Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АСКЕЗА РЕЧИ ОЗНАЧАЕТ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ В МЯГКОЙ ФОРМЕ



 

«Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания».

Из комментария:

«Своими словами нельзя причинять беспокойство другим. Разумеется, учитель, разговаривая с учениками и обучая их, должен говорить правду, но, обращаясь к другим, те, кто не являются его учениками, он должен говорить так, чтобы своими словами не вызывать в их умах беспокойство. В этом состоит аскеза речи. Кроме того, мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания. Вместе с тем, наша речь должна ласкать слух. Используя таким образом свою речь, человек сам получает высшее благо и возвышает других. В нашем распоряжении огромное количество ведических произведений, и их нужно изучать. Все это составляет аскезу для речи».

 

Аскеза тела подразумевает деятельность, помогающую владеть своим телом и чувствами, а также использование их во благо окружающим:

«Аскезой для тела является поклонение Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие».

Из комментария:

«Человек должен выражать или учиться выражать почтение Богу и различным полубогам, настоящим, идеальным брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу, матери или любому, кто обладает ведическим знанием. Всех их следует почитать. Необходимо также научиться заботиться о внешней и внутренней чистоте. Ни в коем случае нельзя делать того, что противоречит указаниям священных писаний. Половые отношения допустимы только в браке, ибо таково предписание шастр. Это называется целомудрием. Все это - аскеза для тела».

Часто можно видеть, что те, кто оказался в привилегированном положении волею судьбы, не прилагая никаких усилий, считают это чем-то само собой разумеющимся. Например, человеку, родившемуся в богатой семье, нет необходимости прилагать иного усилий для достижения чего-либо, и он привыкает к этому с самого детства. Зачастую такие дети небрежно относятся ко всем тем благам, которые имеют. Тот же, кто вырос в бедной семье, и кому пришлось всего добиваться упорным трудом, будет ценить все, что ему удалось достичь.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

 

Вопрос : Помимо мистического могущества, аскеза помогает сформировать характер. Какими возможностями для формирования характера могут воспользоваться современные лидеры?

Ответ : Формирование характера - первейший приоритет для руководителя. Говорится, что сострадание и смирение - матери добродетели, но характер, компетентность и мужество - это отцы добродетели, в особенности характер. Благодаря характеру человек может обрести то, чего нельзя купить за деньги.

Можно купить кровать, но не сон. Можно купить книгу, но не ум. Можно купить одежду, но не красоту. Можно купить лекарство, но не здоровье. Можно купить помещение, но не дом. Можно купить людей, но не друзей. Можно купить храм, но не Бога. Можно купить репутацию, но не характер.

Самые важные вещи в жизни приобретаются благодаря характеру и жертве. Внешних вещей, в частности денег, недостаточно - необходимы искренняя решимость и высшее сознание. Словарь дает следующее определение: «Характер - это совокупность черт или признаков, составляющих индивидуальность человека; …нравственные и этические качества; честность, сила духа и т.п.; целостность».

Причиной постоянного роста преступности является нравственная нищета. Недавно один конгрессмен сказал мне, что мы «постепенно становимся частью культуры, в которой хорошо и плохо определяются так: хорошо - это проскочить, а плохо - это попасться. Если что-то вам нравится - делайте, если не нравится - не делайте. Если вам что-то надоело - бросьте это. Если кто-то создает вам неудобства - расстаньтесь с ним. Если не можете справиться с проблемами - постарайтесь забыться в вине или наркотиках». Это действительно так. Люди сегодня лишены связующего нравственного начала, способного руководить их поступками. Все, что у них осталось, - это чувственные желания.

Мы живем в эпоху, когда большинство людей не действует согласно этическим принципам. Люди не имеют ясных представлений о нравственности и внутренней целостности, поскольку их приучили к мысли, что все относительно. Измышления и отсутствие абсолютных ценностей не способны породить культуру высокой продуктивности, любви и доверия. Культура низкого доверия разрушает дух команды и синергию и порождает плохих менеджеров и никчемных лидеров.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.6) сказано, что никто не должен занимать положение руководителя по отношению к другим, если его характер не является безупречным. Мы живем в эпоху Кали, эпоху ссор и разногласий, и опорами этого века являются незаконный секс, убийство животных, пьянство и азартные игры. Сформировать характер - значит отказаться от этих видов деятельности и, по возможности, оградить от них других. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что лидер должен заботиться не только о своих подданных, но и о растениях и животных, находящихся в его царстве. В «Шримад-Бхагаватам» также сказано:

«Следует тщательно проверять личные качества четырех лидеров человеческого общества: санньяси, брахмана, царя и общественного деятеля - и то, насколько они соответствуют своему положению. Прежде чем принять кого-либо в качестве духовного учителя или светского руководителя общества, нужно проверить, соответствует ли его характер вышеупомянутым критериям. Уровень академических знаний таких лидеров может быть и невысоким, но, прежде всего, они должны быть свободны от четырех пороков: склонности к азартным играм, пьянству, разврату, убийству животных и мясоедению».

Царь Уттанапада тщательно изучил характер своего сына. Царь Парикшит также проявил большую силу характера; именно благодаря внутренней целостности и силе характера он смог управлять столь обширной империей.

Мы можем сами развить сильный характер, если будем изучать жизнь тех, кто обладал выдающимся характером. Характер - - это способность подняться над собственным эгоизмом и жить ради других. Характер - это то, как вы себя ведете, когда за вами никто не наблюдает. Поэтому можно укрепить свой характер, раскрывая себя другим таким, какой я есть наедине с собой. Характер формируется благодаря ежедневной работе над своими мыслями, словами и поступками.

Будьте осторожны со своими мыслями -

они становятся словами;

Будьте осторожны со своими словами -

они становятся поступками;

Будьте осторожны со своими поступками -

они становятся привычками;

Будьте осторожны со своими привычками -

они становятся характером;

Будьте осторожны со своим характером -

он становится вашей культурой.

Этот список позволяет нам понять, каким образом мысли, слова и поступки превращаются в привычки, формирующие наш характер. Если мы будем более внимательно относиться к своим мыслям, словам и поступкам, то сможем естественным образом улучшить свой характер. И наоборот - невозможно обладать характером, будучи слабым в одной из этих сфер. В конце концов, целостность и подразумевает компетентность во всех жизненно важных сферах.

Многие люди обладают слабым характером из-за недостатка мужества. У них не хватает смелости, чтобы выступить против тех, кто посягает на истину, справедливость и бескорыстие, и поэтому они идут на уступки.

Другим препятствием является чрезмерная привязанность к временным наслаждениям. Однако не следует путать эти временные наслаждения с непреходящим счастьем. Наслаждение - - просто эпизод, тогда как счастье - процесс. Как правило, наслаждения приходят к нам без особых усилий, однако позже трансформируются в беспокойства или разочарования. Настоящее же счастье обычно приходит лишь после того, как мы преодолели какие-то трудности. Иными словами, оно никак не связано с преходящими наслаждениями. Наслаждение основывается на стремлении делать то, что приятно в данный момент; подлинное счастье основывается на желании поступать в соответствии с нравственными принципами. Сегодня слишком многие предпочитают делать то, что хочется, а не то, что правильно.

Как мы уже упоминали, в первую очередь необходимо самому стать той переменой, которой мы ждем от других. Другими словами, если меняемся мы, меняются и все остальные. Нужно постоянно задаваться вопросом: «Что должен изменить в себе я, чтобы помочь измениться другим?»

Мы не сможем стать хорошими лидерами, если вначале не станем хорошими последователями.

Мы не сможем создать хорошую команду, если сами не являемся членом хорошей команды.

Мы не сможем приучить своих детей к самодисциплине, если сами ей не научимся.

Мы не сможем наслаждаться счастливым браком, если не являемся хорошим партнером.

Мы не сможем иметь хороших друзей, если сами не являемся хорошими друзьями.

Мы не сможем создать хорошую общину, если сами не являемся хорошими соседями.

Китайская поговорка гласит: «Если ты расскажешь мне, я забуду. Если ты покажешь мне, я запомню. Если ты вовлечешь меня, я пойму».

Сначала лидер должен рассказать людям о важности формирования характера, затем обратить их внимание на тех, кто уже обладает им. Самое главное, чтобы лидер сам обладал сильным характером и всегда поступал, руководствуясь внутренней целостностью. Тогда он или она станет превосходной ролевой моделью для других, и людям будет легче понять, что значит иметь характер.

Уоррен Беннис, знаменитый профессор управления в бизнесе и первый директор Института Руководства при Университете Южной Калифорнии, считает, что руководство тождественно характеру, с чем я полностью согласен. Он пишет: «Я думаю, что руководство и есть характер. Само слово «характер» происходит от греческого «запечатленный», а также от французского «выгравированный». Это не какой-то поверхностный стиль поведения - это сама суть нашей природы, наш истинный облик. Я также убежден, что по мере того, как мы растем и развиваемся, эволюционирует и наш характер.

Последнее наставление об управлении царством, которое Бхишма дал Юдхиштхире, было таково: в конечном счете, нам придется все оставить. После смерти мы сможем с собой забрать лишь дхарму и характер. Таким образом, наша истинная природа - это наш характер.

 

ХАРАКТЕР И ОБЩИНА

 

И, наконец, если взглянуть на роль характера в деятельности организации или общества, то становится ясным, что важной составной частью целостности является способность вызывать доверие. Недостаток доверия друг к другу и, особенно, к лидерам - - одно из величайших препятствий для роста производительности и развития высшего сознания. Когда хотя бы несколько человек в организации готовы взять на себя роль людей, заслуживающих доверия, можно говорить о начале формирования истинного чувства общины. И если каждый берет на себя обязательство быть честным, возникает очень могущественная община.

Целостность вызывает уважение. Без уважения не может быть истинной любви. Мы не может позволить, чтобы наши собственные мысли, чувства и желания становились для нас важнее, чем забота о других или отстаивание истины. Если люди способны постоянно сохранять в поле зрения истину, как это делает лидер-слуга, они смогут научиться видеть вещи такими, как они есть. До тех пор, пока в нас не разовьется постоянное стремление к поиску истины и сильное желание развить силу характера, наше видение будет оставаться затуманенным.

Здесь я хочу привести слова одного из моих коллег, который на протяжении пятнадцати лет руководит организацией в Японии: «Собраться вместе - это начало, оставаться вместе - это прогресс, а работать вместе - это успех». Если собравшиеся вместе люди гармонично взаимодействуют, то они продолжают оставаться вместе, однако успех к ним придет только тогда, когда они разовьют силу характера, которая является источником всех добродетелей.

В книге «Сила характера», вышедшей под редакцией Майкла Джозефсона и Уэса Хансена, подчеркивается, что истинная сила - это даже не знание, а характер. Вот одиннадцать тезисов, о которых говорится в этой книге:

1. Великий философ Гераклит говорил: «Характер человека определяет его судьбу».

2. Характер есть то, что человек выбирает, когда делать выбор нелегко.

3. Точно так же, как судьба отдельного человека определяется его характером, судьба организации определяется характером руководства.

4. Организация страдает, если лидеры и рядовые сотрудники I слабохарактерны.

5. Эффективность использования приобретенных нами зна-: ний и навыков зависит от нашего характера.

6. Характер определяет наш выбор в момент искушения.

7. Характер определяет то, как мы встречаем успехи и неудачи.

8. Недостаточно просто хорошо обращаться с людьми и правильно ими руководить. Необходимо помочь им обрести в жизни смысл и самореализацию. Это означает, что лидер должен иметь сильный характер.

9. Наши лидеры должны научиться выходить за рамки стен организации и становиться лидерами общества; более того, они должны формировать общество. Лидер, обладающий безупречным характером, не имеет права ограничиваться только своей организацией. Оставаясь верным целям и миссии своей организации, он также должен способствовать гармоничному развитию своей общины и даже общества в целом, особенно в среде тех, кто входит в круг его общения.

10. Из-за недостатка возвышенных качеств мы превратились в людей, которые всему знают цену, но не ценят ничего.

11. Нас могут лишить всего, однако только вы сами можете лишить себя целостности и силы характера. Целостность и сила характера - окна души.

В книге «День, когда Америка сказала правду» Джеймс Пе-терсон и Питер Ким приводят ряд поразительных фактов, заставляющих нас задаться вопросом: «Что же случилось с внутренней целостностью американцев?» В книге показано, каким образом были преданы забвению ценность характера и внутренней целостности. Вот некоторые из статистических данных, приводимых авторами:

• 90% американцев (девять из десяти) постоянно лгут.

86% лгут своим родителям.

75% лгут своим друзьям.

• 73% лгут своим братьям и сестрам.

• 69% лгут своим возлюбленным.

61% лгут своему начальству.

• 59% лгут своим детям.

Шекспир выразился более кратко: «Будь честен пред самим собой». Это утверждение, в действительности, чрезвычайно глубоко, поскольку, если мы честны перед собой, нам будет нетрудно быть честными и перед другими. Нам не хватает внутренней целостности, в первую очередь, потому, что мы не честны перед собой. Эта слабость распространяется также на наши отношения с людьми и на всю нашу организацию.

 

ЦЕЛИ И ЧУВСТВО ДОЛГА

 

Вопрос : Мне кажется, что совершение аскезы лидером, не обладающим сильным чувством долга, таит в себе определенную опасность, поскольку это может увести его с верного пути и побудить преследовать недуховные цели. Однако в отсутствие варнашрамы достаточно трудно сосредоточиться на исполнении долга. Во многих духовных организациях люди стремятся быть «на все руки мастерами» или, говоря другим языком, «делать то, что необходимо сейчас»; поэтому их не очень привлекает идея специализации в какой-то одной сфере деятельности. У нас есть склонность думать, что это менее духовно, чем быть готовым делать все, чего Господь пожелает. Однако мы не всегда имеем ясные представления о том, чего хочет Господь, за исключением разве что смутных представлений о «предании себя». Будет ли правильным для членов духовного движения придерживаться определенных обязанностей? И как утвердиться в таком понимании, находясь в обществе, которое не поощряет этого?

И еще один вопрос : не является ли отсутствие четких обязанностей одной из причин общего недостатка целостности - личной и коллективной?

Ответ: Аскеза, лишенная ясной цели, может стать порой не только причиной духовного дисбаланса, но и ожесточить сердце. Если не соблюдать осторожности, аскеза может принести не только пользу, но и увеличить ложное эго, возникающее от сознания своего могущества. Эти факторы ослабляют роль аскезы в укреплении характера.

Обычным людям необходима упорядоченная деятельность, цель и план действий. Если наши разум, ум и чувства не заняты полезной деятельностью, они найдут себе другое занятие. Невозможно перестать мыслить, чувствовать и желать, но можно Мотать над тем, чтобы наши мысли, чувства и желания имели верное направление. В ведической литературе сказано: шрам дриштва ниивартанте - оставьте низший вкус ради высшего. Иными словами, направив свое сознание на высшую цель, вы сможете подняться от невежества к знанию.

Один из законов менеджмента состоит в том, что люди, участвующие в исполнении определенной задачи, начинают отождествлять себя с ней. Начав отождествлять себя с задачей, они будут стремиться к ее успешному выполнению. Таким образом, крине важно, чтобы люди участвовали в разработке проекта: самого начала, ибо благодаря этой аскезе они смогут сохранять преданность начатому делу на всем протяжении работы над проектом.

Другой важный момент состоит в том, что наибольшее количество преступлений совершается людьми, не имеющими ни специальности, ни способностей, ни работы и, как следствие, обладающими низкой самооценкой. Если же люди будут заняты деятельностью, соответствующей их природным склонностям, уровень преступности в обществе будет намного ниже. Если о людях заботятся, если их занимают, вдохновляют и защищают, их самооценка будет повышаться. Это, в свою очередь, приведет к снижению уровня преступности, количества самоубийств и депрессивных состояний. Число самоубийств растет практически во всех странах мира, и это напрямую связано с тем, что люди испытывают чувство незащищенности, о них не заботятся, их не ценят и не занимают деятельностью, которая их вдохновляет.

Что же касается отсутствия конкретных обязанностей, то можно привести пример подсобного рабочего. У него нет четко определенных обязанностей, ему могут поручать самые разные вещи. По большей части он занимается тем, что необходимо сделать в данный момент.

Люди, выполняющие работу такого рода, зачастую теряют энтузиазм, поскольку не могут планировать свое время, так как никогда не знают, чем им придется заниматься. В кризисной ситуации они могут повести себя или слишком беспокойно, или, наоборот, слишком спокойно, поскольку привыкли зависеть от других. Таким людям, как правило, трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Если же организация имеет четкую структуру, каждый знает, что ожидается от него, и поэтому существует гармоничное распределение обязанностей. В такой организации нет необходимости «делать то, что необходимо сейчас», поскольку каждый конкретный участок работы поручен определенному человеку. Когда обязанности каждого четко определены, намного легче контролировать их выполнение, и есть надежда, что в ходе их исполнения люди будут совершенствовать также и свой характер.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь