Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
(1835-1926) Служение святителя Макария пришлось на трагическое время истории России ~~ ее гибели как Православного государства. В судьбе святителя виден, как писал о нем один из его почитателей и сорат ников, «особый Промысл Божий — с одной стороны, высота сана, с другой — великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа — дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Митрополита Макария, который, по оценке епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), был «поистине светильником на свещнице Московской Церкви, дивным архипастырем», Москва не приняла. Бла гословляя и назидая молящихся, святитель смело обличает нравствен ную распущенность современников, выступает против всего, что под тачивает «твердыню Церкви Божией», — против проведения властями увеселительных мероприятий во время поста к соблазну верующих, против нескромной моды, вольного поведения. И, естественно, вызывает упреки в несовременности, отсталости, провинциальной консерватив ности. «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его стро гоцерковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архи ерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите под держки» (епископ Арсений (Жадановский)). У многих возникло желание освободиться от своего архипастыря, пришедшего, как они выражались, из «глухой Сибири». Газеты, «кои все безумны, нахальны, продажны, печатают клеве ты и брань» (как еще в свое время характеризовал их К. Победоносцев), начинают кампанию против митрополита Макария, и в 1913 году вы таскивают на свои страницы события, бывшие в 1905 году в Томске, обвиняя Владыку в том, что он благословлял погромы. Отношение оппозиционной части общества к архипастырю Макарию было отчетливее всего выражено в одном из тогдашних словарей, который, поместив статью о Макарии, охарактеризорал его как архи ерея , СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ 859 известного своей погромной деятельностью, В газетах же его про поведническая деятельность, обращенная к народу, представлялась как имеющая одну цель — возбуждение масс, что следовало, якобы, из самих названий — «Объединимся!», «О хранении заветов старины» и так далее, в то время как все эти статьи, подчеркивает С. Дмитревский, были откликом церковного проповедника. С отречения Царя и великого князя от престола прекратила свое существование последняя православная монархия. Образование Времен ного правительства, появление новых людей в Синоде и связанные с этим изменения в церковной власти — это все те внешние обстоятельства, которые способствовали устранению Владыки Макария. У престарелого митрополита под угрозой сгноить его в Петропавловской крепости, в случае его упорства, было вытребовано прошение об отставке — небывалый случай, потому что Московские митрополиты, по своему статусу, никогда не увольнялись на покой: ни по болезни, ни по старости. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой лавре, священноархимандритом которой он был, и положенного ему по его статусу содержания. Признавая совершённое по отношению к нему неканоничным, а значит, вредным и оскорбительным для всей Русской Церкви, он делал уст ные заявления Священному синоду, потом письменное Святейшему Пат риарху Тихону, разослал всем епископам Московской Церкви послание, в котором объяснял обстоятельства своего отстранения и обосновывал его неканоничность. Но все это не имело никаких положительных по следствий. Он был выслан в Николо-Угрешский монастырь, где 19 февраля 1926 года, на девяносто первом году и закончил свою жизнь, изнуренный злостраданиями и болезнями, пережив многих своих соратников по служению. Архипастырская беседа о хранении заветов старины «Той земле не устоять, где начнут уставы ломать». Это изречение народной мудрости дошло до нас от старых времен. В нем заключается добрый совет для всякого времени, а для нашего по преимуществу. Ломка старых обычаев сильно теперь бросается в глаза всем любителям доброй русской старины. Ныне старые русские, прекрасные обычаи изъемлются из употребления, как старая дорогая мебель выносится из дома потому только, что она стара, не отвечает последней моде, и заменяется новомодной, хотя часто и весьма непрочной. При этом настоящее золото заменяется поддельным, прочный материал слабым. Так же поступают 860 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы