Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТСЦО Кировского района Санкт-Петербурга



ТСЦО Кировского района Санкт-Петербурга

Социально-досуговое отделение № 3

Клуб любителей гитары

Руководитель Корзун Владимир Иванович

Программа обучения

Пояснительная записка

К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи и музыкантов старшего возраста к обучению игре на гитаре в подростково-молодежных клубах и социально-досуговых отделениях центров социального обеспечения для лиц старшего возраста..

Условия реализации

       Данная программа рассчитана на желающих научиться игре на шестиструнной гитаре, как начинающих музыкантов, так и имеющих определенный опыт игры на гитаре или на других музыкальных инструментах, а также на вокалистов занимающихся самостоятельно или в вокальных студиях. Группа может быть сформирована из разных возрастных категорий, на основе свободного набора. Принимаются все желающие заниматься без ограничения возраста

    Полноценной реализации программы могут способствовать контакты с другими учреждениями и организациями:

· Тесное сотрудничество, творческие связи и обмен опытом работы с другими музыкальными объединениями  района и города;

· Участие в выступлениях различного уровня.

Всё вышеперечисленное позволит, с одной стороны, сформировать у воспитанника навыки профессионального музыканта, а с другой – создаст хорошую базу для домашнего музицирования.

       Сроки реализации

        Программа рассчитана на одногодичный курс освоения, но может быть продлена для обучения продолжительностью до 3-х лет.

Актуальность программы

В настоящее время мы являемся свидетелями сложной социокультурной ситуации: сформировавшиеся в последнее время в нашем обществе тенденции снижения уровня духовной культуры, отчуждения личности от общечеловеческих ценностей, от высоких эстетических и нравственных идеалов Добра, Красоты, Справедливости, трудности в материально-техническом обеспечении негативно воздействуют на различные слои населения, выхолащивая их них само качество культуры, будь то межличностные отношения или производственная деятельность, что, в конечном счёте, отрицательно складывается на уровне развития государства в целом.

       Серьёзные социологические исследования отмечают усиление агрессивности социальной среды и рост преступности в некоторых группах населения; углубление дегуманизации личности и утери моральных норм поведения; повальное увлечение молодёжи низкопробной массовой культурой, извращающей её эстетические вкусы и «старения» «серьёзной» слушательской аудитории.

Характерные для последнего времени такие явления как: демографический спад, массовое распространение у детей и подростков нарушений и лиц старшего возраста психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность их к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей звуковой окружающей среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства, падение интереса родителей к художественному образованию -- усиливают неоднородность контингента воспитанников ПМК по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения программ. 

Современные подростково-молодежные клубы и социально-досуговые отделения ЦСО для своего успешного функционирования сегодня должны ориентироваться на демократический стиль работы, а значит привлечь к себе подростков, молодёжь и лиц старшего возраста, желающих приобщиться к искусству.

       В данной программе возрастные особенности воспитанников учтены, т.е. пользуясь предлагаемыми методическими указаниями и репертуарным списком, педагог может составить индивидуальный план для каждого воспитанника.

     Эстетическое воспитание подрастающего поколения активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика молодёжи (личности). В системе художественно-эстетического воспитания велика роль музыкального образования, которое даёт воспитанникам возможность приобрести навыки игры на инструменте, расширять свой кругозор, знакомясь с шедеврами классической музыки, воспитывать свой музыкальный вкус и т. д.

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию, является обучение игре на классической и эстрадной шестиструнной гитаре.

       Цели и задачи программы

Цель: «Создание условий для воспитания духовно развитой, нравственно сформированной личности через обучение основам игры на классической шестиструнной гитаре».

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Обучающие:

§ Формирование у учащихся прочных базовых знаний, умений, навыков игры на гитаре;

§ Формирование и развитие исполнительской техники;

§ Формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, импровизации;

§ Изучение  и освоение теоретических знаний.

Развивающие:

§ Формирование способности воспринимать музыку как живое, образное искусство;

§ Развитие творческого воображения и образного мышления.

Воспитательные:

§ Приобщение к музыкальному искусству, формирование музыкально-эстетических вкусов, любви к музыке, формирование общей культуры личности;

§ Воспитание качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, выдержки, коллективизма;

§ Воспитание грамотного слушателя, способного понять закономерные связи содержания и формы произведения.

§ Приобщение к культурным ценностям;

§ Создание условий для профессионального самоопределения.

Ожидаемые результаты

       В результате освоения данной программы достигается высокий уровень знаний, умений, навыков, активно развиваются творческие способности, расширяется кругозор, креативное мышление.

Всё вышеперечисленное может быть достигнуто в результате более доступного изложения материала, творческого подхода педагога к процессу обучения.

   Знания, умения, навыки:

§ достижение знаний, умений и навыков по программе уровня компетентности;

§ способность к самообразованию;

§ умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальная деятельность:

§ способность к анализу;

§ способность к обобщению;

§ интерес к новым знаниям;

§ способность использовать новые знания на практике;

§ рациональная организация труда, самообразования;

§ расширение общего кругозора.

Креативность:

§ способность к саморазвитию;

§ способность мыслить нестандартно;

§ внутренняя свобода в принятии творческих решений;

§ авторская позиция в деятельности;

§ потребность в постоянном творческом поиске;

§ эмоциональная сопричастность с окружающим миром;

§ доверие к собственной интуиции.

Культура личности, жизненные и нравственные позиции:

§ гуманистическое мировоззрение;

§ культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию;

§ коммуникабельность, культура общения в обществе и семье;

§ позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и наивысшим ценностям жизни;

§ адекватная самооценка;

§ оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются контрольные занятия, концерты, тематические вечера, конкурсы, фестивали.

Методическое обеспечение образовательной программы

Целесообразно вариативное построение и распределение музыкального материала.

Музыкальный репертуар для изучения рассчитан на некоторого условного «среднестатистического» воспитанника и требует обязательного «приспособления» к конкретным условиям: учащиеся зачастую с различной степенью подготовленности, или учились ранее в других заведениях и по совершенно разным методикам и программам.

Больше внимания следует уделять развитию творческих способностей: чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху, импровизации, развитию навыков анализа прослушанного музыкального произведения.

Подобные методы обучения в индивидуальных группах продуктивны как с точки зрения повышения музыкальной и общекультурной эрудиции школьника, так и в плане стимулирования устойчивого интереса к музыке и искусству вообще.

Формы работы на занятии

Занятие предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения. Они связаны с формированием определенных качеств личности воспитанника (эмоциональной отзывчивости, работоспособности и т.д.)

  Занятия могут проводиться в следующей форме:

1. Комбинированные (или смешанные).

2. Сообщения новых знаний.

3. Формирования и закрепления умений и навыков.

4. Обобщения и систематизации знаний, умений.

5. Контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

       Современное занятие рассматривается не только с точки зрения сочетания и последовательности его этапов, но и с позиции постановки и достижения его целей. Педагог свободен в выборе структуры занятия, здесь самое главное - высокая результативность обучения и воспитания.     

 Материально-технические условия реализации программы:

           

       - аудитория для индивидуальных занятий;

       - наличие инструмента и вспомогательных средств (подставка под ногу, пюпитр).

 

7. Тематический план 1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Всего   Теория Практика
1. Организационное вводное занятие 3 2 1
2. Знакомство с инструментом. 23 9 14
3. Элементы нотной грамоты. 34 10 24
4. Обучение игре на инструменте. 90 20 70
5. Цифровка в 1-й и 2-й позициях. 89   89
6. Развитие аккомпаниаторского навыка. Работа по чтению нот с листа. 80 10 70
7. Концерты воспитанников 5   5
  Итого: 324 51 273

 

Содержание тем 1 года обучения

Игра аккордов по цифровке.

Практика: подбор по слуху и аккомпаниаторский навык обычно начинают развивать с несложных попевок (T – S – D – T) и детских песенок. Материалом для подбора может служить музыка, исполняемая преподавателем на инструменте или голосом. Направлять внимание воспитанника необходимо на восприятие подбираемой мелодической линии как некоего художественного целого, а также на развитие мелодической линии (восходящее или нисходящее движение, поступенное или скачкообразное), на ее ритмическое строение, гармоническую схему (для подбора аккомпанемента). В дальнейшем при подборе постепенно усложняющегося сопровождения, надо приучать воспитанников все более тонко распознавать на слух и осознавать гармонические проследования и полифонические элементы ткани (вспомогательным приемом, как и при подборе мелодии, может служить пропевание звуков и дополняющих голосов ткани). Теория: Прослушивание музыкальных пьес.

Содержание тем 3 года обучения

ТСЦО Кировского района Санкт-Петербурга


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь