Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ НЕКТАРИЙ ОПТИНСКИЙ. БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ
у батюшки не было сил. А перед этим у него была рвота. Я напоила его. Он попросил положить в воду сахару и долго выбирал нужный кусок: «Вот этот положи, квадратный». Потом он опять приподнялся и спустил ноги с постели. Он был в белом халатике с отложным воротником, и — опять юным и белым было лицо. Он заговорил очень отчетливым, ясным и громким голосом. Я поняла — сейчас опять говорит только старец: — Я умираю и вымолю тебя у Бога. Я все твое возьму на И голос его стал нежным: — Н.! Умоляю тебя, выдержи, вытерпи! Если бы не грызь моя, я бы тебе в ноги поклонился. Но когда я умру и меня не будет, ты вспомни то, что я сейчас говорю тебе. Как придет искушение, ты только говори: «Господи, помилуй». Я посмотрела на него. Чего-то я не понимала и спросила: — Батюшка, о чем вы говорите: о прошлом или о будущем? Он улыбнулся: — И о настоящем. Я сказала: — Я боюсь. — А ты не бойся. Ты только сохрани Причастие, и все будет хорошо... Потом был разговор о некоторых знакомых. Отец Нектарий сказал: — Я больше в ваши мирские дела входить не могу. Помни, что я монах последней ступени. Тут я уйидела, что лицо его делается усталым и голос слабеет. — Что мне прислать вам? — Благодарствую. Ничего не надо. Только вина... портвейна. Я им свои силы поддерживаю. А потом батюшка сказал очень строго: — Передай всем, что я запрещаю ко мне приезжать! Пауза. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕКТАРИЙ ОПТИНСКИЙ 735 Другим, жалобным, тоном: — Передай, что я умоляю, чтобы не приезжали, от этого Я увидела, что слабость батюшки с каждой секундой увеличивается... Я вспомнила, что у меня целый список вопросов, но батюшка уже бледнел у меня на глазах. — Пощади меня, больше не могу. Лицо его совсем побледнело. Он что-то невнятно пролепетал и стал клониться набок. Вошел А. Е. и стал помогать мне: взял батюшку за туловище, я — за ноги; и мы удобно уложили его. Он лежал на боку и чуть заметно перекрестил меня. — Андрей Ефимович! Проводите их. Я поклонилась ему и Исповедь Вечером идти на исповедь к батюшке. Грехи я записала; а раскаяния у меня нет — один каприз. Батюшка встречает меня: — Давай мы с тобой помолимся. И стал говорить: «Господи, помилуй!» — Повторяй за мной: «Господи, помилуй!» Я сначала безсознательно повторяю. А он все выше и выше берет: — Господи, помилуй. И такой это был молитвенный вопль, что вся я задрожала. Тогда он оставил меня перед иконами и сказал: «Молись», а сам ушел к себе. Я молюсь; а когда ослабеваю, он от себя голос подает: «Господи, помилуй!» Когда же я всю греховность свою сознала, он вышел и стал меня исповедовать. Я говорю: — Батюшка, я записала грехи. — Умница. Ну, прочти их. Я прочла. Батюшка говорит: — Сознаешь ли ты, что ты грешна во всем этом? — Сознаю, батюшка, сознаю. — Веришь ли в то, что Господь разрешил тебя от всех твоих грехов? 736 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ — Батюшка, я имею злобу на одно лицо и не могу простить. — Нет, Н., ты это со временем простишь. А я беру все твои грехи на себя. Прочел разрешительную молитву и сказал мне: — А завтра ты пойди в церковь к утрени, а оттуда приди Причащение было чудным и торжественным. АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ (1895-1971) От деда иконописца будущий старец архимандрит Борис унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие. Уже в детские годы никто не видел его раздраженным, а только спокойным, серьезным, почти всегда с книгой, очень самостоятельным. Смеялся редко. Не только дети подчинялись ему, но к мнению его прислушивались и взрослые. Была в его словах, поведении и во всем облике особая убедительность, вызывающая доверие у людей. В 1-й Орловской гимназии, где Борис учился, он удивлял всех своими познаниями и способностями. Особый интерес он проявлял к религиозной философии, психологии, истории и вообще гуманитарным наукам. В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью. Самоуглубленность, замечательные нравственные качества, стремление помогать людям были у Бориса не только врожденными, но во многом ре зультатом сознательной работы над собой. Он трудился над переделыванием, совершенствованием самого себя в духе Евангельских заповедей.. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться». Еще семнадцатилетним юношей он ничего не приписывал себе, понимая, что без помощи Божией он сам ничего доброго сделать не может. Впервые Борис поехал в Оптину пустынь в 1916 году. В то время там были два старца — преподобные Анатолий и Нектарий. Отец Борис рассказывал, что, побывав у обоих, сразу почувствовал, что его старец — отец Нектарий. В отличие от преподобного Анатолия, он принимал не всех и не сразу —а нужно было ждать — иногда по несколь ку дней. Борис просидел три дня, наконец к нему подошел келейник преподобного Нектария, назвал его по имени, хотя Борис имени своего никому не говорил, и сказал, что батюшка зовет его. По словам отца Бориса, старец, преодолевших все трудности на пути к нему, утешал «великим духовным утешением». Последние годы отец Борис не раз говорил: «Все, что мне сказал отец Нектарий, уже исполнилось, осталось одно, после чего я скоро умру». 738 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы