Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этика и эстетика в педагогической деятельности
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В уставах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитанников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию. Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». Ачто означают эти понятия? Эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе. Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам. Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой. В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку. Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы