Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Судьба Романовых после февраля 1917 года в русской лирикеСтр 1 из 9Следующая ⇒
Судьба Романовых после февраля 1917 года в русской лирике
ГБОУ Романовская школа. Москва 9 «Д» класс Лебедев Всеволод; Осадчий Александр; Чеснокова Вера; Климович Наталия,Майорова Мария 9« Г» Научный руководитель - Леонтьева Ольга Генриховна Эпиграф: «Отец просил передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Великая княжна Ольга. Предмет и область исследования Предметом исследования стали стихотворные тексты, посвященные судьбе семьи Романовых после февральской революции 1917 года. Актуальность исследования 2017 год- год столетия двух русских революций. Эта дата – повод осмыслить роль последнего царя и его семьи в истории России. Важно осмыслить не только исторические факты ,но и отклик в душе народа. Таким душевным откликом и является лирика, изучить которую предприняли попытку авторы исследования ученики школы, носящей имя семьи Романовых. Гипотезы исследования 1. Существуют поэтические произведения, посвящённый судьбе Романовых после революции 1917 года. 2. Разные авторы по-разному трактуют образ Романовых в период после 1917 года. ПЛАН работы 1. Познакомиться с историческими фактами, связанными с судьбой семьи Романовых после революции 1917 года. Посетить экспозицию в Государственном музее современной истории России. 2. Найти стихи ,посвященные теме исследования. 3. Узнать ,какие факты биографии авторов стихов побудили их написать тексты, связанные с темой исследования 4. Классифицировать тексты по тематике. 5. Сравнить содержание и форму стихов в каждой тематической подборке. Портрет царя в лирике Венценосец С. Бехтеев
И мне чудится - слышу я голос любимый, О, гляди на меня всеблагими очами, У царя не глаза, а Очи, не лицо, а лик, его речи потому « неземные»,что он разговаривает с автором , еще не будучи канонизированным на Земле, но в силу своего мученического подвига уже причисленный Богом к лику святых. Царь Николай Г. Пономарёв Я тишину вздохом нарушу, Стыдно глядеть в Царские очи, Капают слезы, светятся лики, Святой Царь С. Бехтеев И очи царевы любовно глядели, Красота царя не столько физическая , сколько духовная. Автор заменяет слово нейтрального стиля «глаза» на слово высокого стиля «Очи» заглавная буква сравнивает Николая с Христом .
Для описания царских губ на портрете автор использует слово высокого стиля-УСТА. Это роднит словесный портрет с иконописным ликом. Царские глаза С. Бехтеев Кто видел в жизни только раз Многие авторы подчёркивают КРОТОСТЬ в царском портрете. Он как будто предчувствует страшный конец, но принимает его с христианской кротостью. Того в дни бедствий не смутят . Сергей Бехтеев "И будем непрестанно за Родину молиться: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня, Грешную, и спаси Россию" (Из письма Государыни Александры Федоровны) Царская Россия С. Бехтеев Царская Россия-кротость и смиренье, Царская Россия-говор колокольный, Царская Россия-общий труд и служба, Царская Россия-это быт былинный, Царская Россия-вера в подвиг ратный, Царская Россия-помощь нищей братье, Царская Россия-наша песнь родная, Выводы: При Романовых Россия процветала, строилась с Божьей помощью, трудилась, побеждала врагов. Это была светлая ,духовно чистая полусказочная страна. Прости А. Богатырёв
За что? С. Бехтеев. г. Ницца,
«Грех, тяготеющий над нами — вот сокровенный корень нашей болезни, За то, что не хотели чтить
Как непокорные сыны, Благой и мудрой старины. Антитеза: святой – нечистая сила.Россия забыла Бога и попала под власть лукавого.
«Николай II» С. Бехтеев. «Слепой народ, обманутый лжецами,
«Клятвопреступники, вас кара неба ждет! За низость ваших чувств, за гнусность фарисейства, Предательство, лицемерие новых вождей народа. И что же! где слова? где громкие обеты? Предатели, рожденные рабами, Смута = расплата за грехи и предательство. Пройдут века; но подлости народной Царь не отрёкся! А. Мысловский Все дело в том: на Небе - Царство, Боже, Царя сохрани С. Бехтеев (это стихотворение было доставлено государю в 1917 году в г. Тобольск)
Царь – страдалец за народ Отец просил Вам передать
пересказ подлинных слов
Отец просил Вам передать, Как Христос простил распинавших Его. Всех оправдал в своей душе, Зло будет множиться вокруг, Венценосец Сергей Бехтеев И слагаются накрест усталые руки,
Русский путь А. Мысловский Ведь без Царя русским нельзя, Царь Николай Г. Пономарёв Только поклонится люд лжемессии, Наталия Добровольская
И вновь в лучах великой славы Гнусность измены прости Они пройдут С. Бехтеев Ялта. Поймут обман очнувшиеся хамы
Царский Крест С. Бехтеев Но, победив в аду немые силы гроба, Вера в возвращение царя как во Второе Пришествие. . В небе Христос, Царь на земли,
Выводы: Смута пройдёт, народ очнётся, раскается и слава Царя вернётся.
Стихи о Царской семье Поэма о Царской семье Марина Цветаева Поэма писалась Цветаевой с 1929 по 1936 год. Но так и не была закончена. Личная неустроенность, трудный быт, сложная историческая обстановка и , наверное, невозможность до конца осмыслить целый сонм поворотных для русской и мировой истории событий помешали поэтессе сложить фрагменты в целостное произведение. Фрагменты 1 . . . . . . . .ежевика, . . . . . . . — Свернись катышком, А ну`, …….! Так на сем тебе слове — Ла — зорь, 2 И опять — стопудовым жерновом 3 Аня с круглыми плечами, 4 Вот — двое. В могучих руках — караван. Сестре Серафиме — сестра Феодора. 5 Обитель на горе. Не знала та береза, — Сибирскую «корицу» — — За все благодарю — Не знала та дорога, Срезал. — Чтоб в келье тесной, Смирение, кротость царицы. А если мало — плену, Под кончиком пера Стояла та Россия — Комментарии Впервые опубликовано — в книге Цветаева М. «Стихотворения и поэмы» (Л.: Сов. писатель, 1990). Печатается по тексту первой публикации. Черновые варианты двух отдельных фрагментов, приводимые ниже, печатаются по тексту их первой публикации: Коркина Е. «Поэма о Царской Семье» — В сб.: Wiener slavistischer Almanach. Цветаева М. Статьи и тексты. Sonderband 32. Wien, 1992. Как свидетельствует Марк Слоним, ссылаясь в своих воспоминаниях на пояснения самой Цветаевой, «мысль о поэме зародилась у нее давно, как ответ на стихотворение Маяковского «Император»». Ей в нем послышалось оправдание страшной расправы, как некоего приговора истории. Она настаивала на том, что уже неоднократно высказывала: поэт должен быть на стороне жертв, а не палачей, и если история жестока и несправедлива, он обязан пойти против нее. (Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: Сов. писатель, 1992, с.345). Масштабы задуманной поэмы были достаточно велики, о чем можно судить по письму Цветаевой к Р. Н. Ломоносовой от 1 февраля 1930 г.: «Сейчас пишу большую поэму о Царской Семье (конец). Написаны: Последнее Царское — Речная дорога до Тобольска — Тобольск воевод (Ермака, татар, Тобольск до Тобольска, когда еще звался Искер или: Сибирь, отсюда — страна Сибирь). Предстоит: Семья в Тобольске, дорога в Екатеринбург, Екатеринбург — дорога на Рудник Четырех братьев (та`м жгли). Громадная работа: гора. Радуюсь. Не нужна никому. Здесь не дойдет из-за «левизны» («формы» — кавычки из-за гнусности слов), там — туда просто не дойдет, физически, как все, и больше — меньше — чем все мои книги. «Для потомства?» Нет. Для очистки совести. И еще от сознания силы: любви и, если хотите, — дара. Из любящих только я смогу. Поэтому и должна» (Минувшее. Исторический альманах. 8. Paris: Atheneum, 1989, с. 220). Текст поэмы и ее черновики не сохранились. Они погибли в одном из зарубежных архивов во время войны. (О единственной уцелевшей из всей поэмы главе «Сибирь» см. комментарии к поэме «Сибирь».) Случайно сохранившиеся черновые варианты некоторых фрагментов и перечень эпизодов поэмы были обнаружены в одной из рабочих тетрадей Цветаевой Е. Б. Коркиной. О ее попытках реконструировать замысел утраченной поэмы см. указанный выше источник. От Ходынского Поля красного // До веселого и красивого // Алексея Кровоточивого. — Ходынское Поле — трагическое место в Москве, где 14 мая 1896 г. во время народного гулянья в честь коронации Николая II в результате давки погибли тысячи людей. Алексей Кровоточивый — наследник престола Алексей (1904—1918) страдал гемофилией (несвертываемостью крови). Аня — Анна Александровна Вырубова (1884— после 1929) — фрейлина, приближенная к императорской семье. С 1920 г. в эмиграции. Для Матери здешней тружусь Абалакской. — Речь идет о чудотворной иконе Божией Матери, получившей название от Абалакского монастыря Тобольской губернии. Составляла святыню обители. Написана в 1637 г. Празднование ее совершалось 20 июля и 27 ноября. Сестре Серафиме — сестра Феодора. — Возможно, Цветаева пишет о двух святых мученицах. Серафима была обезглавлена в царствование Адрианна (II в.) за ревностное исповедание Христа. Феодора (Теодора), опекунша своего сына, императора Михаила III (I в.), ушла в монастырь, так как не хотела мириться с развратным образом жизни сына. К святым причислена греческой церковью. Германская принцесса — Цветаева имеет в виду жену Николая II, императрицу Александру Федоровну (настоящее имя — Алиса Гессен-Дармштадтская; 1872—1918), немку по крови. Стихи о царице
1. Всё проходит как сон в этой жизни. Валерий Малышев. Жертвенный подвиг царицы. 2. ...Вся комната Царицы в образах, Вера и набожность царицы.
Случается чудо- слёзы царицы превращаются в прекрасные цветы.
Какая веры - глубина!
Крылатый дух в Объятья Отчи
ОТМА Геннадий Пономарёв ОТМА — сокращение, состоящее из первых букв имён, которое использовалось дочерьми Николая II и Александры Фёдоровны: Великими княжнами Ольгой (15 ноября 1895 — 17 июля 1918), Татьяной (10 июня 1897 — 17 июля 1918), Марией (26 июня 1899 — 17 июля 1918) и Анастасией (18 июня 1901 — 17 июля 1918). Пьер Жильяр писал, что этим сокращением девочки подписывали открытки своим родителям, родственникам и друзьям. Однако других доказательств этому нет. Известные нам письма княжны подписывали своими полными именами или прозвищами. Четыре белых голубицы И лебедёночек меньшой. Во свете Божьей благодати, В небесных радужных венцах - Святые мученики дети Святого русского Царя. +++ Летят по небу Божьи птицы Над грешной русскою землей - Четыре белых голубицы И лебедёночек меньшой. Летят к Небесному Чертогу, В Святую огненную высь. И дерзновенно молят Бога За всё убийц своих простить… 2. Душа в слезах затрепетала И умиленно пала ниц - Ещё доселе не видал я Простёрли белые крыла. 3. На землю посланные Богом, Чтобы любовью умягчить Сердца заблудшего народа, Любовь готового забыть. Но вас, безумьем ослеплённый, Принёс он в жертву силам тьмы И чистой ангельскою кровью Одежды света обагрил. И новой Каина печатью На душу русскую легла, Навек предав ее проклятью, Кровь убиенного Царя. Давно пробил неотвратимый Час грозный Божьего суда, Когда бы за народ погибший Не умолили вы Христа. 6. Какой чудесный сон приснился Однажды мне в тиши ночной: Четыре белых голубицы И лебедёночек меньшой. И покаянными слезами Моя очистилась душа - Святые мученики дети Святого русского Царя…
Ноябрь 1923 г. От рук проклятых и ужасных Ваш взор молитвенно лучистый, Одна беда была за вами – Последний вздох, утихли слёзы, Стихи о Цесаревиче Цесаревичу С. Бехтеев Год В дни нашей скорби безнадежной, Влечет лучистыми глазами И забываются ошибки И сердцу кажутся ничтожны И в эти сладкие мгновенья, И.Глазунов. Портрет царевича Алексея. Выводы: Убийство ребёнка – преступление, а убийство больного ребёнка – преступление вдвойне. Цесаревич Алексей – невинная жертва страшного времени, обвинитель и судия, мерило греха участвовавших в расправе в Ипатьевском доме. Николай Евреинов (1879-1953) Геннадий Пономарёв – Русский поэт, автор стихов. Наталья Добровольская – Русская поэтесса и писательница. Александр Богатырёв – Русский поэт, автор стихов. Ф. Цаголова – Русский поэт, автор стихов. Анатолий Никушин – Русский поэт, автор стихов. 9. Владимир Невярович - Врач, поэт, писатель, публицист, автор и исполнитель песен, лауреат Большой литературной премии России. 10. Георгий Иванов – Русский поэт, автор стихов. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза №1. Подтвердилась . В русской лирике существуют стихоторения о судьбе семьи Романовых Романовых после 1917 года. Романовых после 1917. Гипотеза № 2. Не подтвердилась .В трактовке подтем, раскрывающих события после 1917 года в биографии семьи последнего русского царя , и оценке исторических фактов большинство авторов сходятся во мнении. Вывод: Эти стихи – не просто произведения словесного искусства, не просто «плетение словес». Чаще всего, это боль и скорбь души, способ выразить искреннее горе по погибшей царской семье, попытка осветить произошедшее, взвесить на весах истории, попытка искупить народный грех. Эти стихи – исповедь авторов, в которых иногда слёзы, рвущие душу, и сердце, не позволяют отточить форму, но сполна искупают эти недостатки своей поражающей современного читателя силой покаяния, восхищения и любви. Библиография 1. http://pesni.voskres.ru/poetry/behte.htm 2. http://ekskursia-spb.ru/ekksklyuziv/stixi-o-carskoj-seme/ 3. «Династия Романовых». Валентина Скляренко. 4. «Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых». Александр Васькин. 5. «Цари. Романовы. История династии». Эдвард Радзинский. 6. «Занимательные истории из жизни Романовых». Классика в иллюстрациях. 7. «Подлинная история Дома Романовых. Путь к святости». Николай Коняев. 8. «Николай II». Эдвард Радзинский. 9. «Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни». Хелен Раппапорт. 10. «Последние Романовы». С. Любош. Романовы». Игорь Курукин. Судьба Романовых после февраля 1917 года в русской лирике
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы