Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Г. Ибсен. Драматургическое новаторство. Проблематика и жанровое своеобразие пьесы «Кукольный дом».
ИБСЕН ГЕНРИК (1828-1906) Норвежский писатель, зачинатель новой европейской драматургии. Жизнь его была нелегкой: еще в детстве он испытал материальных лишений (отец обанкротился и Генрик с 8 лет работает учеником аптекаря). Свою первую пьесу написал в 20 лет, она создавалась в свободное от работы время - ночью. Пьеса успеха не имела, но Ибсена заметили, и уже в 23 года ему (на то время студенту университета) предлагают стать директором Норвежского театра в Бергене. Благодаря деятельности Ибсена утверждался новый тип театра, им были выдвинуты современные эстетические принципы: актуальность проблемы, сближение драмы с жизнью, показ событий через интеллектуально-аналитическое осмысление, принцип открытого финала. Открытый финал, или же незавершенная концовка, представлен в пьесе "Кукольный дом" (1879), где развязка (финал) по сути является постановкой нового вопрос, конфликт не решается, а обостряется. Так Ибсен пытался приблизить театральное искусство к жизни, пригласить зрителя к дискуссии в решении актуальных проблем. Проблематика драмы Г. Ибсена "Кукольный дом" Генрик Ибсен - известный норвежский драматург, которого прежде всего интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах. "Кукольный дом" является одним из самых известных произведений Ибсена, в котором вытекает проблема самопожертвования ради любви. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись во время вынужденного обмана. Драматург пытался таким образом разобраться в механизме супружеского и семейного счастья, ведь именно от этого зависит судьба общества. Главная героиня "Кукольного дома" Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужа и детей. Она верит, что в ее семье царят мир и любовь, потому что они с мужем по-настоящему любят друг друга. Именно ради любимого мужа Нора восемь лет назад подделал подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность одолжить деньги у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Свой поступок она сохранила в тайне. Утром долг был отдан, а Нора была рада, что ее тайна является весомым доказательством преданной любви. С этого момента начались страдания Норы. Крогстад - человек не слишком высоких моральных качеств -- начинает шантажировать Нору. Он мечтает путем шантажа занять высокую должность в банке Торвальда - мужчины Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Узнав о Норин долг, человек начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. К тому же Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой, как с настоящей преступницей. "О, какое ужасное пробуждение! Все эти восемь лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемерная, лживая..., какая бездонная пропасть грязи, притворство!" Торвальд стремится соблюсти внешней благопристойности. Жена словно перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация решается сама собой: поняв, что поступил совершенно непорядочно, Крогстад отказывается от своих притязаний, уверяя, что ничто не угрожает Норе и Торвальду. Торвальд счастлив, однако Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Дом, построенный на лжи и обмане, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается покинуть семью. На вопрос озабоченного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: "Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стало браком". Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемый "долг перед мужем и детьми". Нора отвечает, что она не только мать семейства, но "прежде всего человек, такой же, как и ты, - или, по крайней мере, должна стать человеком". Своей драмой "Кукольный дом" Генрик Ибсен раскрыл глубокое несоответствие между благопристойным видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных учреждений, требуя максимальной эмансипации женщины.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы