Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поучения старца Михаила. СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНЛХ МИХАИЛ (ПИТКЕВИЧ)
— Твое призвание, Сереженька, то же, как говорил преподобный Серафим игумену Надеевскому Тимону: «Сей доброе слово куда попало, при дороге, в герние, в каменья, в хорошую землю. Кое-что взойдет и плод принесет, и даже вторичный». А стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной доброго быть не может. А когда угомонишься, станешь умным, то многое сделаешь. Я говорил тебе о безмолвии внутреннем — вот это-то и есть истинный затвор и отшельничество, а молитва Иисусова, не прекращающая Поучения старца Михаила О МОНАШЕСКОМ НАПРЯЖЕНИИ Больше настоящих монастырей не найдешь. Мир с его обычаями вошел во все обители и вводит свои порядки. Есть еще уединенники и отшельники в глухих неведомых местах. Но когда придет конец последнему монастырю, прекратится литургия, тогда будет всему конец. Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко — дешево стоит. О ПОСТЕ И ЧИСТОТЕ — А я смотрю так на пост, — говорил другим, — это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте — это сердце, сокрушенное с искренним покаянием и смирением СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНЛХ МИХАИЛ (ПИТКЕВИЧ) 1299 ни к спасению, ни к утешению. Главное — внутри очищай сердце. Старец Михаил приводил из «Духовных наставлений монаха Исайи пречестной монахине Феодоре»: «Зри, добрая госпожа моя, что скажу тебе... Творящих милостыню, целомудренно и праведно живущих в мире много, но делателей Божиих, то есть ревнителей доброго и блаженного безмолвия, возводящего к святой чистоте сердца и непрестанному лицезрению Бога, мало найдешь и между оставившими мир. Избери же малую часть избранных Божиих и не страшись идти этим неучащаемым путем. «Это идеал — не нашей меры подвиг, кругом суета и даже у нас в монастыре; везде мир с его искаженными обычаями», — заключил батюшка. Далее говорил батюшка... «Чистота сердца нужна!» К слабым чадам своим отец Михаил относился «очень снисходительно, но сам во всем соблюдал, во всех мелочах, «чин» и строгий порядок, храня самый строгий пост. В понедельник, среду и пяток не ел ничего, а последнее время даже и чай не пил, иногда себе это позволял, когда очень утомлялся от большого числа посетителей. Однажды к празднику Благовещения ему прислали посылку — там были рыбные котлеты: — Ну, — подумал я, — ради праздника разговеюсь, попробую, что Еленушка прислала (монахиня-псаломщица). Помолился — и вот ответ: «Нет, не ешь». Подумал — отдам другим, нельзя же бросить. Стал опять молиться, опять ответ — и другим нельзя дать... Что же, думаю, сделать? Что мне надо сделать, Господи? Пусть рыба рыбу и ест! Брось в озеро, был ответ. Так я и сделал, бросил в озеро. Вот, — сказал он, — не знаю, что это было, может быть, было на скоромном, хотя и писали, что это приготовлено на маргарине и он бывает скоромный. Надо быть очень внимательным, особенно на монашеском пути, что простится одному, за то взыщется с другого. Чем выше кто поднимается на духовную степень, тем требования к нему строже и труднее». «Блюдите како опасно ходите», — заключил он. 1300 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ О ПРИСТРАСТИИ Во всех своих потребностях отец Михаил поистине был нищим, только то, что касалось облачений, он любил, чтобы было чисто и красиво. «Вот, видишь ли (ответил он на желание духовной дочери сделать ему на полку с богослужебными книгами красивую занавесочку), была у меня занавесочка по-наряднее, да загорелась от свечи — это мне указание, что не надо нарядной. Подарили мне скатерть белую — она мне понравилась, вскоре попал на нее спирт и прожег две дыры... Вот и понравилась, — заключил батюшка. — Возьми ее, разрежь на две части, посади заплаты, так она мне больше подойдет», — сказал батюшка, отдавая эту скатерть. Мантия была одна за всю жизнь, только перед отъездом его в Россию подарила ему одна монахиня сшитую для него легкую мантию. Ходил он всегда в своей келье босиком, иногда, при чужих, надевая легкие туфли. У него была особенно болезненно-чувствительная кожа, появлялась часто краснота и опухоль, было это от постоянного стояния. Подрясник сурового цвета, дешевой бумажной материи подпоясан толстой веревкой. В Пасхальную ночь или в особых случаях он облачался в полную схиму со шнурами. о молитве «В молитве прежде всего покаяние со смирением и благодарение...» Давая указания, велел читать каждый день молитву Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто. Ты зришь нужды, которых я и не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую перед Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себяв жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы