Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Небесный покровитель Важской земли-



Небесный покровитель Важской земли-

Преподобный Варлаам Важский

 

Автор - Алфёрова Кристина,

обучающаяся 6 класса

 

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Шенкурская С.Ш.»

(воспитанница Воскресной школы в честь соловецких чудотворцев Зосима и Савватия г. Шенкурска)

 

Руководители:

 

Клепикова Надежда Ивановна

преподаватель Воскресной школы в честь соловецких чудотворцев Зосима и Савватия г. Шенкурска.

 

Дрочнева Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская С.Ш.»

2018г.

Оглавление

1.Введение..................................................................................................................................... 3

2. Основная часть………………………………………………………………………………...4

2.1. Небесный покровитель Важской земли........................................................................... 4

2.2. Великий Новгород............................................................................................................. 4

2.3. Детство, воспитание будущего подвижника благочестия............................................. 5

2.4. Наследство. Новгородский посадник.............................................................................. 5

2.5. «Добрый воин»................................................................................................................... 5

2.6. Церковное строительство. Устные предания о святом.................................................. 6

2.7. Основание Иоанно-Богословского монастыря............................................................... 7

2.8. Посол от Новгорода........................................................................................................... 7

2.9. Уход в монастырь............................................................................................................... 7

2.10. Обретение мощей............................................................................................................. 8

2.11. Чудеса............................................................................................................................. 8-9

2.12.Церковное прославление................................................................................................ 10

2.13.Иконография святого...................................................................................................... 10

2.14. Судьба Иоанно - Богословского монастыря................................................................ 10

2.15. История крестного хода................................................................................................. 11

2.16. Современные чудеса, обретение реликвий............................................................ 12-13

Заключение.................................................................................................................................. 14

Список использованной литературы........................................................................................ 15

Приложение............................................................................................................................ 16-19

 




Введение.

В воскресной школе храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурска на занятиях по курсу «Православное краеведение» мы изучали житие преподобного Варлаама Важского(пр. 1) – небесного покровителя Важской земли. Мы узнали, что он известен как Варлаам Шенкурский, Пинежский. Его житие было написано монахом Антониево – Сийского монастыря Ионой, спустя более чем 100 лет после его преставления. Монах Иона создал его на основе немногочисленных свидетельств о жизни Варлаама Важского, которые нашёл в Иоанно – Богословском монастыре. К тому времени живых свидетелей жизни святого уже не было.(7) « Но не многие сведения о Варлааме, записанные Ионой, получены им из надёжных источников»(14). Нам захотелось понять, как человек, принадлежавший к древнему боярскому роду, новгородский посадник, « весьма богатый и уважаемый великими князьями»(15), принявший в конце жизни монашеский постриг, кроткий и смиренный инок достиг святости, угодил Богу своей праведной жизнью. Имя его до сих пор почитаемо на Севере и в Новгороде. На территории Шенкурского района до сих пор сохранились святыни, связанные с его именем. Нам захотелось больше узнать о нашем святом. Мы стали изучать разные источники, заметили, что сведения содержат противоречия, в частности дата преставления святого. В большинстве источниках – 1462г., но встречается дата 1467 год. Дата первого появления на Ваге: 1426г., 1444г.; основание Иоанно-Богословского монастыря: 1444г. и 1450г., причисление к лику святых: 1630г., 1631г., 1613г. и др. Также мы заметили, что в миру фамилия Василия Степановича упоминается как Своеземцев, Своеземцев – Едемский, Шенкурский. В большинстве источников Варлаам Важский упоминается как Василий Степанович Своеземцев.(4.10.11.15.16.17) Собранный нами материал оказался очень интересным. У нас появилась мечта написать детскую книжку о нашем святом. К этой книге мы решили создать иллюстрации – рисунки воспитанников воскресной школы. Мы хотим предоставить вашему вниманию итоги нашей работы.

Цель исследовательской работы: собрать и систематизировать информацию о нашем святом – преподобном Варлааме Важском, предствавить её в виде книги для детей.

Задачи: 1) Изучить литературу о преподобном Варлааме Важском. 2) Обработать полученную информацию. 3) Написать детскую книжку.

Методы исследований: теоретические: изучение краеведческой литературы, исследование документальных источников; эмпирические: беседы с прихожанами нашего храма.



Основная часть

 2.1. Небесный покровитель Важской земли

Небесным покровителем Важского края является преподобный Варлаам Важский (Шенкурский, Пинежский), в миру Василий Степанович Своеземцев. Он принадлежал к древнему новгородскому боярскому посадничьему роду.(11)Значительную часть земель Новгородской республики составляли бескрайние просторы русского Севера. «Деды Василия Степановича ходили на далекий Север, к диким языческим племенам, завоёвывали их земли, отражали набеги на новгородские пределы. Они присоединяли их владения к владениям Господина Великого Новгорода, заселяли новгородскими крестьянами. Также обращали язычников в христианство и вели торговлю с мирными племенами». (11). В прошлые столетия наш край нередко назывался “Важская земля” или просто “Вага” по левому притоку Северной Двины - реке Ваге (пр. 2). Новгородцы называли нашу землю Заволочьем, “потому что находилась за волоком - обширным водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги.”.(13, 54) Важская земля вела обширную торговлю, славилась пушным зверем, рыбой, птицей, а также соляными промыслами. Через Вагу пролегал также торговый путь из Новгорода к Уралу. Таким образом, мы видим, что Важская земля имела тесную связь с  Великим Новгородом.

2.2. Великий Новгород[Пр.3]

 Древний Новгород вырос из старых отдельных поселений, которые получили названия " концов". Каждый конец назывался по-особому, например, Славенский (усадьба Своеземцевых находилась на Нутной улице), Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский, к югу, ближе к озеру. Река Волхов делит Новгород на две половины: на правую – по восточному берегу и левую – по западному; первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок – торг; вторая носила название Софийской, потому что на этой стороне построен был соборный храм св. Софии. Обе стороны соединялись большим волховским мостом. (13 и 18) На площади Софийского собора проходило вече – народное собрание. Духовным центром Новгорода на протяжении столетий был Собор Святой Софии (пр. 4), заложенный Ярославом Мудрым и построенный в 1045-1050 годах. Под звон колоколов на площади перед собором собирались всенародные собрания, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела большое значение для Новгорода и всей его земли. У Новгорода не было своих постоянных князей. Так в Новгороде завёлся обычай выбирать посадника (представителя привилегированного боярского слоя)- главу новгородского правительства. Посадник председательствовал на вече, возглавлял наряду с князем новгородское войско. Выборной стала должность и тысяцкого-военного и полицейского управителя. “Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, ...а покинув должность, получили звание старых.” Кроме правительственных дел посадник и тысяцкий принимали деятельное участие в судопроизводстве.(13) На вече избирался и Новгородский владыка, возглавлявший церковь и являющийся полуофициальным главой Новгородского государства.(3, 63) Особенности “Господина Великого Новгорода” как вольной республики- северной столицы Руси отразились на воспитании будущего подвижника северного благочестия преподобного Варлаама Важского.

 

Посол от Новгорода.

Посадник Василий Степанович был умелым дипломатом. И не раз являлся послом от Новгорода к великим князьям. Его имя встречается в договорных грамотах Новгорода: в 1446 году в составе новгородского посольства  к Дмитрию Шемяке, новыму великому московскиму князю. (16) Дмитрий Шемяка – внук Дмитрия Донского. Он запомнился не ратными подвигами и успешными делами в управлении удельными княжествами, а тем, что вел бесконечную борьбу за престол. Дмитрий Шемяка хотел править всем русским государством, а не отдельной его частью. Как новгородский посадник Василий Степанович в 1456г. вместе с Новгородским архиепископом Евфимием ( отошел ко Господу в 1458г. и причислен к лику святых в 1547г) просил в Волоке Ламском великого князя Василия II (Тёмного) дать мир Новгороду. Это последний год, когда имя воеводы и посадника Василия встречается в истории Новгорода.(4.10 и 16)

 

Уход в монастырь.

Василий Степанович на собственном опыте уверился, что «дела мира- это тревоги и суета, если только не оскорбление для совести»(10).“Он был вынужден со своим семейством бежать из Ногорода, спасаясь от преследований Марфы Борецкой “(15) (Марфы-Посадницы )-влиятельной политической деятельницы Великого Новгорода, предавшей общерусские интересы и вступившей в соглашение с заклятыми врагами Руси.(3). И в 1456 году  уже в преклонном возрасте, оставив жену и детей, он поселился в  основанном им самим Иоанно - Богословском монастыре. Здесь он принял монашество с именем Варлаама, (15) возможно в честь преподобного Варлаама Хутынского[3] (1192г.), основателя Спасо - Преображенского Хутынского монастыря, расположенного на правом берегу реки Волхов, в 10 верстах от Новгорода. Хутынская обитель для Новгородской земли стала тем же, что Сергиева Лавра для земли Московской. И поэтому преподобного Варлаама Хутынского почитают отцом и родоначальником всех новгородских монахов.(5) О монашеской жизни Варлаама Важского известно очень немногое. Мы знаем только то, что последние годы преподобный провёл в монастыре в величайшей строгости и смирении и во многом удивлял молодых монахов. На иконе он изображён как схимник. Смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель», пишет о нём древний повествователь. Он усердно упражнялся в посте и молитвах, тем самым доказывая свою любовь к Богу. Достигнув глубокой старости, святой преставился 19 июня «на память апостола Иуды брата Господня по плоти».(2 июля по н. с.) 1462 года. (7)... Накануне преставления он оставил посмертный завет ежегодно в день его кончины вдоволь кормить бедных, сколько бы их не набралось в монастырь на праздник; после трапезы, отпуская из монастыря ещё наделяли их печеным и зерновым хлебом. (13, 242) Блаженный Варлаам и в этом завете следовал заповеди своего небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского. Это оказалось последним добрым делом, которое он совершил, живя на земле. Погребли преподобного Варлаама рядом с алтарной стеной церкви апостола Иоанна Богослова.(17)

 

Обретение мощей.

Спустя 90 лет в 1552 году” неизреченным промыслом Божиим”(7) перед днём памяти блаженного Варлаама случился большой разлив Ваги. Тогда оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь. Храм едва уцелел. На глазах богомольцев открылось много гробов, в том числе там был и гроб преподобного Варлаама. Его мощи и иноческие одежды оказались нетленными. Игумен Герасим с братиею с почтением перенесли гроб блаженного и захоронили около алтаря новой Богословской церкови. (7). Мощи Варлаама Важского находились под спудом, над ними была сооружена первая рака“ деревянная золоченная” (4). Установили гробницу с иконами Богородицы и преподобного Варлаама.

 

2.11. Чудеса.(7)

В Иоанно – Богословском монастыре началось почитание святого. От святых мощей преподобного явилось множество дивных чудес и исцелений. Именно с этого времени начинается летопись чудес, совершаемых преподобным Варлаамом, всего было записано 24 чуда. Вот одно из первых чудес преподобного. В Новгородской области случился голод - это было в 1557 г. Тогда «голод был по всей земле, а больше по всей Заволочской стране» - в Важской земле. Настоятель Иоанно-Богословского монастыря игумен Паисий и братия, страшась скудости, решили не раздавать хлеба бедным. По завещанию же блаженного Варлаама в день кончины его каждый год кормили всех бедных, сколько бы ни приходило их. Перед праздником после утренней службы игумен и братия, по обыкновению, заснули. Паисию является с жезлом в руке, с темно-русой бородой, как пишется на иконе, Варлаам Важский и говорит строгим голосом: «Вы не хотите давать милостыню нищим, затворяете житницы мои для бедности. Не понимаете, что затворяете себе Царствие Небесное? Знайте, что это место разорится вконец. Приказываю вам: завтра в день памяти моей непременно кормите всех бедных и раздайте им милостыню, чтобы простил вам Бог дерзость вашу». То же с грозной строгостью сказал он и старшей братии, прибавив приказание кормить бедных не только в день памяти его, но и во всякое другое время. А вот ещё одно чудо преподобного. Однажды один крестьянин, идя по мосткам, оступился левой ногой в воду. Нога опухла до пояса; сделались нарывы и нагноения. Долго и сильно он страдал и стал каяться в грехах своих и призвал на помощь преподобного Варлаама. Это оказалось лучшим лекарством. Он стал наступать на ногу и кое-как добрел до обители Варлаама. Сюда же пришел и другой крестьянин, у которого до того болел правый глаз, что страдали половина головы и правая сторона тела. Оба они молились у гроба преподобного Варлаама всю ночь и наутро были здоровы.В молитве из акафиста преподобному Варлааму Важскому я прочитала об исцелении монаха этой обители Никиты. Это чудо описано в житии преподобного Варлаама. Жил в обители инок, звали его Никита. Был он сильным бесом объят. Мучимый бесом он не спал ночью, угрожал инокам оружием. И никто не мог удержать его. Но игумен и братия всё же привели силой его к раке преподобного Варлаама и сотворили молитву о нём. И выздоровел Никита, и пошёл в свою келью радуясь и славя Бога и преподобного Варлаама. Иное чудо святого Варлаама. На самом берегу Ваги стоял храм, в котором жил иерей Александр. Однажды весной река Вага разлилась всюду по лугам и по холмам. И вода и льдины понеслись прямо к храму, и в любую секунду могли его раздавить. Александр в то время находился дома и, видя безнадёжность своего положения, стал молиться преподобному Варлааму. «Молящужеся ему и плачущу горько со всем домом своим и живота отчаявшимся внезапу зрит пришедша скоро от обители святого светолепна старца, в руках долго древо имуща и на лед возшедша, устремляющийся лед к жилищу его древом тем долгим отвращающа от двора его и провожающа на среди реки.» Александр же при виде старца стал звать: «О, великий Варлааме помози нам и изми нас от безгодныя сея смерти». И отвратил святой старец весь лёд от его дома и отправил его на середину реки. Александр возрадовался и прославил преподобного Варлаама. При гробе преподобного Варлаама много больных и слепых получали исцеление.

 

Церковное прославление.

В 1589г. иеромонахом Антониево-Сийского монастыря Ионой написано житие преподобного. “Начиная с 16 века, Иоанно – Богословский Важский монастырь неоднократно заказывал переписывать «жития Варлаамию Преподобному», что отражено в приходно – расходных книгах обители». ( 4). Был также составлен канон преподобному Варлааму в 1630 году. Спустя 80 лет после обретения мощей святого, о жизни и чудесах Варлаама донесли Новгородскому митрополиту Киприану, и он, причислил Варлаама Важского к лику святых и благословил соорудить в честь преподобного придел при Богословском храме, освящённый 19 июня 1635 года».( 12). И по его указу 19 июня (2 июля по новому стилю) стал днём памяти преподобного Варлаама Важского. В этот день на поклонение мощам преподобного стекается множество богомольцев. 1-3 июля 1892г.г. Шенкурск посетил известный на всю Россию батюшка протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). 2 июля о. Иоанн отправился на пароходе к Богословскому приходу, где находилась главная святыня Важской земли - мощи преподобного Варлаама Важеского.(1)

 

Иконография святого.

Ещё при игумене Герасиме, знавшем благочестивую жизнь святого Варлаама и совершаемые чудеса, началось почитание его праведником и изобразили лик его на иконе.[4] « Иконография святого была разработана под руководством митрополита Новгорода и Великих Лук Киприана, который в 1631 году направил игумену Богословского монастыря Евфимию грамоту о присылке образа Варлаама Пенежского». (4) Сводный иконописный подлинник 18 века следующим образом описывает внешность святого « Преподобнаго отца нашего Варлаама начальника Богословского монастыря иже на реце Ваге, новаго чудотворца, подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме». (4) В настоящее время в Шенкурской церкви Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона Варлаама Важского нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им». (пр. 9)

История крестного хода

В XYIII-XX в.в день кончины преподобного 19 июня (2 июля по новому стилю), ежегодно проходил крестный ход из города Шенкурска на место покоя преподобного Варлаама при огромном стечении народа. В отчете священника Богословского прихода за 1915г.(2, с.301-302) о праздновании дня памяти преподобного Варлаама Важского, мы читаем...”обычно на этот праздник к Варлааму стекается много богомольцев из окрестных сёл и деревень, расположенных по р. Сев. Двине и Ваге. Накануне праздника из г. Шенкурска к Варлаамию пришел крестный ход. Прибывшие с крестным ходом настоятель и дьякон Шенкурского собора совершили вечером богослужение в приходском храме Богословского прихода, а в самый праздник литургию, по окончании которой был совершен крестный ход сначала вокруг храма и отдельно стоящей часовне, где почивают мощи преподобного, здесь был отслужен краткий молебен святому Угоднику Божию со чтением акафиста ему. Крестный ход при пении величания Преподобному направился в приходскую церковь”. С установлением советской власти разрушались храмы, и крестные ходы перестали проводить. 2 июля 1934 года последний раз состоялся молебен в честь преподобного Варлаама Важского на месте основания им Иоанно – Богословского монастыря на Пинежке.(8) С возвращением православной веры стал вновь проводиться крестный ход к преподобному Варлааму. 2 июля 2005 года состоялся первый после длительного перерыва крестный ход в день памяти преподобного Варлаама Важского из д. Корбала к Варлаамиеву колодчику. В 2017г. исполнилось 10 лет возраждения традиции крестного хода к часовне преподобного Варлаама Важского на Пинежке. С каждым годом растет число участников крестного хода (более 70 участников). Воспоминания моей мамы Валентины Юрьевны Алфёровой, участницы крестного хода: «Я ходила крестным ходом до часовни преподобного Варлаама Важского два раза. Когда идёшь крестным ходом, погружаешься в особую атмосферу благодати. Ощущаешь умиротворение и спокойствие. Чувствуется, что люди идущие рядом стали родными. Мы вместе идём и молимся за своих близких и за наш Шенкурский край. Участники крестного хода помогают друг другу, поддерживают. По дороге есть два привала. Второй на высоком берегу реки Вага. Очень красивое место! (пр. 12) Временами я сильно уставала и думала, что не смогу дойти до часовни. Но молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Преподобный отче Варлааме, моли Бога о нас! » давала мне силы. Я считаю, что этот крестный ход очень важен, так как люди имеют возможность посетить то место, где жил преподобный Варлаам Важский, помолиться ему. Многие приезжают издалека, чтобы поучавствовать в нём. А так как мы живём в Шенкурском районе, то должны знать и почитать Варлаама Важского, молиться ему и ходить в крестный ход к его часовне». В заключение мы хотим привести слова участника крестного хода (2 июля 2015 года) настоятеля храма в честь праведного Иоанна Кронштадского с. Березник Виноградовского района протоиерея Дмитрия Гордиенко «Крестный ход к преподобному Варлааму это и покаяние и молитва к нему с просьбой о духовном пробуждении Севера».

 

Заключение.

Работая над темой «Небесный покровитель Важского края преподобный Варлаам Важский (Шенкурский, Пинежский)», мы изучили разные источники, побеседовали с прихожанами нашего храма. С большим интересом мы проработали сложный старославянский текст жития в работе А. Григоровича. При изучении материала нам приходилось обращаться к дополнительным источникам в объяснении непонятных терминов и событий того времени, пропускать через себя жизнь и подвиги святого. Мы поняли, что вся жизнь Варлаама Важского - это следование Евангельским заповедям. Изученный материал мы систематизировали, разделив на главы. К каждой главе мы подобрали название и создали иллюстрации силами воспитанников нашей воскресной школы. Над ними работали: Наталья Сокольникова, София Шошина, Дарья Моршнева, Ярослав Моршнев, Кристина Алфёрова. Таким образом, мы приблизились к созданию книги для детей с рабочим названием «Небесный покровитель Важской земли». Преподобный Варлаам Важский просиял в Шенкурской земле и по сей день эту землю хранит, слышит молитвы всех, кто обращается к святому за помощью, и люди с надеждой и упованием взывают к нему:

 

Приложение

Иллюстрации воспитанников воскресной школы

 

Преподобный Варлаам Важский

Река Вага

Великий Новгород

 

 

Хлебное поле

Небесный покровитель Важской земли-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь