Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Ограничусь этим, я пойду далее




ограничусь этим, я пойду далее. Это такой узел, что, сколько его ни развязывай, он все будет узлом.

Молитва Иисусова не имеет пределов... Ум, когда упражняется в чтении Священного Писания, молитве и тому подобном, очищается от страстей и просветляется. Когда же он погружен только в земное, то он становится как бы неспособным к пониманию духовного.

Страсти легко побеждать в помыслах, но когда они перейдут в слова и дела и укоренятся, то — очень трудно, почти невозможно...

Много говорил батюшка, но где же все упомнить, как все записать...

19 ноября 1909 г.

Третьего дня, то есть 17 ноября, батюшка рассказал нам с отцом Никитой, как ровно двадцать лет назад, 17 ноября 1889 года, он чуть не умер. В августе 1889 года числа 26—28-го, батюшка был в первый раз у отца Амвросия.

На желание батюшки поступить в монастырь отец Амвросий посоветовал ему дослужить до пенсии, то есть еще два года прослужить, и тогда поступать, а пока жить в миру богоугодно и до Рождественского поста, то есть с августа до 15 ноября, поговеть четыре раза. Это батюшке показалось странным и непонятным: почему так? Но все было исполнено, и вот 17 ноября батюшка вдруг почувствовал себя дурно, послали за доктором и за священником:

— А мысль мне говорит: ты сейчас умрешь. Я только об одном молил Бога, чтобы приобщиться Святых Тайн. Ужас смерти овладел мной. Наконец приходит священник. Начал меня исповедовать, я ничего не могу сказать, только «грешен», «грешен». Священник сделал мне несколько вопросов, разрешил меня и приобщил. Я успокоился, хотя доктор сказал, что до утра едва ли доживу.

«Я лег на кровать, накрыли меня одеялом, и я остался один. Вдруг слышу, словно какой-то голос с неба: «Дон» — это ударили к утрени в женском монастыре, а в душе кто-то сказал: «Будешь жив...» Мне стало страшно, и я уснул. Наутро мой




ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ



655


денщик приходит и поднимает осторожно с головы моей одеяло, думая увидеть меня уже умершим, а я ему говорю:

— Ты что, Александр?

Денщик обрадовался и говорит:

— Да Вы живы, Ваше Высокоблагородие?

— Да, жив, — отвечаю, хотя после этого и лежал два месяца, борясь со смертью. Я просил раскрыть дневное Евангелие
и прочесть мне его. Александр взял и начал читать притчу о
безплодной смоковнице: Во грядущее лето посечеши ю, аще не
сотворит плода.
Я и подумал, что, действительно, я безплодная смоковница, хотя и полагал раньше, что имею разные добродетели, потому что был по внешности исправен. И решил я переменить свою жизнь. Ждал я смерти и на следующий год в этот день, но остался жив, и ныне уже прошло двадцать лет с того времени... Когда я был еще послушником, я начал искать подтверждения сему, ибо это говорит только один преподобный Симеон. И вспомнил текст Евангелия: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Если переставить слова, выходит так: Бога узрят только чистые сердцем.
А внутренняя молитва Иисусова и есть соединение ума и сердца для устремления к Богу...»

Я не помню слова батюшки в точности, а поэтому боюсь писать смело, так как могу написать что-либо неправильно.

24 ноября 1909 г.

Запишу слова преподобного Симеона Нового Богослова о внутренней молитве Иисусовой: «Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь на земле, то и никогда не соединится с ним».

Это мы с батюшкой прочитали в книге «На горах Кавказа», в том месте, где говорится о необходимости молитвы Иисусовой. «Это страшные слова», — говорил батюшка.

26 ноября 1909 г.

Вчера вечером долго занимались с батюшкой делом. Только под конец батюшка рассказал про себя, как Господь охранял его от женского пола в миру, как не попустил ему жениться, хотя и было много невест...


656 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

— Я помню, когда я был маленький, — рассказывал еще батюшка, — у нас была картина в доме. Она изображала следующее: стоит Петр Великий, а перед ним на коленях молодой человек, около которого стоит его отец, приговоренный к ссылке в Сибирь за какое-то преступление. Этот молодой человек просит Петра I освободить его отца, потому что он стар, не сможет перенести тяжких трудов, кроме того, в нем нуждается семья.

— Лучше меня сошли в Сибирь вместо отца, ибо я молод, силен и свободен, — сказал юноша.

Петр Великий прослезился и ответил:

— Освобождаю этого отца за то, что у него есть такой сын.
Так мне рассказал про эту картину мой отец и учил меня

молиться за него. Да и вообще учил меня молиться: возьмет, бывало, меня и поставит с собой и велит прочесть «Богородицу», «Царю Небесный» и еще что-либо. Учил меня читать 90-й псалом, и я его тогда выучил наизусть в один день. Конечно, я и теперь молюсь за него каждый день...

Вечером,

Сейчас возвратился от батюшки. Очень устал. Батюшка говорил мне о покойном отце Анатолии, великом старце.

— Он любил Бога, как только можно было Его любить.
И это чувствовалось всякому, кто к нему приходил...

29 ноября 1909 г.

Вчера за бдением батюшка говорил слово о внешнем и внутреннем монашестве. Говорил хорошо. Указывая на поучения преподобного аввы Дорофея как на прекрасные, поучающие нас внешнему и внутреннему монашеству.

Вот преподобный Дорофей и учит, как соединять одно с другим. Внутреннее монашество есть очищение сердца от страстей при содействии молитвы Иисусовой.

5 декабря 1909 г.

Сподобил меня Господь принятия Святых Христовых Тайн. Припоминается мне батюшкина беседа о господине Погоже-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь