Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ТГИП



Содержание метода ТГиП составляют приемы и способы, применяемые в процессе познания предмета, с помощью которых приращиваются новые знания в системе данной науки.

Методология ТГиП– система приемов и способов, используемых для познания предмета науки, раскрытия закономерностей функционирования и развития государства и права.

Чаще всего в ТГиП, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные, частные и специальные.

Общенаучные методы пригодны почти для всех областей знания, а частные рассчитаны на изучение строго определенного предмета и характерны для отдельных наук. То есть критерием классификации является употребление метода в одной или нескольких науках. Данная классификация весьма условна и не содержит четких критериев для деления методов на общие и частные, поскольку тот или иной метод часто одними учеными включается в одну группу, например, считая его общим, а другие – относят к частным методам познания.

В целях получения научно достоверных знаний, важно использовать разные методологические подходы, кроме того, на том или ином этапе развития науки в силу объективных и субъективных причин, тот или иной методологический подход может признаваться преобладающим.

Специальные методы-такие способы и приемы, которые выраба­тываются конкретной наукой для изучения собственных явлений и институтов. Юриспруденция (ТГиП) адаптиро­вала или выработала собственные следующие специальные методы, позволяющие адекватно познавать феномены правовой сферы:

историко-правовой метод;метод правового моделирования;метод сравнительного правоведения (компаративистический);метод правового толкования;формально-логический метод;формально-юридический (нормативно-догматический) и др.

В последнее время учеными-юристами предпринимаютсяпопытки выделить особый методологический подход к изучению юриди­ческих феноменов, выработанный собственно юриспруденцией - юридический - понятийно-правовой метод, способ правового моде­лирования познаваемой действительности, способ познания ее с позиции и в границах права, способ понимания свойств, черт, признаков действи­тельности в качестве правовых характеристик (правовых опреде­лений), правового возраста и измерения действительности.

В рамках юридических наук используется весь комплекс методов, выработанных как самой юриспруденцией, так и другими науками.

7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТГИП.

Юриспруденция как наука о праве и соответствующая учебная дисциплина возникла давно, с появлением такого феномена социальной жизни, как право. До сих пор нет устоявшейся позиции ученых относительно конкретной даты и даже времени возникновения права. Ранее, исходя из марксистско-ленинского подхода, считалось, что право – продукт деятельности государства, а значит, право появилось тогда, когда возникло государство как социальный институт. Многие ученые, поддерживающие такую точку зрения, утверждают, что право, а также и наука о праве появились гораздо раньше государства.

В Средние века в рамках юриспруденции и наряду с другими юридическими науками выделяется такая область знаний, как энциклопедия права, близкая по своему содержанию, предмету к современной теории государства и права, развитие которой привело к тому, что к началу XIX в., по мнению Г.Ф. Шершеневича, она представляла собой соединение юридического, философского и исторического элементов. В то же время, в началеXIX в. в энциклопедии права происходят изменения в ее содержании: сокращается обзор позитивного права, основное внимание уделяется исследованию основных понятий о праве, что приближает энциклопедию права к философии права. Постепенно энциклопедия права по своему содержанию превратилась в теорию права, что и повлекло за собой изменение названия этой отрасли знаний и учебной дисциплины. Наряду с этим с середины XIX в. на Западе получила развитие дисциплина «Современная юриспруденция», которая сохраняется и как учебная дисциплина до сих пор. Известно, что в советской юриспруденции преобладал позитивистский подход к пониманию права: право не исследовалось как самостоятельное, самодостаточное социальное явление; ему придавалась вспомогательная функция продукта государственного развития; не различались право и закон. Так, правом признавались любые решения государственной власти, изданные в официальной форме и обладающие принудительной силой, независимо от их содержания. В настоящее время правовая мысль освобождается от идеологических догм. Очевидно, что необходимы коренная методологическая и мировоззренческая перестройка науки и учебной дисциплины, создание нового комплекса научных знаний. Восстанавливается непозитивистское правопонимание, осознается другое соотношение права и государства, человека, общества и государства, естественные права и свободы человека воспринимаются как концептуальный стержень соотношения права и государства, правового и юридического в праве. Правовая мысль и Беларуси, и России, и других славянских государств на рубеже XIX–XX вв. также характеризовалась непозитивистским подходом к пониманию права. Работы известных ученых-юристов этого времени – С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича и др. свидетельствует об их понимании права как явления, которое можно и нужно исследовать как самодостаточное. Дуализм предмета общей теории права не считался продуктивным. Познание человеческого измерения права (справедливость, закрепление меры свободы, юридического равенства) и правовых характеристик человека (независимость, свобода, чувство ответственности, долга, чести) – основная задача разделов «Теория права» и «Личность, общество, право, государство».

8. МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА. ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОНИМАНИЯ ПРАВА.

Многообразие подходов обусловлено отсутствием единой точки зрения не его сущность. В этой связи существующие дефиниции «государство» в рамках курса «ТГиП» обоснованнорассматривать, исходя из существующих подходов к пониманию категории «право».

В рамках социологического подходагос-во представляется как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков гос-во рассматривается и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от гос-ва, и им же охраняемая.

Исходя из соотношения «власть-человек» может быть два типа публичной политической власти. Если власть осуществляется ради свободы человека, защищает эту свободу и ограничено такой свободой, если подвластные свободны по отношению к власти и участвуют в ее формировании и осуществлении, то это государство. И наоборот, если власть не ограничена свободой подвластных, если она осуществляется ради самой себя, формируя и регулируя все отношения между людьми, то это не государство, а деспотия.

Сам термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти, организованной и действующей именно в условиях, где свободный человек является и целью и источником развития общества и государства.

Правовое, или юридическое понятие государства, суть которого заключается в том, что гос-во рассматривается как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти (В.С. Нерсесянц) – это такая организация власти, которая защищает естественные права и свободы человека. Государственная власть в таком понимании всегда ограничена, пусть даже в минимальной степени.

Помимо рассмотренных подходов к пониманию государства, выделяют:

Теологический взгляд на гос-во, в соответствии с которым оно создано Богом, и им же предопределяется его сущность и функционирование. Игос-во, и право, созданы Богом, а выступать против этого невозможно и бесполезно.

Классический или арифметический подход рассматривает гос-во как совокупность трех элементов – власть или правление, территория и население. Закон, но не право, здесь присутствует для формализации составляющих государства.

Юридический подход к понятию гос-ва рассматривает гос-во в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое, или легистское, получившее развитие в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма.

Технико-кибернетическийподход, где гос-во представлено как особая информационная система, работающая на основе прямых и обратных связей. Данный подход возник в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу, и право выполняет здесь технологическую функцию. Отсюда государство – организация политической власти общества, но в то же время единственный официальный представитель, выразитель интересов общества.





СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

В этой связи существующие дефиниции «государство» в рамках курса «Теория государства и права» вполне обоснованно рассматривать, исходя из существующих подходов к пониманию категории «право».

В рамках позитивистского типа правопонимания, где право и закон не различаются, а государственной властью считают любую организацию публичной политической власти, создающей законы или право – выделяют социологическое и легистское (законническое) понятия государства.

В рамках непозитивистского правопонимания, где право и закон различаются, а государственной признают такую публичную политическую власть, при которой человек обладает свободой – выделяют правовое или либертарное понятие государства.

В целом в рамках социологического подхода государство представляется как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства рассматривается и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства, и им же охраняемая. Разброс приверженцев этого подхода от Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Социологическое понятие государства имеет следующие отправные положения:

– государство – это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего в пределах определенной территории;

– государство первично, оно предшествует закону, а законы, которые оно издает, вторичны;

– закон – это то, чего желает государственная власть, которая может быть регламентирована законом, который в любой момент сама государственная власть может изменить.

Исходя из соотношения «власть-человек» может быть два типа публичной политической власти. Если власть осуществляется ради свободы человека, защищает эту свободу и ограничено такой свободой, если подвластные свободны по отношению к власти и участвуют в ее формировании и осуществлении, то это государство. И наоборот, если власть не ограничена свободой подвластных, если она осуществляется ради самой себя, формируя и регулируя все отношения между людьми, то это не государство, а деспотия.

И здесь важно помнить о том, что сам термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти, организованной и действующей именно в условиях, где свободный человек является и целью и источником развития общества и государства.

Легистское, или законническое понятие государства определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство – это то, что предписывают законы о разделении властей, о компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти. Г. Кельзен так рассматривал основные элементы государства: население государства – это люди, на которых распространяется действие законов этой страны, государственная территория – это пространство, в котором действуют законы, а государственная власть – это сами предписания законов, действующих в определенном пространстве и по определенному кругу лиц.

.Правовое, или юридическое понятие государства, суть которого заключается в том, что государство рассматривается как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти (В.С. Нерсесянц) – это такая организация власти, которая защищает естественные права и свободы человека. Государственная власть в таком понимании всегда ограничена, пусть даже в минимальной степени, свободой граждан, законы в таком государстве предоставляют свободу подвластным, а государственная власть защищает свободу, безопасность и собственность подвластных. Таким образом, исходя из правового, или юридического понятия, государство – это такая государственная власть, которая:

– верховная, но не всесильная, действующая не произвольно, по закону, созданному ей самой, а по праву;

– введена в правовые рамки, опосредована и обуздана правом, понимаемым как мера свободы человека, ограниченная свободой граждан;

– граждане – полноправные участники государственно-правового общения.

Данное понимание государства рассматривается в рамках непозитивизма и иногда именуется либертарным.

Отдельные авторы несколько иначе рассматривают понятие и сущность государства, не связывая их с различными типами правопонимания, и помимо рассмотренных подходов к пониманию государства, выделяют теологический, классический или арифметический, юридический, технико-кибернетический и др. подходы. Несколько иначе представляют они и уже рассмотренные концепции государства.

Теологический взгляд на государство, в соответствии с которым оно создано Богом, и им же предопределяется его сущность и функционирование, возникнув в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии сложился в иудаизме, христианстве, исламе и ныне существует в Саудовской Аравии, ОАЭ, Непале и других государствах. Согласно этому подходу и государство, и право, созданы Богом, а выступать против этого невозможно и бесполезно. Вся государственно-правовая жизнь должна сообразовываться с религиозными догмами и заветами, которые в той или иной мере базируются на человеческих ценностях, среди которых такие как свобода и независимость отсутствуют.

Классический или арифметический подход рассматривает государство как совокупность трех элементов – власть или правление, территория и население. Закон, но не право, здесь присутствует для формализации составляющих государства.

Юридический подход к понятию государства рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое, или легистское, получившее развитие в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма.

Наконец, технико-кибернетическийподход, где государство представлено как особая информационная система, работающая на основе прямых и обратных связей. Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу, и право выполняет здесь технологическую функцию.

Таким образом, государство – организация политической власти общества, но в то же время единственный официальный представитель, выразитель интересов общества.



ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Признаками государства принято считать те черты, которые отличают государство от иных организаций или догосударственных образований.

Признаки государства могут быть представлены условно двумя группами:

внешние (формальные): общесоциальные; специфические; атрибутивные;

внутренние, заложенные публично правовой природой государства.

Общесоциальными признаками являются наличие общности людей, связанных между собой различными общественными отношениями, и публичной властью, которая регулирует эти общественные отношения, в том числе, и посредством принуждения. В свою очередь, власть должна быть верховной (составляющей понятие суверенитета); легитимной (признание власти со стороны населения, согласие подчиняться ей); юридически обусловленной (государство должно осуществлять свою власть в пределах законов), а также власть должна устанавливать общеобязательные предписания для исполнения всеми в пределах этого государства.

Специфические признаки означают:

­ наличие специальных органов, составляющих аппарат государства, в котором происходит централизация, т.е. сосредоточение власти публичной. Только в государстве этот аппарат состоит из профессионалов, людей, занятых управленческим трудом как основным родом занятий;

­ привлечение общесоциальных материальных ресурсов, в частности, налогов, требующихся для решения общесоциальных задач и на содержание аппарата государства;

­ обладание определенной территорией (пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть).

Атрибутивные – гимн, флаг, герб, государственные символы и др.

В этом смысле государство – есть публично-организованная власть, управляющая делами общества в пределах определенной территории, которая обладает определенной атрибутикой, позволяющей идентифицировать то или иное государство.

Анализируя признаки государства единым блоком, не разделяя их на группы, выделяют такие неотъемлемые признаки государства, как:

территория, включающая землю и ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной поверхностью, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов, действующие под флагом данного государства;

население, охватывающее совокупность граждан (подданных), проживающих на территории данного государства;

наличие особой публичной власти, которая, как правило, состоит из аппарата управления и аппарата принуждения;

суверенитет, означающий, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене.

налоги и сборы, понимаемые как принудительные поборы с населения, взимаемые в особом порядке и направленные на содержание публичной власти).



ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.

Функции государства – это основные направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, учитывая длительность осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства; по сфере государственной деятельности различаются внутренние и внешние функции государства. Функции подразделяют также на охранительные и регулятивные.

В настоящее время чаще всего предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. В этом случае выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

экономическая, обеспечивающая нормальное функционирование и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.;

политическая, поддерживающая обеспечение государственной и общественной безопасности, социальное и национальное согласие, охрану суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.;

социальная, заключающаяся в охране прав и свобод всего населения или его части, осуществлении мер по удовлетворению социальных потребностей граждан, поддержании необходимого жизненного уровня населения, обеспечении необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.;

идеологическая, состоящая в поддержке определенной идеологии, организации образования, науки, культуры и т.д.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь