Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нехорошесть многомирного бессмертия



Однако многомирное бессмертие не есть приятное бессмертие – множество миров, где я выживу, но буду сильно травмирован, очень велико. Однако всегда найдётся мир, где меня исцелят.

Аналог смерти здесь – состояние слепое, мучительно страдающее существо, то есть пик страданий.

Можно также рассуждать на тему, что моё старение в ходе жизни приведет к сужению объема переживаемого опыта до некого минимального сознания, предкомы, которая никак не может закончится смертью в силу многомирного бессмертия, но которое по сути будет ей эквивалентно, так как моё сознание будет почти сжато в точку. То есть оно будет иметь объем буквально несколько битов. Возражение состоит в том, что последний момент ясного сознания может вполне состыковаться с первым моментом ясного сознания после пробуждения, как оно обычно и бывает после глубокого сна или забытья. То есть для ясного сознания всегда найдется следующий момент ясного сознания в силу многомирного бессмертия. Оно перескочит через период полукомы, никак не запомнит его.

Еще одно возражение состоит в том, что те же рассуждения, которые применимы к многомирному бессмертию, применимы и к засыпанию – всегда найдется тот мир, где я не заснул в следующую секунду, и из этого делается вывод, что неизбежна бесконечная бессонница. На самом деле в момент засыпания сознание человека не прерывается, просто память становится короче, а сознание более суженным. Но опыты по самонаблюдению говорят, что момент засыпания вполне можно уловить. Во-вторых, как я показал выше, сознание перескакивает через моменты максимально суженого сознания, то есть, если вместо засыпания взять впадение в кому под действием наркоза, то из последнего мига сознания будет следовать первый миг сознания после пробуждения.

 

ММБ как универсальный исполнитель желаний

 

Многомирное бессмертие можно превратить в универсальный исполнитель желаний. Для этого надо сделать устройство, которое измеряет некой условие, и в зависимости от него или убивает человека, или оставляет жить. Таким образом, он выживает только в тех мирах, где это условие исполнилось (или устройство сработало неправильно).

В частности, если человека заморозить в жидком азоте, то через 100 лет его разморозят только в той цивилизации, которая преодолела все глобальные риски.

Если есть два класса миров, реальные и матрицы (симуляции), и среди этих матриц есть подкласс матриц (сколь угодно малый), которые настроены на постоянное выживание меня, то рано или поздно этот подкласс станет доминирующим в моём опыте. Примером такого класса матриц, могут быть матрицы, создающие действующие модели разных религиозных систем.

 

Возражения против ММБ

 

Возражения ММБ группируются по объектам своего приложения, и обычно они направлены на одну из двух посылок – или на актуальную бесконечность вселенной, или на достаточность копии для бессмертия.

Атаки, нацеленные на идею актуальной бесконечности вселенной:

Невероятные ситуации, где выжить нельзя: Известно возражение против многомирного бессмертия: есть ситуации, в которых совсем невозможно выжить. Например, космический корабль падает на Солнце. Однако есть доля миров, где космонавту только снится, что он падает на Солнце. Кроме того, есть доля миров, где это событие создаётся в компьютерной симуляции, и часть этих симуляций симулирует «чудесное спасение». В целом, можно отметить, что как бы ни была мала доля симуляций, она будет возрастать по мере сокращения доли реальных миров.

Наблюдаема вселенная конечна и недостаточна для многомирного бессмертия, а ненаблюдаемая не является актуальной. Но если так утверждать, то тогда надо признать необходимость сознания для актуальности бытия, что делает сознание необходимой и потому бессмертной частью вселенной.

Есть ряд возражений, связанных с непониманием идей о космической инфляции и о том, насколько она доказана. Здесь надо отсылать к статье тегмарка, где показано много разных способов возникновения очень большой вселенной.

Атка на идею о бесконечности – здесь ответ в том, что не нужно актуальной бесконечности, а нужно актуальность очень больших размеров, порядка 10 в степени 10 в степени 28.

Атаки на актуальность – все, что находится за пределами светового конуса не актуально. Но его нельзя признать несуществующим, потому что, например, в будущем оно может стать наблюдаемо. А значит, оно может стать наблюдаемо, и значит, актуально.

 

Атаки на то, что актуального существования копий достаточно. Если мы согласны с актуальным существованием копий, то всю бесконечную вселенную из истории можно убрать, и достаточно оставить пример, где есть две планеты, одинаковые во всех отношениях, до момента смерти, и затем они начинают различаться тем, что на одной из них я умираю, а на другой нет. Здесь ответ в том, что я не знаю, на какой из них я нахожусь, и если считать меня только информацией, я нахожусь на обеих сразу. Если считать не только информацией, то сразу возникает некая идея о душе, которая может быть бессмертна иным образом.

Возражение, состоящее в том, что копий много, и они плавно размазаны по всему спектру – то есть, есть копии, отличающиеся на 1 бит, на 2 бита и так далее. Но в будущий момент времени у меня и так есть шанс измениться на несколько бит разницы в описании

Атаки на полезность – даже если ММБ верно, я обнаружу себя больным стариком скорее всего. Да, но можно объединить с крионикой, и тогда больше шансов обнаружить себя воскрешенным.

Атака на суммарную ожидаемую жизнь – если сложить множество будущих жизней, умноженных на вероятности их реализации, то сумма будет продолжить убывать с течением времени, то есть ожидаемая полезность будущей жизни будет продолжать убывать, несмотря на ММБ. Возражение здесь в том, что одной жизни достаточно, чтобы я был жив. Пример: представим себе, что есть кошелек с постоянно убывающим количеством денег – но при этом как бы оно в нем ни было, сам кошелек существует. Или: хотя с моей точки зрения шанс дожить до 140 лет мизерен, если отсечь все варианты, где я умираю, то он перестает быть мизерным. Будет ли это три горы, или три песчинки – это все равно число три.

Концепция многомирного бессмертия в форме «квантового бессмертия» постепенно распространяется по миру, есть научная критика её. Jacques Mallah. Many-Worlds Interpretations Can Not Imply 'Quantum Immortality‘ http://arxiv.org/abs/0902.0187

Суть критики: цель бессмертия, по мнению Маллаха, – увеличить количество актов наблюдений (observer-moments), и в момент смерти интеграл их количества по всему времени и всему множеству будущих миров резко снижается. Однако если интерпретировать бессмертие как физическое существование хотя бы одной цепочки непрерывной последовательности состояний наблюдателя, то есть хотя бы одной моей копии, живущей бесконечно долго, то это опровержение не работает.

 

 

Атака на то, что эта идея вредна, так как подстрекает к самоубийству для ее проверки и ослабляет мотивацию бороться за жизнь и бессмертие. Основной момент критики – что вера в МБ побудила некоторых молодых людей совершить самоубийство, чтобы проверить теорию (в частности, дочь Эверетта покончила собой, но она страдала шизофренией), а других – снизить уровень контроля за своей безопасностью.

 Эта идея не достаточно доказан, и кроме того, говорит о том, что хотя самоубийство невозможно, искалечится вполне реально, и потому ни один рациональный агент не станет использовать или тестировать ММБ. Если говорить о психике неустойчивых людей, то она подвержена и другим влияниям.

Очевидно, что не смысла кончать собой, чтобы проверить эту теорию – так как даже если она верна, то, скорее всего, выживешь в виде инвалида. Вполне достаточно дождаться возраста в 120 лет и сравнить вероятность своего выживания с вероятностью выживания других людей, находившихся в равных условиях.

Одно из возможных возражений состоит в том, что человеческое сознание имеет квантовую природу, но при этом многомирная интерпретация квантовой механики неверна. В этом случае сознание обладает, возможно, бесконечной сложностью (и может быть, порядок этой бесконечности больше, чем число возникающих вселенных.)

 

 

Растворение в океане случайности – есть идея о так называемых Больцмановских мозгах, то есть случайно возникающих из вакуума актах сознования. Мы не являемся ими, так как больше шансов вырасти на реальной планете. Но по мере сползания во все более невероятную ветвь реальности, мои шансы не быть Больцмановским мозгом слабеют. В результате моё бытиё становится как бы более хаотическим и менее реальным, что грозит теоретически исчезновением разницы между бытием и небытием, а с практической точки зрения неясно, как это будет выглядеть.

 

Другое известное возражение против многомирного бессмертия – если я бессмертен, то я должен обнаруживать себя в середине своей жизни, согласно принципу Коперника, то есть иметь бесконечно большой возраст, а это не так. Но: 1) это здесь не применимо, если учесть всё множество состояний-наблюдателя. Большая часть этого множества будет приходится на ранние годы жизни наблюдателя. 2) рассуждение о многомирном бессмертии действует и в обратную сторону – то есть существуют такие миры, в которых я имею бесконечно длинную предысторию, но не помню о ней.

 

Другое возражение состоит в том, что если есть мои точные копии, и есть копии, отличающиеся на 1 бит, на 2 бита, то каким образом вообще провести границу? Но вопрос этот выходит за пределы МБ. Он применим и к этом миру – на каком основании я могу считать своё будущее состояние собой? – ведь можно представить ситуации резких изменений, например инсульта, лоботомии. Можно сказать так: я готов считать собой то будущее состояние, которое считает меня своим прошлым. Но это уже надстройка над измеряемыми фактами.

Любой, кто отрицает многомирное бессмертие, автоматически признаёт, что верно по крайней мере одно из двух:

А) Вселенная конечна (и есть некая сверхприродная сила, её ограничивающая).

Б) Человек не тождествен своей точной копии. (То есть человек имеет душу, не являющаяся информацией).

Таким образом, отрицание многомирного бессмертия носит идеалистическую природу.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь