Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как воспитывать в духе религиозного экуменизма и жить диалогом веры ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Прежде всего необходимо, чтобы каждый участник экуменического диалога оставался верен своим взглядам по вопросам религии и Церкви, своей совести. Также само собой разумеется, что целью экуменического диалога, основанного на уважении мнения собеседника, должна быть ойкумена Бога. В связи с этим встает вопрос: как жить диалогом веры? Римско-Католическая Церковь подняла теологический аспект этой проблемы в конституциях "Свет народам" (13-16) и "Радость и надежда" (12-22); миссионерский - в декрете "О миссионерской деятельности Церкви" (12-22); пастырско-экуменический аспект прежде всего в декрете "Об экуменизме" (касающемся христианских Церквей), в декларации "Об отношении Церкви к нехристианским религиям" (касающейся монотеистических и мировых религий), в конституции "Радость и надежда" (касающейся фундаментальных стремлений человека). Достоинство этих документов состоит в том, что, с одной стороны, они подчеркивают важность проблемы спасения в католическом вероучении, а, с другой стороны, освещают ее в экуменическом аспекте. Как можно представить в общих чертах отношение "человек-Бог" и "Бог-человек" в истории спасения? Попытаемся указать возможные "спасительные средства", которыми характеризуется опыт спасения. а) "Живой человек", любящий жизнь, является "местом" спасения. Каждый человек уже фактом рождения является носителем жизни/спасения и поэтому свидетельствует о живом Боге (ср. Быт 1). В самом деле, принимая во внимание божественный план спасения, нельзя утверждать, что "вне Церкви нет спасения", но спасение только внутри. Сегодня подчеркивается важность Быт 1.27 (человек является образом Божиим) и Быт 2.15. Основываясь на этих текстах, можно говорить о завете Бога через Адама со всем человечеством (космический и антропологический завет). Речь идет не о том, чтобы "поймать" неверующего, но чтобы открыть причины уважения к человеку, вытекающие из самой сути нашей веры. Можно, следовательно, утверждать, что каждый человек, живущий в конкретной культурной и религиозной среде, имеет опыт отношений с живым Богом. В этих отношениях рождается доверие к Богу и реализуется история спасения. То есть сам человек является исходным пунктом в экуменическом диалоге. Как происходит это "спасение без Евангелия"? Собор оставляет невыясненными обстоятельства, в которых проявляются спасительные возможности пасхальной тайны, довольствуясь лишь утверждением факта. Старая теология давала довольно негативную оценку человеку, являющемуся религиозным по своей природе, и "натуральной религии". б) Живой человек, ищущий Бога, является "местом" спасения. Это говорится о тех, кто "искренне ищет Бога", о "тех, кто еще не пришел к ясному понятию и познанию Бога и старается, не без помощи благодати, достичь правильной жизни", о тех, которые "ищут неведомого Бога в призраках и в идолах", и о тех, которые "знают Творца". Конституция "Свет народам" подчеркивает, что все эти люди "в различных способах принадлежат к народу Божиему". Собор, следовательно, подчеркивает глубокие религиозные стремления человека, которые находят свое выражение в великих религиях. Среди последних Собор упоминает индуизм, буддизм и другие.
9. Как понимать выражение "Вне Церкви нет спасения" ("Extra Ecclesiam nulla salus") ?
Прежде всего, должен напомнить, что это утверждение являлось предупреждением со стороны Отцов Церкви тем христианам, которые искали спасения вне Церкви. Речь шла, таким образом, о предупреждении, относящемся только к христианам. Говоря о спасении в глобальном аспекте, необходимо отметить, что в настоящее время акцентируется первоначальная ценность опыта спасения, заключающегося в том, что исходным пунктом спасения является жизнь, религиозная и церковная среда, в которой живет человек. Именно благодаря этой первоначальной вере человек начинает спасаться (ср. GS 16; UR 3). Является логичным, таким образом, утверждение, что каждый человек должен иметь полное согласие со своей позицией спасения и давать свидетельство о ней. Поэтому верующий, принадлежащий Церкви Христовой, не может не чувствовать обязанности жить и проповедовать спасение тем способом, которого требует вера в Евангелие Христово и вера в Его Церковь, то есть в Римскую Церковь. И в этом измерении веры перед христианином, принадлежащим к Католической Церкви, открывается важность задачи, о которой говорит документ "Dialogo e annunzio": "Не должно казаться подозрительным, но совершенно естественным, что и последователи других религий могут искренне желать того, чтобы их веру принимали. Каждый диалог означает взаимность и старается устранить страх и агрессивность" (п.83). Первоначальная вера, однако, не исключает возрастания в вере. Все должны приближаться к живому Богу все более и более. Трудным и, возможно, противоречивым занятием может оказаться попытка соединить вместе разные религии. Но необходимо: а) развивать веру в Божию любовь в соответствии с имеющимся у каждого из нас опытом Бога в жизни; б) уважать веру других в Божию любовь в соответствии с их опытом; в) совершенствоваться самим и способствовать развитию других в любви к Богу как совместному пути и опыту.
Заключение
Документ " Об экуменической формации в поместной Церкви", в третьей части, а также новая Инструкция предлагают указанные методы воспитания в духе экуменизма. Для реализации молитвы Иисуса "да будут все едино" и для спасения всего человечества во Христе (1 Тим 2.4) необходимы молитва и терпение, а также конкретные дела сострадания и любви. В общинах необходимо создать христианский стиль диалога. Тема экуменизма должна занимать видное место в проповеди, катехизации, литургии, а также в теологии. Экуменическая молитва должна иметь место в течение всего литургического года. Кроме того, необходимо общее свидетельство в служении человеку. Надеюсь, что еще в этом тысячелетии в Москве состоится братская встреча Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II (а почему бы нет?), а также совместное совершение Евхаристии, которая является Пасхой Господа, "таинством благоговейным, знаком единения и узами любви" (св. Августин). Надеюсь также на совместное богослужение к Пресвятой Богородице, почитаемой католиками и православными и являющейся Матерью Бога и Церкви, знамением твердой надежды и утешением странствующему Народу Божию (LG 68).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 "Oikoumene" означает "общий дом, обитаемый дом, обитаемая земля, обитаемый мир". В христианстве это слово стало с IV века употребляться в значении "универсальный", а впоследствии - "Универсальной (Вселенской) Церкви". В наши дни под экуменизмом понимают движение за восстановление единства Церкви. 2 Достаточно вспомнить слова mons. Bonomelli, епископа Кремоны, который утверждал, что делегаты, присутствовавшие на Эдинбургской конференции, имели глубокую веру в установление прочного фундамента для согласия и дальнейших дискуссий, которые способствовали бы единению всех верующих во Христа. 3 Это движение возникло в 1921 г. Первым его председателем был John R. Mott, исполнительным секретарем - J.H. Oldham. В 1961 г. это Движение слилось с Всемирным Советом Церквей. 4 Инициатором этого движения был Nathan Soderblom, лютеранский епископ Упсалы (Швеция). Убежденный в том, что "объединяет только жизнь, а вероучение разделяет", он разработал план экуменической организации, в которой христиане чувствовали бы себя объединенными, а доктринальные различия не имели бы значения 5 Движение "Вера и порядок" возникло как форум для разрешения доктринальных вопросов. Инициатором его являются епископ Американской Епископальной Церкви Charles Brent и его ближайший помощник адвокат Н. Cardiner. Целью Движения была разработка общего символа веры (вера) и общей церковной структуры (порядок). 6 I часть: 14.05.1967; II часть: 16.04.1970 7 16.04.1970 8 Здесь следует отметить деятельность так называемого "Оксфордского движения" в 1864 - 1865 гг., представителя Англиканской Церкви Pusey'a и кардинала Джона Генри Ньюмана (John Henry Newman) (1801 - 1890; принял католицизм в 1845 г.); знаменитые "Малинские беседы" между представителями Англиканской и Римско-Католической Церквей; деятельность кардинала Disire Merrier и лорда Halifax'a (пять встреч в 1921 - 1926 гг.), аббата Couturier из Лиона (1953), основавшего "Домбскую группу". Девизом Couturier было: не молиться более о возвращении иных, но молиться об освящении всех. Именно это требуется каждому ученику Христа. 9 Spenser Jones, Paul Wattson 10 UR 3: все христиане являются братьями в Господе. 11 UR 11: Церковь следует за Христом! 12 Иоанн XXIII: выступление 11.10.1962; UR 6 13 Dialogo e annunzio, n.41.
«Теология» №3 1994 Москва, cтр. 153-166
http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/antonini_o_vospitanii/ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы