Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИМСКИЙ
657 ве, известном более под псевдонимом Поселянин. Он пишет статьи духовно-нравственного содержания. — Вы себе представить не можете, какая громадная разница между теперешним его лицом и прежним. Ничего нет Я помню, был он у нас в скиту за трапезой лет пятнадцать-семнадцать назад. Я сидел в уголке около портрета отца Паисия (Величковского), а он сидел на первом месте около иеромонаха. Я залюбовался им. Не подумайте, что я говорю про телесную красоту, нет, я говорю про внутреннюю красоту, которая выступала наружу в выражении его лица и даже во всех его движениях. Было лето, окна в трапезе были растворены. Он сидел как раз перед окном, спиной к читающему. Помню, подали уже второе или третье, он скушал две-три ложки и, положив ложку, устремил свой взгляд в окно, и чувствовалось мне, что смотрел он на храм, на чудные сосны, затем все выше и выше в голубые небеса с мыслью о великом и безконечном Боге. Я подумал тогда: «Господи, каким же должен быть внутренний мир этого человека?.. До тех пор я уже знал его по сочинениям, а тогда и просто полюбил его. Я попросил отца Иосифа благословения познакомиться с ним, и отец Иосиф прислал его ко мне в келью, и там была у нас беседа с ним первая и последняя...» Вот я ему и говорю теперь, когда он был у меня: — Вы помните тогдашнюю нашу беседу? — О да, она вся у меня здесь. — Он прижал руки к сердцу. — Помните, я тогда говорил о внутреннем, или, как его называют иногда, о мистическом монашестве, которое вам, собственно, и нравится... Так вот поступайте к нам в скит, вам еще не поздно. Но только не думайте, что сразу нужно на небо возлетать и мертвых воскрешать. Нет, сначала нужно упражняться во внешнем монашестве, перешагнуть его, а приступать сразу ко внутреннему нельзя, нужно потерпеть всякие скорби, унижения и озлобления и внутри себя от диа-вола, и совне от неразумных собратий. Сначала нужно пройти весь искус. Иногда даже будете чувствовать отвращение и ненависть к монашеской жизни. Нужно испытать борьбу со 658 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ страстями, стяжать смиренное о себе мнение и многое другое. Поступайте к нам в скит, дам вам келью. Будете ночью выходить любоваться чудным звездным небом... И сами посудите, что принес вам мир? Какую получите вы от него пользу? — Хорошо. Теперь я буду приезжать в скит. Ну а если я поступлю в скит, то меня заставят бревна таскать, а я этого не могу... — Нет, вас не заставят бревна таскать прежде всего потому, что вы не сможете ни одного бревна поднять. Послушание всегда дается сообразно с силами... Видите, вот в этом у него дикое понятие о монашеской жизни, хотя про монашество он всю жизнь писал. А почему? — потому что не проходил личным опытом монашеской жизни. Когда батюшка кончил говорить, я спросил: — А что нужно относить к внешнему и что к внутреннему монашеству? — Над этим вопросом потрудились много и епископ Игнатий, и епископ Феофан. Епископ Игнатий написал об этом отдельную статью во втором томе, а епископ Феофан отдельную книгу «Внутренняя жизнь». Внешнее монашество — это упражнение в подвигах: пост, бдение, сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность и прочее. А внутреннее монашество — это борьба со страстями, очищение сердца. 7 декабря 1909 г. Запишу некоторые слова батюшки. Помнится, однажды, перед вечерними молитвами, батюшка сказал так: — Долго я не понимал слов псалма: «Глас Господа, посещающий пламень огня», и уже в монастыре я подумал так: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы