Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ. На следующий день прихожу и спрашиваю. БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ





593


На следующий день прихожу и спрашиваю:

— Не надо ли тебе чего?

— Нет, батюшка, ничего. Единого желаю: разрешиться и со Христом быти. Помолитесь обо мне, батюшка. Далекий, незнаемый путь предлежит мне, благословите, батюшка, идти.

— Бог благословит. Иди. Когда будешь предстоять Престолу Господню, помяни меня, своего духовного отца.

— Хорошо, помяну, аще буду.

— Ну уж, конечно, если будешь.

Сегодня прибегает послушник и говорит, что отец Феодул скончался. И верую, что пошел он в райские селения. Вот как здесь умирают, и как в миру... И вот на Страшном суде узнается, кто был разумнее: профессора, ученые, художники или такие простецы, как отец Феодул.

Потом батюшка посадил меня вместе с собой на диван и, обняв, сказал:

— С первого же раза я расположился к Вам и верую, что
сохранится это расположение на все время, которое мне осталось жить... Оставайтесь здесь монахом до конца своей жизни. А основание монашеской жизни — смирение. Есть смирение — все есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись.

...Это время, когда я был болен, я думал, что не встану. Но за меня стали молиться, и мне дана отсрочка. Есть одна блаженная, она видела сон: как будто она подходит к скиту и видит, что меня через святые ворота выводят из скита какие-то жена и муж. «Я, — говорит, — их спрашиваю:

— Куда же вы выводите батюшку?

— В монастырь.

— Зачем же вы его в монастырь? Ведь в монастырь из скита только когда кто умрет выносят, а батюшка в скиту нужен. Оставьте его.

— Никак нельзя.

Тогда я начинаю со слезами просить:

— Да оставьте его, пожалуйста... — Тогда муж тот и жена
стали советоваться и решили, что можно оставить, и увели
опять в святые ворота в скит».







594



БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


Это она рассказала Нилусу, а он мне. Ему она рассказала, когда я еще был здоровехонек, за некоторое время до болезни, и говорила, что из этого она заключает, что со мной должно что-нибудь случиться.

Видит Господь, что всех люблю, что всех хотел бы заключить в свое сердце, и не тесно там, но что поделаешь? Не хотят некоторые, сами не идут. Да я их и не виню, все это дело диавола, они не виноваты. Были на меня гонения, да Господу вот как угодно было сделать...

Что Вы теперь читаете?

— Да вот, батюшка, кончил авву Дорофея, благословите начать Петра Дамаскина.

— Хорошо, начинайте. В этой книге есть непонятные, таинственные места. Там увидите, как святые начинали познавать смысл видимой природы. Им дела нет до видимых вещей, а смысл их они понимают...

— Да, батюшка, я понимаю так, как говорится в псалме: «Всякое дыхание да хвалит Господа...»

— Да, да, конечно, не самое творение хвалит Господа. Как снег будет хвалить Господа? Но он сам собой доказывает славу и премудрость Создавшего его. Также огонь, ветер, град не сами хвалят Бога, а только показывают собой славу, силу и премудрость Господа. А сознательно прославляющим Бога является уже человек, который, познавая Божие творение, прославляет Бога. В этом смысле сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Я говорю батюшке:

— А вот некоторые поэты говорят подобное, например Лермонтов: «Когда волнуется желтеющая нива...».

— Да, это стихотворение вы хорошо напомнили мне... да... в таком смысле даже всякое творение говорит: «Птицы имеют свой язык, это даже признают некоторые ученые. Поет соловей — конечно, славит Бога».

6 марта 1908 г.

Пока есть время, спешу записать все, что припомню...

— Теперь ненавидят повсюду христианство. Оно есть




ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ



595


ярмо, мешающее жить вольно, свободно творить грех. Еще Гёте один раз выразился про христианство так: «Только две вещи ненавижу я: клопов и Христианство». Смотрите, какая насмешка, какое кощунство. Когда он умирал, то закричал: «Свету больше, свету больше».

Страшные слова. Значит, на него уже надвигалась адская тьма.

Вот так и теперь ненавидят Христианство и по смерти идут на дно адово, а здесь, в тиши, спасаются, как, например, отец Феодул.

Про него с самого начала батюшка сказал:

— У него лицо было всегда такое, как в Евангелии сказано
про Иисуса Христа, что Лице Его бе грядущего в Иерусалим, как
восковое, он уже не думал ни о нем мирском, потерял всякое
пристрастие к миру.

Это выражение я еще замечал у художников. Например, на одном вечере Майков и Полонский читали свои произведения, и у Майкова было оно чуть заметно, чуть-чуть мелькало во время его сильного воодушевления. Но вся полнота принадлежит, конечно, инокам.

7 марта 1908 г.

Сказал батюшке про диавольское наваждение и напомнил ему его слово, сказанное мне им раньше. На это батюшка сказал:

— Вот и увидели больше, и чем больше будете стараться
жить по-монашески, тем более будете испытывать.

Я припоминаю, что во время сего наваждения, когда мне стало страшно, я порывисто начал творить Иисусову молитву, и на первом же слове, лишь я произнес: «Господи», — сразу все прекратилось, хотя, может быть, и на время, теперь уже не помню. Когда я сказал об этом, батюшка прибавил;

— Да, и познали силу молитвы.

Кстати, запишу еще из наставлений, бывших на исповеди.

— Когда у вас бывают какие-либо мечтания, то вы сами
им не противоречьте и не отгоняйте, а просто возьмите да
в них — «Камнем», а Камень есть имя Христово, Иисусова










596


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь