Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Парадигма Берлинской группы изучения мудрости



Эта научная парадигма определяет мудрость как зна­ние об основополагающих прагматических сторонах *изни, в том числе интерес к жизненному поведению, к Цели и смыслу жизни145.

Считается, что мудрость должна отвечать пяти кри­териям: 1) обширные знания прагматики (или фактов) *изни, по-настоящему высокий уровень информирован­ности; 2) обширные знания о том, как использовать эту пРагматику, — «ноу-хау» в области принятия решений, Разрешения конфликтов и т. д.; 3) знание многих жиз­ненных тем и ситуаций, таких, как я сам, семья, школа, Работа, и понимание того, как они связаны между собой, как они меняют друг друга и влияют друг на друга; ' Признание различий в верованиях и ценностях и толе-


 


95


рантное отношение к этим различиям (это не равно сильно нравственному релятивизму); 5) признание су ществования неопределенности и умение справляться с ней, толерантное отношение к неоднозначности (cor ласие с тем, что у знания есть границы и мы никогда не сможем со стопроцентной точностью предсказать, что произойдет в будущем). Человек, обладающий глубоким знанием жизни, может считаться мудрым, если отвечает всем этим пяти критериям.

Важно, что мудрость не зависит от высокого уровня когнитивных или технических познаний. Мудрость -это сочетание интеллектуальных качеств с глубоким по ниманием эмоций и мотивации. Опыт решения слож ных жизненных проблем (и соответствующая натрени рованность) стимулируют развитие мудрости146.

Исследователи из Берлинской группы изучения муд рости обнаружили, что вопреки распространенному мнению мудростью может обладать человек любого воз раста147. Она стремительно растет в отрочестве и юно сти, но может перестать меняться в зрелом возрасте.

Теория Стернберга: мудрость как баланс

Согласно этой теории, мудрость представляет собой сочетание практического интеллекта и неявного знания, применяемое к решению проблем с целью достичь обще го блага148. Этот имплицитный элемент, на который об ращал внимание еще Аристотель, Стернберг интернре тирует как гибкость и способность улавливать нюансы-которые нельзя усвоить ни из какого формализованного свода правил. Эта теория придает большое значение ба лансу как критерию мудрости.

Например, мудрость подразумевает сохранение ба ланса между множественными интересами, включая внутриличностные (собственные), межличностные (людей вокруг) и внеличностные (вещи, которые был!' бы хороши для всех, интересы крупных организаций

96


общества, страны, окружающей среды). Мудрость так-ясе включает баланс между способами реагирования на ситуацию и окружающую обстановку. Например, столкнувшись с некоей ситуацией, мы можем приспосо­биться к ней, придать ей такую форму, чтобы она при­способилась к нам, или выбрать новую окружающую обстановку, которая больше соответствует нашим по­требностям и действиям.

Мудрость обычно требуется в ситуации, когда нуж­но справиться со сложными проблемами, затрагиваю­щими множество конкурирующих интересов и допуска­ющими множество стратегий реагирования. Плодом мудрости является суждение или совет относительно того, как можно решить эти проблемы в интересах об­щего блага149.

Советы и подсказки

Пробуждение мудрости

Создайте образ, который для вас символизирует мудрость, и вступите с ним в диалог. Это может быть мудрец, философ, старый друг, родственник или учитель.

Обе представленные выше модели имеют свои досто­инства. Акцент на балансе, безусловно, важен, однако понятие «общего блага» несет в себе скрытую оценку. Берлинская парадигма кажется достаточно полной, но еи недостает важнейшего имплицитного компонента мУАрости, и она производит впечатление слишком слож­ной. И ни одна из моделей не говорит нам о том, что мо-*ет являться одной из важнейших составляющих муд­рости, — о способности предвидеть долгосрочные пос-ЛеАствия своих действий150.

1 Б°нивелл


Позитивное старение

Процесс старения является серьезным вызовом, с которым рано или поздно сталкивается подавляющее большинство людей. Хорошая новость — сейчас мы живем дольше. Плохая новость — старение не пользу ется особенным уважением в СМИ и в обыденном соз нании. В ответ на просьбу назвать первое, что ассоци ируется у них со словами «пожилой человек», боль шинство опрошенных используют такие слова: «мудрый», «медлительный», «больной», «дряхлый» и «слабый»'51. Однако, как мы знаем из предыдущей ча сти этой главы, мудрость не связана с возрастом (рас пространенное мнение в данном случае оказалось не правильным). Так насколько же верны другие наши стереотипы (которые к тому же сплошь негативны)? Мы охотно перечисляем признаки, свидетельствую щие о том, как нас не щадят годы. Старение связано с ослаблением физических и сенсорных функций, слу­ха, зрения, способности различать вкус и смаковать. Часто говорят об ухудшении когнитивных способно стей и о трудностях при попытке вспомнить чье-то имя. Сокращение социальных контактов и в конце концов одиночество тоже, похоже, неотделимы от это го неизбежного процесса. Однако должно ли это не пременно быть так?

На самом деле данные исследований говорят о том. что большинство людей старше 65 лет вполне здоровы. Обширный опрос, проведенный в середине 1990-х го дов, показал, что 73% людей в возрасте от 78 до 84 лет не страдали ни от одного из инвалидизирующих состоя ний; об этом же заявили 40% людей старше 85 лет'52. Во преки существующим стереотипам многие проблемы со здоровьем могут быть решены с помощью правильной диеты и физических упражнений. Никогда не поздно начать вести здоровый образ жизни, наш организм уди вительно незлопамятен. Например, за пять лет можно избавиться от всех негативных последствий даже очень

98


интенсивного курения. Правильная «эксплуатация» на­шего организма творит чудеса!

Даже с ухудшением когнитивных способностей (включая память) в действительности можно бороться, используя довольно скромный набор упражнений. На самом деле мозг пожилых людей продолжает создавать новые нейроны и не теряет столько старых, сколько счи­талось раньше1". Он даже может довольно хорошо осва­ивать новое. Выражение use it or lose it (пользуйся им или потеряешь его) в данном случае крайне уместно, как и применительно к сексуальной жизни. Однако фун­даментальное значение для поддержания эффективного функционирования в когнитивной сфере имеет уверен­ность в том, что человек может научиться и запомнить.

Американский психиатр Джордж Вайлант более 30 лет работал с двумя группами мужчин (с их 50-летне­го возраста до 70—80 лет), изучая процессы старения. Он обнаружил шесть факторов, которые (вопреки ожидани­ям) не предопределяют «здоровое старение»: предки-дол­гожители (сколько прожили родители человека), уровень холестерина, социальный класс родителей, хорошая об­становка в детстве, уравновешенный темперамент в детст­ве (по оценкам родителей) и стресс. Л вот следующие семь факторов предопределяют качество старения: не быть заядлым курильщиком или бросить в молодом воз­расте (примерно до 45 лет), зрелые защитные механизмы (обсуждавшиеся выше в этой главе), не злоупотреблять алкоголем (с умеренным потреблением проблем нет), здо­ровый вес, стабильный брак, физические упражнения и продолжительность учебы (чем больше, тем лучше).

Кажется, что при условии некоторой работы над со­
бой и отсутствии непредсказуемых событий (таких, как
Удар молнии) успешное старение сводится к некоторым
Усилиям и к тому, чтобы не относиться к себе слишком
Серьезно. Более того, можно не только избежать многих
Негативных аспектов старения, но и усмотреть в пожи­
лом возрасте некоторые позитивные и потенциально
сИльные стороны154.
4-                                                                                                                                                                   99


Так, пожилые люди менее подвержены тяжелым фор мам депрессии по сравнению с молодыми. Они испыты­вают меньше негативных эмоций, чем молодые люди, но то же количество позитивных. Они эмоционально слож нее (например, могут испытывать радость и грусть в од но и то же время) и более удовлетворены жизнью. У них более глубокие и близкие отношения с людьми, и они по лучают больше удовлетворения от отношений. Хотя об щее число социальных связей снижается, это происходит вследствие сокращения общения с необязательными зна комыми, а не из-за того, что меньше времени тратится на приятные контакты. Поскольку время становится более важным фактором, пожилые люди более тщательно и стратегически взвешенно выбирают знакомства. Глубо­кие социальные связи и обязательства защищают от ког­нитивных расстройств, включая слабоумие. Пожилые люди обычно отличаются прекрасной памятью на эмоци­онально важные вещи. Они лучше проявляют себя в меж­личностном общении, лучше умеют видеть межличност ные проблемы с разных точек зрения. Например, обсуж дая ссору, пожилые пары выражают меньше негативных эмоций и больше привязанности к своим партнерам, чем молодые155. Что по-настоящему важно, так это степень во­влеченности пожилых людей в жизнь. Успешное сохране ние нормальных, личностно значимых занятий (интелле­ктуальных, физических или общественных) считается еще одним залогом успешного старения. К примеру, ис следователи наблюдали очень успешный процесс старе­ния и примеры долголетия в кибуцах. Дело в том, что там уйти на пенсию не значит перестать работать; обязанно сти у человека сохраняются, характер деятельности обычно меняется в зависимости от способностей и име­ется обширная социальная поддержка156.

Ощущение контроля над ситуацией, возможность делать выбор и позитивное отношение к происходящему также имеют огромное значение157. Люди, которые ощу­щают себя моложе своих сверстников, имеют более вы­сокий уровень внутреннего контроля. Позитивные ус-

100


тановки коррелируют с хорошей памятью, долголетием, хорошим здоровьем, благополучием и желанием жить.

Вопреки распространенному мнению, старение во­все не обязано быть неприятным опытом. Позитивное старение может «добавить жизни летам, а не просто лет жизни»158. Вместо того чтобы относиться к старению как к негативному процессу, более адекватно было бы считать, что у всех жизненных этапов есть свои плюсы и обретения, как и свои минусы и потери. Все зависит от того, как посмотреть. Мы обычно не обращаем вни­мания на негативные аспекты детства, такие, как зави­симость, несвобода, недостаток знаний и умственных способностей, так почему же мы должны зацикливаться на недостатках старения? К изменениям, которые при­носит нам возраст, лучше всего относиться как к вызо­вам, на которые можно с успехом ответить (посредст­вом адекватных установок и ухода за собой), и даже из­влечь из них положительный опыт.


10. СВОБОДА ВЫБОРА

И КАК ЕЕ ПЕРЕЖИТЬ

В 1970 году американский футуролог Элвин Тоф флер написал книгу «Шок будущего» — судьбоносный социологический шедевр, посвященный тому, какое бу дущее нас ждет и как мы можем научиться с ним справ ляться159. Термин «шок будущего» описывает, что проис ходит, когда люди перестают справляться с глубокими и стремительными изменениями и огромным объемом информации, которые несет супериндустриальная ре волюция. Книга, написанная почти 40 лет назад, остает­ся актуальной и сегодня, вопреки известному тезису, в соответствии с которым быстрее всего устаревают книги о будущем. Не все, но многие предсказания Тоф-флера сбылись: современные студенты сами выбирают себе курсы и «составляют» свое образование; браки с 18 лет и до тех пор, «пока смерть не разлучит нас», те перь бывают только в сказках; гомосексуальная семья с детьми стала просто одной из форм семейного союза, принятых в цивилизованных обществах.

Одна из главных тем, проходящая красной нитью через всю книгу Тоффлера, — проблема неограничен­ного выбора и свободы, которые парадоксальным обра­зом могут отнять у нас нашу собственную свободу. В начале 1970 х, когда всех волновали недостаточность выбора и нарастающая стандартизация, Тоффлер пре­достерегал от беспримерного избытка выбора, возни­кающего в результате роста благосостояния и совер­шенствования технологий. Первые симптомы, позво­ляющие сделать такое предсказание, проявились уже тогда. Между 1950 и 1963 годами количество разных видов мыла и моющих средств, продававшихся в аме­риканских супермаркетах, выросло с 65 до 200. В 1970-х покупающий автомобиль человек вынужден был не­сколько дней тратить на изучение различных марок, моделей и вариантов комплектации, чтобы сделать вЫ-

102


бор- Перед промышленностью уже стояла угроза пере­производства.

Тоффлер рисует мрачную картину общества, в ко­тором сверхвыбор стал нормой. Решения даются труд­нее и требуют гораздо больше усилий. Нам нужно вре­мя, чтобы собрать и изучить всю существенную ин­формацию даже о самых тривиальных вещах, таких, как стиральная машина (или — в наше время — мо­бильный телефон). Таким образом, увеличение числа альтернатив ведет к увеличению объема информации, которую нужно обработать. Практика подтверждает экспериментальные данные, согласно которым чем больше у нас выбор, тем медленнее реакция. Более то­го, современный темп жизни требует, чтобы мы обра­батывали информацию гораздо быстрее, чем раньше. Из-за того что мы перегружены большим объемом ин­формации и стремительностью ее поступления, мы ис­пытываем когнитивную сверхстимуляцию. Пытаясь выбрать и решиться на что-то, мы оказываемся пара­лизованными. Решения требуют огромных психиче­ских затрат, что может привести к депрессии, рас­стройству личности, неврозу и психическим расстрой­ствам. В конечном счете преимущества разнообразия и индивидуализации оказываются сведены на нет сложностью для потребителя самого процесса приня­тия решения. Тоффлер пишет:

«Окажется ли человек в состоянии совладать с возросшим вы­бором материальных и культурных продуктов, это совершенно дру­гой вопрос. Приходит время, когда выбор — одно из условий сво­боды индивида — станет настолько сложным, трудным и дорого­стоящим, что может превратиться в свою противоположность. Приходит время, коротко говоря, когда выбор превращается в сверхвыбор, а свобода — в несвободу»160.

В 2000 году профессор психологии Суортморского Колледжа (США) Барри Шварц опубликовал статью ^од названием «Самоопределение: тирания выбора»

103


(Selfdetermination: The Tyranny of Freedom»)'. В ней он обсуждает психологические проблемы свободы и авто номии, заявляя, что больше выбора — это необязатель но хорошо и что в действительности это часто делает нашу жизнь хуже, а не лучше. Знакомо звучит? К со­жалению, как это часто случается в позитивной психо логии, Шварц прошел мимо работ и прозрений Элвина Тоффлера. Если же отвлечься от этого обидного от сутствия ссылок на предшественника, то доводы Шварца повторяют и расширяют утверждения Тоф флера'61.

Проблема неограниченного выбора сегодня уже не просто опасение, это реальность162. В 2004 году на пол­ках любого британского супермаркета с большой веро­ятностью стояло около 360 видов шампуней, кондицио­неров, гелей и муссов для волос. Нам приходится, хотим мы этого или нет, делать выбор, когда мы покупаем про дукты, выбираем пенсионный план или телефонного провайдера, решаем, как работать (неполный рабочий день, полный, гибкий график, дома, в командировках и т. д.), в какие отношения вступать и т. п. Даже само­определение личности становится результатом выбора. Например, я могу по своем выбору определить себя как: латышку, русскую, подданную Великобритании, жите­ля Европы, гражданина мира, не говоря уже о том, что я молодая женщина, мать и ученый. Кто я? Любое из пе­речисленного или все сразу?

В западном мире свобода, независимость и выбор считаются непременными условиями психического здо­ровья (см. теорию самодетерминации в главе 6). Тем не менее, оглядываясь вокруг, мы видим феноменальный рост депрессий и числа самоубийств, особенно среди молодежи163. Свобода достается нам дорогой ценой. Нам приходится платить за нее постоянной ответственно-

* С тех пор он написал большое количество других статей на эту тему, а также книгу «Парадокс выбора: как мы выбираем и почему «боль­ше» значит "меньше"».

104


стью. Выбор тоже дорого обходится: его цена — необхо­димость принимать решения.

Повсеместное распространение выбора и свободы ведет, согласно Шварцу, к трем основным проблемам:

информационные проблемы — как получить доступ ко всей информации обо всех альтернативах, чтобы сде­лать обоснованный выбор?

проблемы ошибки — чем сложнее варианты, кото­рые мы рассматриваем, тем больше вероятность того, что мы вынесем ошибочное суждение;

психологические проблемы — избыточный выбор заставляет вас беспокоиться, и не похоже, чтобы он приводил к большему психологическому благополучию. В действительности все ровно наоборот — чем больше выбор, те меньше благополучия.

Существуют несколько экспериментов, показываю­щих, что, вместо того чтобы давать свободу, выбор мо­жет лишать мотивации. В одном таком эксперименте участников пригласили в гастрономический супермар­кет попробовать разные джемы. Первая группа пробо­вала б разных видов джема, вторая — 24, причем любой из них можно было купить. 30% участников из первой группы купили по банке джема, тогда как во второй группе это сделали только 3%. В другом исследовании две группы студентов пробовали и оценивали 6 и 30 раз­ных видов шоколада соответственно. Те, кто попробо­вал б видов, были больше удовлетворены дегустацией, чем перепробовавшие 30. Эти результаты кажутся про­тиворечащими интуиции. Наверняка ведь чем больше выбор, тем больше шансов найти что то, что нам дейст­вительно нравится. Мы же всегда можем проигнориро­вать остальные варианты.

К сожалению, с точки зрения логики, полагать, что можно игнорировать другие варианты, возможно, и вер­но, но это неверно психологически. Мы теряемся в обилии доступных нам альтернатив. Шварц справедливо отмеча­ет: «...Тот факт, что некоторый выбор — это хорошо, не обязательно означает, что больше выбора — это лучше»"0.

105


На самом деле избыток выбора может привести к быстрому сокращению числа ситуаций, в которых мы вообще делаем выбор. Те, кто смотрел передачу по бри­танскому Channel 4 с участием знаменитого повара Джейми Оливера, пытавшегося ввести в школах полез­ное (и вкусное!) питание, наверное, заметили, каким невероятно ограниченным был рацион детей. Многие из них никогда не пробовали клубнику и не могли опо­знать спаржу. А ведь эти дети живут в мире почти неог­раниченного выбора! Как такое может быть? С таким богатством выбора существует очень мало шансов при­нять обоснованное решение, так что многие родители полагаются в своем выборе на рекламу, становясь ее ра­бами. Ни Тоффлер, ни Шварц, похоже, не заметили, что проблемы выбора и стандартизации могут идти ру­ка об руку. Стандартизация (являющаяся экономиче­ски более выгодной для производителей) — это одно из возможных решений проблемы неограниченного выбо ра. Стандартизация как реакция покупателей ведет к дальнейшей стандартизации продукции, сопровож­даемой расширением ассортимента каждого отдельного продукта. Именно поэтому в британских супермарке­тах можно найти минимум 15—20 разновидностей апельсинового сока, но не найдешь ни грушевого, ни вишневого.

Реакция личности на проблему неограниченного выбора

Всех тех, кто принимает решения, можно разделить на две основные группы: удовлетворители и максимали­сты. Удовлегпворители (satisficers) — это люди, кото­рые удовлетворяются просто приемлемым — тем, что «достаточно хорошо» для их потребностей. Они пере­бирают варианты, пока не находят то, что удовлетворя­ет их минимальным требованиям, а затем выбирают

106


этот вариант. Максималисты (maximisers) — это те, кому нужно все самое лучшее, и поэтому они рассмат­ривают все возможные варианты. Неограниченный выбор представляет проблему прежде всего для макси­малистов, которые хотят идти в лучший колледж, полу­чить лучшую работу, иметь лучшую машину и носить лучшую одежду. Чем больше выбор, тем усерднее им приходится анализировать все доступные возможно­сти.

Ловушка максимализма

Максимализм обходится недешево: если вы хотите самого лучшего, вам, естественно, придется заплатить максимальную цену. Ниже представлены ваши поте­ри'66:

сожаление (реальное или то, которое вы предвиди­те) о том, что вы не получили самого лучшего. А что ес­ли другие варианты были на самом деле еще лучше? Что если я буду жалеть о покупке этой машины?

стоимость упущенных возможностей. Это стои­мость вариантов, которые потеряны в погоне за макси­мумом. У каждого сделанного нами выбора есть своя собственная стоимость упущенных возможностей;

рост ожиданий. По мере расширения выбора мак­сималисты склонны ожидать чего-то все более и более прекрасного;

самобичевание. В мире, где все возможно, вашему фиаско не будет оправданий. Максималисты сочетают чрезвычайно высокие ожидания с личной ответственно­стью за неудачу;

время. Время, потраченное на выбор мебели для кухни, — это то время, которое вы могли бы провести с детьми или друзьями.























107


Максимализм связан
прямым отношением с...
сожалениями, перфекцио-
низмом,конкуренцией
с людьми с более высоким
социальным статусом,
неврозом.____________


Максимализм связан обратным отношением с...'

счастьем, оптимизмом, удовлетворенностью жизнью, самоуважением.


Честно говоря, максималисты в конечном итоге обычно живут лучше, зато удовлетворители лучше себя чувствуют. Начальная годовая зарплата максималиста в среднем на 7000 долларов выше. Однако по сравнению с удовлетворителями они меньше довольны той работой, которую получили. Так вот и получается, что большее может в итоге оказаться меньшим или по крайней мере обойтись так дорого, что оно того не стоило.

Что можно сделать?

Здесь мы начинаем мыслить позитивно и пытаемся понять, как можно спасти нормальных людей от тира­нии выбора.

В «Шоке будущего» Тоффлер предлагает несколько копинговых методов167:

— мы можем временно заморозить принятие реше­ний, чтобы оправиться от перегрузки сенсорной и ког­нитивной систем;

— мы можем поддерживать длительные отношения с предметами нашего физического окружения. «Так, мы можем отказаться от покупки одноразовых предметов. Мы можем походить в старой куртке еще один сезон, можем мужественно отказаться от погони за модой, мо­жем не поддаваться, когда продавец в автосалоне скажет нам, что пора менять наш автомобиль на новый»'68.

Однако мы не знаем, в каком направлении действует эта связь: мак­симализм вызывает депрессию или наоборот?

108


— мы можем создавать «зоны стабильности», чтобы
уравновесить хаос и быстрые перемены в других сферах
нашей жизни. Такими неизменными и стабильными эле­
ментами могут стать длительные отношения, постоян­
ное место работы или неизменные привычки.

Шварц дает несколько других полезных указаний169:

— мы можем научиться больше «удовлетворяться», соглашаться на «достаточно хорошее» (например, не волноваться по поводу того, что у детей должны быть самые лучшие учителя, тренеры и кружки по интересам, а побеспокоиться о том, чтобы быть с ними рядом);

— мы можем снизить наши ожидания. Реальность любого опыта может пострадать от сравнения. Неосу­ществленные, но необоснованно высокие ожидания прямиком ведут к депрессии;

— мы можем избегать сравнений с другими и зада­вать себе собственные стандарты;

— мы можем меньше сожалеть и испытывать благо­дарность за то хорошее, что есть у нас в жизни;

— мы можем делать метавыбор, то есть учиться по­нимать, когда выбирать стоит. Так мы сможем быть ма­ксималистами только в тех случаях, когда речь идет о чем-то действительно важном;

— мы должны стараться придерживаться нашего вы­бора и не менять мнения. Это еще один способ уменьше­ния беспокойства;

— мы можем научиться любить ограничения. Может оказаться, что некоторые из них (те, что накладывают на нас отношения, а также наличие детей или постоян­ной работы) являются благом, потому что сокращают число возможных вариантов. Если в какой-то области мы выработаем правило и будем ему следовать, нам не нужно будет принимать решения.

И наконец, давайте запомним, что выбор увеличива­ет степень нашей свободы только до определенного мо­мента, после чего начинает фактически ее ограничи­вать.

109


11. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СИЛЬНЫХ СТОРОН ЧЕЛОВЕКА

Ценность ваших сильных сторон

Если я попрошу вас перечислить ваши сильные сто­роны, что вы ответите? Большинство людей неохотно говорят о своих сильных сторонах, а многие даже не знают, каковы они. И это не только британское явление, похожую картину можно наблюдать в большинстве ев­ропейских и азиатских стран. Но важны ли вообще сильные стороны? Ведь вместо того, чтобы хвастаться тем, что тебе хорошо удается, лучше заняться борьбой со своими недостатками.

Основоположники движения за изучение сильных сторон человека аргументируют свою точку зрения с совершенно иных позиций170. Они уверены, что два широко распространенных допущения относительно че довеческой природы ошибочны. Первое: каждый может научиться и быть компетентным практически в любом деле. Второе: наибольший потенциал для роста есть там, где у человека слабые места'.

Более того, часто предполагается, что люди, которые достигают большего, ставят перед собой высокие цели, в то время как те, кто менее успешен, ставят перед собой скромные цели. Однако исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. В сущности, наи-

* Лично я склонна согласиться с ними в том, что касается ложности первого предположения, но совершенно не согласна во втором слу­чае. Простое математическое представление сильных и слабых сто­рон как находящихся выше или ниже нуля показывает, что, если че­ловек захочет развить свойство с показателем -5 (слабая сторона) до + 10, то рост будет гораздо значительнее, чем если бы он развил до + 10 свойство с исходным показателем +5 (сильная сторона).

110


более успешные люди строят личную жизнь и карьеру на своих талантах и сильных сторонах. Они умеют рас­познать свои таланты и развивают их. Они находят ро­ли, которые им больше всего подходят, и придумывают способы применения своих талантов в жизни. Что же касается слабых сторон, они скорее держат их под конт­ролем, чем развивают их171.

Результаты межкультурного сопоставления ценности сильных сторон личности свидетельствуют о том, что знание своих сильных качеств и их развитие...

...вырабатывает целостное видение жизни и ее пер­спектив;

порождает оптимизм; дает чувство направления; помогает развить уверенность в себе; создает ощущение витальности; приносит чувство реализованное™; помогает достичь своих целей172.

Более того, развитие определенных сильных сторон повышает устойчивость и тормозит некоторые виды ди­сфункций и психических расстройств. Например, оп­тимизм препятствует депрессии, состояние потока в спорте — злоупотреблению алкоголем и наркотиками, трудовая этика и социальные навыки защищают от ши­зофрении. Мужество, нацеленность в будущее, вера, на­дежда, честность и упорство — другие сильные сторо­ны, которые работают как буферы. Некоторые исследо­ватели даже думают, что подход с позиции сильных сторон лежит в основе самых известных видов психоте­рапии. Хорошие терапевты, вне зависимости от теоре­тических взглядов, используют похожие стратегии в ра­боте с клиентами, в том числе внушение надежды и ис­пользование буферных сильных сторон, а не просто лечат в том месте, где имеются повреждения173.

Сильные стороны находятся на первом месте в пове­стке дня позитивной психологии, потому что они связа-

111


ны не просто с отсутствием у человека психологических проблем, а с присутствием психологического здоровья, когда формула жизни принимает положительное значе­ние.

В настоящее время существуют два основных подхо­да к пониманию и измерению сильных сторон лично­сти: Классификация достоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths and Virtues), разработанная Values in Action Institute, и Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup StrengthsFinder).

Классификация достоинств и добродетелей

У психиатров и клинических психологов есть общая библия под названием DSM (Diagnostical and Statistical Manual, или Диагностический и статистический спра­вочник). Эта великая книга формирует словарный за­пас всех работающих с психическими заболеваниями, а также создает ощущение, что научное понимание и классификация этих болезней уже достигнуты (что само по себе неочевидно). Симптомы шизофрении, расстройств личности и психопатических наклонно­стей расписаны очень подробно, чтобы специалист мог оценить, что с человеком не в порядке (но будьте осто­рожны — если прочитать DSM от начала до конца, мо­жет возникнуть ощущение, что ты страдаешь всеми мыслимыми психическими расстройствами одновре­менно). Однако вплоть до 2004 года не существовало никакого сопоставимого по масштабу инструмента, по­зволяющего описывать и измерять то, что у человека хорошо.

Эта несправедливость заставила двух лидеров дви­жения позитивной психологии, Кристофера Петерсона и Мартина Селигмана, создать свой собственный спра­вочник здоровья, известный также как Классификация

112


достоинств и добродетелей VIA174. В шутку ее называют «анти-DSM».

Эта классификация основывается на нескольких до пущениях.

— Сильные сторон человека не являются вторичны­ми по отношению к его слабым сторонам, иллюзорными или эпифеноменальными (производными от чего-то другого).

— Мы можем описать сильные стороны человека с на­учной точки зрения.

— Сильные стороны — это то, чем люди отличаются друг от друга.

— Сильные стороны человека похожи на черты хара ктера, но на них могут влиять факторы, относящиеся к окружающей среде.

Сначала Петерсон и Селигман попытались устано­вить все возможные сильные стороны самыми разными способами, а именно: путем мозгового штурма с участи­ем ведущих ученых, в дискуссиях с участниками психо­логических конференций, изучая психологическую, фи­лософскую и другую литературу, описывающую хоро­ший характер.

Затем, столкнувшись с сотнями кандидатур на зва­ние сильной стороны личности, они применили ряд критериев для отбора наших главных достоинств, кото­рые, по их мнению, являются универсальными. Всего существуют десять таких критериев, но примечательны среди них следующие175.

1. Достоинство человека способствует появлению у него самого и у тех, кто его окружает, ощущения, что он живет правильной жизнью.

2. Оно имеет моральную ценность само по себе, вне зависимости от того, ведет ли наличие этого достоинст­ва к положительным результатам.

113


3. Проявляя наши достоинства, мы не принижаем других; скорее такие проявления могут быть им полез­ны, вызывая восхищение, а не зависть.

4. У сильной стороны не может быть антипода, кото­рый бы тоже считался чем-то хорошим.

5. То, в чем человек силен, должно проявляться в его поведении, мыслях, чувствах и действиях, должно рас­пространяться на разные ситуации и моменты времени.

Этот процесс завершился определением 24 сильных сторон характера, то есть механизмов, позволяющих нам достичь добродетелей (которые считаются ключе­выми универсальными свойствами и которым придава­ли особое значение философы и религиозные мыслите­ли). Итак, сильные стороны можно объединить в шесть таких добродетелей:

мудрость — эта добродетель объединяет сильные стороны, связанные с получением и использованием знания;

мужество — группа человеческих достоинств, ка­сающихся проявления воли для достижения цели в усло­виях внешнего или внутреннего сопротивления;

любовь, гуманность — межличностные сильные стороны;

справедливость — гражданские сильные стороны;

умеренность — эти сильные стороны защищают нас от невоздержанности;

трансцендентность — эти сильные стороны со­единяют нас со Вселенной.

VIA различает сильные стороны человека и таланты. Хотя это различие не очень четкое, таланты считаются в большей степени врожденными и менее произвольны­ми. VIA также утверждает, что сильные стороны ценят­ся в морали разных культур, а таланты внеположны мо­рали. Более того, таланты не так хорошо поддаются раз­витию, как сильные стороны (маловероятно, что вы

114


сможете улучшить вашу подачу или скорость бега так же существенно, как бесстрашие, оптимизм и др.)176. Чело­век может растрачивать свой талант или зарыть его в зе­млю, но было бы довольно странно слышать, что кто-то ничего не делает, к примеру, со своей благодарностью.

* Позаимствована с изменениями из книги Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification с разрешения авторов.


115


Таблица 3 на следующей странице' суммирует досто­инства и добродетели в соответствии с VIA177. Распределе­ние достоинств по категориям кажется, однако, достаточ­но произвольным. «Умение прощать», которое сейчас на­ходится в «умеренности», возможно, было бы уместнее в «справедливости». Благодарность, чувство юмора и по­нимание красоты кажутся слабо связанными с трансцен­дентностью. Действительно, не похоже, чтобы соотноше­ние сильных сторон и добродетелей было закреплено раз и навсегда. Например, «энергия» между 2001 (когда классификация была разработана) и 2004 годами была перенесена из трансцендентности в мужество.


Таблица 3. Сильные стороны и добродетели согласно VIA


МУДРОСТЬ И ЗНАНИЕ


Творчество, изобретательность, оригинальность (умение находить новые способы что-то делать, здравый смысл) Непредвзятость, критическое мышление (думать рационально, уметь выносить правильные суждения)

Любопытство и интерес к миру (интересоваться разными вещами) Любовь к учению (увеличивать знания ради них самих) Широта видения, мудрость (видеть общую картину, считаться мудрым)

___               МУЖЕСТВО

Отвага, бесстрашие

(оказывать сопротивление, преодолевать страх) Настойчивость, упорство, усердие (заканчивать начатое, не отвлекаться)

Цельность, подлинность, честность (сдерживать обещания, быть искренним и открытым)

Энтузиазм, витальность, драйв (жить полной жизнью, иметь энергию)



ЛЮБОВЬ И ГУМАННОСТЬ


СПРАВЕДЛИВОСТЬ Честность,

Способность любить
и быть любимым
(ценить и иметь близкие
любовные отношения)
Доброта, щедрость
(помогать другим,
проявлять сочувствие,
заботу)              ____ __

Гражданская позиция,

командный дух,лояльность

(хорошо работать в группе)

Лидерские качества

(организовывать

и мотивировать других

людей)


Социальный интеллект,
личностный интеллект,
эмоциональный интеллект
(понимать, что чувствуют люди,
отдавать себе отчет
в собственных чувствах,
комфортно чувствовать себя
_с другими) _ _______    __

беспристрастность

(относиться к людям

одинаково,

не дискриминировать их

в силу собственных

предубеждений)


116


УМЕРЕННОСТЬ


Смирение, скромность (осознание своего места в мироздании) Прощение, милосердие

Самоконтроль,

саморегулирование

(контроль над

эмоциями,дисциплина)

Благоразумие, осторожность (прощать и забывать

(избегать опасности,        отношение и поведение)

делать тщательный выбор)_ ^__________________

Надежда, оптимизм,

нацеленность в будущее

(считать стакан наполовину

полным, строить планы

на будущее)

Благодарность (благодарить

людей, считать, что тебе (иметь

повезло)

Юмор, веселость (вызывать

смех и улыбки, работать

весело)

1         ~  ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ

Умение ценить красоту и совершенство (создавать их и/или

вдохновляться, возвышаться в их присутствии) Духовность, чувство смысла, вера, религиозность призвание в жизни, развивать согласованные представления о высшем смысле)


Одной из главных целей позитивной психологии можно считать помощь людям в определении своих фирменных достоинств. Фирменные достоинства — те, что соотносятся с вашим настоящим «я» и вы чувствуе­те радостное возбуждение, когда обнаруживаете и ис­пользуете их. Человек быстро достигает очень высокого Уровня в том, что касается его фирменных достоинств, ему не терпится их применить, он испытывает воодуше­вление и внутреннюю мотивацию, используя их178. Ког-Аа фирменные достоинства обнаружены, их можно при­менять в работе и отношениях, в играх и воспитании179.


Гэллаповский определитель сильных сторон

Ах, если бы мир был устроен просто и в нем сущест­вовала бы только одна классификация сильных сторон человека, в которой следовало бы разобраться... Увы, простота не относится к числу свойств нашего изобилу­ющего всяческим выбором существования. Если вдруг двадцати четырех сильных сторон вам показалось мало, я сейчас познакомлю вас с тридцатью четырьмя, кото­рые были выявлены учеными (они же бизнесмены) из Gallup Corporation — Дональдом Клифтоном и Эдвар­дом «Чипом» Андерсеном180. Они попытались понять, что помогает людям преуспевать в том, что они делают, опрашивая тысячи «передовиков» по всем миру. В ре­зультате они объявили о существовании тридцати четы­рех самых распространенных талантов/достоинств, проявляющихся в рабочей обстановке. Однако их кон­цепция сильных сторон человека существенно отличает­ся от предложенной VIA.

Согласно «Определителю сильных сторон», в основе наших сильных сторон лежат таланты. Талант — это ес­тественно возникающая модель мыслей, чувств или по­ведения, которую можно применить в различных облас­тях. Это способность что-то делать. Таланты могут быть объединены в темы (группы похожих талантов). Сильная сторона человека — это способность показы­вать постоянные высокие результаты в данной области деятельности. Если таланты подобны «необработанным алмазам», то сильные стороны можно сравнить с уже ограненными и отшлифованными бриллиантами. Та­ким образом, сильные стороны возникают, когда мы от­шлифовали наши таланты с помощью знаний и умений-Полностью развитые и адекватно примененные сильные стороны приводят к достижениям и выдающемуся мас­терству. В основе развития и применения наших силь­ных сторон лежат определенные принципы:

118


— понимать собственные таланты и верить в них;

— ценить свои таланты и брать на себя личную от­ветственность за них;

— понимать свои побуждения, знать, почему делаешь что-либо. Прояснение жизненных целей или задач;

— устанавливать заботливые, облегчающие жизнь
отношения;

— не цепляться за прошлые успехи;

— упражняться в своих талантах и применять силь­ные стороны;

— разъяснять другим, что такое таланты и сильные стороны (это поможет самому понять их гораздо лучше).

Осознав свои таланты и сильные стороны, важно по­нять, какая работа им лучше всего соответствует. Даже к одному и тому же занятию (например, к учебе) можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Если вашей сильной стороной является гармо­ния, то вам, наверное, лучше будет начать с того, с чем вы согласны, и потом двигаться дальше. Если у вас аналити­ческий склад ума, то вы можете начать с того, чтобы вы­явить нюансы в аргументации, усомниться в мнениях, отказаться слепо принимать на веру написанное, после чего двигаться к формулированию взвешенных выводов.

Таблица 4. Сильные стороны согласно исследователям из Gallup181

Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость). Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его). Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, Критическое мышление).

"ера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, по-Иск смысла жизни).

"Кпюченностъ (помогать другим становиться цельными и ус­пешными).


i


119


Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).

Гармония (способность находить точки соприкосновения, из­бегание конфликтов).

Дисциплина (организованность, умение укладываться во вре­мя, порядок и структуру).

Достижение (преследование целей, производительность, удо­влетворение от достигнутого).

Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).

Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям). Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интел­лектуальные дискуссии, решения).

Информация (активное приобретение знаний, любопытст­во).

Исправление (признание проблем и способность их решить). Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо го­ворить).

Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими). Контекст (видеть исторические параллели, объективно оце­нить происходящее).

Максимализм (увеличение личного и группового уровня мас­терства).

Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, со­средоточенность на улучшении).

Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение ви­деть возможности, побуждение к действию других). Ответственность (быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).

Отношения (установление близких отношений с людьми). Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимули­рование других).

Последовательность (равное отношение, справедливость, озабоченность вопросами добра и зла).

Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его раз­вивать).

120


Рассудительность (принятие правильных решений, обстоя­тельность, рассмотрение всех вариантов). Руководство (умение справляться с конфликтами и кризиса­ми, способность нести ответственность). Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мыш­ления).

Связность (соединение идей или событий в осмысленное це­лое).

Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий). Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).

Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).

Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средства). Эмпатия (понимание других, установление отношений под­держки).

Советы и подсказки

Обнаружение и применение ваших сильных сторон Глядя на приведенную выше таблицу VIA, подумайте, каковы ваши фирменные сильные стороны. Вы можете это узнать, просто начисляя себе от 1 до 10 баллов за каждую из 24 сильных сторон. Вы оцениваете не то, каким или какой бы вы хотели стать, а то, кем вы являетесь. Выберите те сильные стороны, по которым у вас больше баллов (либо верхние 5—б качеств, либо те, за которые вы поставили себе больше 8 баллов), и задайте для каждой из них еще три вопроса: Это действительно я? Нравится ли мне использовать это качество? Чувствую ли я при этом возбуждение и прилив энер­гии? Когда вы законно присвоили себе свои фирменные сильные стороны, подумайте, как вы можете применить их в важных облас­тях вашей жизни. Можно проделать то же самое с гэллаповской классификацией и сравнить результаты.

121


Подыграть своим сильным сторонам?

Несмотря на кричащую разницу в концептах и доста­точно разные классификации, специалисты по достоин­ствам разделяют многие положения, касающиеся полез­ности этого понятия. Все они пропагандируют исполь­зование в трудовых коллективах подходов, основанных на сильных сторонах людей, считают необходимым из­мерение сильных сторон, а также утверждают, что, если сильным сторонам подыграть, люди смогут достичь оп­тимального функционирования и им будет легче проду­ктивно работать182. Очень сложно отыскать какие-то противоречия в такой позитивной программе. Однако есть несколько моментов, которые могут стать поводом для беспокойства.

Прежде всего, неясно, насколько полными являются эти классификации сильных сторон. Например, сдер­жанность, самоанализ, терпение или спонтанность нельзя найти ни в одном из представленных выше спи­сков. Может быть, они не соответствуют критериям от­бора. Но как выбирались эти критерии и почему мы должны считать их надежными? Сокращая списки силь­ных сторон до удобного нам числа, не упрощаем ли мы в чем-то жизнь, ставя в невыгодное положение людей, имеющих сильные стороны, не включенные в список?

Позитивная психология считает вопросники лучшим способом определения сильных сторон человека, но это не обязательно так. Много лет назад, когда я первый раз заполняла VIA, меня не удивило, что оптимизм попал в первую пятерку. Только после того, как три близких мне человека независимо друг от друга указали мне, что я чуть ли не самый пессимистичный человек из всех, ко­го они встречали в жизни, я начала сомневаться в своей фирменной сильной стороне. Веселая и скорее устрем­ленная в будущее на поверхности, но глубоко пессими­стичная внутри, я и вправду была убеждена в том, что я оптимистка, и анкета просто отразила мою собствен­ную предвзятость.

122


Хотя у меня нет сомнений в том, что сосредоточен­ность на тех вещах, которые у вас уже хорошо получают­ся, улучшает ваши достижения, мне интересно, как это влияет на развитие гармоничной личности. Модель силь­ных сторон прекрасно вписывается в американскую ка­питалистическую идеологию с лежащим в ее основе убеж­дением, что достижения — это главное. Если я участвую в гонке, то мне, конечно, нужно применить свои сильные стороны, чтобы добиться успеха. Это то, что помогает мне выделиться и выиграть соревнование. Но что если выиг­рыш не является моей главной заботой или целью?

Кроме того, правда ли то, что работать над своими недостатками не очень-то нужно? Если вы талантливый игрок в теннис с превосходным ударом справа и слабым слева, то получается, что вы должны просто не обращать внимания на свое слабое место? А что если ваше слабое место — это как раз та область, которую вы высоко це­ните? Например, у вас много сильных сторон, связан­ных со знанием, но вы слабоваты по части любви и гу­манности. Тем не менее вы можете все равно хотеть по­строить глубокие любовные отношения. Так надо ли сосредоточиться исключительно на подыгрывании ва­шим сильным сторонам?

Наконец, мне интересно, что будет, если человек че­ресчур разовьет свои сильные стороны? Крайняя креа­тивность может превратиться в хаос; любопытство, бесстрашие и оптимизм могут привести к безрассудст­ву; настойчивость, если ее развивать, может стать уп­рямством; доброта может быть навязчивой, а граждан­ственность — обернуться национализмом и религиоз­ным фанатизмом. Наверное, как и всегда, здесь нужны умеренность и баланс. Возможно, и сильные, и слабые стороны нужно признавать, понимать и развивать.


12. ЛЮБОВЬ

Одно из фундаментальных свойств человеческого су­щества — «потребность принадлежать». Теория самоде­терминации (глава 6) называет это потребностью в связях/отношениях, когда мы испытывает нужду в близких и безопасных человеческих контактах. Когда эта потребность удовлетворена, мы испытываем пози­тивные эмоции и чувства, в то время как длительные пе­риоды одиночества часто характеризуются негативным аффектом и неудовлетворенностью183.

Потребность принадлежать сосуществует с еще од­ной базовой потребностью — расширять собственные границы. Эта «экспансия» может быть достигнута не­сколькими средствами, в том числе через обладание ма­териальными благами, через деньги, власть, влияние и любовь. Любовь делает возможным стремительный (и поэтому необычайно приятный) переход от экзи­стенциальной изоляции «меня» и «тебя» к субъективно­му слиянию, ощущаемому как «мы»184.

Позитивная психология много говорит о важности межличностных связей. Вот несколько существенных фактов. Отношения, особенно отношения в паре, счита­ются лучшими «предсказателями» счастья: 40% женатых людей считают себя «очень счастливыми», по сравнению с 23% тех, кто никогда не был женат. Многие ценные сильные стороны (любовь, доброта, эмоциональный ин­теллект, умение прощать, командный дух и др.) являют­ся по сути межличностными. У женщин, находящихся в стабильных отношениях, овуляция происходит регу­лярнее, а менопауза наступает позже, чем у других. Де­ти, рожденные в стабильном браке, справляются с жиз­нью лучше с точки зрения образования, психического здоровья и отношений, чем дети, рожденные в любых других обстоятельствах185.

Явление, которое мы сейчас осмысляем как любовь, возникло относительно недавно (хотя, конечно, само переживание старо как мир). В Средние века, напри-

124


мер, нормальной формой любви была любовь куртуаз­ная — ритуальное, в высшей степени страстное пережи­вание, разделенное двумя людьми, обычно не состоящи­ми в браке друг с другом (тем самым большую часть времени любовь оставалась неудовлетворенной). Б за­падном мире любовь и брак обычно не совпадали до XVIII века. В наше время полюбить и продолжать лю­бить потом обычно считаются необходимыми условия­ми прочного брака. Учитывая, что страстная любовь ча­сто скоротечна, близкие отношения часто оказываются недолговечными. Современная тенденция состоит в пропаганде дружбы как такой основы любви, которая способна выдержать проверку временем186.

Модели любви

Существует несколько моделей и концепций любви, лишь некоторые из которых обсуждаются ниже. Они были выбраны либо по причине их популярности в по­зитивной психологии, либо в силу их богатой теорети­ческой и/или эмпирической истории.

Теория привязанности

Теорию привязанности часто предлагают считать всеобъемлющей моделью человеческих отношений — отчасти потому, что она пытается объяснить отношения как в детском, так и в зрелом возрасте, а частично из-за того, что она служит научной основой для большего числа исследований, чем любая другая теория любви и отношений.

Основным понятием этой теории является «врож­денная система привязанности». Ее функция заключа­ется в регулировании близости младенца к тому чело­веку, который о нем заботится, что увеличивает шансы младенца на выживание'87. Типичный годовалый младе-

125


нец обычно радостно играет в присутствии матери, од нако, если она отойдет подальше или уйдет, он рас­строится и начнет плакать, чтобы восстановить бли­зость. Хотя такое поведение для младенцев нормально, психологи обнаружили, что не все дети реализуют од­ну и ту же модель привязанности. Чтобы выявить мо­дели привязанности между матерью и ребенком, был использован знаменитый тест — «Испытание странной ситуацией» (Strange Situation Test). Во время этого теста годовалый малыш дважды остается в комнате с дружелюбным незнакомцем, а его мама выходит из комнаты. Модель привязанности определяется по ре­акции ребенка на возвращение матери. Безопасно при­вязанные дети расстраиваются, когда мама уходит, но, вернувшись, она может легко их успокоить. Другие де­ти более беспокойны и необычайно цепляются за маму. Они очень страдают при расставании, но не дают уте­шить себя, когда мать возвращается, и потом долгое время продолжают плакать. Эта модель называется ам­бивалентной привязанностью. В третью группу попа­дали дети, которые с виду мало реагируют на отсутст­вие матери поблизости (хотя все психологические при­знаки показывают, что они расстроены), а после ее возвращения активно избегают контакта (отводят взгляд, игнорируют приглашения поиграть и т. п.). Это модель избегающей привязанности.

Вы можете поинтересоваться, что общего с любовью имеют реакции годовалых младенцев. Некоторые иссле­дователи утверждают, что модель привязанности в дет­стве помогает предсказать модель привязанности во взрослом возрасте. Безопасно привязанные дети вырас­тают в автономных взрослых, амбивалентные — в тре­ вожных, а избегающие — в дистанцированных. Интерес­но то, что дети в тесте с незнакомой ситуацией обычно демонстрируют модель, соответствующую их родите­лям (например, автономные взрослые обычно имеют надежно привязанных детей и т. п.). Более того, модели привязанности во взрослом состоянии могут влиять на

126


то, как люди вступают в романтические отношения и переживают их.

Автономным взрослым довольно легко сблизиться с другими людьми, они доверяют и вызывают доверие, им комфортно в ситуации взаимозависимости. Стиль автономной привязанности связан с использованием стратегий разрешения конфликтов, более высоким чув­ством собственного достоинства, меньшим количеством депрессий и меньшей вероятностью развода188.

Тревожные взрослые хотят в романтических отно­шениях очень сильно сблизиться с другим человеком, практически слиться с ним, что может многих отпуг­нуть. Они часто беспокоятся о том, что их партнер лю­бит их недостаточно сильно.

Дистанцированные взрослые являются противо­положностью предыдущей группе. Они чувствуют себя очень неуютно, сближаясь с другими людьми, им слож­но доверять другим или зависеть от них. Они ценят сво­боду, эмоциональную дистанцию и легко разрывают от­ношения.

Непонятно, можно ли доверять данным о том, что близкие отношения, сформировавшиеся во взрослом со­стоянии, устроены очень похоже на привязанность, сформировавшуюся в детстве между ребенком и тем, кто о нем заботился. Что, несомненно, верно, так это то, что новые привязанности, возникшие уже во взрослом возрасте, и качество этих отношений могут скорректи­ровать детский опыт. Специалисты по привязанностям предлагают развивать чувствительность того, на кого направлена привязанность, как способ улучшить модель отношений. Это навык, которому можно учиться и учить. Хотя этот совет кажется абсолютно адекват­ным для родителей и маленьких детей, он не очень сов­местим с автономией и самодетерминацией взрослого человека. Конечно, чувствительность очень важна и мо­жет очень помочь в процессе изменения модели привя­занности, однако другой человек тоже должен прило­жить к этому процессу некоторые усилия.

127


Триангулярная теория любви

Эта теория была разработана тем же самым психоло­гом, Робертом Стернбергом, который предложил тео­рию мудрости. Его прекрасно написанная книга «Тре­угольник любви: интимность, страсть, преданность» (The Triangle of Love: Intimacy, Passion, Commitment)189 начинается с довольно пессимистичного наблюдения, состоящего в том, что страстная любовь начинается на такой высокой ноте, что, куда бы она ни двигалась даль­ше, направление может быть только одно — вниз. Так бы­вает всегда, если только в игру не вступает что-то еще. Стернберг уверен, что любовь является смесью интим­ности, страсти и обязательств. Интимность включат в себя самораскрытие, когда человек делится эмоциями и мыслями с партнером. Страсть связана с эротическим и сексуальным интересом и желанием. Преданность партнеру и решение остаться с ним принимает форму обязательства.

Каждый из этих параметров может быть хорошо или плохо развит в конкретных отношениях, давая на­чало восьми типам любви. Если отсутствуют все три компонента, то это говорит о нелюбви; отношения, ос­новывающиеся только на интимности, являются друж­ бой, на страсти — страстным влечением (которое по­началу часто ощущается как любовь), на преданно­сти — пустой любовью (часто это все, что остается, когда уходит страсть). Смесь интимности и преданно­сти рождает сострадательную любовь, страсти и пре­данности — глупую любовь, интимности и страсти — романтическую любовь. Наличие всех трех составляю­щих означает совершенную любовь. Стернберг уверен, что у отношений, основанных на одном компоненте, го­раздо меньше шансов выжить, чем у тех, которые осно­ваны на двух и более. Само собой разумеется, совер­шенная любовь — это идеал отношений, которого дос­тигают лишь некоторые, и еще меньшему количеству удается его сохранить.

128






























































Стили любви

Многие исследователи любви выделяют шесть ее раз­ных типов или стилей. Некоторые из них основываются на философских концепциях любви и в какой-то мере соответствуют им|ад.

Mania, как подсказывает название, — это любовь, яв­ляющаяся несколько маниакальной и ненормальной. «Я хочу тебя, но боюсь приблизиться» или «Я хочу тебя и ненавижу тебя» могут быть типичными ее выражени ями. Этот стиль любви часто характеризуется яростны­ми вспышками, горячими спорами, демонстративными уходами, взрывами ревности и бурными примирениями (часто сопровождающимися страстным сексом).

Ludus — это любовь-игра. Она приятна и поверхно­стна, основана не на обязательствах, а на взаимном удо­вольствии. Партнер не является и не должен являться единственным. В этом стиле могут быть проблески стра­сти, но без того напряжения, которое присуще эросу.

Pragma — это любовь, основанная на прагматизме. Человек ищет себе «подходящего партнера», который бы удовлетворял всем пунктам в списке (например, хоро­ший кормилец, потенциально хорошей отец, обладатель хороших внешних данных и т. д.).

Eros — это сильная, страстная любовь, идеализирую­щая другого человека. Эрос, являющийся желанием иметь, обладать и удержать, похож на страсть у Стерн-берга. Любить эротически по большому счету означает хотеть. Так как эта любовь не предусматривает доверия или веры, она часто подозревает другого и может прине­сти несчастье и страдание.

Storge — это любовь, основанная на дружбе. Она по­хожа на то, что древние греки называли philia — радост­ная, счастливая, отдающая любовь, в которой другого любят просто ради него самого. Любить — значит быть счастливым оттого, что другой существует, и желать ему счастья. Сексуальность и страсть могут являться частью этого типа, но не движущим принципом. Этот тип люб-


И- Бонивелл


129


ви соответствует сострадательной любви, упомянутой и выше, и ниже.

Адаре — самоотверженный, радушный и дающий тип любви, основанный главным образом на благополучии другого. Любящий принимает, защищает, отдает себя и даже не просит любви (или чего-нибудь еще) в ответ. В поздней греческой философии это любовь ко многим (не обязательно близким) людям: соседям, друзьям, врагам. Такой тип тесно связан с религиозным понима­нием любви и переводится словом «милосердие».

В психологии эти шесть типов любви независимы друг от друга. При этом в философии основные три сле­дуют друг за другом. Первичный импульс проявляется в Eros, а конечной точкой является Agape. Philia, в свою очередь, является относительно радостным путем от страсти к самоотверженному состраданию. Этот путь, однако, может быть не таким простым, как кажется из описания Philia.

Страстная и сострадательная любовь

Многие ученые проводят главное различие между этими двумя типами любви1". Страстная любовь равно­сильна состоянию страстного влечения, это сильное же­лание другого человека, которое может быть полностью поглощающим. Она часто характеризуется возбуждени­ем, моментами ликования, чувством принятия, защи­щенности и даже ощущением единства и трансцендент­ности, но также частыми сменами настроения, беспо­койством, отчаянием и ревностью. Распространенное мнение состоит в том, что человек не может по своей во­ле не влюбиться. Однако механизм влюбленности обыч­но запускается тогда, когда мы отождествляем воплоще­ние своих потребностей и желаний с другим человеком или просто проецируем свой идеал на другого человека. Страстная любовь временна, потому что рано или позд­но неизбежные различия между идеализированным

130


и реальным человеком станут настолько заметны, что их уже нельзя будет игнорировать.

Сострадательная любовь отражает глубокую привя­занность, которую люди испытывают друг к другу. Лю­бовь, которая начинается как неудержимый и непред­сказуемый огонь страстей, обычно (если переживет первую стадию) успокаивается в виде теплого света со­страдания. Сострадательная любовь, может быть, не столь сильна, но она долго длится. Можно считать, что в ней четыре элемента: быть, делать, оставаться и расти с другим человеком"2.

Быть с другим связано с принятием, заботой, уваже­нием (включая самоуважение) и взаимным равенст­вом. Делать с другим означает иметь общие цели или занятия и общие интересы — параллельно своим собст­венным и в дополнение к ним. Делать часто включает в себя заботиться о другом, поддерживать и защищать его. Оставаться с другим основывается на существова­нии преданности между людьми. Этому способствуют интимность и близость. Расти с другим предполагает преодоление ограниченности собственными интереса­ми и волю к тому, чтобы меняться. Всем известно, что люди меняются в течение жизни. Изменение, таким об­разом, является важнейшим элементом жизни и отно­шений. В партнерстве важно, чтобы скорость и направ­ление изменений в людях до некоторой степени соотно­сились друг с другом. Это идет на пользу отношениям, их развитию.

Хотя страстная и сострадательная любовь обычно рассматриваются как существующие последовательно и даже как взаимоисключающие, некоторые полагают, что они могут и сосуществовать в одних отношениях"1.


Любовь против времени

Определенные объективные факторы влияют на удо­влетворенность в браке194. Среди них — высокий уро­вень образования, хорошая социально-экономическая ситуация, сходство интересов и уровней интеллекта, на­чальная или поздняя стадия семейного цикла (до и пос­ле детей), сексуальная совместимость и (для женщин) более поздний брак.

Советы и подсказки

Десять верных способов испортить отношения

1. Критикуйте партнера, а не его действия.

2. Регулярно выражайте свое презрение (с помощью оскорбле­ний, обидных шуток и насмешек).

3. Пытайтесь контролировать вашего партнера.

4. При любой возможности начинайте обороняться.

5. Воспринимайте вашего партнера как нечто само собой разу­меющееся.

6. Не проявляйте интереса к вашему партнеру и тому, что он(а) делает.

7. Избегайте общения, отдаляясь физически или эмоциональ­но.

8. Начав спорить, сразу скандальте.

9. Убедитесь, что телевизор включен, когда ваш партнер прихо­дит домой.

10. Постарайтесь соответствовать наиболее патриархальным
представлениям о семейных ролях, пусть даже один (одна) из вас
верит в равенство полов.

Модель заботливого внимания

Однако часто не так уж много можно сделать для из­менения объективных обстоятельств (если у вас уже есть маленькие дети, вы не в силах их «отменить» или

132


перескочить через период, пока они растут), так что ключ к сохранению отношений — это усилия и настой­чивость со стороны вас и вашего партнера. Модель раз­вития отношений, названная моделью заботливого вни­мания (minding model), сосредоточена не на том, в чем состоит любовь, а на том, как заставить ее длиться и развиваться"5. Она определяет пять отдельных компо­нентов успешных отношений:

знать другого и дать узнать себя касается поведе­ния, нацеленного на изучение друг друга. Оно включает в себя расспросы и откровения, знание о мыслях, чувст­вах, поступках и прошлом партнера. Здесь важно хотеть понять другого человека, а не просто стремиться к само­выражению. Знание, конечно, может облегчить отноше­ния (например, один моет тарелки, потому что знает, что его партнер ненавидит это занятие). Однако по ме­ре развития отношений узнать новое становится труд­нее, потому что мы перестаем воспринимать то, что го­ворит другой, думая, что мы уже это знаем;

приписывания — это то, как мы объясняем себе по­ведение нашего партнера. Хорошо, когда мы приписыва­ем позитивное поведение характеру и намерениям парт­нера («Он пораньше закончил работу, чтобы провести время со мной»), а негативное поведение связываем с внешними обстоятельствами (например, пробками, тяжелым днем на работе), если не доказано обратное;

принятие и уважение необходимы даже (или, воз­можно, особенно) в споре: стремление вежливо слушать друг друга, принимать ответы партнера и находить ком­промиссы. Совершенно нормально жаловаться на что-то конкретное, но не критиковать человека в целом. Пары, в которых партнеры внимательны друг к другу, не поз­воляют негативному становиться привычным. Они ис­пользуют в спорах скорее награды, а не наказания, а в повседневной жизни дают партнеру многочисленные подтверждения своего положительного отношения"6. Исследователи обнаружили, что у счастливых пар отно-

133


шение негативных и позитивных моментов в общении составляет один к пяти197;

взаимность связана с ощущением равенства, когда человек получает примерно столько же, сколько вклады­вает. Отношения развиваются хорошо, если ни у кого нет ощущения, что его используют. Примером может служить распределение работы по дому. Хотя совершен­но нормально брать на себя определенные обязанности (для удобства), в ответ человек должен чувствовать, что его работу уважают, признают и ценят;

непрерывность. Заботливое внимание — это про­цесс, а не конечная цель, таким образом, он требует вре­мени и непрерывности. Этот процесс никогда не пре­кращается, потому что отношения развиваются, при­спосабливаясь к новой информации, изменениям в людях и жизненным циклам.

Многие утверждают, что успешные пары склонны сохранять позитивные иллюзии в отношении друг дру­га198. Они не только видят в своих партнерах то, что не видят их собственные друзья, но даже объясняют явно отрицательные качества в позитивных терминах (на­пример, упрямство может интерпретироваться как твердые убеждения, чрезмерная ревность — как глубо­кая любовь и т. д.). Адепты заботливого внимания не соглашаются с такой позицией, утверждая, что нужно ориентироваться на реальность. Они считают, что вни­мание к отношениям требует обсуждения таких вещей, которые могут быть болезненны и о которых люди избе­гают говорить. Но, разбираясь с недостатками, мы тем самым повышаем качество отношений199.

Любовь — очень желанное и приятное состояние, но его совсем непросто достичь. И не только из-за того, что нелегко найти нужного партнера, но и потому, что сохранение и развитие любви требуют большого труда. Я бы хотела закончить эту главу словами гуманистиче­ского психолога Эриха Фромма из книги «Искусство любить», написанной в 1957 году (но не менее совре­менной сейчас, чем она была тогда): «Любовь — это еди-

134


нение при условии сохранения собственной целостно­сти, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие че­ловека от его ближних; которая объединяет его с други­ми. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции И одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим робой и сохранять свою целостность. В любви имеет ме­сто парадокс: два существа становятся одним и остают­ся при этом двумя»200 (с. 16).


13. ИНТЕРВЕНЦИИ

ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эта глава для тех, кого время от времени посещает мысль: «А как же я?» Как вы можете применить к своей жизни некоторые результаты, полученные позитивной психологией? Со времени первого издания этой книги наблюдался большой прогресс: относительно простые интервенции позитивной психологии были проверены в ходе экспериментов «с контролем» (это когда вы слу­чайным образом распределяете участников по двум или более группам и сравниваете результат интервенции с результатом других упражнений, выполняющих функ­цию плацебо).

То, что вы прочтете ниже, похоже на список необхо­димых продуктов на неделю (а не на, к примеру, список для вечеринки, в котором все пункты осмысленно связа­ны друг с другом), но этот список, наверное, достаточно точно отражает состояние позитивной психологии как науки. Каждый из описанных ниже методов проверялся отдельно, а не как часть некоторой совокупности. Преи­мущество такого подхода состоит в том, что он позволя­ет выявить индивидуальные последствия каждой интер­венции. Недостаток же заключается в том, что эффект отдельной интервенции бывает недостаточно выражен­ным, — можно предположить, что сочетание нескольких упражнений даст больший эффект, чем какое-то одно. Что ж, время, возможно, покажет. Чтобы оживить эту главу, я добавила также несколько интервенций, кото­рые являются несомненно «позитивными», но пока не были подвергнуты эмпирической проверке.


Проверенные интервенции

Три хорошие вещи

Это, вероятно, самый действенный метод позитив­ной психологии: разные варианты такого упражнения были изучены несколькими исследователями201, и всегда наблюдался ощутимый результат. Было обнаружено, что этот метод на продолжительное время повышает уровень счастья, а симптомы депрессии уменьшаются на срок до шести месяцев202. Кстати, это не означает, что через шесть месяцев эффект утрачивается, — просто у нас нет данных о том, что было дальше с участниками эксперимента.

Инструкции достаточно просты. В течение недели каждый вечер (перед тем как лечь спать) вспоминайте прошедший день, чтобы найти три вещи, которые в этот день сложились хорошо. Запишите их и подумайте о ва­шей роли в них. В этом процессе есть три ключевых мо­мента. Записывать важно, так как это помогает сосре­доточиться на выделенных событиях. Размышления о вашей роли не менее важны, потому что они помогают вам чувствовать контроль, а это, в свою очередь, влияет на благополучие. Ваша роль в некоторых из этих собы­тий может не всегда быть очевидна для вас: если небо сегодня было ясным и голубым, что вы для этого сдела­ли? Ну как минимум заметили это. Наконец, в этом уп­ражнении очень важна регулярность: либо делайте за­писи всю неделю подряд, либо раз в неделю на протяже­нии шести недель. Исследования показали, что благополучие тех, кто делал это упражнение три раза в неделю на протяжении шести недель, немного умень­шилось, что говорит о том, что с этой интервенцией можно переборщить203. Наряду с этим известно, что са­мые лучшие результаты показывают люди, продолжаю­щие время от времени находить поводы для благодарно­сти судьбе и после окончания недельной интервенции. Наиболее вероятный вывод должен состоять в том, что

137


важно время от времени замечать хорошие вещи, не по­зволяя, однако, этому занятию стать рутинным.

Если вам сейчас показалось, будто я неожиданно ут­ратила все свои критические способности и вступила на скользкий путь преувеличений (вроде «самый действен­ный»), я очень прошу вас не делать поспешных выводов. Когда эти данные были опубликованы и я начала расска­зывать студентам об этом упражнении, то сама чувство­вала некоторое смущение — уж слишком все было про­сто. В итоге я решила испытать его действенность его на себе. В первый вечер мне потребовалось около получаса, чтобы найти хотя бы одну хорошую вещь, несмотря на то что я прекрасно помнила все, что сделала неправильно во время презентации, количество писем, на которые не от­ветила, и проекты, которые не успела сдать в срок. На второй вечер я неожиданно поняла, из-за чего мой парт­нер так расстраивается, когда я, вернувшись с работы, спрашиваю, почему на кухне беспорядок, еще до того, как сниму пальто. На третий вечер... ну, вы меня поняли.














Визит благодарности

Если вашему счастью необходим мгновенный рост, вы можете попробовать эту интервенцию204. Я должна вас предупредить, что повышение уровня счастья не­обязательно будет длиться долго и через полгода вы, ве­роятно, вернетесь в то состояние, с которого начинали. Но это не означает, что кратковременное благополучие не заслуживает уважения.

Подумайте о человеке, которому вы благодарны за то, что он когда-то для вас сделал. Возьмите лист бума­ги (хотя это можно с тем же успехом сделать и на ком­пьютере) и напишите ему письмо, описывая то, что он сделал для вас, и то влияние, которое это имело на вас и вашу жизнь. Как только вы закончите, позвоните это­му человеку и договоритесь о встрече, желательно у него дома. Когда вы встретитесь, сядьте или встаньте перед ним и прочтите свое письмо вслух.

138


На лекции я обычно стараюсь сделать паузу, когда дохожу до конца этого упражнения, и в девяти случаях из десяти аудитория начинает хихикать. Необходимое пояснение: в большинстве случаев я выступаю перед ан­глийской или европейской аудиторией. Я знаю по опы­ту, что этого не происходит с американскими слушате­лями. Часто возникают вопросы морального свойства, к примеру: для кого на самом деле предназначено это упражнение и не странно ли выражать вслух благодар­ность кому-то ради того, чтобы самому почувствовать себя лучше? Один из способов обойти эти проблемы, не являющийся, правда, столь же эмпирически надеж­ным, — отправить письмо. Вы не сможете увидеть сле­зы, но сообщение дойдет до адресата.

Спонтанные проявления доброты

Как понятно из названия, эта интервенция связана с тем, чтобы сделать что-то хорошее другому человеку. Этот поступок может быть крупным или мелким, но он должен принести какую-нибудь пользу. Варианты рас­полагаются в диапазоне от донорства крови до прогул­ки с собакой соседа, от посещения пожилой тетушки до подаренного кому-то билета на метро. В нашу эпоху обилия действующих в интернете социальных сетей возможности для проявления доброты практически бесконечны. Одна из моих студенток разослала всем своим друзьям в социальной сети Facebook так называе­мый растущий подарок — цветок, который поначалу не виден, а через несколько дней расцветает.

Спонтанные добрые поступки не только заставляют других людей чувствовать себя лучше, они также увеличи­вают счастье дающего, особенно если за день таких по­ступков было несколько. Так что и здесь оптимальный вы­бор момента становится принципиально важным. Важно также, чтобы добрые дела были разнообразными: это помо­жет им оставаться нетривиальными и полными смысла205.

139


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.319 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь