Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Го января 1912 года.. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ.
Го января 1912 года. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ. В воскресенье, 29 января, на беседу Братца Иоанна собралось более двух тысяч человек, вследствие чего многие из них не могли поместиться в зале и остались за дверями. Взойдя на кафедру, Братец сказал: – Сегодняшнее Евангелие говорит о страшном суде. Был страшный суд в древнее время; он есть и в настоящее время. Как я уже много раз говорил, Господь истреблял людей за грехи водой и огнем, а у евреев отнял даже целое государство, и до сего времени они не пользуются им за то, что не приняли учения Иисуса Христа. И в настоящее время совершается страшный суд над теми, которые забыли Его слово, Его заповеди, и у которых нет никакого страха от своих грехов. Сказав это, Братец стал читать и пояснять 25-ую главу Евангелия Матфея, с 31-го стиха: «Сказал Иисус: когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей судить народы по Евангелию». Эту речь Господь сказал тогда, когда Он еще не был прославлен. Хотя и была у Него слава во исцелениях, но Он еще не был распят; но когда его распяли и когда Он воскрес из мертвых, тогда слава Его дополнилась тем, что Он сел на престоле славы своего воскресения и осудил еврейское государство на разрушение за то, что евреи не приняли его учения. Такой же суд Господь производит и над нынешним народом за непослушание Его Евангелию. Это и есть страшный суд, который Господь производит над некоторыми людьми, как над Иудою: они травятся, стреляются и, как гадаринския свиньи, топятся. Что еще страшнее этого? Покайся! И тебе будет такой же суд. – Грешны! Помолись! – восклицают слушатели. – Далее читаем: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Кто не управляется со злом, тот делается козлом. – Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: – «И поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую». Из этих слов мы видим, что Христос не касался личностей, а говорил символами или образами: говорил про овец и про козлов. Так и мы не должны касаться личностей. Зачем сердить сердитых? Они и так сердиты. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, т. е. Государство, уготованное вам от создания мира». Это царство составилось из хромых, слепых, нищих и несчастных. Все они были в болезнях, нужде и нищите, а Господь исцелил и обогатил их и устроил из них государство, которое и стало славить Иисуса Христа. – Спасибо! – А потому этому верующему государству и говорит Господь: «Я алкал ради Евангелия, и вы дали Мне есть». Когда Иисусу не давали есть, то Он ходил по полям с своими учениками и утолял свой голод тем, что срывал колосья и ел. Но фарисеи и за это укоряли Его, говоря, что не должно делать этого, да еще в субботу. На это Он сказал им: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священника? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма. Он же есть и Господин субботы». (Матф. 12, 1–8). Т. е. здесь Тот, Кто хромых делает ходящими, слепых – зрячими, бедных – богатыми. – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает: – Войдите в Мое царство, «ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня». – Одели, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: – «Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Эти братья были меньшими ради Евангелия. Все пророки, апостолы и отцы церкви делали то самое, что делал и Христос: Христос проповедывал – и они проповедывали; Христос молился и исцелял больных – и они молились и исцеляли. И потому люди верили им. Но если бы люди не видели этих добрых дел, то они не могли бы верить тем, которые их делали. Далее читаем: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его». Так как Христос не хотел оскорблять книжников и фарисеев, то Он наводил страшный суд на козлов и сказал им: «Я алкал, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». – Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – А вот если приходят к вам странники из-за границы с балалайками и плясками, то вы делаете им гостеприимство. Тех же, которые говорят о слове Божием, вы не принимаете и смеетесь над ними и оскорбляете их. Поэтому и до вас допускает Господь оскорбителей и вы плачете и говорите: «не знаю, за что Бог меня наказывает». Ты молишься, а Господь не слышит твоей молитвы и не дает тебе просимаго. Для чего это написано? Для того, чтобы производить суд над людьми и вселить в них страх Божий. Когда Господь осудил евреев и отнял у них государство, то они сильно скорбели и плакали; но Господь не внял их слезам, потому что они отвергли Христа. Также если и мы отвергнем учением Христа, то и нас Господь отвергнет и лишит нас здоровья, хозяйства и успеха в делах. А если мы проникнемся учением Христа и будем жить согласно с ним, то Господь даст нам и здоровье, и богатство, и счастье. – Спасибо! – Далее читаем: «Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?». Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». У нас много таких странников, которые пошли на мучение ради Диавола, т. е. ради разврата. Мы знаем, что есть странник Божий и странник Диавола. Один страдает ради Господа, ради Его Евангелия; а другой страдает ради разврата, т. е. ради Диавола. О таковых Иоанн Богослов говорит: «кто приходит к вам и не приносит учения Христа, того не приветствуйте и не принимайте в свой дом, ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Иоан. 7–10). Таковые, по слову Христа, пойдут в муку вечную, и от мучения своего покушатся на самоубийство. Покайся! – Грешны! – Все те, которые не принимают учения Христа, они мучаются от болезней, нищеты и горя. А те, которые приняли слова пророков, Христа и апостолов, те все благоденствовали и до сих пор благоденствуют. Возьмите Авраама богатаго и Лазаря беднаго. С Господом и богатому и бедному хорошо. А без Господа и царям и князьям худо. Поэтому ищи прежде всего царства Евангелия, а остальное все приложится тебе. – Помолись! – Но если ты не ищешь слова Божия, то тебе нечем утешиться и в сердце твоем мучение. Это и есть страшный суд. Ты осужден на это мучение за преступление. Многие говорят, что страшный суд будет только тогда, когда мы умрем. Но в загробный суд очень мало теперь верят и мало его страшатся. Почему? Потому что никто не указывает на тот страшный суд, который всегда был и есть на земле. А, между тем, сколько, например, погибло и погибает людей от самоубийства! Сколько разсеянных скитается, подобно евреям, по лицу земли! Сколько из них лишились и лишаются жен, детей и хозяйства! Даже и в рабы никто не берет таковых. Все эти люди осуждены Богом на мытарства еще при жизни. А те, которые верят в современный страшный суд Божий, те боятся грешить и блаженствуют еще здесь на земле и радуются вечною радостью, потому что у них новая жизнь, и новое пальто, и новые сапоги и золотой перстень на руке. Они живут и радуются во Христе. – Радуемся! Спасибо! – восклицают слушатели. – И радости сей никто не отнимет, – говорит Братец. – Помолись! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения Братец говорит: – Сейчас мы читали о страшном суде, а потом и пели о том же, т. е. о суде над живыми и мертвыми. Во дни Иисуса Христа евреи гордились древними чудесами: переходом чрез Черное море, взятием Иерихона и проч. и говорили: «С нами Бог!». Но в те чудеса, которыя совершались в их время Христом и апостолами, они не верили, и потому смеялись над словами Христа о страшном суде, об овцах и козлах, говоря: «это Он разсказывает нам детския сказочки о козликах и овечках». Но для верующих это были не сказки, а слова истины, которыя судили и приводили их к покаянию. И в настоящее время Христос судит по Евангелию. И не было такого времени, когда бы не было Христоваго суда. Он осудил Адама на скитание, Еву – на болезни, первый мир – на потопление водою, Содом и Гоморру – на сожжение, еврейское государство – на разорение, которое и до сего дня не возстановляется во свидетельство нам. И в настоящее время Господь судит нас, посылая болезни, самоубийства и другия египетския казни. Но многие не верят в этот суд и говорят: «надо верить только в будущий загробный суд». Но в загробный суд ныне никто не верит, и потому народ не верит ни в какой суд, и от этого он потерял всякий страх Божий, а потому и предается всем порокам, а пороки приводят его ко всякаго рода бедствиям. Но какого еще страшнее суда, нежели все эти ужасные бедствия? Раньше вся стихия помогала человеку, потому что он слушался слова Божия. А теперь вся стихия вредит ему, потому что он перестал бояться страшнаго земного суда и слушаться слова Божия. Взыщи слово Божие и посмотри на страшный земной суд, который теперь совершается. Господь осудил мертвых, т. е. тех евреев, которые не приняли учения Христа: Он отнял у них виноградник и отдал его другим, которые приносили плоды Евангелия, а евреев разогнал по земле. Для чего? Для того, чтобы и мы не отвергли учения Христа. Но какой суд был над мертвыми, такой суд и в настоящее время над живыми совершается. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели. – И потому грешники идут в муку вечную, а ревнители правды и Евангелия имеют жизнь вечную, где нет ни болезней, ни нужды, ни печали. Для чего это написано? Для того, чтобы мы вникали в слово Божие и боялись страшнаго суда Христова здесь, еще на земле. Тогда ты будешь видеть и в нищем своего судью–Христа. Если мы будем вникать в слово Божие, то мы найдем Христа и в священниках и в нищих. Где о Христе говорят, там и Христос, там и вечная жизнь. Все пророки, апостолы и отцы церкви говорили о Христе и теперь они учат нас из царства небеснаго, как живые. Для чего это написано? Для чего мы это пели? Для того, чтобы осудить виновных и наградить ревнителей правды Евангелия. Поэтому Христос и сказал: «Ищите прежде всего царства Евангелия – и все остальное приложится вам»: и здоровье, и богатство, и счастье. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя». После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам… – Спасибо, дорогой Братец! – О страшном суде. Когда люди читают о страшном суде, то, обыкновенно, говорят, что под этим страшным судом надо разуметь только тот суд, что на том свете. Нет, и на этом свете есть страшный суд. И если мы поверим в этот суд, то мы будем верить и в тот. Видимый суд не противоречит загробному суду. Кто поверит в страшный суд, совершающийся на земле, тот приготовит себя и к тому суду, который будет на том свете. Я не опровергаю всеобщаго будущаго суда, но я говорю, что, кроме этого суда, был и есть еще прошедший и настоящий страшный суд. Мы все о страшном суде только читаем, но осужденных ив настоящее время на болезни, несчастия и самоубийства мы не видали, а если и видали, то приписывали их не суду Божьему, а случайности. Но ты, ведь, видишь всех этих страшно осужденных Богом. Неужели тебе не делается страшно? Покайся! – Грешны! _________________
– Еще напомню вам… – Напомни. – Напомню послание апостола Павла к коринфянам. – К нам. Сказав это, Братец стал читать и пояснять 9-ую главу перваго послания к коринфянам, от 1 до24 ст.: – «Не апостол ли я?». – Апостол! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее: – «Не свободен ли я?». – Свободен! – восклицают слушатели. – «Не видел ли я Иисуса Христа? Не мое ли дело вы в Господе?». – Твое, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Если для других я не апостол, то для вас апостол». – Апостол! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет: – Про апостола Павла многие говорили: «он не апостол, он и Христа не видел». Хотя он и не ходил со Христом, но принял Христово учение. А Иуда и со Христом ходил, но слово Христово не вмещалось в него. Поэтому апостол Павел и говорит: «если для других я не апостол, то для вас апостол». – Апостол! – опять восклицают слушатели, – а Братец читает дальше: – «Ибо печать моего апостольства – вы в Господе». – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Когда апостол Павел проповедывал коринфянам, то устроил их в Господе, и они стали жить с Господом. А раньше, до апостола Павла, эти люди были развратные безбожники, но апостол Павле посеял в них слово Божие, и они сделались честными людьми. Поэтому в свое оправдание тем, которые его осуждали, он и говорил: «вот мое защищение, против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?». Апостол Павел имел власть все пить и есть, но во всем был воздержен. Далее апостол Павел говорит: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноградник, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли разсуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? «Не заграждай рта у вола молотящаго, «О волах ли печется Бог?». Апостол Павел был, как вол, работник Господу, но его работу не оценили законники, да и не считали они ее полезной, но даже им казалась его проповедь вредной, за что в последствии они и убили его. Поэтому в свое оправдание апостол Павел и говорит: «О волах ли печется Бог?». Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?». Апостол Павел сеял веру и этим разрыхлял черствую землю для того, чтобы получить евангельские плоды, а остальное все само собою прилагалось. Далее апостол говорит: «если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве вы не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю с жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Т. е. сколько поработаешь, столько и получишь. Так и ныне ленивых не берут на годовой срок или на полгода, даже и на поденную работу, а дают им работу поштучную: сколько сработаешь, столько и получишь. А то ленивые только время считают, а требуют себе награды незаслуженной. Вот потому-то с ними так и поступают во избежание разных споров. Далее апостол говорит: «Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если я не благовествую!». Апостол Павел скучал, когда ему не с кем было говорить о Христе. Для пояснения этого я вам скажу еще то, что вы знаете: скучно пьянице бывает тогда, когда нет у него вина. Так и тому, кто любит слово Божие, бывает скучно, если ему не с кем говорить о слове Божием. Далее апостол говорит: «Если я делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобресть чуждых закона». Апостол Павел мудро поступал. Он никого не укорял и никакой святыни не унижал. Поэтому когда он пришел в Афины, то сказал язычникам: «я обошел все ваши святыни и нашел, что вы кланяетесь неведомому Богу». Он не сказал: «Я обошел всех ваших идольчиков», а сказал: «я обошел ваши святыни и нашел неведомаго вам Бога». Они даже и не знали имени своего Бога. Тогда апостол Павел и стал с любовью разсказывать им про ведомаго Бога – Иисуса Христа, который делает хромых – ходящими, слепых – видящими, прокаженных – очищенными. Они умились сердцами и оставили всех своих богов. Но если бы он похулил языческия святыни, то язычники стали бы хулить христианския святыни, и вышел бы спор. Поэтому апостол Павел и старался говорить всегда с любовью для успеха своей проповеди и тем показал нам пример. Далее апостол говорит: «Для немощных я был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». – Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Все, которые ревновали о Евангелии, получили награду, каковы апостолы и отцы церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Все они работали ради Христа и не остались без награды. Скажу о себе. Я ревновал о слове Божием, и Господь не оставил меня без награды. Так ревнуйте и вы о словах Евангелия, о трезвой жизни, и Господь не оставит и вас без награды. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице!».
__________________
После пения Братец говорит: – Еще напомню вам. – Напомни. – Книгу пророка Иеремии о страшном суде над Израилем. Сказав это, Братец стал читать и пояснять 16-ю и 17-юглавы книги пророка Иеремии. «Так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся, и о матерях и отцах, которые родят их: смертию тяжкою умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным». Для чего это говорил Иеремия? Для того, чтобы произвести суд и страх и тем привести к покаянию. Далее читаем: «Говорит Господь пророку Иеремии: Я отнял от этого народа мир Мой и милость и сожаление. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умертшем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Вот, я прекращу на месте сем голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты». Т. е. не на радость они будут жениться и выходить замуж. Устроят они бракосочетание, а потом будет у них ножевщина. Почему? Потому что они забыли закон Моисея и говорили не о слове Божием, а только о разврате и пьянстве. Среди пьянства будешь искать жениха, – он будет пьяницей; среди разврата будешь искать себе невесту, – и она будет развратна. Среди беззаконников будешь искать себе жениха, и он будет беззаконник. А если ты будешь просить Бога и беседовать о законе Божием, то Господь пошлет тебе жениха, который будет говорить о законе, и вы будете жить по закону Христа. Тогда у вас не будет никаких веселых пирушек и никаких плясок. Многие говорят, что есть какие-то там хлысты и скакуны, которые на своих собраниях после молитвы пляшут и в ладоши хлопают. Но я на разных сектантских собраниях бывал, но таких кощунственных плясок не видал. А вот что я видел, и что вы сами делали раньше: на свадьбах у нас сначала молятся со священником, а потом устроят бесовския пляски: безобразный матчиш, срамный кеквок и другие танцы, о которых стыдно и говорить. И это все делается больше среди православных, даже среди образованных. А среди простого народа на свадьбах насыпают в горшок золы, смешанной с табаком, разбивают его и по этой золе пляшут. Это для того, чтобы скружить голову. И предаются разным оргиям, а потом поздравляют новобрачных с законным браком. А тут никакого закона и не было. Тут никогда и не говорили о законе. А потому часто брачная жизнь и кончается самоубийствами. Такия же пляски бывают на именинах и крестинах. Вот это и есть настоящая хлыстовщина. Этому святая церковь не учила. Это я видел, да и вы видали, даже делали, только молчали, потому что совесть ваша не стыдила вас. А теперь стыдно даже вспомнить об этом. Вот об этом-то и говорит пророк: «Я прекращу голос радости жениха и невесты». Такое беззаконие творилось во дни Иеремии. Такое беззаконие творится и в сие время. И потому мужеский пол боится жениться, а женский пол – выходить замуж. Но если ты взыщешь слово Божие, тогда тебе подчинится жена, подчинятся дети, и у тебя будет вечная радость. – Спасибо! – Далее говорит Господь через пророка: «Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех? – тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли во след иных богов и служили им, и закона Моего не хранили; а вы поступаете еще хуже отцов ваших и живите каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня. За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо я не окажу вам милосердия». Вот какой был евреям страшный суд! Таков он и ныне. – Прости! – Все пророки говорили о том страшном суде, который бывает на этом свете. Они мало говорили о загробном суде, потому что никто не верил в него. Пророки стращали людей тем, чего люди больше всего всегда боялись и боятся: болезнями, бедностью, разрушением государства и пленом. Если человек для того, чтобы избавиться от холеры, готов все сделать, то тем более он сделает все, чтобы избавиться от всех болезней, нищеты и всякаго горя. А для того, чтобы избавиться от всего этого, надо исполнять заповеди Божьи. Работай Господу, соблюди заповеди Его, – и тогда ты не будешь бояться ни болезней, ни бедности. Сказав это, Братец стал читать и объяснять 17-ую главу книги пророка Исаии: «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их. Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах. Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои – за грехи во всех пределах твоих. И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебе в рабство врагам, языка которых ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть во веки. Вот чего евреи боялись! Поэтому пророк ничего не говорил им о загробном суде, а только о настоящем земном страшном суде: об отнятии имения и отдаче в рабство, и тем приводил их к покаянию. Далее говорит Господь: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и котораго сердце удаляется от Господа, Он будет – как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойны в степи, на земле безплодной, необитаемой А тот человек, который надеется на Господа, у котораго упования – Господь, тот багословен». Все пророки только о том и говорили, чтобы люди были блаженны здесь на земле, но мало говорили о загробном царстве. И они взошли в лово Авраама, т. е. в царство небесное, о котором свидетельствует Христос в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 22). Далее читаем: «Надеющийся на Господа человек – как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходи зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод». Так и верующий в слово Божие ничего не боится и приносит евангельский плод. Далее говорит Господь: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по делам его. Кропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставил его на половине дней своих и глупцом останется при конце своем». В заключение пророк обращается к Господу с такою краткою молитвою об избавлении от страшнаго, карающаго суда: «Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. Отступающие от Тебя будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой. Исцели меня, Господи, и исцелен буду спаси меня, и спасен буду; ибо Ты – хвала моя». При чтении этой молитвы слушатели повторяли ее за Братец, а потом, по его указанию, запели: «Блажен муж». После пения Братец говорит: – Все пророки одинаково говорили: «не воскреснут нечестивые на суде и путь нечестивых погибнет здесь еще, на земле». Покайся! – Грешны! – Так говорил царь Давид. Так говорил и пророк Иеремия о погибели нечестивых. А когда пришел Спаситель, то также осудил евреев за отвержение Его учения и отдал их царство тем, которые приносили плоды Евангелия, – это именно хромым, слепым, нищим и несчастным, из которых и составилось сильное христианское царство. «Взыщи слово Божие – и у тебя не будет ни бедности, ни болезни и никакого другого несчастия». – Для чего это написано? Для того, чтобы навести на нас страшный суд. Приговор этого суда Господь приводит в исполнение в болезнях, нуждах и скитаниях по лицу земли. И чрез такия несчастия многие покушаются даже на самоубийство, как Иуда. Что еще страшнее такого суда? – И только чрез такой страшный суд мы и можем прийти к сознанию своего беззакония. Покайся! – Грешны! – Еще напомню вам… – Напомни. – Напомню житие преподобнаго Ефрема Сирина, празднуемаго 28 Января. Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за Январь, на 892–893 страницах, следующее: «Когда Ефрем Сирин входил в город Эдессу, то он обратился к Богу с такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека»… – Братца дорогого, – говорят слушатели, – а Братец читает: – «Пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священнаго Писания с пользою для меня». Вот видите, чего просил Ефрем: не богатства, а человека, который мог бы побеседовать с ним о Священном Писании. Так и царь Соломон просил Господа: «если Ты дал мне в наследие престол отца моего Давида, то не откажи, Господи, мне, рабу Твоему, в премудрости, чтобы я мог судить справедливо вдову и сироту». Тогда Господь сказал ему: «так как ты не просил себе богатства, а просил премудрости для того, чтобы судить справедливо вдову и сироту, то вот даю тебе премудрость, славу и богатство». И никогда не было таких мудрых, как Соломон, и никто прежде и после не одевался так, как Соломон. За что Господь так полюбил Соломона? За то, что он просил себе премудрости Божией, а остальное все приложилось ему. Если и ты также будешь просить премудрости Божией, то Господь и тебе не откажет, как Он сам сказал: «ищите прежде всего царства Евангелия, а остальное все приложится вам». Так и Ефрем молился Господу о том, чтобы он послал ему такого человека, который побеседовал бы с ним о слове Божием. – Далее читаем: «И когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, Ефрем опечалился и обратился мысленно к Богу: «Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо, каким образом может эта женщина беседовать со мною о книжной мудрости?». Ефрем Сирин просил у Бога человека, а вдруг видит женщину и опечалился. Значит, он не считал женщину за человека. Далее читаем: «Женщина же стояла и смотрела на него. Святый Ефрем обратился к ней с вопросом: «скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?». Женщина ответила: «Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят». Услышав это, Ефрем подивился такому ея ответу и прославил Бога, давшаго женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его». Женщина была не книжная, но сказала по-книжному. Она разсказала, как сотворил Бог мужчину из земли, а женщину из ребра, взятого у Адама. Так и теперь есть такие люди, которые читают живое Евангелие на людях, говоря: «этот сын был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся, вот на нем новая одежда, новые сапоги и золотой перстень на руке». – Спасибо, дорогой Братец! – Кто ревнует о слове Божием, того Господь целит и никогда не оставит Своею милостию. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающиеся». После пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни… – О трех святителях: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте, празднуемых 30-го января. Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 912–913 стр., следующее: «В царствование византийскаго царя Алексея комнева (который царствовал с 1081 по 1108 год), был в Константинополе великий спор об этих трех святителях. Одни ставили выше прочих святитетелей Василия Великаго, как мужа твердаго нравом. Другие стояли за Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священнаго Писания превзошел всех. Иные, наконец, возвышали Иоанна Златоуста, как мужа человеколюбивейшаго и как красноречивейшаго оратора. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались василианами, другие – григорианами, а третьи – иоаннитами». В те времена иоанниты заслужили уважения от народа и любви от Бога, потому что они через послушание своему учителю Иоанну Златоусту получили исцеление от различных пороков. Имя «иоанниты» в те времена было почетное. Далее читаем: «Спустя некоторое время после этого, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну епископу Евхаитскому. Они сказали ему едиными устами: «мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас, отдельно, в свое время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующия поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни перваго, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас». Для чего это написано? Для того, чтобы мы не спорили и назидали друг друга, как Ефрем Сирин, и как эти три святителя, которые между собою не спорили, но сами назидались друг от друга и людей с любовью назидали. – Как Братец, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Ефрем не возгнушался принять назидание от женщины. Даже от скотины можно поучиться, как поучался пророк Валаам от своей ослицы. Но если даже ангел будет говорить мне не то, чему учил Христос, и будет предлагать выпить водочки для здоровья, то я ему не поверю. Но если кто будет говорить о слове Божием, хотя бы то говорила ослица, то его слову я поверю. Для чего это написано? Для того, чтобы назидать нас вере. А раз будет вера, то от веры будут исцеления и от нужды и печали исцепение. – Спасибо! – говорят слушатели. Затем Братец сходит с кафедры, подходит к иконам, и вместе с слушателями поет: «Богородице, Дево, радуйся». После пения Братец читает молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Ты еси помощник мой»… После этой молитвы слушатели поют: «Небесных воинств архистратизи». После пения Братец читает следующия молитвы: 1) «Господи святый, Иже в вышних живый»… 2) «Огражи нас, Господи»… 3) «Слава Отцу»… и 4) «Благослови Господи, благостию Твоею»… – Спасибо! – восклицают слушатели и начинают подходить к руке Братца и петь песни: «С нами Бог», «Всемирную славу», «Благословен еси, Господи», «Кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесной», «От юности моея», «Память праведнаго с похвалами», «Пречистому образу покланяемся, благий», «Спаси, Господи», «Достойно есть» и «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас».
Трезвенник. _______________
70-я |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы