Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Ученик. Батюшка, я издавна желаю монашества, и как хорошо было бы
то или другое дело, то знай, что это враг хочет тебя смутить и навести скорбь душе твоей»*. Ученик. Батюшка, я издавна желаю монашества, и как хорошо было бы, если бы Господь сподобил меня быть монахом. Старец. Покажи дела, достойные монашества, и в будущем веке обрящешь себя монахом. При этом старец прочитал из жития Пимена Многоболезненного, Печерского чудотворца**. Ученик. Батюшка, простите меня, я все предаюсь мечтательности о себе, будто бы я живу хорошо и благочестиво. Старец. Не хвались, сын мой, при начале; еще неизвестно, какой конец будет. Ученик. Батюшка, простите меня, вот сколько времени уже я живу в монастыре, ничего не приобрел и не приучил себя ни к чему доброму. Все зазираю и осуждаю прочих, а сам как свинья во блате валяюсь. Старец. А что ты за человек, что хочешь добродетели стяжать без трудов? Не успел еще опериться, а хочешь лететь. Нет, они достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе через труды твои. Если же что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда безпрепят-ственно можем исполнять все свои желания, и когда ничто нас не тревожит: захотим что есть — едим, захотим пить — пьем, захотим спать — спим, захотим пройтись куда — тоже себе не отказываем, а если захотим бороться против этого, то увидим скорби. Ученик. Батюшка, почему опытные и искусные в духовной жизни старцы удерживают ревностных новоначальных монахов и послушников от разных подвигов духовных в начале их отвержения от мира и пребывания в монастыре? Старец. Они потому удерживают, что знают козни врага рода человеческого, который всегда под видом добра ищет нашей погибели, стараясь после подвигов вринуть нас в отчаяние или леность. Старцы, как опытные в духовной жизни, * Третья утренняя молитва святого Макария Великого. * Печерский патерик, 7 августа. ИЕРОСХИМОНАХ АЛЕКСАНДР 163 так как сами проходили этот путь и видели опасности, на нем бывающие, знают, сколь многие погибают на сем пути от самочиния. Ученик. Батюшка, пока есть ревность, то и хорошо подвизаться вначале. Старец. Бывает ревность и не по разуму, как нам говорили старцы. В одно время я шел по саду и вижу, что садовник с молодых яблонь срывает цветы. Я спросил садовника, зачем он срывает цветы. А он мне и говорит, что если не срывать, то будут плоды, то есть яблоки. Меня это удивило, и я спрашиваю опять: «Что же, это хорошо, что плоды будут». А садовник говорит мне в ответ, что эти плоды повредят самой яблоне, и она впоследствии будет безплодная. Эти плоды теперь вытянут сок из корня, и она может погибнуть, но когда корень возмужает, тогда и плоды будет приносить сугубо. Вот, видишь ли, так и человек плоды дает во время свое*. Ученик. Батюшка, как помочь тем, которые повредились от неразумия в духовных подвигах? Старец. Нам старцы говорили, если кого враг чем запял (обманул), то надо советовать им, чтобы они делали себе насилие поступать напротив, именно: кого запял чрезмерным постом, то чтобы они оставили пост**, а тем, кого запял многими поклонами, надо советовать, чтобы они оставили поклоны***, а только одной молитвой Иисусовой довольствовались, хотя, может быть, и будет это казаться странным для многих, кто не знает этого духовного делания. Со мной был один подобный случай, когда я был в пещерах в затворе: однажды подвели к окну кельи одну женщину, которую, как я заметил, враг запял многими поклонами. Я советовал, чтобы она оставила поклоны и занималась только одной молитвой Иисусовой. Но она не захотела, и пошел слух такой, что вот-де затворник молиться запрещает; был * Ср. Пс. 1,3. ** То есть чрезмерность поста, а не вообще пост, как разъясняет преосвященный Феофан. *** То есть полагание поклонов без молитвенного к Богу возношения, а поклоны всегда полезны, как и пост (замечание преосвященного Феофана). 164 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы