Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЛИШЕНИЕ ПРИРОДЫ НЕТЛЕННОСТИ
Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог 748 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ нарушить ее, мог и не нарушить. Не предвидение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира. Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись, но каждый может и погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (см.: Иез. 18, 32). Но, несмотря на то что от каждого из нас зависит — принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог, несомненно, знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так, опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности, или умения, играющего. Послушаем святого Симеона Нового Богослова: «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам — тлению и смерти для смирения гордыни его... Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия и увидишь, как велик был грех премудрого Адама» (Слово 1, § 1). Адам, вкусив, тотчас познал наготу свою, то есть почувствовал себя лишенным Благодати Божией. «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после... умер и телом, ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святаго Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло. По этой потом причине и весь род человеческий соделался таким, ка- АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ 749 каким стал чрез падение праотец Адам, — смертным, то есть смертным по душе и по телу» (Слово 1, § 2). «Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает» (Слово 4, § 1). В теле, лишенном души, заводятся черви, в душе, лишенной благодати Духа, заводится зависть, лукавство, ложь, ненависть, жадность к деньгам, хищения, неразумная похоть, наговоры, пересуды, сварливость, высмеивание других, славолюбие, нарушение клятв и обещаний, богозабвение, дерзость, безетыдство и всякое другое зло (ср.: Слово 4, § 1). Человек, созданный для Бога, чтоб жить с Богом и в Боге, стал жилищем страстей и всякой нечистоты. Не только растлилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганию, усталости, старости, но и нравственная его природа. Хочет человек сделать доброе и не может, часто поступает наоборот. Хочет не гневаться — гневается; хочет не пить — пьет. Человек стал рабом страстей, а диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Человек теперь уже не чувствует Бога так, как чувствовал Его Адам до грехопадения; он не может ощущать Его, подобно Адаму. Человек может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз. Ведь само слово «религия» значит «воссоединение» («ре» — обратно, «вое» — лига, значит, союз). С кем воссоединение? Конечно, с Богом. Святой Симеон говорит: «У раба от прежнего его самовластия ничего не осталось, кроме одного желания и искания свободы. Но и это станет он делать тогда лишь, когда тяготится слишком игом рабства; если же случится ему в рабстве иметь покой и не встречать тяготы, то он и свободы не захочет» (Слово 5, § 2). Преподобный Макарий говорит: «В тот день, когда пал Адам, пришел Бог и, ходя в раю, увидев Адама, пожалел, так сказать, и изрек: «При таких благах какое избрал ты зло?! — После такой славы, какой несешь на себе стыд! — Почему теперь так омрачен ты, так безобразен, так бренен? — После 750 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы