Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ). * Святой Мефодий скончался в 846 году. Память в 1 -ю неделю Велико го поста.
Е. А, Он ошибается. Проклят всяк, висяй на древе1. Если бы Богу нужна была только мученическая кончина Христа, то Его могли бы побить камнями. Он именно принял на себя проклятие. 3 декабря 1910 г. Пятница. В Донском. Прочитав постановление Священного синода, владыка возмутился. Е. А. Это дело епархиального Петербургского архиерея2, и нечего было передавать его в Синод. Он должен был поступить так: призвать духовника Государя и поручить ему передать Государю его личную просьбу против постройки буддийского храма в Петербурге и прибавить также, что это не только его личная просьба, но и многих подданных. Вот тут Государь бы подумал. Если же он все же не прислушался бы к этим просьбам, то Синод мог бы (с подачи митрополита) составить постановление против постройки. И тогда бы митрополит доложил Государю это мнение и просил бы подписать его «за» или «против». Тогда, если бы он все же подписался за строительство, то народ бы знал, что Синод-то был против постройки буддийского храма. Конечно, тут уж надо быть готовым на все. Вспомним хотя бы историю святого патриарха Мефодия, исповедника. Император Феофил, иконоборец, за непослушание своей воле относительно сожжения икон велел бить патриарха по лицу. От ударов3 у него треснула челюсть и все лицо было изуродовано. Кроме того, он был смещен, удален с должности. Вскоре император умер и на престол вступила царица Феодора, которая восстановила почитание икон. Она вернула святого Мефодия на патриаршее место. Он был так изуродован, что ему нельзя было показывать свое лицо, и он придумал приделать к монашескому клобуку креп, который опускал на лицо, а двумя отдельно надрезанными полосами крепа завязывал эту «вуаль», обернув концы вокруг шеи. При этом он сам всех 1 Втор. 21,23. 2 Митрополит Антоний (Вадковский). 3 Их было шестьсот. ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ) 1279 видел, а его лица — никто. Такое прибавление крепа к клобуку понравилось и другим монахам, и они тоже стали закрывать свои лица. Действительно, соблазну было меньше. И до сих пор монахи носят креп с концами в память святого Мефодия, но так как у нас лица не изуродованы, то мы просто повернули креп назад. Вот и вся история крепа на клобуках, а некоторые видят в нем какой-то символ святости... И это было уже не в самом начале христианства. А я эту историю к тому рассказал, что если бы митрополит Антоний захотел, то не побоялся бы и на мученичество пойти. Все ссылаются на послушание. А где же в таком случае подвиг, исповедничество? Беру монету, на одной стороне которой написано послушание. Бросаю ее с тем, чтобы она упала другой своей стороной вверх. И если на другой стороне написано тоже послушание, то монета эта фальшивая, ее надо выбросить. Я сказала, что все это ужасно: Церковь роняет себя таким постановлением. Е. А. При чем тут Церковь? Всякий знает разницу между волостью и волостным правлением. И всякий, не тупоголовый, поймет, что гнилое правление, а не волость. Я привезла владыке запись его разговора, сделанную Надеждой Васильевной у нас, 20 ноября, относительно людей «среднего рода». Он выслушал записанное (я читала вслух), сказал, что Н. В. очень близко передала его слова — совершенно верно, и пожелал оставить этот листок у себя, чтобы переписать. «А пока положу его вот сюда, под Евангелие, вместе с запиской о христианской любви. Сейчас я занят другим (прочитал «Войну и мир» и читаю «Анну Каренину»). Вот когда выплюну да переменю настроение, то и займусь с молитвой этим вопросом. Я не могу есть сразу двумя ложками из двух блюд. Что делать — верно, горло так устроено — малб очень. Пробовал — нет, не могу. Не могу, как свинья, из одного корыта лезть в другое и смешивать все кушанья». * Святой Мефодий скончался в 846 году. Память в 1 -ю неделю Велико го поста. 1280 ___________________________________ и ________ ш_________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ 5 декабря 1910 г. Воскресенье. В Донском. Мы с Ираидой Андреевной были в соборе Донского монастыря за поздней обедней. Служил архиепископ Алексий. После обедни зашли к преосвященному Антонию. Он рассказал, что перед нами у него был инженер Любимов, тот, который ему даром нарисовал план Соловецко-Симбирской пустыни. Е. Л. У него жена, психопатка какая-то, ударилась в святость, чтобы все ходить в церковь и каждый праздник причащаться. Вчера, после ранней обедни, только я занялся Евангелием (я люблю утром хоть немного, хоть один стих Евангелия прочитать и подумать над ним), как позвонила Любимова. Если бы была не знакомая, я бы ни за что не принял, а тут я ее впустил, но только в переднюю, а сам остался здесь, в зале. Она мне стала говорить, что муж ее недоволен, что она в церковь каждый день ходит и каждый праздник приобщается. Я ей отвечал, что от этого она упускает свое домашнее дело. «Я без этого жить не могу, чтобы часто не причащаться». — «А вот пустынники на целый год расходились по своим пустыням и собирались в церковь приобщиться только раз в год, на Пасху, а спасались ведь? А святые мученики? Сидели в тюрьмах языческих, ходили они оттуда в церковь причащаться? А спасались». — «Ну тогда я совсем не буду ходить». Тут меня взорвало. «Так вы пришли сюда капризничать? Прошу вас, уходите вон». Она было стала что-то возражать, но я повторил, что прошу ее уйти вон. Сегодня после ранней обедни она подходит ко мне на паперти под благословение и говорит: «Простите меня, владыко, я вас вчера расстроила». Я сделал вид, что в первый раз ее вижу, и спросил, как ее имя. «София». — «Господь нам дал заповедь: ...шесть дней работай и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему1. А вы придумываете свою заповедь; вы, наоборот, хотите шесть дней Господу Богу, а один день себе. Почему Господь дает нам шесть дней, а Себе оставляет только один? Да потому, что 1 Исх. 20, 9. 10. ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ) 1281 душой-то нашей мы можем и все семь дней быть с Богом, и каждый час, и каждую минуту быть с Ним, если хотим, но ведь, кроме души, у нас есть еще тело, которое требует так много ухода за собой, что дай Бог и в шесть дней управиться. «Сотвориши в них вся дела твоя» — только бездельничать нельзя. Тело нужно и обмыть, и одеть, и напитать, и полечить. А у вас еще семья — муж и дети (кажется, трое детей), так дай Бог, чтобы и в шесть дней-то справиться. После 8-часовой обедни пришел ко мне ее муж. Ну, думаю, была, верно, у них буря! Говорю: «Вы, может быть, с жалобой на меня от вашей жены или мне на нее — так оставимте все жалобы: мы с вашей женой сегодня уже помирились!» — «Да? — удивился он. — А то вчера она пришла домой и сказала: „Преосвященный меня прогнал"». Ну, долго беседовали с ним о Соловецкой пустыни, только перед вами проводил его. Епископ Антоний говорил о том, что не надо рисковать своей жизнью, если Господь на это не призовет, не надо подставлять под удар свою голову. «Сам Христос берег Свою голову, вспомните, Он незаметно не раз скрывался, когда Его хотели преследовать». Сейчас он, епископ Антоний, не призван на борьбу, но если бы он был на посту и увидал бы, что воля Божия выступить ему на подвиг, то он радостно перекрестился бы и пошел. 9 декабря 1910 г. Четверг. У нас. Владыка приехал к нам по дороге из казначейства. Первым делом поздравил отца Николая с проповедью, произнесенной им 4 декабря, после которой прихожане полтора часа подписывали свои имена под прошением Государю о недопущении постройки буддийского храма в Петербурге. (Вечером 4-го мы с Колей припомнили эту проповедь и записали, а 5-го я отвезла показать записанное преосвященному Антонию и вообще рассказать ему о происшедшем.) Блажени есте, егда поно сят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради, — ведь вы не ради себя, а ради Него так действовали. А дальше как? Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех, — да, раз такая награда, мы ликуем, песни поем. 1282 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы