Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


P. M. Рильке. Стилистические особенности поэзии



Райнер Мария Рильке (1875-1926) – самый значительный поэт конца 19-начала 20 века. Он во многом противостоял современным ему декадентским веяниям и был противником теории «искусства для искусства». Поэзия Рильке отличается необычайной искренностью, эмоциональной напряженностью, музыкальностью. Он был противником изощренных форм, холодной рассудочной поэзии, столь характерной для многих поэтов. Стремление выразить неизреченное, пантеистический покров, которым окутаны стихи Рильке, постоянное обращение к божеству, известный иррационализм чувств и мышления поэта позволяют говорить о близости его к символизму. Но глубинный гуманизм, поразительная чуткость Рильке и громадный лирический дар дали возможность поэту перерасти эстетскую грань символистов. Художник по убеждению Рильке, если и не творит мир, то открывает его, одухотворяет действительность, высвобождает незримую внутреннюю суть явлений. Смысл поэзии Рильке в великом открытии грандиозного в своей многогранности мира. Лирический поэт – центр, пересечение дальних и ближних связей, - в этом источник гармонии его поэзии. Но у лирического героя Рильке нет крепких житейских связей с миром, сквозь все произведения звучит нота одиночества, отверженности и неприкаянности. Поэт стремится к целостному осмыслению явлений окружающей жизни, проявляет особый интерес к проблемам душевной жизни человека. Иногда в некоторых произведениях Рильке можно обнаружить элементы иррационального, мистического, особенно в объяснении природы искусства, черты религиозной символики, чрезмерную усложненность. Самое значительное влияние на духовное и художественное развитие Рильке оказало его знакомство м русской культурой и Россией. Две поездки в Россию, где поэт встречался с Толстым и крестьянским поэтом Дрожжиным, дали ему возможность познакомиться с русской культурой и по-новому осмыслить многие философско-эстетические проблемы. Его ранние сборники стихов «Жертвы ларам» и «Венчанный снами» свидетельствуют о тесной связи с чешским народным творчеством, в них Рильке воссоздает пейзажи Праги, где он провел детство и юность. Уже в ранних стихах возникает образ капиталистического города, к которому Рильке относится с явной враждебностью. Его демократические симпатии проявляются в искреннем сочувствии беднякам, в осуждении античеловечности и уродств современного буржуазного общества.

В прозрачных лирических миниатюрах поэт рисует среднечешские ландшафты, пейзажи предместий и больших городов. Уже в этих стихах поэт пользуется смелой неожиданной метафорой, которая у Рильке всегда имеет философский смысл, поэтическим выражая взаимосвязь и взаимозаменяемость различных явлений. Пейзажи его удивительно безыскусственны, убирается все лишнее, оттого ландшафты приобретают какую-то особую значительность и, подобно книгам, они словно зыбкие мосты в мир волшебной сказки.

«Часослов», состоящий из трех частей, принес Рильке всеобщее признание. Читателей покоряли музыкальность и динамизм его стихов, зримость и пластичность в передаче внешнего облика предмета и вместе с тем глубокая философичность. В его стихах эмоция сплавлена с мыслью. В «Часослове» Рильке остро чувствует кризис и переходность эпохи. Трагизм восприятия времени усиливается от одиночества. Лирический герой всякий раз восстанавливает жизнь заново в сумеречные часы. В эти моменты рождается ощущение жизни, существования, наедине с самим собой поэт как бы впитывает бытие. Поэт ищет выхода в слиянии с миром, с природой. Отсюда пантеистически-эмоциональное восприятие природы. Образ бога, занимающий центральное место в «Часослове», трактуется в духе пантеизма. Этот бог ничего общего не имеет с ортодоксальным богом христианской религии, скорее, они олицетворяет извечное начало, присущее всем жизненным процессам. Лирический герой «Часослова» - русский монах» - рассматривает бога как равного себе. Бог здесь назван поэтическим созданием художника. Бог дает ему, одинокому и замкнутому человеку, возможность ощущать слитность с миром. Бог у Рильке поразительно разнолик, поэт дает различные представления о божестве, чаще всего милосердном, плодотворящем.

Поэзия Рильке – поэзия слитных контрастов, он пишет постоянно о больших городах и деревушках, о безлюдье и сообществе людей, о великом и ничтожном, о жизни и смерти. Но все это, вливаясь в лирический поток, преодолевает даль пространств и времен, в сознании поэта мир обретает нераздельность. Автор стягивает полюсы, и все, что попадает в его воображение, становится началом начал, поэзии Рильке свойственно постоянное движение, ничто не пребывает у него в состоянии покоя. К «Часослову» примыкает тематически книга «Жизнь Марии», в которой Рильке поэтически пересказал евангельские легенды.

В стихах житейские эпизоды сочетаются со сценами парадными, где прославляется неземное величие богоматери. Поэт постоянно переводит действие из реального жизненного плана в мир символических обобщений, в каждом стихотворении смыкает момент и вечное. «Книга картин» составилась из самых различных стихотворений. Здесь возникают романтические образы из старых преданий, разнообразные пейзажи, поэт делится детскими воспоминаниями и впечатлениями художника размышляет о смерти. Единство «Книги» определяется только целостностью мироощущения автора. В этом сборнике ощутимо символистское искусство молчания, т.е. стремление выразить важное, глубинное не словами, а ритмическим и мелодичным звучанием и паузами. Этот замысле определил чрезвычайно изысканную стихотворную форму.

Одна из важнейших тем, поставленная в поэзии Рильке – это тема одиночества, изолированности человека в обществе. Поэт одним из первых в западной литературе остро почувствовал и художественно воплотил эту проблему о многих произведениях. Особенно отчетливо она отражена в прозаическом произведении «Заметки Мальте Лауридса Бриге». Этот лирический роман, в основу которого легли автобиографические материалы, поведал о горестях Мальте – молодого датского поэта, не выдержавшего жизненных испытаний и мук одиночества. Гибель главного героя в большом капиталистическом городе Париже, равнодушном к судьбе поэта, раскрыта как дегуманизация, характерная для буржуазного мира. Для романа показательны фрагментарность, лиризм, меткость наблюдений и тонкий психологизм. Роман, написанный в период идейного и творческого кризиса Рильке, окрашен в пессимистические тона. Не случайно тема смерти занимает в «Заметках» значительное место. После 1914 года в творчестве Рильке совершается перелом. Социальная действительность характеризуется новыми чертами, и ее по-новому начинает видеть Рильке. Он видит возможность изменений и поворота в жизни и в поэзии, о чем пишет в стихотворении «Поворот». После первой мировой войны Рильке закончил свои знаменитые «Дуинезские элегии» И «Сонеты к Орфею». Это стихи, обновленные поиском гармонии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь