих на территории данного государства;

наличие особой публичной власти, которая, как правило, состоит из аппарата управления и аппарата принуждения;

суверенитет, означающий, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене.

налоги и сборы, понимаемые как принудительные поборы с населения, взимаемые в особом порядке и направленные на содержание публичной власти).



ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.

Функции государства – это основные направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, учитывая длительность осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства; по сфере государственной деятельности различаются внутренние и внешние функции государства. Функции подразделяют также на охранительные и регулятивные.

В настоящее время чаще всего предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. В этом случае выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

экономическая, обеспечивающая нормальное функционирование и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.;

политическая, поддерживающая обеспечение государственной и общественной безопасности, социальное и национальное согласие, охрану суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.;

социальная, заключающаяся в охране прав и свобод всего населения или его части, осуществлении мер по удовлетворению социальных потребностей граждан, поддержании необходимого жизненного уровня населения, обеспечении необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.;

идеологическая, состоящая в поддержке определенной идеологии, организации образования, науки, культуры и т.д.


 


ЛЕГАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВА И ЗАКОНА

Легальные определения права и закона содержатся в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», где под правом понимается система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений, а закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Право – сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Науке известны сотни теорий, которые по-разному раскрывают природу права. При всем многообразии подходов к пониманию права (ценностный, нормативный, социологический) возможно дать единое научное определение права.

Следует отметить, что данный термин употребляется в двух основных значениях: во-первых, право понимается как возможность совершать определенные, юридически значимые действия, как неотъемлемая принадлежность индивида(например, конституционные права – право на труд, жилище и т.д.), во-вторых, право рассматривается, как правовая система общества, законодательство какой-либо страны.

Таким образом, в науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.
Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Согласно ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

В юридической литературе закон рассматривается как особый вид нормативного правового акта, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное легальное определение закона, а именно: «Закон - это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений». Термин «закон» употребляется в узком и широком смыслах. В широком смысле под законом понимается вся совокупность нормативных правовых актов (т. е. законодательство), в узком смысле закон - это акт, принимаемый представительным органом власти (парламентом) в соответствии с установленной процедурой.

Основными признаками закона, понимаемого в узком классическом смысле, является то, что он: - принимается высшим представительным органом государства (парламентом) или путем референдума; - существует особая процедура его принятия; - регулирует наиболее важные общественные отношения; - обладает высшей юридической силой.


 



ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СУЩНОСТИ ПРАВА

Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

В научной и учебной литературе сущность права характеризуется по-разному. При анализе воззрений различных авторов о сущности права их позиции действительно могут показаться противоречивыми, поскольку одни из них ставят акценты на государственную волю, другие – на общую волю (народа), третьи – на свободу воли, четвертые – на обязательную нормативность, пятые – на защищенный государством интерес, шестые – на компромисс интересов, седьмые – на особые психические переживания, восьмые – на минимум нравственности, девятые – на справедливость (политическую или нормативно закрепленную).

Сторонники марксистского подхода к праву сущностью его считают возведенную в закон материально обусловленную волю господствующего класса.

Значительная часть известных современных правоведов (У. Лаутен, О.Э. Лейст, В.К. Бабаев и другие) склонны усматривать в многочисленных интерпретациях сущности права три основные направления (три группы правовых школ): нормативистское, в центре внимания которого находится абстрактная правовая норма (юридический позитивизм); социологическое, воспринимающее природу права как социальный механизм, гармонизирующий индивидуальные и общественные интересы (социологическая и современная реалистическая школы права); философское (нравственное, возрожденное естественно-правовое), характеризующее идеально-целостную миссию права.

Определяя сущность права, необходимо исходить из того, что оно по природе своей очень сложное, многостороннее, по своей специфике уникальное социальное явление. В силу того, что оно формализуется посредством государства, его волеизъявления должны универсально упорядочивать общественные отношения во всех жизненно-важных сферах путем закрепления, охраны и развития их устоев через носителей этих отношений – людей, их сознание, психику, волю, потребности, интересы, в нем неизбежно все это отражается, интегрируется. Поэтому в праве воплощается и разум, и воля законодателя, и сознание людей, и их свобода, и интересы, и апробированные устои других социальных регуляторов, особенно нравственности как общечеловеческой справедливости. В связи с этим возникает и разноплановая характеристика сущности права с различными акцентами исследователей на ту или иную его сторону, ее гиперболизацию.

Таким образом, сущность права – это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса.


 


ПРАВО И МОРАЛЬ

\ Мораль и право. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой «Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков». Мораль, как и нравственность, воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.

Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений, например, одна из заповедей христианской морали гласит: «Чти отца своего и мать свою». Это моральное требование находит свое выражение и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, где зафиксировано: «Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей».

Действительно, требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали – их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.

И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.

Однако очевидно, что соотношение права и морали зависит от типа правопонимания. Так, с точки зрения непозитивистских концепций правопонимания, право – это и есть мораль. А в рамках позитивного права между правом и моралью имеются различия, которые сводятся к следующему:

– право регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е сфера, как правило, более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е сфера ее действия более широкая;

– по степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний;

– форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей;

– единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие;

– меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической ответственности, мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и др.

– категории, используемые в праве это такие, как «юридически допустимо», «юридически закреплено», «правомерно», «законно», «незаконно» и т.д. В то время как мораль оперирует категориями: «справедливо», «несправедливо», «честно», «бесчестно», «добро», «зло», «человечно», «бесчеловечно» и т.д.;

– правовые нормы легко и быстро можно модернизировать, изменить, в то время как моральные – более стабильны.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности – свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство – находят юр. закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека.

Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением.

Мораль содержит в себе все ценное и прогрессивное, что было выработано человечеством в ходе исторического развития, в борьбе с социальным злом и нравственными пороками. Это – система нравственных норм и ценностей. Принципы морали – это ее основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека.

Мораль включает также нравственные чувства, переживания, настроения, т. е. она имеет и психологический аспект. Кант выводил право из нравственного вечного разумного закона, который не подвержен никаким изменениям. Он назвал этот закон «категорическим императивом» и сформулировал его следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Здесь мы имеем дело с кантовским «категорическим императивом», в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Второй аспект – отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения. В обобщенном виде содержание внешнего аспекта морали можно выразить так: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»

В отечественной юр. литературе существует точка зрения, согласно которой мораль не включает психологические аспекты индивида, т. е. в нормах морали отсутствует какой-либо индивидуальный фактор. Г.Ф. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит, 1 в том, что и право, и мораль являются разновидностью социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования поведения людей. 2 и право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. Моральный беспредел неизбежно ведет к правовому произволу. 3 и право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость - нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок и осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования. 4 в самом законодательстве мы встречаем юридические термины, имеющие моральный смысл. Право должно защищать простые нормы нравственности. Простые нормы справедливости становятся правовыми лишь тогда, когда они включаются в рамки правовой системы. И функционируют они как правовые, потому что обеспечиваются мерами гос. принуждения. В праве получают закрепление многие ценности морали. Вместе с тем право не может и в принципе не должно противоречить требованиям морали. Создать условия для реализации моральных ценностей – это одно из нравственных требований, предъявляемых к юридическим законам. Закон – это средство, с помощью которого обеспечиваются социально-психологическое единство людей, их безопасность и личная свобода. Закрепляя требования морали, право активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

. В данном взаимодействии важно отметить, что правовые нормы закрепляют свободу совести в конституциях и законах и устанавливают механизм их защиты. Во многих странах существует закон «О свободе совести», где гарантируется свобода совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность замены для верующих военной службы альтернативной гражданской службой. Правовые нормы защищают общество от оккультных религий и тоталитарных сект.

В тоже время такие мировые религии как иудаизм, христианство, буддизм, ислам оказали большое влияние на развитие правовых систем, например, мусульманская правовая система – одна из основных правовых систем современности.

Сходство правовых и религиозных норм состоит в том, что они формализованы и содержательно определены; правовые – в нормативных правовых актах, судебных прецедентах и других источниках права, а религиозные – в Библии (Ветхий завет и Новый завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов.

Принцип взаимодействия права и религии в светском государстве выражается в следующем принципе: «Религия отделена от государства». Это значит, что законодатель ни одну из религий не может установить в виде обязательной, запрещается любая дискриминация гражданина по признаку его религиозной принадлежности, запрещается деятельность любых общественных объединений, направленная на разжигание религиозной розни.

Своеобразие сегодняшней жизни в бывших атеистических советских странах проявляется в возрастании религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного согласия.

 

Религия (от лат.набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад.

 На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).

 На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичныхмононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

 На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. (индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии; мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

 В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

 Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с гос-вом. Так, гос-во посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

ПРАВО И КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ

Поскольку корпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности общественных организаций (профсоюзы, политические партии, предпринимательские союзы, клубы по интересам и т.д.) и соответственно распространяются на членов этих организаций, то следует признать, что в отличие от правовых норм корпоративные нормы не обладают общеобязательностью и не обеспечены государственным принуждением. Это институт гражданского общества, а не государства. Корпоративные нормы соблюдаются членам организации добровольно, а в случае их нарушения возможны общественные меры воздействия на нарушителя. По своему характеру корпоративные нормы могут противоречить нормам морали и нравственности, правовым нормам. Источниками корпоративных норм являются уставы, кодексы общественных организаций. Формальная определенность корпоративных и правовых норм – признак который их объединяет.

Среди правовых норм выделяют локальные правовые нормы, которые схожи с корпоративными тем, что также действуют в пределах определенной организации и распространяются только на членов этой организации (трудовые коллективы). Однако локальные правовые нормы являются юридическими, поскольку права и обязанности, которые они порождают обеспечиваются государственным механизмом.

Право связано с корпоративными нормами тем, что определяет порядок организации и деятельности общественных объединений, характер и пределы регулирования ими общественных отношений.

Корпоративные нормы – это правила поведения, издаваемые организациями или объединениями или исторически сложившиеся в них и регулирующие отношения между их членами.13Корпоративные нормы называются ещё нормами общественного поведения.

По сравнению с моралью, религией и обычаем корпоративные нормы исторически сложились гораздо позже. Для этого потребовалось возникновение относительно независимых от государства различных социальных союзов. Такой процесс называется институционализацией общества. Ранее как институт создавались церковь, средневековые профессиональные цеха, позднее – частные компании, банки, политические партии, профсоюзы, органы местного самоуправления и т.д.

Объективность и закономерность появления корпоративных норм выражается в том, что социальные институты требуют особого, специфического регулирования, отличного от общепринятого в обществе.

Корпоративные нормы создаются самими организациями, закрепляются в их документах (например, Устав Русской православной церкви, уставы профсоюзов, политических партий и других общественных объединений, положениях, программах и др.). Действие таких норм не распространяется на членов общества, не включённых в состав соответствующей организации. Корпоративные акты закрепляют порядок образования, структуру и компетенцию общественных союзов, права и обязанности их членов, внутрикорпоративные санкции за нарушение норм.

Корпоративные акты не должны противоречить нормам законодательства, многие из них должны регистрироваться государством.

Можно назвать следующие отличительные особенности корпоративных норм от других социальных норм:

· как и все социальные нормы, корпоративные нормы характеризуются неперсонифированностью, однако представляется возможным зафиксировать точное количество адресатов локальной нормы в конкретны момент;

· корпоративные нормы отличаются от остальных социальных норм по действию в пространстве.

Роль корпоративных норм на современном этапе развития общества очень велика. По мнению О.В. Мартышина это связано в основном с двумя факторами:

1) демократические общества тяготеют ко всё большей дифференциации и культурному разнообразию. Наблюдается тенденция роста индивидуализма и самосознания людей, что является предпосылкой в нахождении подходящих социальных форм существования;

2) политическая традиция стран Запада строится на основе плюралистической демократии. Власть в обществе, согласно этому, сосредотачивается не только на уровне государства, но и распыляется на отдельные социальные институты. Тогда корпоративные нормы несут большую ответственность.

Развитие локального регулирования ставит перед юридической наукой задачу глубокого изучения внутриорганизационных норм: из признаков, функций, юридической природы. Понимание сущности таких норм в конечном счёте позволит обеспечить более эффективное регулирование общественных отношений.


КЛАССИФИКАЦИИ НОРМ ПРАВА.

Нормы права чрезвычайно разнообразны, классифицировать которые можно по различным основаниям.

В зависимости от роли в регулировании общественных отношений нормы права могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными (не содержат элементов классической структуры нормы).

К нетипичным нормам относят:

нормы-принципы, которые закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности;

нормы-дефиниции, содержащие определения конкретных юридических понятий;

коллизионные, принимающиеся с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами;

оперативные нормы (нормы-инструментарии), которые определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию и др.

Типичных норм большинство. По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) нормы права разделяют на нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и др. отраслей права. Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на:

– нормы материального права, регулирующие содержательную сторону общественных отношений, права и обязанности субъектов права;

– нормы процессуального права, регулирующие порядок осуществления норм материального права.

В зависимости от основных функций права они подразделяются на:

охранительные нормы, рассчитанные на неправомерное поведение и поэтому всегда фиксирующие меры государственного принуждения, юридической ответственности, которые применяются за нарушение правовых запретов;

регулятивные нормы, рассчитанные на правомерное поведение и устанавливающие юридические права и обязанности субъектов права.

В свою очередь регулятивные типичные нормы могут быть:

обязывающими, которые определяют правила должного поведения субъектов;

запрещающими, устанавливающими запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения;

управомочивающими, предоставляющими право на совершение определенных действий.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на:

императивные, носящие сугубо властный, категоричный безальтернативный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон (например, нормы административного и уголовного права);

диспозитивные, которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по вопросам процесса реализации правоотношения (например, нормы гражданского права);

рекомендательные, которые обычно содержат правила поведения, исполнение которых желательно для государства (например, нормы международного публичного права).

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений;

специальные, регулирующие вид, т.е. более узкий круг общественных отношений по сравнению с общими нормами права;

исключительные нормы, которые устанавливают изъятия из общих и специальных норм. Юридической аксиомой является то, что «Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму».

В зависимости от того, в каком источнике права содержатся нормы, они могут быть:

писаными и фиксироваться в нормативных правовых актах, нормативных договорах, в содержании судебного или административного прецедента;

устными и объективироваться в правовых обычаях.

Различают правовые нормы по сфере действия:

нормы общего действия распространяются на всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства и (или) действуют на территории всего государства;

нормы ограниченного действия распространяются только на определенную категорию лиц, например, предпринимателей, военнослужащих, молодежь, лиц, проживающих на территории, загрязненной радионуклидами и (или) действуют на определенной территории (заповедник, пограничная зона, город и т.д.);

нормы локального действия (корпоративные нормы) действуют для отдельных государственных, общественных или частных структур.

В зависимости от характера общественных отношений нормы делятся на:

нормы частного права, защищающие интересы отдельных лиц, индивидуальный интерес (например, нормы гражданского, семейного, права);

нормы публичного права, охраняющие интересы государства, общественный (коллективный) интерес (нормы конституционного, уголовного, административного права).

По времени действия нормы права могут быть:

постоянные, действующие до их официальной отмены;

временные, срок действия которых указан в нормативном акте либо обусловлен особыми обстоятельствами, например, чрезвычайным положением.

В зависимости от способа изложения в нормативных правовых актах выделяют нормы:

прямого изложения, когда все ее элементы изложены в статье нормативного правового акта;

отсылочные, если структурные элементы нормы не располагаются в одной статье нормативного акта, а дается ссылка на другие статьи этого же нормативного правового акта;

бланкетные, когда структурные элементы находятся в различных нормативных правовых актах.


 


СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей (элементов).

У ученых нет единой позиции о структуре правовой нормы. Одни полагают, что правовая норма состоит из трех элементов (гипотеза, диспозиция, санкция), другие выделяют двухэлементную структуру (гипотеза, диспозиция; гипотеза, санкция), третьи доказывают, что структура может состоять как из трех элементов, так и из двух элементов. Отдельные представители называют и пять, и шесть элементов.

Трехзвенная структура определяет норму как логическую, т.е. выявленное логическим путем общее правило, обладающее полным набором признаков, раскрывающих государственно-властную и регулятивную характеристику нормы права; двухзвенная, или реальная структура, представляет собой непосредственно закрепленное в тексте нормативного правового акта веление.

Традиционно считается, что логическая норма состоит из трех составных элементов: гипотезы, которая указывает на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма; диспозиции, содержащей правило поведения, которому должны следовать субъекты права, закрепляющей их права и обязанности; санкции, указывающей на неблагоприятные последствия, меры принуждения, наступающие за неисполнение обязанностей, за нарушение диспозиции.

Формула логической нормы может быть представлена в виде выражения: «если (гипотеза) ... то (диспозиция) ... иначе (санкция) ...».

Такое строение нормы права в виде всех трех названных элементов редко встречается в нормативных правовых актах. Обычно в тексте нормативного акта формулируются два элемента правовой нормы. Третий элемент правовой нормы может находиться в другой статье закона и даже в другом законе. Так, охранительные нормы содержат, как правило, только гипотезу и санкцию, т.е. прямо закрепляют меры ответственности за правонарушение, не формулируя правило поведения, а регулятивные нормы – гипотезу и диспозицию, т.е. прямо предписывают права и обязанности участников правоотношений, но не указывают на санкцию.

Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, в теории права выработаны различные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:

­ одна статья нормативного правового акта содержит одну норму;

­ одна статья нормативного правового акта состоит из двух или более норм права;

­ норма права располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах;

­ в статьях нормативных правовых актов гипотеза или диспозиция опускается, если из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах: прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).

Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.


 


ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

Источник права - это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания.

До настоящего времени не установлен исчерпывающий перечень видов источников права. К основным источникам права относятся: правовой обычай, юридический (судебный, административный) прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, юридическая доктрина, религиозные писания. В научной литературе обосновываются и иные источники права: принципы права, правовые идеологемы, правовое сознание. Кроме того, в каждом государстве существует свой набор источников права, обусловленный историко-правовой традицией их формирования и функционирования. При этом в тот или иной исторический период один источник является преобладающим, а в другой - его заменяет новый.

Правовой обычайправило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, имеющее неписаную форму, но признаваемое государством.

Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системы – юридический документ, принятый субъектами правотворчества, направленный на регулирование общественных отношений и содержащий нормы права.

Юридический (судебный, административный) прецедент – основной источник права англосаксонской правовой системы – решение юрисдикционных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех последующих аналогичных дел.

Договор нормативного содержания предполагает двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, в результате которого возникает новая норма права, не содержащаяся в действующем законодательстве, и не противоречащая ему.

Юридические доктрины – учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов.

Религиозные писания – тексты священных религиозных книг, которые в настоящее время в качестве непосредственного источника права используются в государствах с религиозными правовыми системами, в частности, в мусульманских странах. Это собрания религиозных высказываний, преданий, описаний поступков, правил, сформулированных пророками, их последователями, богословами, регулирующие практически все сферы жизни верующих, в том числе брачно-семейные, наследственные, имущественные отношения. В этих государствах тексты священных религиозных книг (Корана, Сунны, Кияса и др.) могут превосходить силу официальных актов, издаваемых государственными органами.


 


ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РБ

Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юридических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права.

Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.

Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:

 законы; декреты и указы Главы государства; постановления палат Парламента; постановления Правительства; нормативные акты Конституционного Суда (заключения). Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции; постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально; регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов; инструкции, правила, уставы (положения), приказы;

 решения органов местного управления и самоуправления.

 

ДЕЙСТВИЕ НПА ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает возможность их применения к определенным категориям субъектов права.

 По общему правилу нормативные акты, принимаемые в государстве, обязательны для всех субъектов (физических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций), находящихся на территории государства. Однако из данного правила есть исключения. Например, под действие норм избирательного права не попадают определенные категории лиц: несовершеннолетние граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также недееспособные, отбывающие наказание в виде лишения свободы и некоторые другие категории граждан.

 Помимо актов общего действия, существует также ряд нормативных правовых актов специального действия, распространяющихся только на определенные категории лиц (например, сотрудников определенных ведомств, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т. д.), а также внутреннего действия, распространяющихся только на сотрудников какого-либо учреждения, организации.

 Имеются и другие особенности действия нормативных правовых актов, проявляющиеся в отношениях с иностранными гражданами. Так, например, некоторые категории иностранных граждан (дипломатические работники), пользуются полным или частичным дипломатическим иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Вне зависимости от тонкостей юридического перевода законодательной базы страны пребывания они обладают личной неприкосновенностью, не подлежат аресту или задержанию, к ним не могут быть применены иные формы государственного принуждения. В случае совершения такими лицами уголовного или административного правонарушения, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.

 

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно связаны, но полностью не совпадают. Объект науки - это то, на что направлена познавательная деятельность; это некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же - это часть, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Сложность определения объекта и предмета юриспруденции обусловлена двумя факторами:

 - основные общественные науки (философия, социология, политология) наряду с юриспруденцией в той или иной степени исследуют право;

- юриспруденция изучает такое многообразие явлений правовой сферы, что уже сама представляет собой совокупность самостоятельных юридических наук. Связь, существующая между ними, отражает внутреннюю взаимосвязь сфер юриспруденции, однако и демонстрирует их предметные различия, обособленность отраслей юридического знания, их самостоятельность.

Существует позиция, согласно которой теория государства и права имеет два объекта - государство и право, и один предмет. Однако позиция о двух объектах уязвима, поскольку государство изучается теорией государства и права с правовых позиций, рассматривается государство как продукт права, соответственно, можно сказать, что объект теории государства и права - феномен права, как многогранное комплексное явление, исследование которого невозможно без изучения тесно связанных с ним явлений, прежде всего, государства (правовое понятие государства), человека, общества.

Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, закономерности их взаимодействия, систематизированные сведения о основных понятиях, категориях и терминах юриспруденции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.154 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь