Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ _____ 591. 592 __ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ
рассуждение выше других даров и приобретается не сразу. Человек может быть очень умным, но совершенно нерассудительным, может удовлетворять самым низменным потребностям, иметь любовниц и даже совершенно не признавать Бога. Есть люди плотские, которые только и живут для чрева, для блуда. Есть люди душевные, эти повыше плотских. И наконец, есть люди духовные. Разница между душевными людьми и духовными громадная. Ибо, как говорит апостол: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием». Он может познать всякую человеческую мудрость, всякую философию, но духовного рассуждения не иметь. Здесь и напомнил батюшка слова апостола: «Слово крестное погибающим убо юродство есть, а нам, спасаемым, сила Божия есть». Да, для них юродство, а для нас, спасаемых, сила Божия. И, заметьте, сказано «спасаемым», а не «спасенным», и «погибающим», а не «погибшим». Иной и не заметит этой разницы сразу, а потом вдруг заметит через некоторое время. Все мы спасаемся, но неизвестно еще, спасемся ли. Также сказано «погибающим», ибо они могут обратиться, хотя и стоят на наклонной плоскости, скользя вниз. Было уже около 11 часов. Батюшка устал. — Каждый день совершается чудо милосердия Божия на Потом батюшка начал говорить о старчестве. — Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ _________________________________________________ 591 одна внешность. Иисусову молитву теперь редко кто творит, а что за монашество без Иисусовой молитвы? При Екатерине II враг воздвиг гонение на старчество. Екатерина II прямо закрывала монастыри; старцы и ученики бежали — кто на Афон, кто в западные православные государства. Один из них, Паисий (Величковский), бежал на Афон... Ученики его опять насадили старчество у нас и в других обителях, после того как позволено было им снова возвратиться в Россию. И старчество процветало... А теперь везде угасло, забыто. Враг начинает с невинных вещей, завлекает в грехи... Поэтому-то враг и ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится. — Да, батюшка, — говорю я, — как только хочу записать то, что Вам собирался сказать, так мне уже становится легче, я это замечал. — Да, вы только пишете, а он уже бежит. 25 февраля 1908 г. Батюшка мне говорил, что враг всегда нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, вовлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо этим может разрушить свою работу. Пожалуй, станет скупиться человек и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу. Я замечал на себе, что с тех пор, как я сказал батюшке про свои помыслы о военщине и о пострижении в мантию, они меня пока не безпокоят; и, я помню, батюшка сказал мне, что они меня оставят, даст Бог. И действительно, оставили. Другие всякие приходят в голову, а этих нет по молитвам батюшки. 5 марта 1908 г. Вчера вечером, в 8 часов, я окончил читать Псалтирь и пошел к батюшке на благословение после всех, и неожиданно для меня опять удалось мне побеседовать с батюшкой. Когда я вошел, батюшка сказал мне сесть на стул под часами и побезмолвствовать, а сам ушел. Через некоторое время, 592 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ довольно скоро, батюшка пришел и начал занавешивать окна. Из окна, прямо из-за деревьев, светила луна. Уже три-четыре ночи подряд были такие же красивые, как я описывал прежде. Батюшка указал мне на это: — Видите, какая красота. — Да, батюшка. Я когда иду к себе в келью после Псалтири, мне все это нравится: и луна и снег, — а когда я приду к себе в келью, мне там еще лучше. — Конечно, в келье лучше. Потом батюшка начал рассказывать про одного нашего монастырского монаха отца Феодула. — Жил на кухне монах, совсем простой, малограмотный. Заболел он и лег в больницу, а я, когда на первой неделе исповедовал братию монастырскую в больнице, зашел к нему, поговорил. Спрашиваю, не хочет ли он чего. — Нет, батюшка, ничего. Потом я его опять спросил, не хочет ли он чего. — Ничего... да вот разве, батюшка, кисленького чего-нибудь. — Хорошо, — говорю я. На следующий день принес ему два яблока да два апельсина... И как он был рад. Как мало нужно для монаха, не то что в миру... Потом я его как-то спросил: — Как тебе? — Да скучно здесь, батюшка, жить. — Да где же весело? — спрашиваю я. — Да там весело, если только примут. — А ты готов? — Да то-то и дело, что не готов. Я грешник, хуже всех. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы