Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Результаты изучения направленности личности детей отрядаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Задачи: − создавать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников; − сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутригрупповых отношений; − совершенствовать и расширять формы, приемы и методы системообразующей воспитательной деятельности; − прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды; − помочь воспитанникам быть понятыми и признанными; − пропаганда здорового образа жизни. 6.Традиции объединения (отряда, группы и т.п.) Отряд №3. Название: «Непоседы», девиз: «Мы не будем унывать – непоседы наш отряд», танец флэш-моба – «Цыпленок Пи», законы: за положительное поведение на доске крепится звезда, а также за отрицательное поведение звезда снимается. 7.Карта интересов детей.
8.Структура объединения (в соответствии с моделью, игровым сюжетом): В каждом отряде имеется командир, который докладывает на линейке о количестве человек. Каждый день зарядку проводят разные отряды. 9.Распорядок дня. 9.00 – Утренняя гимнастика. 9.10 – Линейка. 9.20. Инструктаж по ТБ. 9.30 – Завтрак. 10.00 – 13.00 – Отрядные мероприятия, кислородный коктейль, городские мероприятия. 13.00 – Общелагерное мероприятие. (собрание) 13.30 – Флэш – моб «Вдохни жизнь!». 14.30 – Обед. 13.Результаты диагностических исследований. В ходе всей смены, проводятся психолого-педагогические исследования группы и отдельных детей (перечень и описание методик в Приложении 2), составляются отчетно-аналитические материалы. 1. Игра "Цветик-семицветик" (инвариантная методика для младших школьников и подростков). Цель: определить направленность потребностей, устремлений ребенка, его желаний. Ребятам читается (рассказывается, напоминается) сказка В. Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр инсценировки, мультфильма или диафильма. Каждому ребёнку вручается сделанный из бумаги цветик-семицветик и предлагается "встать на место девочки Жени", проговорить или записать желания на лепестках цветка. Часть лепестков с желаниями дети могут передать тому, кому они адресованы. Можно задание конкретизировать: написать желание для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей. Дети вправе выбрать, как распределить свои желания. Обработать результаты можно следующим образом: 1. Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу. 2. Сгруппировать: · материальные (вещи, игрушки...); · нравственные (иметь животных...); · познавательные (научиться чему-либо, стать кем-то...); · разрушительные (сломать, выбросить). Результаты изучения направленности потребностей, устремлений ребенка, его желаний:
Не один ребенок не указал разрушительных желаний, это говорит о том, что у детей нет негативных мыслей. На первом месте стоят нравственные желания. У детей в возрасте 6 – 7 лет и правда очень много разговоров о животных. Они добры к ним (именно дети данного отряда). На втором месте стоят материальные желания. Детям в данном возрасте хочется всего, поэтому многие говорили о первом попавшемся в голову желании. Нравственные же желания занимают в данном отряде третье место, это говорит о том, что не все дети забывают о своем будущем. Некоторые уже думают о профессии, несмотря на то, что они еще не пошли в первый класс. Дети стремятся к материальным, нравственным и познавательным потребностям. № 1. Методика "Загадай желание" (вариативная методика для младших школьников и подростков). Цель: выяснить желания ребенка, их направленность. Исследователь обращается к ребенку: "Ты слышал, что существует поверье: если видишь, как падает звезда - загадай желание. Оно должно исполниться. Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Скажи мне тихонько, по секрету, что бы ты загадал?" Вывод: Многие дети загадывали желания, относящиеся к школе и дружбе. Например: Чтобы со мной дружил весь класс; Чтобы учитель был добрый; Чтобы я хорошо учился. Данные желания детей ясны, так как в этом году они пойдут в первый класс и каждый день они будут узнавать для себя что – то новое. Желания носят доброжелательный характер.
№2. Игра «Мишени» (вариативная методика). Цель: Данная игровая методика нацелена на определение коллективисткой (индивидуалистической) направленности личности. Информация о данной направленности поможет вожатому определить расположенность ребенка к групповому взаимодействию, уровень его социальности, т.е. развитости чувства МЫ, товарищества, ориентации на ценности группы, умение разумно соотнести, а иногда и подчинить личные интересы групповым. Организация игры. Устанавливаются две мишени; между отрядами и его членами организуется отрядное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет — мишень слева, в счет — отряда — мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам ( ребёнок по своему усмотрению из 10 бросков несколько бросков может делать в одну, несколько бросков - в другую мишень, общее количество бросков -10). Если мяч не попал в мишень, то соревнующийся должен указать жюри, за чей счет снять очко: за его личный счет или за счет отряда (решение сообщается жюри так, чтобы отряд не знал о нем). Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных ребенком в личный счет и в счет отряда. По этим данным вожатый может судить о коллективистской или индивидуалистической направленности личности. Игры на знакомство Имя, отчество, фамилия Ведущий: Поздоровались - прекрасно, Солнце светит, небо ясно. Познакомится пора, А поможет нам игра. Ребята, как только я скажу: «Имя!»- вы громко называете каждый свое имя. Если скажу: «Отчество!»- также громко и весело сообщаете мне свое отчество. Как скажу: «Фамилия!»- то уж будьте любезны, назовите свою фамилию. Вам все понятно?.. Справитесь?.. Тогда начинаем знакомиться. Имя!.. Отчество!.. Фамилия!.. Фамилия!.. Имя!.. Отчество!.. Отчество!.. Фамилия!.. Имя!.. Молодцы! Вот так быстро, весело и шумно мы все перезнакомились. Комментарии: Успех игры зависит от активности детей. Рифмуем имена Данная игра - творческое задание. Ее можно провести как конкурс, а можно и забавы ради. Условие игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: «Меня зовут...» Например: -Меня зовут Олежка, очень я люблю потешки! -Меня зовут Антошка, не пойду копать картошку! -Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану! -Меня зовут Наташа, я умею варить кашу! -Меня зовут Нина, я пришла из магазина! -Меня зовут Саша, от меня вам простокваша! -Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Комментарии: Дети - замечательные «придумывалыцики», не бойтесь предлагать им задание, где можно с удовольствием посочинять. Шапочное знакомство Ведущий: Существует обычай при встрече в знак приветствия приподнимать шляпу. Так приветствуют друг друга и малознакомые люди. Наверно, поэтому знакомства, которые ни к чему не обязывают, называются шапочными. Хорошие обычаи нужно поддерживать. Я предлагаю, для начала познакомится шапочно: при помощи вот этой шляпы. Выглядеть это знакомство будет выглядеть примерно гак. Ведущий снимает шляпу с головы, называет свое имя и передает ее своему ассистенту по программе. Тот в свою очередь прижимает шляпу к груди, делает легкий поклон и также называет своё имя. Ведущий: С теми же, у кого в момент остановки музыки окажется шляпа, мы познакомимся немного поближе... Пока звучит музыка, участники передают шляпу из рук в руки. Когда музыка останавливается, ведущий берет мини-интервью у того, у кого в этот момент осталась шляпа. Вопросы на усмотрение ведущего - об увлечениях, пристрастиях, вкусах и многом другом. Имя в подарок Все присутствующие садятся в круг. Ведущий определяется по жребию или по желанию. Он начинает игру, «передавая» (т. е. называя) соседу справа свое имя с особой интонацией ласковой, нежной, восхищенной и т. д. Для усиления убедительности реальности, даря можно передавать имя через сложенные «лодочкой» ладони соседу. Получив имя в подарок участник должен постараться, произнести его бережно и точно .повторяя интонацию. Далее игрок дарит свое имя дальше соседу справа и процедура повторяется. Игра завершается, когда обойдет полный круг. Именная перестрелка Это своеобразный дуэль между парами одноклассников не тезок, где в качестве «оружия» выступают имена партнеров. Дуэль проходит по следующим правилам: - все участники добровольно делятся по парам; - участники поочередно называют различные ласкательные варианты имен своего соперника; - перестрелка продолжается до тех пор. пока у одного из участников не закончатся «патроны», т. е. запас имен. По окончанию конкурса каждому победителю в парных соревнованиях вручается медаль «меткому именному стрелку класса», а побежденному медаль «владельцу очень ласкового имени» (с перечислением всех вариантов имен). Снежный ком По традиционным правилам. - ассоциации по прилагательным (когда каждый ребёнок помимо своего имени называет начинающееся с той же буквы, что и его имя, качество, которое его характеризует, по его мнению); - ассоциации по животным, растениям (то же самое, только вместо прилагательных- название животных, растений); - "повтори меня" (участник, называя имя выходит в круг своеобразной походкой, либо делает какое-нибудь смешное движение и возвращается на своё место. Все остальные должны повторить за участником "его" походку или движение).
· 5 творческих дел – экспромтов разнообразного характера для знакомства: ШКОЛА ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ Все дети ходят в школу. Точнее, в школу ходят только человеческие дети, для котят и для щенят школ не бывает. И вот однажды многие домашние животные решили, подражая людям, организовать школы для своих малышей. Эти школы очень похожи на человеческие, только в них говорят по-кошачьи, по-собачьи и т. д. Представьте и покажите, как мог бы проходить урок в школе, в которой учатся молодые ... - собаки; - коровы; - поросята; - ослы; - кошки. ТРУДНАЯ РИФМА Незнайка, герой сказки Н.Носова, однажды захотел стать поэтом. Но он, как ни старался, не мог подобрать рифму к слову "пакля". Как потом выяснилось, к этому слову вообще нет рифмы. Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к слову: - чайник; - ковер; - люстра; - кресло; - портфель. Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишья. СЛЕДЫ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ Всем с детства знакома строка из стихотворения А.С.Пушкина: "Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей ... ". Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: - Бабы Яги; - Водяного; - Кощея Бессмертного; - Лешего; - Кикиморы. БАЛ У МУХИ-ЦОКОТУХИ После того, как Муха-Цокотуха была спасена, после того, как доблестный Комар победил злого Паука, как известно, был устроен бал. На этом балу веселились и плясали только насекомые. Попробуйте изобразить этих насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать ... - Тараканы; - Бабочки; - Кузнечики; - Стрекозы; - Майские жуки. А в качестве плясовой мелодии можно использовать "Камаринскую". ПЕРЕПУТАВШЕЕСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения: - чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял; - дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка; - дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот; - кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский; - сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой. Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять "лишние" слова. Для того чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания. ФАНТИК ДЛЯ КОНФЕТЫ Представьте, что вы - художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача - придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ - нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются: - "Молочные"; - "Ореховые"; - "Я годные"; - "Фруктовые"; - "Медовые". ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ В животном мире есть разные способы передвижения: бег, ходьба, ползанье. Многие животные передвигаются прыжками. Попробуйте попрыгать так же, как это делают ... - воробьи; - кенгуру; - зайцы; - лягушки; - кузнечики. Закон точности. Не думай о секундах свысока: Наступит время, сам поймёшь ты, может, Что дело нужно вовремя начать И вовремя закончить тоже. Закон правой руки. Говоришь, тебя не слышат, Только руку подними, В зале сразу станет тихо, Можно к делу перейти. Закон территории Если выйдешь за границу, Возвращенье пусть не снится, Если хочешь ты уйти - К руководству подойди Закон воды Купайся сколько хочешь, Но меру знай во всём. Бери с собой вожатого Всё будет нипочём. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив! Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе. Закон 24-х минут. «Пять минут на сборы, пять – на разговоры, пять – на слёзы, пять – на грёзы, а ещё четыре – ты уже в машине». Этот закон карающий, закон для тех, кого выгоняют из лагеря (например, за систематическое и грубое нарушение других законов и правил проживания в «Зеркальном»). Традиции: "Здравствуй - До свидания". Когда отряд доходит до ворот лагеря (зимой – подъезжает на автобусе), все останавливаются. Вожатые объясняют детям ритуал встречи с лагерем, отмечая, что наш лагерь, хотя и не человек, но тоже некое «существо», и с ним надо быть вежливыми. Затем весь отряд встает под ворота, и по команде вожатого все громко и дружно кричат: «Здравствуй, лагерь!» Считается, что отряд, сумевший действительно громко и дружно произнести приветственные слова лагерю, будет всю смену жить дружно и ярко. Именно так называется и самый первый вечер, который собирает всех. Когда смена заканчивается, на пути к автобусу отряд снова останавливается под воротами, и, повернувшись лицом к лагерю, все бросают на него прощальный взгляд и говорят: «До свидания, лагерь». Считается, что потом надо обязательно повернуться в последний раз в автобусе и, следовательно не оглядываясь ехать домой, потому что «кто обернется, тот никогда сюда не вернется». Вечерний огонек. «Что сегодня было хорошего? Что плохого? Кто проявил себя лучше всех? Кому было труднее всех?» – такие вопросы обсуждаются на огоньке. Кроме того, оценивается работа дежурного командира дня и выбирается дежком на следующий день. Что касается общей обстановки огонька, то свеча и лирические песни обычно настраивают на спокойный, доверительный лад. Вечерний огонек – это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова – правда, всё – от чистого сердца и сказано только с добрыми намерениями. Негласные правила огонька: говори правду или молчи, свеча горит – один говорит. И еще один важный момент: огонек – это минуты единения отряда, поэтому те, кто действительно пришёл общаться, садятся так, чтобы свеча освещала их лица, а те, кто по каким-то причинам хотят не показывать всем своего настроения, – отодвигаются в тень. На огоньке есть две «священные вещи» – это свеча и песня. Право зажечь свечу на вечернем огоньке – это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка. В конце огонька отряд встает в орлятский круг и поет несколько традиционных «вечерних» песен. Затем наступает вечернее прощание: все берутся за руки определенным образом (каждый человек скрещивает руки перед собой – правую руку поверх левой, берет за руки соседей) и хором говорят слова вечерней речевки. На последнем слове «мы» руки разрываются, все встают вокруг свечи, загадывают желания на следующий день и на «три-шестнадцать» задувают пламя. Традиция доброго отношения. Прежде всего, это традиция доброго отношения к людям: нужно всегда помнить, что рядом с тобой находятся люди, и каждый из них (твой друг по отряду или другой зеркалёнок, вожатый или любой сотрудник лагеря) хочет к себе человеческого отношения. Поэтому необходимо уважать каждого человека! Вежливые люди при встрече всегда приветствуют друг друга. Но в устной речи прекрасное приветствие – пожелание здоровья «здравствуйте!» – произносится чаще всего впопыхах и превращается в невнятное «здрасть!». Поэтому при встрече с любым человеком принято говорить: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» (естественно, в зависимости от времени суток). Ведь когда человек говорит слово «добрый», то он непроизвольно произносит это по-доброму. А потом пожелание добра человеку, оказавшемуся рядом, входит в привычку. Еще одно правило вежливости, входящее в традицию доброго отношения, касается обращения друг к другу. В лагере не принято давать прозвища, употреблять клички. Мы считаем недопустимым любое проявление неуважения к личности человека. Поэтому мы приветствуем обращение по именам. Существует и традиция доброго отношения к песне. Много песен живет у нас. Много новых песен привозят с собой зеркалята. Всюду в «Зеркальном» звучат песни под аккомпанемент гитары. И для того, чтобы песне было у нас уютно, мы придумали традицию уважения к песне: не прерывай песню, дослушай, пожалуйста, до конца. Если ты слышишь песню, то либо подпевай, либо слушай молча и не мешай – в этом проявляется уважение и к песне, и к исполнителю, и к слушателям. Традиция орлятского круга. Она пришла к нам из Всероссийского детского центра «Орленок». О том, что такое орлятский круг, всем детям рассказывают вожатые на первом огоньке. Все встают в один большой круг, кладут правую руку на плечо правому соседу, а левую – на пояс левому, и в этом тесном, едином кругу поют любимые песни. Самое же главное, что орлятский круг объединяет отряд, он сам является символом этого единства. Круг помогает почувствовать поддержку друг друга, увидеть глаза товарищей. В орлятском кругу решаются самые важные, серьезные вопросы. Наверное, поэтому орлятский круг сопровождает жизнь отряда с первого дня смены до последних минут перед расставанием. Вечерняя вожатская песня. Каждый вечер после отбоя вожатые поют своим деткам песни. Засыпать под тихий перебор гитары и спокойные песни приятно человеку любого возраста, а уж детям – особенно. Поэтому вожатые каждый вечер от чистого сердца преподносят своим любимым ребятам такой подарок. Обычно уже на второй день смены дети начинают делать «заказы» на песни, которые они хотели бы услышать вечером. А в целом выбор репертуара зависит от предпочтений каждого вожатого, поэтому во всех отрядах звучат очень разные вечерние песни. Приятного аппетита. Перед любым приемом пищи отряды выстраиваются у входа в столовую и желают друг другу приятного аппетита. По традиции обязательно произносятся слова: «Всем-всем-всем приятного аппетита!» Но при этом дежурные командиры на каждый прием пищи стараются придумать что-нибудь новенькое, свое, желательно, связанное с жизнью отряда в этот день или период дня. В столовой же кричать не принято (а то представляете, сколько кричалок услышали бы наши повара!), здесь принимают пищу. "Сохраним зеркальную чистоту!" Поддержание чистоты и порядка всегда считалось в обязательным. "Уходя - оглянись!" Во-первых, уходя – оглянись, все ли после тебя в порядке, все ли чисто и убрано. Во-вторых, уходя – оглянись, не оставил ли ты за собой какой-нибудь непонятой беды, не обидел ли кого-нибудь, все ли хорошо и спокойно у людей, которые рядом с тобой. Материалы к проведению отрядных дел (для детей младшего и старшего возраста): · творческие конкурсы «Памятник пословице» Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено великое прошлое каждой страны. Опробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется также как пословица: • «В споре рождается истина» • «Любви все возрасты покорны» • «Сытый голодному не товарищ» • Глаза боятся — руки делают, • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Речь при открытии памятника» В мире есть немало памятников литературным героям. Предположим, что в нашей стране также решили воздвигнуть ряд памятников любимым литературным персонажам. Представьте, как мог бы выглядеть, соорудите (то есть замрите, словно памятник) и скажите речь при открытии памятника... • Первому собирателю утильсырья в России — Плюшкину; • Первому активисту ОСВОДа - дедушке Мазаю; • Первому представителю общества Красного Креста в Айболиту; • Первому воздухоплавателю на воздушном шаре - Винни Пуху. Концерт КВЧГ («кто во что горазд!»). Конкурс на лучшую рекламу дождя. Занятие в «мастерской игрушек». Изготовление фигурок из шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина. Время «посиделок» и чаепития с рассказыванием баек и анекдотов, шутками и розыгрышами. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армреслингу. Урок в «Школе авангардной живописи». Рисунок из спичек или тонких веточек наклеенных на картон. Программа психологических тестов. Игра в «Луноходы»: два часа передвижений только на четвереньках. Час придумывания применения старым, никому не нужным вещам. Танцевально-игровая программа («ТИП»). Полуспортивная встреча между командами мальчиков и девочек по «Воздушному хоккею». «Школа авангардной живописи». Композиция из цветочных клякс на бумаге. Конкурс на самое грустное письмо «А у нас идет дождь». Вечер (час) страшилок. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием. Игра «Поле чудес», час разгадывания кроссвордов, загадок. Старая коммуникативная игра «Города». Конкурс собирателей дождя, т. е. 30-минутная прогулка под дождем со стаканами, в которые нужно собрать как можно больше дождя. Игра «Прятки». (Все ищут один спрятанный ведущим предмет). Обход всего здания изнутри, держась за стены и не отрывая руки. Конкурс фантазеров «Что я сделаю, когда кончиться дождь». «Письмо себе любимому» В первый-второй вечер нахождения ребят в лагере проведите с ними эту игру. Раздайте каждому по листку бумаги и предложите ребятам написать письмо - самим себе. Чего они ждут от этой смены в лагере, чему они хотят научиться, а что возможно исправить в своем характере. Все письма запечатываются и передаются на хранение вожатому. В конце смены раздайте письма ребятам и предложите проанализировать на отрядном кругу откровения. · материалы к познавательным викторинам (лесная, морская, географическая, зоологическая и на другие темы): Викторина в летнем лагере Викторина представляет собой «соревнование» в эрудиции. Главное в организации викторины – правила и вопросы. В зависимости от правил определяется количество команд или участников. Возможно командное или индивидуальное первенство. За основу можно взять правила какой-либо телевикторины: «Звездный час»; «Что? Где? Когда?»; «Счастливый случай»; «Алфавит»; «Полундра»; «Колесо истории»; «Кто хочет стать миллионером?»; «Умники и умницы»; «Слабое звено» «Своя игра» и другие. · творческие отрядные дела. Огоньки; Песни; Игры; Легенды; Кричалки; Афоризмы. Копилка игр, игровых программ
· 10-15 игр с целью знакомства в оргпериоде смены: Имя, отчество, фамилия Ведущий: Поздоровались - прекрасно, Солнце светит, небо ясно. Познакомится пора, А поможет нам игра. Ребята, как только я скажу: «Имя!»- вы громко называете каждый свое имя. Если скажу: «Отчество!»- также громко и весело сообщаете мне свое отчество. Как скажу: «Фамилия!»- то уж будьте любезны, назовите свою фамилию. Вам все понятно?.. Справитесь?.. Тогда начинаем знакомиться. Имя!.. Отчество!.. Фамилия!.. Фамилия!.. Имя!.. Отчество!.. Отчество!.. Фамилия!.. Имя!.. Молодцы! Вот так быстро, весело и шумно мы все перезнакомились. Комментарии: Успех игры зависит от активности детей. Рифмуем имена Данная игра - творческое задание. Ее можно провести как конкурс, а можно и забавы ради. Условие игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: «Меня зовут...» Например: -Меня зовут Олежка, очень я люблю потешки! -Меня зовут Антошка, не пойду копать картошку! -Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану! -Меня зовут Наташа, я умею варить кашу! -Меня зовут Нина, я пришла из магазина! -Меня зовут Саша, от меня вам простокваша! -Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Комментарии: Дети - замечательные «придумывалыцики», не бойтесь предлагать им задание, где можно с удовольствием посочинять. Шапочное знакомство Ведущий: Существует обычай при встрече в знак приветствия приподнимать шляпу. Так приветствуют друг друга и малознакомые люди. Наверно, поэтому знакомства, которые ни к чему не обязывают, называются шапочными. Хорошие обычаи нужно поддерживать. Я предлагаю, для начала познакомится шапочно: при помощи вот этой шляпы. Выглядеть это знакомство будет выглядеть примерно гак. Ведущий снимает шляпу с головы, называет свое имя и передает ее своему ассистенту по программе. Тот в свою очередь прижимает шляпу к груди, делает легкий поклон и также называет своё имя. Ведущий: С теми же, у кого в момент остановки музыки окажется шляпа, мы познакомимся немного поближе... Пока звучит музыка, участники передают шляпу из рук в руки. Когда музыка останавливается, ведущий берет мини-интервью у того, у кого в этот момент осталась шляпа. Вопросы на усмотрение ведущего - об увлечениях, пристрастиях, вкусах и многом другом. Имя в подарок Все присутствующие садятся в круг. Ведущий определяется по жребию или по желанию. Он начинает игру, «передавая» (т. е. называя) соседу справа свое имя с особой интонацией ласковой, нежной, восхищенной и т. д. Для усиления убедительности реальности, даря можно передавать имя через сложенные «лодочкой» ладони соседу. Получив имя в подарок участник должен постараться, произнести его бережно и точно повторяя интонацию. Далее игрок дарит свое имя дальше соседу справа и процедура повторяется. Игра завершается, когда обойдет полный круг. Именная перестрелка Это своеобразный дуэль между парами одноклассников не тезок, где в качестве «оружия» выступают имена партнеров. Дуэль проходит по следующим правилам: - все участники добровольно делятся по парам; - участники поочередно называют различные ласкательные варианты имен своего соперника; - перестрелка продолжается до тех пор. пока у одного из участников не закончатся «патроны», т. е. запас имен. По окончанию конкурса каждому победителю в парных соревнованиях вручается медаль «меткому именному стрелку класса», а побежденному медаль «владельцу очень ласкового имени» (с перечислением всех вариантов имен). Снежный ком По традиционным правилам. - ассоциации по прилагательным (когда каждый ребёнок помимо своего имени называет начинающееся с той же буквы, что и его имя, качество, которое его характеризует, по его мнению); - ассоциации по животным, растениям (то же самое, только вместо прилагательных- название животных, растений); - "повтори меня" (участник, называя имя выходит в круг своеобразной походкой, либо делает какое-нибудь смешное движение и возвращается на своё место. Все остальные должны повторить за участником "его" походку или движение). Покрывало Реквизит: покрывало, два стула. - Отряд делится на две команды, которые располагаются по разные стороны покрывала (простыни), так чтобы команды не могли видеть друг друга. С каждой стороны пакрывала стоит по одному стулу. По одному участнику от каждой команды занимаютместо на стуле пока покрывало поднято. Затем покрывало резко опускаюти сидящие на стульях должны назвать друг друга по имени по принципу кто быстрее. "Тормоз" периходит в команду противника и может продолжать игру как полноправныйчлен её. Не дыши мне в затылок Выбирается один "галящий" и 2 помощника. "Галящий" располагается спиной к своим игрокам, а перед "галящим" лицом к аудитории. Один игрок из аудитории проходит и встаёт "галящему" кто у него за спиной у "галящего"; помощники при при помощи мимики и жестов объясняют " галящему" кто за спиной, а тот, в свою очередь, называет имя человека, расположившегося у него за спиной. Смена "галящего" и помощников происходит после 3-х ошибок. Можно устанавливать временные ограничения для помощников (сколько секунд им даётся показать кто за спиной). Эстафета знакомств Реквизит: стулья по количеству команд. Игра проводится по принципу эстафеты. Устанавливается определённая дистанция в конце которой ставятся стулья (сколько команд столько и стульев). По команде "Старт" первый игрок бежит до стула, садится, встаёт со стула и подпрыгнув вверх громко выкрикивает своё имя, снова садится, встаёт и вновь подпрыгнув выкрикивает свою фамилию, приземлившись бежит к своей команде и передаёт эстафету (эстафетную полочку, либо просто касанием руки). Варианты: вместо фамилии во время второго прыжка можно выкрикивать прилагательное, название животного, цветка с которым игрок себя ассоциирует. Побеждает команда, завершившая эстафету первой. Платочек Реквизит: платочек, кусок ткани Все играющие встают вкруг. За кругом находится водящий, у него в руках "платочек". Двигаясь вокруг, водящий машет платком между любыми двумя участками. Те между кем оказался платок, бегут в разные стороны, по внешней стороне круга, встретившись на полпути, бегущие громко здороваются и произносят свои имена, после чего продолжают движение в том же направлении что и до встречи. Тот кто первым добегает до водящего и успевает взять платок, становится новым водящим; старый водящий занимает место в кругу. Интервью Необходимый реквизит: листы бумаги (по количеству участников), пишущие принадлежности. Участникам игры предлагается выбрать из всех присутствующих того человека, с которым они меньше всего знакомы. Разбившись таким образом на пары, можно приступать к игре, суть которой заключается в составлении биографии своего напарника и рисовании его портрета. Вожатый определяет продолжительность интервью (30-45 мин.), за которое каждый участник должен побывать как в роли репортёра, так и в роли интервьюируемого. После этого, собравшись все вместе, участники рассказывают всё то, что им удалось выяснить о своём напарнике в ходе интервью. Листки с интервью и портретами после игры крепятся на стену "холла".
· 20-25 коммуникативных игр для круга общения (вечерний огонек, костер, спонтанное общение): "Атомы - молекулы". Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами. "В тесноте, да не в обиде". Чертится квадрат со стороной, равной одному метру. Задание команде: занять его, не заступая за его границы. Вариант №1: «Талия отряда» как можно компактнее встает вместе, а вожатый веревкой измеряет «талию». Можно измерить в начале смены, а потом в конце и сравнить. Вариант №2: «Титаник» (лавочка). Вожатый измеряет расстояние, на котором должны все уместиться и так простоять 5 секунд, не касаясь земли. После выполнения лавочка укорачивается, задание усложняется. Так можно укоротить несколько раз. Главное, чтобы задание было сложным, но выполнимым. "Гусеница". Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке. "День рождения". Сначала участники выбирают ребят, которые пользуются популярностью в коллективе. Их задача – написать фамилии тех, кого бы они пригласили на день рождения, но не более трех. Три – четыре человека, набравшие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают всех участников к себе в гости. Все должны решить, кто к кому пойдет на день рождения. Если участник не хочет идти ни к кому из «именинников», то это его право. Создаются микрогруппы. После небольшого совещания некоторые группы могут объединиться. Таким образом, можно выявить эмоциональных лидеров и дать детям возможность четко определить различие между эмоциональным и деловым лидером. Игру можно использовать для разбивки на команды. "Десяточка". Участники игры образуют круг так, чтобы соседи соприкасались плечами. Задача игры – сосчитать до десяти всей командой (но не хором). Устанавливаемые ограничения – нельзя разговаривать, цифры произносятся по порядку, один человек не может называть две цифры подряд, нельзя договариваться о каком-либо определенном алгоритме (проводящий игру может в любой момент запретить любой алгоритм, даже если участники дошли до него, не договариваясь). Если нарушаются правила или цифры называют одновременно несколько человек, счет начинается заново. Во время выполнения задания, участники смотрят на носки своих ботинок (дабы избежать перемигиваний, переглядываний и т.д.). Если счет до десяти перестает представлять трудность для команды – можно предложить участникам считать просто до первой ошибки. «Путаница» Краткое описание Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача- не разнимая рук, распутаться в новый круг. Цель игры Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. Число участников 5-10 Примечания Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. «Рисунок с поводырем» Краткое описание Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. Цель игры Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру. Число участников По парам. Примечания Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым». «Доверяющее падение» Краткое описание Один из участников падает на подставленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы – его не уронить. Перед падением участник спрашивает: «Страхующие готовы?», на что стоящие внизу отвечают: «.Готовы». затем «падающий» спрашивает ведущего «Падать?», на что ведущий отвечает «Падать». Падение производится с прижатыми к груди скрещенными и сцепленными руками с абсолютно прямым телом. Прогиб тела затрудняет поимку падающего и «портит» впечатления падающего. С высотой падения можно экспериментировать (минимальная удобная высота – стол, подоконник). Цель игры Опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки. Ощущение «кайфа» у падающего. Число участников 7-15 Примечания Ответственность ведущего – обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил, в противном случае проведение упражнения прекращается. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.
· 20-25 подвижных, спортивных, туристических игр, спортивно-игровых программ: Бег в мешках Дети делятся на команды, каждой команде выдается свой «мешок» (это может быть сшитый мешок или любой пластиковый мешок из-под сахара, муки или т.д.). Выигрывает та команда, которая быстрее пройдет эстафету. Каждый участник должен пробежать нужное расстояние в мешке (прыгая, скользя или перебираясь по пластунски). Полет на метле Опять же эстафетная игра, с прохождением на время заданного расстояния. Отличается от бега в мешках тем, что каждой команде дается метла. На метле «летят» по 3 участника. Кенгуру Командная игра на скорость. Каждый участник должен проскакать заданное расстояние держа между ног надутый воздушный шар. Аналогия этой игры - забава Чемоданы. В этом варианте к ноге участника привязывают чемодан. Дрова Каждая команда игроков перед стартом связывается веревкой как дрова. В таком положении игроки бегут до заданного места. Побеждает та команда, которая придет к финишу первой. Скользкий предмет Участники игры должны как можно быстрее пробежать заданное расстояние с мячом. Бегут игроки попарно, у каждого в руке 1 палка, которой игрок придерживает мяч (воздушный шарик). Важно донести мяч до финиша и не уронить. Если мяч роняется, игроки возвращаются на старт. Шеренга или узнай свой цвет Для этой забавной игры нужно подготовить листочки по количеству игроков. Листочки делятся поровну и одна часть остается белой, а вторая окрашивается в темный цвет (черный или синий). Все участники игры становятся в круг. Водящий обходит игроков за кругом и прикрепляет к спине каждого листочек. Задача участников - выстроиться в две шеренги: белую или черную. Но это не так просто, ведь игрок не знает какой у него листок прикреплен к спине, а подсказывать нельзя. Все игроки бегают по площадке и заглядывают за спины других, чтобы выяснить какой листок прикреплен к собственной спине. Для этого нужно подсчитать количество участников с черными и белыми листками - каких меньше, значит к тем принадлежит играющий. Эстафеты Всевозможные игры на скорость, усложненные определенным образом: бег со стаканом воды, с яйцом в ложке, с книжкой на голове, с ведром между ног и т.д. Игра Колдун Игроки выбирают водящего - Колдуна (этот игрок надевает страшную маску). Водящий должен ловить (салить) убегающих игроков. Пойманный игрок останавливается на том месте, где его поймал Колдунчик. Освободить пойманного колдуном игрока может другой играющий, если ему удастся проползти между ногами у пойманного. Игра Зомби Считалкой или жеребьевкой выбирается водящий - он будет Первым Зомби. Зомби бегает за «живыми» игроками и осалит их. Те, до кого дотронулся Зомби, становятся тоже Зомби и продолжают преследовать уцелевших игроков. Побеждает тот, кто останется последним «живым» человеком. Игру можно усложнять выдавая «живым» игрокам водяные пистолеты для остановки зомби. Можно помечать игроков Зомби повязками или краской (первый зомби играет с руками вымазанными в (гуаши или грязи). Кот и мышь Вариант игры в догонялки с большим количеством игроков и 1 водящим. Кот должен ловить мышь, а та может прятаться, став перед любой парой игроков - в таком случае «мышью» становится игрок оказавшийся третьим.
· 5-10 вариантов творческой зарядки: Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке. Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук. Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения. Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости. Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса. Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости. Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног. Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения. Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
- 10-15 экологических игр (игры на природе и о природе: в лесу, на поляне) Цветочное ориентирование Игра может проводиться в походе, в лагере, во время экскурсии на природу. Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры. Например: Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности , на которой проводится игра и даются названия растений. Каждый участник должен за возможно короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему. Другой вариант: на карте-схеме обозначается место , где растут какие-либо растения , а участники должны найти это место и узнать что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему. А можно наоборот , дать название, а на карте нарисовать растение. Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру .Главное определить территорию, на которой проводится игра с таким учетом, чтобы дети не заблудились. Экоэстафета Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы: 1.Голоса птиц 2.Мир насекомых 3.Красная Книга (охраняемые растения) 4.Деревья - великаны 5.Лесное кафе (съедобные растения) 6.Грибы Идя по маршруту , участники на каждом этапе выполняют задания: - определяют птиц по голосам - находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают - записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные) - записывают названия и примерный размер крупных деревьев Эстафета может проходить поэтапно, т.е. там где растут грибы или есть скопления насекомых находится руководитель этапа , который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее, дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут , по которому они должны пройти и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность. Юные экологи Цель игры: научить детей бережно относится к природе. развивать фантазию детей. показать. что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе. лагере. на занятии экологического кружка. классном часе. Все играющие встают в хоровод. место каждого игрока — это какая--либо профессия: водитель автомашины. врач. библиотекарь. продавец и так далее. Каждый участник должен сказать. какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того. как все игроки назовут свой вариант помощи. они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами. а значит и профессиями. и вновь должны сделать тоже самое. но не повторять то. что сказал предыдущий игрок. Тот. кто не сумел назвать новый вариант помощи природе. выбывает из игры вместе со “своей профессией“. Побеждает тот. кто останется последним. А следит за тем. чтобы не было повторов ведущий или другие дети. они могут быть различными “представителями” природы. Возможные варианты профессий и их помощь природе: Водитель: — не мыть машину на берегу рек и озер; — не превышать скорости. если дорога проходит по лесу. чтобы не задавить никого из животного мира; — следить. чтобы из машины не вытекал бензин и масло. Библиотекарь: — сделать выставку книг об охране природы. об исчезающих растениях и животных; — сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; — призывать к этому читателей. Директор издательства: — публиковать статьи об охране природы; — печатать свое издание только на бумаге. изготовленной из макулатуры. Продавец: — торговать только экологически чистыми товарами; — упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру. Воспитатель детского сада: — рассказывать детям о природе и о том. почему ее надо охранять; — гуляя с детьми в лесу. парке. на лугу не давать ломать деревья и кустарники. вытаптывать цветы. Эндемики и реликты Цель игры: познакомить детей с различными видами животного и растительного мира , свойственных какой-то определенной территории или сохранившиеся в определенной области или стране как представители минувших эпох . Справка ( энциклопедический словарь ) : Реликты - виды растений и животных , входящие в состав или области , как пережитки флор и фаун минувших эпох . Эндемики - виды растений и животных , свойственные относительно небольшой территории . В начале игры , конечно , надо объяснить детям что такое эндемики и реликты . Игра командная , в ней принимает участие 2 команды по 5- 10 человек . Может проводиться на уроке экологии , занятии экологического кружка и т.п. Команды представляют из себя представителей эндемиков и реликтов , одна команда - растения , вторая - животные . Каждый участник команды имеет определенный вид - черника , выхухоль и т.п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно , в первую очередь для растений , затем для животных и т.д. А участники команд , к которым обращается ведущий должны узнать “себя” . Если команда , к которой обращается ведущий не отгадала , кто из участников был назван , может ответить команда противников . За правильный ответ дается 1 балл , за отсутствие ответа - 0 . Игра идет до тех пор , пока не прозвучат описания каждого участника команд . Побеждает команда набравшая большее количество баллов . Зоогеография Цель игры : узнать , как дети знают животный мир стран и материков, познакомить их более подробно с животными, населяющими различные зоогеографические области. ОПИСАНИЕ ИГРЫ : В игре участвуют до 10 человек . По кругу ставятся стулья по количеству участников . Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет , что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку , как только заканчивается музыка они садятся и таким образом выбирают себе животное . Каждый участник, узнав свое животное , должен как можно больше о нем рассказать . Когда все участники расскажут о своих животных , затем сами участники , либо зрители определяют материк или страну , по которой они шли . Тот участник , который меньше других рассказал о своем животном , либо неправильно угадал страну выбывает из игры вместе со своим стулом . Ведущий продолжает игру , сменив карточки . Каждый этап игры посвящен одной стране , либо материку . Побеждает один или несколько участников , которые пройдут все этапы , т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку . · 20-25 познавательно-развивающих, творческих игр спокойного характера в дождливую погоду (игры со спичками, головоломки, кроссворды, игры с монетами, фишками и т.д.) Задачи: − создавать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников; − сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутригрупповых отношений; − совершенствовать и расширять формы, приемы и методы системообразующей воспитательной деятельности; − прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды; − помочь воспитанникам быть понятыми и признанными; − пропаганда здорового образа жизни. 6.Традиции объединения (отряда, группы и т.п.) Отряд №3. Название: «Непоседы», девиз: «Мы не будем унывать – непоседы наш отряд», танец флэш-моба – «Цыпленок Пи», законы: за положительное поведение на доске крепится звезда, а также за отрицательное поведение звезда снимается. 7.Карта интересов детей.
8.Структура объединения (в соответствии с моделью, игровым сюжетом): В каждом отряде имеется командир, который докладывает на линейке о количестве человек. Каждый день зарядку проводят разные отряды. 9.Распорядок дня. 9.00 – Утренняя гимнастика. 9.10 – Линейка. 9.20. Инструктаж по ТБ. 9.30 – Завтрак. 10.00 – 13.00 – Отрядные мероприятия, кислородный коктейль, городские мероприятия. 13.00 – Общелагерное мероприятие. (собрание) 13.30 – Флэш – моб «Вдохни жизнь!». 14.30 – Обед. 13.Результаты диагностических исследований. В ходе всей смены, проводятся психолого-педагогические исследования группы и отдельных детей (перечень и описание методик в Приложении 2), составляются отчетно-аналитические материалы. 1. Игра "Цветик-семицветик" (инвариантная методика для младших школьников и подростков). Цель: определить направленность потребностей, устремлений ребенка, его желаний. Ребятам читается (рассказывается, напоминается) сказка В. Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр инсценировки, мультфильма или диафильма. Каждому ребёнку вручается сделанный из бумаги цветик-семицветик и предлагается "встать на место девочки Жени", проговорить или записать желания на лепестках цветка. Часть лепестков с желаниями дети могут передать тому, кому они адресованы. Можно задание конкретизировать: написать желание для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей. Дети вправе выбрать, как распределить свои желания. Обработать результаты можно следующим образом: 1. Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу. 2. Сгруппировать: · материальные (вещи, игрушки...); · нравственные (иметь животных...); · познавательные (научиться чему-либо, стать кем-то...); · разрушительные (сломать, выбросить). Результаты изучения направленности потребностей, устремлений ребенка, его желаний:
Не один ребенок не указал разрушительных желаний, это говорит о том, что у детей нет негативных мыслей. На первом месте стоят нравственные желания. У детей в возрасте 6 – 7 лет и правда очень много разговоров о животных. Они добры к ним (именно дети данного отряда). На втором месте стоят материальные желания. Детям в данном возрасте хочется всего, поэтому многие говорили о первом попавшемся в голову желании. Нравственные же желания занимают в данном отряде третье место, это говорит о том, что не все дети забывают о своем будущем. Некоторые уже думают о профессии, несмотря на то, что они еще не пошли в первый класс. Дети стремятся к материальным, нравственным и познавательным потребностям. № 1. Методика "Загадай желание" (вариативная методика для младших школьников и подростков). Цель: выяснить желания ребенка, их направленность. Исследователь обращается к ребенку: "Ты слышал, что существует поверье: если видишь, как падает звезда - загадай желание. Оно должно исполниться. Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Скажи мне тихонько, по секрету, что бы ты загадал?" Вывод: Многие дети загадывали желания, относящиеся к школе и дружбе. Например: Чтобы со мной дружил весь класс; Чтобы учитель был добрый; Чтобы я хорошо учился. Данные желания детей ясны, так как в этом году они пойдут в первый класс и каждый день они будут узнавать для себя что – то новое. Желания носят доброжелательный характер.
№2. Игра «Мишени» (вариативная методика). Цель: Данная игровая методика нацелена на определение коллективисткой (индивидуалистической) направленности личности. Информация о данной направленности поможет вожатому определить расположенность ребенка к групповому взаимодействию, уровень его социальности, т.е. развитости чувства МЫ, товарищества, ориентации на ценности группы, умение разумно соотнести, а иногда и подчинить личные интересы групповым. Организация игры. Устанавливаются две мишени; между отрядами и его членами организуется отрядное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет — мишень слева, в счет — отряда — мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам ( ребёнок по своему усмотрению из 10 бросков несколько бросков может делать в одну, несколько бросков - в другую мишень, общее количество бросков -10). Если мяч не попал в мишень, то соревнующийся должен указать жюри, за чей счет снять очко: за его личный счет или за счет отряда (решение сообщается жюри так, чтобы отряд не знал о нем). Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных ребенком в личный счет и в счет отряда. По этим данным вожатый может судить о коллективистской или индивидуалистической направленности личности. Результаты изучения направленности личности детей отряда
Всего 5 ребят бросали мяч только за себя. Это может говорить о том, что им важен индивидуальный результат, нежели групповой. 17 ребят относятся к групповому взаимодействию. Для них важны очки команды.
15. Ряд страниц дневника содержат включение и описание достижений, побед, наград, как личных, так и отрядных. 1. 2 июня, третий отряд получил за хорошее поведение предыдущего дня по 20 «родничков» (единица лагеря Планета детства). 2. 4 июня в спортивном соревновании «Мультиспорт» отряд №1 занял 3 место. 3. 15 июня в конкурсе рисунков на асфальте «С днем рождения, мой Лангепас», третий отряд занял 2 место. 4. 20 июня в русской народной игре «Лапта» на общелагерном мероприятии отряд №1 занял 3 место. 5. 24 июня на праздничном концерте, посвященному закрытию лагерной смены, ребята из отряда №1, были награждены грамотами.
16.Анализ – отчёт о деятельности отряда и вожатого за всю смену. Схема отчёта-анализа студента деятельности на летней педагогической практике 1.Место и время прохождения практики. Г. Лангепас, ЛГ МАОУ «СОШ №1». 01.06.2016 – 24.06.2016гг. 2. Возраст, состав отряда, уровень развития и воспитанности детей, краткая характеристика отряда (с учётом результатов исследования детей и коллектива). Динамика развития коллектива (с учётом результатов исследования коллектива). 6 – 8 лет, 13 мальчиков и 12 девочек. Уровень развития и воспитанности у детей был проверен через игры, т.к. половина детей не умеют писать. Многие дети готовы делать все вместе с отрядом, нежели отдельно. Спустя 3 недели, проведенные в пришкольном лагере, многие дети обрели друзей. 4. Степень реализации задач работы отряда на смену, содержания программы смены в соответствии с моделью, игровым сюжетом. Принятие программы детьми. Эффективность программы деятельности отряда в развитии детей. Общелагерные мероприятия ребятам очень понравились, они охотно участвовали во всевозможных соревнованиях. А вот многие городские мероприятия были подобраны без учета возрастных особенностей данного отряда. Общелагерные мероприятия положительно повлияли на развитие детей. 5. Место приоритетных направлений организации летнего отдыха детей в системе воспитательной и оздоровительной работы. а) уровень и качество постановки спортивно - оздоровительной, туристической работы. Формы работы. Наиболее и наименее удавшиеся виды и формы спортивно- оздоровительной деятельности. Ребят очень сильно привлекали подвижные виды деятельности. Спортивно – оздоровительная деятельность также проводилась учителем физкультуры данной школы каждый день (1 час для каждого отряда). б) уровень и качество организации разнообразной досуговой деятельности. Целесообразность и эффективность, результативность разнообразных видов и форм деятельности, свободного общения. Наиболее и наименее удавшиеся виды и формы деятельности. Досуговая деятельность была разнообразной. Она состояла как в общении между отрядами, так и внутри отряда. 6. Успешность реализации студентом задач летней практики (проанализировать каждую задачу). 1. Закреплены теоретические знания, практические умения, приобретенные в ходе изучения дисциплин общепрофессионального, общепедагогического и профессионального блока подготовки бакалавров педагогического образования, необходимые для формирования большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности. 2. Приобретены умения пользоваться психолого-педагогическим инструментарием с целью управления развитием личности и эффективной организации жизнедеятельности временного детского коллектива 3. Приобретен начальный опыт реализации управленческих функций в работе с временным детским коллективом (целеполагание, планирование, организация различных видов деятельности и самоуправления, контроль, регулирование, коррекция, анализ деятельности). 4. Овладела умениями конструктивного общения в ВДК в рамках различных форм, методов, средств и технологий организации деятельности. 5. Усовершенствование умений по обобщению результатов психолого-педагогических исследований с целью изучения личности ребёнка и детского коллектива. 6. Формирование и развитие адекватной самооценки и профессиональной рефлексии. 7. Усовершенствование профессионально значимых личностных качеств, способностей. 7. Результаты работы студента по формированию профессиональных компетенций: - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); Были проведены игры с целью диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. Приобретены умения находить общий язык как с отдельными воспитанниками, так и с отрядом. Умение применять различные виды педагогической техники общения. Умение управлять эмоциональной атмосферой коллектива и настроением отдельных детей. Трудности возникали в том, что было трудно - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК- 2); При реализации программы смены лагеря, были использованы следующие информационные технологии: проектор, компьютер, интерактивная доска.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности мне помогали вариативные и инвариативные задания из приложения 2.Трудности возникали в том, что все дети требовали к себе индивидуального подхода. Справляться с трудностями помогали воспитатели отряда №3.
Применялись методы беседы как индивидуальной, так и коллективной. Они были довольно удачны. Умения, которые необходимо формировать в дальнейшем: − организовывать самоуправление в коллективе и направлять деятельность лидеров и всего отряда; − создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков; − организовывать разнообразную деятельность детей и подростков, сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;
Огромную помощь оказали сотрудники лагеря, начальник лагеря, воспитатели. Достижения заключались в общих победах с отрядом. 6. 2 июня, третий отряд получил за хорошее поведение предыдущего дня по 20 «родничков» (единица лагеря Планета детства). 7. 4 июня в спортивном соревновании «Мультиспорт» отряд №1 занял 3 место. 8. 15 июня в конкурсе рисунков на асфальте «С днем рождения, мой Лангепас», третий отряд занял 2 место. 9. 20 июня в русской народной игре «Лапта» на общелагерном мероприятии отряд №1 занял 3 место. 10. 24 июня на праздничном концерте, посвященному закрытию лагерной смены, ребята из отряда №1, были награждены грамотами. 9. Трудности и проблемы, возникшие в ходе практики (кроме вышеназванных по компетенциям, дополнить и указать трудности и проблемы по всем видам деятельности на практике, указать, что помогло в преодолении трудностей, решении проблем). Как таковых трудностей не возникало. Трудность заключалась лишь в том, что каждому ребенку нужен был индивидуальный подход. В решении данной проблемы помогали воспитатель отряда №1.
17. Копилка методических материалов. Материалы по организации оргпериода: · Варианты знакомства с лагерем, с сотрудниками. Игры на знакомство Имя, отчество, фамилия Ведущий: Поздоровались - прекрасно, Солнце светит, небо ясно. Познакомится пора, А поможет нам игра. Ребята, как только я скажу: «Имя!»- вы громко называете каждый свое имя. Если скажу: «Отчество!»- также громко и весело сообщаете мне свое отчество. Как скажу: «Фамилия!»- то уж будьте любезны, назовите свою фамилию. Вам все понятно?.. Справитесь?.. Тогда начинаем знакомиться. Имя!.. Отчество!.. Фамилия!.. Фамилия!.. Имя!.. Отчество!.. Отчество!.. Фамилия!.. Имя!.. Молодцы! Вот так быстро, весело и шумно мы все перезнакомились. Комментарии: Успех игры зависит от активности детей. Рифмуем имена Данная игра - творческое задание. Ее можно провести как конкурс, а можно и забавы ради. Условие игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: «Меня зовут...» Например: -Меня зовут Олежка, очень я люблю потешки! -Меня зовут Антошка, не пойду копать картошку! -Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану! -Меня зовут Наташа, я умею варить кашу! -Меня зовут Нина, я пришла из магазина! -Меня зовут Саша, от меня вам простокваша! -Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Комментарии: Дети - замечательные «придумывалыцики», не бойтесь предлагать им задание, где можно с удовольствием посочинять. Шапочное знакомство Ведущий: Существует обычай при встрече в знак приветствия приподнимать шляпу. Так приветствуют друг друга и малознакомые люди. Наверно, поэтому знакомства, которые ни к чему не обязывают, называются шапочными. Хорошие обычаи нужно поддерживать. Я предлагаю, для начала познакомится шапочно: при помощи вот этой шляпы. Выглядеть это знакомство будет выглядеть примерно гак. Ведущий снимает шляпу с головы, называет свое имя и передает ее своему ассистенту по программе. Тот в свою очередь прижимает шляпу к груди, делает легкий поклон и также называет своё имя. Ведущий: С теми же, у кого в момент остановки музыки окажется шляпа, мы познакомимся немного поближе... Пока звучит музыка, участники передают шляпу из рук в руки. Когда музыка останавливается, ведущий берет мини-интервью у того, у кого в этот момент осталась шляпа. Вопросы на усмотрение ведущего - об увлечениях, пристрастиях, вкусах и многом другом. Имя в подарок Все присутствующие садятся в круг. Ведущий определяется по жребию или по желанию. Он начинает игру, «передавая» (т. е. называя) соседу справа свое имя с особой интонацией ласковой, нежной, восхищенной и т. д. Для усиления убедительности реальности, даря можно передавать имя через сложенные «лодочкой» ладони соседу. Получив имя в подарок участник должен постараться, произнести его бережно и точно .повторяя интонацию. Далее игрок дарит свое имя дальше соседу справа и процедура повторяется. Игра завершается, когда обойдет полный круг. Именная перестрелка Это своеобразный дуэль между парами одноклассников не тезок, где в качестве «оружия» выступают имена партнеров. Дуэль проходит по следующим правилам: - все участники добровольно делятся по парам; - участники поочередно называют различные ласкательные варианты имен своего соперника; - перестрелка продолжается до тех пор. пока у одного из участников не закончатся «патроны», т. е. запас имен. По окончанию конкурса каждому победителю в парных соревнованиях вручается медаль «меткому именному стрелку класса», а побежденному медаль «владельцу очень ласкового имени» (с перечислением всех вариантов имен). Снежный ком По традиционным правилам. - ассоциации по прилагательным (когда каждый ребёнок помимо своего имени называет начинающееся с той же буквы, что и его имя, качество, которое его характеризует, по его мнению); - ассоциации по животным, растениям (то же самое, только вместо прилагательных- название животных, растений); - "повтори меня" (участник, называя имя выходит в круг своеобразной походкой, либо делает какое-нибудь смешное движение и возвращается на своё место. Все остальные должны повторить за участником "его" походку или движение).
· 5 творческих дел – экспромтов разнообразного характера для знакомства: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы