Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Противиться привычкам, своим пожеланиям, препираться с помыслами




противиться привычкам, своим пожеланиям, препираться с помыслами, бороться с самим собой.

Эта внутренняя борьба есть только начало очищения души, есть только приготовление горницы для Господа. Весь смысл и предел подвига — в стяжании Духа Святого, во вселении Господа в нашу душу.

Путь подвига есть путь борьбы. Борьба происходит прежде всего в области ума: душа пронизана извне помышлениями добрыми и злыми, приходящими от Бога или от демонов. И прежде всего мысль находится в борении и брани. Задача мысленной брани в том, чтобы преградить доступ лукавым помыслам. Это возможно, но возможно не через простое противление, а через противопоставление добрых помышлений, и прежде всего через воспитание в себе некоего безстрастия или равнодушия к греховным побуждениям (апатия). Это и есть умирание для плотской жизни: помыслы еще врываются в душу, возмущают, но не прельщают ее и потому не укореняются в ней, плотской человек умирает и делается безплодным для прежней лукавой жизни. От соуслаждения в помыслах с порочным воображением грех начинается в сердцах и только проявляется в поступках. Но сдержанность в поступках еще не означает успокоения сердца. Подлинное успокоение возможно только через укрепление в добре, через любовь к единому Небесному Жениху душ человеческих... И только в этом стремлении оправдывается до конца отречение от мира, так как нет достаточной причины отказываться человеку от наслаждений мира этого, если он не примет участия в блаженстве иного мира. Только тогда с несомненностью открывается перед ним духовный путь. От человека в подвиге зависит только твердость и постоянство, и то только при условии всецелой преданности Богу и стремления к Нему.

Человек только подготовляет себя к восприятию благодати.

Высший закон есть духовный закон любви, ибо невозможно спастись иначе, как только через ближнего, через всеобъемлющую любовь, укрепляемую Благодатью Христовой. Христиане, а особенно иноки, должны подвизаться, но вовсе никого не должны осуждать, ни явных грешников, ни людей




АРХИМАНДРИТ КИРИК



1213


безчинных (ибо Един Судия есть Бог), так как в том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и милосердие.

И такая любовь привлекает Божие благоволение. Однако душа человеческая никогда не может простираться к Богу, к познанию Его, если Сам Бог по благоснисхождению к ней не коснется ее и не возведет ее к Себе. Ум человеческий никогда не может и не мог бы востечь горе, если бы Сам Бог не восторгал его, насколько возможно уму человеческому.

Чистую молитву самому человеку нельзя стяжать, она недоступна для стяжания, ибо подается Богом в дар человеку за смирение его и чистоту сердца. Из нижних частей души подымаются помыслы, их подсказывают и внушают бесы, всегда окружающие человека, как атмосфера воздуха.

Всего опаснее бес гордости и помысл тщеславия. Всего тяжелее бес уныния, бес полуденный, который томит однообразием и старается развлечь душу. Душа врачуется через исполнение заповедей, через смирение, пост, молитву и через искреннюю исповедь перед духовником и покаянием ежечасным перед Богом.

Отцы святые советуют монахам читать Новый Завет, а не Ветхий, так как ветхозаветные книги не вызывают достаточного сокрушения и умиления в сердце.

Святитель Иоанн Златоуст сказал, что из мира спасается малая частица людей... а также из священников мало есть спасающихся.

Жизнь мира этого вся в страстях, в хлопотах и заботе, отвлекающих от единого на потребу, по слову Спасителя...

Корень и жало греха не в теле, но в произволении, или в сердце, грех начинается и снова кончается в человеческом произволении. Отсюда очищающая и исцеляющая сила покаяния; при этом Бог приемлет волю или любовь к совершенствованию в добродетельной жизни (после порочной) не меньше, чем само доброделание.

За словами в молитве ум должен в умилении следить — понимать и чувствовать, что ты говоришь и с Кем беседуешь. Демоны во время молитвы прежде всего стараются возбуждать




1214


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь