Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ
«МОЙ РАБ» ИЛИ «МОЯ РАБЫНЯ» В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. — Ред.]: «Накорми своего господа», либо: « Помоги с оверши ть омовение свое му господ у ». Следует говорить «...своего господина» или «...своего хозяина ». Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня» , а говорит «мой юноша» «моя девочка» или «мой мальчик». (Аль-Бухари 5/129—131, Муслим (2249) и (15), Ахмад 2/316). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрет выражений «мой раб» и «моя рабыня». 2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами «мой господь», а хозяину не следует говорить своему слуге «накорми своего господа». 3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами: «мой юноша», «моя девочка» или «мой мальчик». 4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: «мой господин» или «мой хозяин». 5. Цель этого заключается в воплощении таухида даже в словах.
Глава 55 О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬ ИСПРАШИВАЮЩЕМУ ИМЕНЕМ АЛЛАХА
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас убежищя именем Аллаха, то представте его ему; если кто-то позвал вас (в гости) , то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то сделайте за него дуа , пока не посчитаете, что вы его отблагодарили » . Достоверный хадис, переданный Даудом и ан-Насаи*. (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68, 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126; достоверный хадис). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Необходимость предостовления убежища тому, кто просил его именем Аллаха 2. Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха. 3. Необходимость ответа на зов того, кто зовёт в гости. 4. Необходимость отблагодарть того, кто сделал вам добро. 5. Если человек не имеет невозможностей отблагодарть, то ему необходимо сделать за него дуа. 6. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: « ...Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили » . Глава 56 ЛИКОМ АЛЛАХА МОЖНО ИСПРАШИВАТЬ ТОЛЬКО РАЯ Джабир ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая ». Этот хадис передал Абу Дауд. (1671 ; слабый хадис). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1 . Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая. 2. Утверждение атрибута лика.
Глава 57 О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ...» Всевышний Аллах сказал: «Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"...» (Али Имран, 154). Всевышний сказал также: «Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты"...» (Али Имран, 168). В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему: « Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы...» открывает возможность для козней Шайтана » . (Муслим [2664]). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Али Имран». 2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности. 3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана. 4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях. 5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха. 6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия. Глава 58 О ЗАПРЕТЕ РУГАТЬ ВЕТЕР
Убайй ибн Ка'б рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Не ругайте ветер. Если вы увидели в нём то, что вам неприятно, то скажите: «О Аллах, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которо го он несёт с собой, и добра, котор го ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несёт с собой, и зла, которое ему приказано творить » . Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. (Ат-Тирмизи, [2253]). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрет ругать ветер. 2. Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно. 3. Указание на то, что ветер подчинен воле Аллаха. 4. Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.
Глава 59 О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА: ﴿يَظُنُّونَ بِاللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ ظَنَّ الْجَاهِلِيَّةِ يَقُولُونَ هَلْ لَنَا مِنَ الأَمْرِ من شَيْءٌ قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ للهِ﴾ ﴿ الظ َّ ان ِ ين َ ب ِ الله ِ ظ َ ن َّ الس َّ و ْ ء ِ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ د َ ائ ِ ر َ ة ُ الس َّ و ْ ء ِ﴾ «Они неспроведливо думали об Аллахе, как это делали во времена джахилии, говоря: «Могли ли мы сами принять какое-нибудь решение (или получим ли мы что-нибудь от этого дело)»? Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху» Из суры Али Имран 154 аят. Так же, слова Его:«Которые имеют злые мысли относительно Аллаха, Зло это обернется против них» Из суры аль-Фатх 6 аят.
По поводу первого аята Ибн аль-Каййим сказал: «По мнению толкователей Корана, эти злые мысли мушриков заключались в том, что Всевышний, якобы, не помогает Своему посланнику и что его дело исчезнет. Другие толкователи считают, что эти мысли заключались в том, что всё происходящее не является следствием предопределения Аллаха и Его мудрости. Их также истолковывали как отрицание Мудрости Аллаха и Его предопределения, отрицание того, что Аллах довершит дело Своего и возвысит Ислам над всеми религиями. Это и есть те злые мысли, которые имели лицемеры и мушрики и о которых говорится в суре «аль-Фатх». Это действительно были злые мысли, поскольку абсолютно не подобает измышлять подобное о Восхвалённом Аллахе, Его мудрости, славе и верном обещании. А те, кто допускает, что кто-то одержит победу над истиной, кто отрицает то, что всё происходящее происходит по Его Предустановлению и Предопределению и что Его Предопределение связано с глубокой мудростью, достойной прославления, и кто утверждает, что всё происходит по простому стечению обстоятельств, тот имеет такие же злые мысли, которые имеют неверные. Горе тем, которые не веруют от того что они попадут в Огонь! Большинство людей имеют злые мысли об Аллахе под воздействием того, что происходит в жизни с ними или с другими людьми. От подобных мыслей могут избавиться только те, кто познал Аллаха, Его имена и качества и сознаёт причину и необходимость Его Мудрости и прославления Его. Пусть каждый умный человек подумает об этом, раскается пред Аллахом и попросит Аллаха простить его за свои злые мысли... Кого ни спроси, увидишь раздражение от Предопределения и упрёк в его адрес. Все говорят, что должно было случиться так-то, а случилось так-то. Каждый человек в большей или меньшей степени жалуется на судьбу. Проверь себя, избавлен ли ты от подобного ропота? Если ты освободишься от этого, то спасёшься от великого бедствия. И я не вижу для тебя другого способа спасения». РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Тафсир 154 аята из суры «Али Имран». 2. Тафсир 6 аята из суры «аль-Фатх». 3. Сообщение о том, что число разновидностей злых мыслей относительно Аллаха, которые имеют лицемеры и мушрики, не ограничено. 4. От подобных мыслей избавятся только те, кто познал имена и качества Аллаха и признал свою ничтожную сущность.
Глава 60 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы