Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Варлаам Важский
Автор - Алфёрова Кристина, обучающаяся 6 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шенкурская С.Ш.» (воспитанница Воскресной школы в честь соловецких чудотворцев Зосима и Савватия г. Шенкурска)
Руководители:
Клепикова Надежда Ивановна преподаватель Воскресной школы в честь соловецких чудотворцев Зосима и Савватия г. Шенкурска.
Дрочнева Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская С.Ш.» 2018г. Оглавление 1.Введение..................................................................................................................................... 3 2. Основная часть………………………………………………………………………………...4 2.1. Небесный покровитель Важской земли........................................................................... 4 2.2. Великий Новгород............................................................................................................. 4 2.3. Детство, воспитание будущего подвижника благочестия............................................. 5 2.4. Наследство. Новгородский посадник.............................................................................. 5 2.5. «Добрый воин»................................................................................................................... 5 2.6. Церковное строительство. Устные предания о святом.................................................. 6 2.7. Основание Иоанно-Богословского монастыря............................................................... 7 2.8. Посол от Новгорода........................................................................................................... 7 2.9. Уход в монастырь............................................................................................................... 7 2.10. Обретение мощей............................................................................................................. 8 2.11. Чудеса............................................................................................................................. 8-9 2.12.Церковное прославление................................................................................................ 10 2.13.Иконография святого...................................................................................................... 10 2.14. Судьба Иоанно - Богословского монастыря................................................................ 10 2.15. История крестного хода................................................................................................. 11 2.16. Современные чудеса, обретение реликвий............................................................ 12-13 Заключение.................................................................................................................................. 14 Список использованной литературы........................................................................................ 15 Приложение............................................................................................................................ 16-19
Введение. В воскресной школе храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурска на занятиях по курсу «Православное краеведение» мы изучали житие преподобного Варлаама Важского(пр. 1) – небесного покровителя Важской земли. Мы узнали, что он известен как Варлаам Шенкурский, Пинежский. Его житие было написано монахом Антониево – Сийского монастыря Ионой, спустя более чем 100 лет после его преставления. Монах Иона создал его на основе немногочисленных свидетельств о жизни Варлаама Важского, которые нашёл в Иоанно – Богословском монастыре. К тому времени живых свидетелей жизни святого уже не было.(7) « Но не многие сведения о Варлааме, записанные Ионой, получены им из надёжных источников»(14). Нам захотелось понять, как человек, принадлежавший к древнему боярскому роду, новгородский посадник, « весьма богатый и уважаемый великими князьями»(15), принявший в конце жизни монашеский постриг, кроткий и смиренный инок достиг святости, угодил Богу своей праведной жизнью. Имя его до сих пор почитаемо на Севере и в Новгороде. На территории Шенкурского района до сих пор сохранились святыни, связанные с его именем. Нам захотелось больше узнать о нашем святом. Мы стали изучать разные источники, заметили, что сведения содержат противоречия, в частности дата преставления святого. В большинстве источниках – 1462г., но встречается дата 1467 год. Дата первого появления на Ваге: 1426г., 1444г.; основание Иоанно-Богословского монастыря: 1444г. и 1450г., причисление к лику святых: 1630г., 1631г., 1613г. и др. Также мы заметили, что в миру фамилия Василия Степановича упоминается как Своеземцев, Своеземцев – Едемский, Шенкурский. В большинстве источников Варлаам Важский упоминается как Василий Степанович Своеземцев.(4.10.11.15.16.17) Собранный нами материал оказался очень интересным. У нас появилась мечта написать детскую книжку о нашем святом. К этой книге мы решили создать иллюстрации – рисунки воспитанников воскресной школы. Мы хотим предоставить вашему вниманию итоги нашей работы. Цель исследовательской работы: собрать и систематизировать информацию о нашем святом – преподобном Варлааме Важском, предствавить её в виде книги для детей. Задачи: 1) Изучить литературу о преподобном Варлааме Важском. 2) Обработать полученную информацию. 3) Написать детскую книжку. Методы исследований: теоретические: изучение краеведческой литературы, исследование документальных источников; эмпирические: беседы с прихожанами нашего храма. Основная часть 2.1. Небесный покровитель Важской земли Небесным покровителем Важского края является преподобный Варлаам Важский (Шенкурский, Пинежский), в миру Василий Степанович Своеземцев. Он принадлежал к древнему новгородскому боярскому посадничьему роду.(11)Значительную часть земель Новгородской республики составляли бескрайние просторы русского Севера. «Деды Василия Степановича ходили на далекий Север, к диким языческим племенам, завоёвывали их земли, отражали набеги на новгородские пределы. Они присоединяли их владения к владениям Господина Великого Новгорода, заселяли новгородскими крестьянами. Также обращали язычников в христианство и вели торговлю с мирными племенами». (11). В прошлые столетия наш край нередко назывался “Важская земля” или просто “Вага” по левому притоку Северной Двины - реке Ваге (пр. 2). Новгородцы называли нашу землю Заволочьем, “потому что находилась за волоком - обширным водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги.”.(13, 54) Важская земля вела обширную торговлю, славилась пушным зверем, рыбой, птицей, а также соляными промыслами. Через Вагу пролегал также торговый путь из Новгорода к Уралу. Таким образом, мы видим, что Важская земля имела тесную связь с Великим Новгородом. 2.2. Великий Новгород[Пр.3] Древний Новгород вырос из старых отдельных поселений, которые получили названия " концов". Каждый конец назывался по-особому, например, Славенский (усадьба Своеземцевых находилась на Нутной улице), Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский, к югу, ближе к озеру. Река Волхов делит Новгород на две половины: на правую – по восточному берегу и левую – по западному; первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок – торг; вторая носила название Софийской, потому что на этой стороне построен был соборный храм св. Софии. Обе стороны соединялись большим волховским мостом. (13 и 18) На площади Софийского собора проходило вече – народное собрание. Духовным центром Новгорода на протяжении столетий был Собор Святой Софии (пр. 4), заложенный Ярославом Мудрым и построенный в 1045-1050 годах. Под звон колоколов на площади перед собором собирались всенародные собрания, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела большое значение для Новгорода и всей его земли. У Новгорода не было своих постоянных князей. Так в Новгороде завёлся обычай выбирать посадника (представителя привилегированного боярского слоя)- главу новгородского правительства. Посадник председательствовал на вече, возглавлял наряду с князем новгородское войско. Выборной стала должность и тысяцкого-военного и полицейского управителя. “Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, ...а покинув должность, получили звание старых.” Кроме правительственных дел посадник и тысяцкий принимали деятельное участие в судопроизводстве.(13) На вече избирался и Новгородский владыка, возглавлявший церковь и являющийся полуофициальным главой Новгородского государства.(3, 63) Особенности “Господина Великого Новгорода” как вольной республики- северной столицы Руси отразились на воспитании будущего подвижника северного благочестия преподобного Варлаама Важского.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы