Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К. Чапек «Война с саламандрами». Гротескный образ фашизма и европейской цивилизации в романе.



Карел Чапек написал роман "Война с саламандрами" в 1936 году.

Адольф Гитлер узнал себя в образе Верховного Саламандра и объявил писателя своим личным врагом.

Это утопический роман. Сатира – это самое плохое, что человек может сказать людям, - это значит не обвинять их, а только делать выводы из актуальной действительности и мышления.

В первой книге романа саламандры – сенсационная новинка. Показывая, как мир откликается на неё, писатель блестяще парадирует приключенческие романы, голливудские сценарии, буржуазную прессу и опусы псевдоученых. Начинается в духе типичного при5ключенческого романа, с мотивом загадок природы.

Перспективы усиления фантастических элементов, переводит роман в иную плоскость. Из обыкновенного, невинно-приключенческого романа, с ничем не предвещающим великую катастрофу сюжетом, роман приобретает понемногу другой акцент. Люди, даже не заметно для себя, начинают эксплуатировать саламандр, но эта эксплуатация все равно имеет ещё романтический авантюрный оттенок. Преобладающие интонации – ирония и юмор.

Каждая глава написана в своём стилистическом ключе. Образ Повондры - юмористическое пародия на образ центрального героя. Его роль в событиях представляется в комическом свете. Ведь в начале он просто дворецкий у одного известного магната пана Бонди к которому с предложением о применение ящерок, как рабочей силы для добычи жемчуга, пришёл капитан. С этого всё и началось. Но в отличии от последующих поработителей саламандр, капитан относился к ним с отцовской любовью и заботой. Потихоньку-понемноу мир узнаёт о таких существах, как саламандры: появляются статьи в газетах, организовываются фирмы по перевозке жемчуга и саламандр, которые стали появляться даже в кино. Но однажды в зоологическом саду заговорила со сторожем одна саламандра по имени Эндрю Шейхцер (к стати сказать тоже пародия на некоего Иогана Якоба Шейхцера (1672-1733)-швейцарский естествоиспытатель, геолог и палеонтолог, в 1700 году обнаружил скелет гигантской ископаемой саламандры, (который хранится теперь в Гаарлемском музее в Голландии), которую принял за допотопного человека). Но это ведь только символ, на самом деле эта саламандра воплощает собой ограниченность мышления буржуазного обывателя.

Основывается синдикат “Саламандра” занимающийся добычей жемчуга – порабощение набирает обороты. Саламандры неумеренно размножаются и заполоняют мир.

Вторая книга в сатирической форме воспроизводит историю развития капитализма от эпохи первоначального накопления до империалистической стадии.

Саламандры предстают в первую очередь жертвами колониального грабежа и стандартизации производства. При этом писатель расширяет диапазон сатиры и подвергает бичующей критике буржуазную экономику и политику, юридические установления, нравы, религию, науку, литературу, искусство, школу. Одна лишь Англия закрыла свои границы для саламандр.

Синдикат “Саламандра” даже классифицировала саламандр по их рабочей силе.

Эти классификации можно легко применить к людям.

Саламандры на глазах превращаются в некий класс, нацию. Вместе с саламандрами в мир явился новый гигантский прогресс, некий новый идеал, именуемый Количество. Попросту говоря, саламандры, это Множественность; их эпохальная заслуга в том, что их так много.

Но, саламандрам дали оружие, чтобы они охраняли свою территорию работы от чужих саламандр…так же они стали проходить военную подготовку.

В третий книге внимание автора сосредоточенно на международной политической обстановке середины 30-х годов, а саламандры становятся символом фашизма. Эта часть приобретает характер трагического гротеска. Писатель раскрывает не только прямую политическую и экономическую связь фашистов с интересами монополистического капитала, но и духовное родство буржуазного общества и нациского варварства. Ещё до нападения фашисткой Италии на Эфиопию, Чапек разоблачает преступную политику невмешательства, предсказывает бессилие и крах Лиги Наций. Конференция в Вадузе оказалась сатирическим предвосхищением позорной Мюнхенской конференции.

Сквозной сюжет – утопический процесс, эволюция взаимоотношений. Картина утопического процесса слагается из суммы локальных сцен и эпизодов, имеющих свои частные сюжеты и различного рода обобщенной информации. Это сатира на новую жизнь, подкреплённая настоящими фактами.

С помощью саламандр демонстрируются самые различные модели отношений между людьми.

Ели первая книга была основана как бы на биологическом взрыве саламандр, то все остальное это социальная практика.

 

 

34. Ф.С. Фицджеральд и «век джаза» в литературе США. Роман «Великий Гэтсби» как отражение этого времени.

Романтический поиск самоутверждения и восхождения к неведомым высотам, один из основных мотивов в американской литературе, нашел воплощение в творчестве Ф.С. Фицджеральда. Вершиной творчества писателя стал роман «Великий Гетсби» (1925), первоначальное название которого «Среди мусорных куч И миллионеров» очень точно раскрывает идейный замысел писателя. Роман изображает трагедию незаурядного человека, погубленного миром денег.

Герой романа - Джей Гетсби - не умеет держать себя в обществе, одет он безвкусно, речь нелепа и претенциозна. Слава «великого» Гетсби зиждется на роскошных приемах-маскарадах, которые он устраивает у себя на вилле. Многочисленные гости строят самые невероятные предположения о хозяине, обсуждают его неслыханное богатство, эпитет «великий» в их устах звучит как насмешка, прямо противоположная смыслу этого слова.

Но герой романа - это его скрытое лицо - романтический мечтатель-идеалист, в толпе прожигателей жизни он чужак: поднявшись на вершину материального успеха, он сохранил моральную ценность. Среди духовно опустошенных, циничных и безнравственных людей Гетсби возвышается как последний романтик, стойко верящий в юношеские идеалы и живущий этой верой - вернуть и повторить прошлое. Постепенно образ Гетсби приобретает ряд исключительных черт и смысл эпитета «великий» начинает приближаться к своему прямому значению.

Весь блеск, роскошные приемы нужны герою, чтобы вернуть чувства его бывшей возлюбленной Дэзи, мечта эта несбыточна и обманчива, не стоит усилий, затраченных на нее. Дэзи - это женщина, в мелодичном голосе которой слышится «звон монет», она воплощение представлений об успехе. Все рыцарское благородство, романтические иллюзии Гетсби рушатся от столкновения с действительностью, убивают самого героя.

Роман становится комедией и сатирической картиной современных нравов, темы американской мечты и ее крушения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь