Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ. 612 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ
609 Однажды, когда я каялся батюшке, что проспал лишний час, или около того, не помню, батюшка мне сказал: — Это вас борет бес уныния. Он всех борет. Борол он и преподобного Серафима Саровского, и преподобного Ефрема Сирина, который составил известную молитву «Господи и Владыка живота моего». Смотрите, что он поставил на первом месте: «Дух праздности» — и, как следствие праздности: «уныния не даждь ми». Это — лютый бес. На вас он нападает сном, а на других уже наяву — унынием, тоской. На кого как может, так и нападает. Ведь вы не можете сказать, что находитесь в праздности? — Да, батюшка, почти нет минуты свободной... — Ну вот, он на вас и нападает сном. Ничего, не скорбите... 5 октября 1908 г. Как-то вечером на благословении и на исповедании мной моих немощей и прегрешений за истекший день, а возможно, и за прежнее время, батюшка начал мне говорить о самоукорении. Я заметил и понял из наставлений батюшки, что нужно укорять себя за свои немощи и смиряться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а нужно сказать все старцу. — Бог простит, — говорит батюшка. — Укоряйте себя. 610 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ 16 октября 1908 г. Батюшка говорил о монашестве: — Не все монашество заключается в подряснике да каше. 25 октября 1908 г. Вчера на благословении я каялся батюшке, что проспал раннюю обедню. На это батюшка ответил: — Бог простит. Укоряйте себя. — Батюшка, как же надо укорять себя? — Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам останется только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. — Да, батюшка, сначала станет как бы неприятно, укоришь себя, обличишь и через очень короткое время забудешь об этом, как будто ничего и не было. — Хоть минуту, хоть полминуты, а надо обязательно укорять себя так. Наше дело — укорить себя хотя бы на очень короткое время, а остальное предоставим Богу... А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение... Но нам до этого далеко. Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее духовно. Это закон духовной жизни. Как в нашей телесной жизни мы подкрепляем силы пищей, так и в духовной жизни наши духовные силы подкрепляются самоукорением. Вы только приняли пищу в желудок, ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ 611 а как пища переваривается в питательные соки, ваше тело питается ими, вы не знаете. Точно так же и в духовной жизни: мы питаемся самоукорением, которое, по учению святых отцов, есть невидимое восхождение, но почему и как — мы не знаем. Это закон духовной жизни. Когда мы питаемся духовным, мы духовно становимся крепче, сильнее. А что такое самоукорение? — смирение. А что такое смирение? — это риза Божества, по слову Лествичника... Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя... 29 октября 1908 г. Приходится разговаривать с батюшкой между делом или за чаем, и как становится понятным и ясным то, что было у меня неразрешенным вопросом. — У батюшки отца Амвросия спросили, — говорил недавно батюшка, — «Что такое монашество?» — «Блаженство», — отвечал он. И действительно, это такое блаженство, более которого невозможно представить. Но монашество не так легко, как думают некоторые, но и не так трудно и безотрадно, как говорят другие. — ...Я говорю на утрени мое убогое слово потому, — сказал батюшка, — чтобы не понести ответа на Страшном суде за молчание... Это моя обязанность... 2 ноября 1908 г. Я недавно узнал от батюшки, что он писал стихотворения, они есть в печати листками. Одно из них, «Иисусова молитва», мне очень понравилось. Об этом стихотворении я как-то и говорил с батюшкой. — Здесь нет ничего сочиненного, — говорил батюшка, — 612 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ говорится: «И ты увидишь, полный изумленья, иной страны сияющую даль...» Да, именно «весь»... Все существо человека как бы изменится... Сегодня батюшка сказал небольшое слово-поучение. Содержание слова было о поведении инока в скиту, особенно в праздники. Чтение святоотеческих книг, научающих разуметь заповеди Христовы и тем любить самого Христа... «Сиди в своей келье, и она всему тебя научит». — Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть 5 ноября 1908 г. Сейчас за обедом и после обеда я беседовал с батюшкой. (Я обедал у батюшки.) —- Здесь все хорошо, говорил кто-то, я забыл — кто, отцу Клименту (Зедергольму) и отцу Леониду (Кавелину), — начал батюшка, — все хорошо, только одного нет — это музыки. Хорошо бы, например, на рояле играть серьезные пьесы Бетховена или других. Что вы скажете? — Нет. — Почему нет? — Нет. — Скажите, почему вы так категорически отвечаете? — Ну, хорошо, я вам скажу. Об этом знают только я сам да мой духовный отец — батюшка отец Макарий: я получил внутреннюю молитву. Про эту музыку часто говорится в псалмах: «Крепость моя и пение мое Господь...», «Пою Богу моему дондеже есмь». Это пение неизглаголано... Я теперь уже не имею возможности выходить и ходить по скиту ночью... Вот смотрите, какая аскетическая красота, задумчивая, этот наш храм (старый). Здесь все хорошо, не наглядишься. — Боюсь уйти самочинно, — сказал батюшка. Этот разговор начался с вопроса батюшки: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы