Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-культурная ситуация, особенности литературного развития в первой половине ХХ века
Начало XX в , как известно, пришло под знаком социальных катаклизмов. поставивших человечество перед необходимостью решения ряда фнлософско-нравствениых важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Среди них особо значительны А Жид и А Мальри, которые, тем не менее, значительно различались мировоззреическими позициями. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистенциалистского течения - Ж.-П.Сартра и А. Камю. Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сснт-Экзюпсри. В отличие от большинства писателей-современников, он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобшенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышлял о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сект-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях, начиная с первой книги «Южный почтовый» и вплоть до неоконченного труда «Цитадель». Сознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело» А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых - духовность. Для него самого основной формой жизни и основным методом незнания являлось участие в жизни посредством действия. Такая экзистенция в сочетания с философской рефлексией привели его к выводу о, том, что жизнь личности - это процесс длительного духовного созревания. Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных связей и действия Именно в них он ИЩЕТ опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Подтверждением этого может служить уже первая книга «Южный почтовый». Соотношение идей, те миросозерцания, и их преломление, т.е. действие, в этом произведении еще носит двойственный характер. Для героя книги Бернис характерна некая раздвоенность, поскольку он понимает необходимость активной жизненной позиции, но и пытается расширить рамки этой идеи одновременно как нечто, порабощающее человека и обрекающее его на заурядность и рутинность. Однако действование для него является, прежде всего, актом протеста против пассивной полиции потребителя. Считая существование окружающих его людей лишь видимостью жизни, он решает бежать от этого. И только на авиабазе Бернис ощущает, что работа прочно связывает его с миром, возвращая в реальности бытия. Герой избирает для себя стойкость против слабости, активность против пассивности и вызов смерти против фатализма. Но такая позиция, как отмечают миогие критики, ещё далека от созидательной. Это бунт и бегство от действительности.
21 и 22. Модернизм как литературное направление и художественная система, философско-эстетические корни модернизма. (экспрессионизма, футуризма, имажизма, дадаизма, сюрреализма) Термин возник в конце 19 века. Стадии – авангардизм (между 1 и 2 мировыми войнами), неоавангардизм (50 – 60-е годы) и постмодернизм (70 – 80-е годы). Характерные черты: · разрыв с позитивизмом 19 века и традиционным мировоззрением христианской Европы; · субъективизм, деформация мира или художественного текста; · опора на идеалистическую философию; · культ индивидуализма; · формализм; · утрата целостной модели мира Модернизм / реализм: принципиальные споры, реалисты видели в модернизме проявление кризиса и распада буржуазной культуры. Национальные разновидности: сюрреализм (Франция, Чехия), футуризм (Италия, Россия), имажизм, "поток сознания" (Англия), герметизм (США, Италия), витализм (Швеция), унанимизм (Франция). Авангардизм: · атмосфера бунта, ощущение пустоты и одиночества; · революционизм, идея свободы; · упрощение форм, карикатурность; · развитие "низовых" жанров – пантомима, негритянский джаз, цирк; · введение урбанистической тематики; · новые принципы композиции; · графическое оформление (отказ от пунктуации); · свободный стих.
Дадаизм: предшественник сюрреализма, сложился в Швейцарии (поэт Тристан Тзара – "7 манифестов дада", "Приблизительный человек", "Песенка дада"). · абсурд, атмосфера скандала; · отрицание, протест против всего; · приёмы письма – дезинтеграция, фрагментация, монтаж; · случайные образы, неожиданные ассоциации; · пародийность; · антивоенный характер; · алогичность, иррациональность, бессмысленный набор слов и звуков, коллаж. Сюрреализм: Франция, "Манифест сюрреализма" (1924, Андре Бретон). Слово впервые употребляет Г. Аполлинер. · цель искусства – мир подсознательного; · "автоматическое письмо", совмещение несовместимого; · деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность; · разделение предмета на составные части и их перекомпоновка, коллаж, отсутствие времени. Имажизм: форма важнее содержания; подчёркивание коннотативного значения слова. Предчувствие катастрофы, человек – жертва века техники и цивилизации. (Р. Олдингтон, Э. Паунд).
Футуризм, кубизм: разрушение синтаксиса, создание "телеграфного языка", восхваление технического прогресса, риска и неукротимой энергии, нигилистическое отношение к культуре вообще (Филиппо Томмазо Маринетти – манифесты).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы