Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Воскрес, когда мы знаем, что и мы сопричастники этого воскресения!
воскрес, когда мы знаем, что и мы сопричастники этого воскресения! Разве не мертвый догмат для нас воскресение, если наша душа все время не трепещет радостью, веруя во всеобщее воскресение? Самая большая скорбь, самое тяжкое горе — это, конечно, смерть близких нам людей. Вот в этой скорби проверим свою веру в воскресение, куда она девается, когда мы плачем у гроба и кажется нам, что жить больше незачем. Это когда Христос воскрес, это когда мы сопричастники всеобщего воскресения! Почему же, если это не отвлеченный догмат, а истинная живая вера наша, почему у нас нет отношения к умирающим, уходящим от нас близким людям, как к уходящим от нас на время, как к уезжающим лишь куда-то в дальнюю страну? Когда Христос воскрес и мы есть сопричастники его Воскресения! И все же как ни немощны мы в нашей жизни, вера в Воскресение Христово есть то, чем мы живем. Слова апостола Павла, побуждающего нас утешать друг друга этими словами, то есть словами о всеобщем воскресении, есть заповедь, которую мы соблюдаем даже и доныне, ибо этой верой в Воскресение Христово хоть сколько-нибудь утверждается наша радость здесь, на земле. И если при размышлении о том, чем должна была бы быть наша жизнь, мы скорбим о немощности нашей веры, то все же мы утверждаем, что этой лишь верой мы и живем, этой лишь верой мы и оправдываем жизнь свою. Неверующие люди — безбожники — иногда кажутся счастливее христиан. Но это счастье подобно счастью человека, лишившегося рассудка, в безумии своем воображающего себя тем или другим великим. Он мог бы испытывать подобие некоторого счастья и наслаждения. Но кто бы из людей, находящихся в разуме, позавидовал бы ему и захотел бы иметь такое счастье? А между тем счастье неверующих и безбожных людей — воистину такое безумное счастье! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад сказал: «Если Христос не ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ 1151 воскрес, станем есть и пить, ибо завтра умрем». Но через две тысячи лет, что могли бы сказать безбожные апостолу на эти слова? Чем бы они могли оправдать высшее стремление в своей жизни? О каких высших стремлениях может быть речь, когда станем есть и пить, ибо завтра умрем? Для того чтобы победить уныние, не впадая в безумие, нужно ответить на слова апостола Павла. Но ответа на эти слова не дано и не может быть дано, кроме ответа, который дает вера. Ибо если Христос не воскрес, то и мы не воскреснем. Если Христос не воскрес, то мы не есть семя, которое сеется в тлении, чтобы восстать во славе. И что же ты ответишь тогда на вопрос: чем утверждается жизнь? Неужели и в самом деле, ешь и пей, ибо завтра умрешь? Мы знаем, что ответить на это. Мы ответим именно теми словами, которые так мало чувствуем, но которыми все же живем: «Христос Воскресе». Аминь. 16 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Прошлый вторник мы говорили о Воскресении Спасителя, говорили о том, как должна переродиться человеческая душа, вместившая в себя полноту этой великой тайны, как должна она постоянно испытывать чувство радости, как несвойственно должно быть верующей христианской душе чувство уныния. Но это вовсе не значит, что христианское миропонимание, христианское чувствование не имеет перед собой и не сознает страшного в мире зла. Думать, что для христианина кажется все таким радостным, в том смысле, что христианин не воспринимает и не переживает мирового зла, — это значит представлять себе Спасителя и христианство в совершенно искаженном виде, представлять себе Его с несвойственным для христианства оттенком немощной сентиментальности. Когда-то была книга, которая считалась чрезвычайно вредной, книга Ренана об Иисусе Христе. И действительно, книга эта вредная, в том смысле, что она совершенно искажает 1152 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы