Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковное строительство. Устные предания о святом.



Посадник Василий Степанович во спасение души своей создал много храмов на Ваге: Рождества Христова на Химаневе, храм Рождества Богородицы в Усть-Пуе, храм Рождества Предтечи на Леди. Украсил эти храмы «святыми иконами, и книгами, и свещами, и кадилы устрои...» (7) Храм Божий- то святое место, где открывается людям надежда на спасение, доступная всем, кто приходит сюда с чистою душою. Важно умение посадника Василия в выборе места храма. Храмы строились по берегам рек, вписывались в окружающий пейзаж. Предание приписывает Василию Степановичу также строительство Троицкой церкви на Северной Двине и церкви Успения Богородицы в Устьважском приходе. По преданию, святой основал в пределах Шенкурского уезда пустыни: Уздринскую в Липовской волости и Кодемскую в Шахановской волости (эти волости входили во владения Василия Степановича). В устных преданиях о Варлааме Важском, до сих пор бытующих на территории Шенкурского района, рассказывается о том, что святой приплыл в эти края на плоту или на камне. В действительности в то время не было проезжих дорог, поэтому новгородцы появились на Севере на больших плоскодонных лодках озерно-речного типа «ушкуях», вмещавших до 50 человек. В преданиях о «проклятом» Заважье (несколько деревень на правом берегу Ваги напротив Шеговар) рассказывается, что плывший на камне Варлаам Важский пристал вначале к правому берегу Ваги, однако местные жители не захотели его принять и оттолкнули камень. А за это святой наслал на них «гадов» (до сих пор на правом берегу Ваги много змей, а на левом их нет)[Пр.7].Ещё при жизни, когда преподобный молился в уединении из земли вдруг забил источник. Это место сейчас называется Варлаамовым колодчиком.(пр. 8) Со времен преподобного вода в источнике, а находится он в болотинке, очень чистая, холодная, вкусная. Впоследствии над ним возвели часовню. В конце XIX - начале XX в. в день памяти Варлаама Важского, к «Варламиеву колодчику» совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. С возрождением православной веры, созданием Шенкурского прихода паломнические поездки и молебен преподобному стали ежегодными радостными событиями.

 

Основание Иоанно-Богословского монастыря.

По Божьему внушению, в 1444 (по др. источникам в 1450) году основал Василий Степанович на Ваге монастырь в честь любимого ученика Христа апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом рассказывается во многих источниках (7и 17). Однажды, молясь в своём доме (Пинежском городке), в ночь на празднование памяти Иоанна Богослова, Василий услышал колокольный звон и прекрасное пение, раздававшиеся над местом всего в двух полетах стрелы. Посадник воспринял это чудо как повеление построить монастырь во имя апостола Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий обнаружил два участка - на берегу Ваги и дальше от берега. Хотя место подальше от берега было более безопасным, святой бросил жребий, который три раза выпал в пользу участка на берегу реки. Там и построили Иоанно-Богословский монастырь.  Кроме Иоанно-Богословский церкви вскоре им была устроена другая церковь во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Степанович стал ктитором монастыря (ктитор святого храма или обители - создатель, вкладчик, попечитель, староста церковный). Он назначил первого игумена Серапиона и в 1451-1452гг. по грамоте (копия грамоты сохранилась) подарил монастырю 3 близлежащих села с землями и остров, много средств выделил на его украшение (12).

 

Посол от Новгорода.

Посадник Василий Степанович был умелым дипломатом. И не раз являлся послом от Новгорода к великим князьям. Его имя встречается в договорных грамотах Новгорода: в 1446 году в составе новгородского посольства  к Дмитрию Шемяке, новыму великому московскиму князю. (16) Дмитрий Шемяка – внук Дмитрия Донского. Он запомнился не ратными подвигами и успешными делами в управлении удельными княжествами, а тем, что вел бесконечную борьбу за престол. Дмитрий Шемяка хотел править всем русским государством, а не отдельной его частью. Как новгородский посадник Василий Степанович в 1456г. вместе с Новгородским архиепископом Евфимием ( отошел ко Господу в 1458г. и причислен к лику святых в 1547г) просил в Волоке Ламском великого князя Василия II (Тёмного) дать мир Новгороду. Это последний год, когда имя воеводы и посадника Василия встречается в истории Новгорода.(4.10 и 16)

 

Уход в монастырь.

Василий Степанович на собственном опыте уверился, что «дела мира- это тревоги и суета, если только не оскорбление для совести»(10).“Он был вынужден со своим семейством бежать из Ногорода, спасаясь от преследований Марфы Борецкой “(15) (Марфы-Посадницы )-влиятельной политической деятельницы Великого Новгорода, предавшей общерусские интересы и вступившей в соглашение с заклятыми врагами Руси.(3). И в 1456 году  уже в преклонном возрасте, оставив жену и детей, он поселился в  основанном им самим Иоанно - Богословском монастыре. Здесь он принял монашество с именем Варлаама, (15) возможно в честь преподобного Варлаама Хутынского[3] (1192г.), основателя Спасо - Преображенского Хутынского монастыря, расположенного на правом берегу реки Волхов, в 10 верстах от Новгорода. Хутынская обитель для Новгородской земли стала тем же, что Сергиева Лавра для земли Московской. И поэтому преподобного Варлаама Хутынского почитают отцом и родоначальником всех новгородских монахов.(5) О монашеской жизни Варлаама Важского известно очень немногое. Мы знаем только то, что последние годы преподобный провёл в монастыре в величайшей строгости и смирении и во многом удивлял молодых монахов. На иконе он изображён как схимник. Смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель», пишет о нём древний повествователь. Он усердно упражнялся в посте и молитвах, тем самым доказывая свою любовь к Богу. Достигнув глубокой старости, святой преставился 19 июня «на память апостола Иуды брата Господня по плоти».(2 июля по н. с.) 1462 года. (7)... Накануне преставления он оставил посмертный завет ежегодно в день его кончины вдоволь кормить бедных, сколько бы их не набралось в монастырь на праздник; после трапезы, отпуская из монастыря ещё наделяли их печеным и зерновым хлебом. (13, 242) Блаженный Варлаам и в этом завете следовал заповеди своего небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского. Это оказалось последним добрым делом, которое он совершил, живя на земле. Погребли преподобного Варлаама рядом с алтарной стеной церкви апостола Иоанна Богослова.(17)

 

Обретение мощей.

Спустя 90 лет в 1552 году” неизреченным промыслом Божиим”(7) перед днём памяти блаженного Варлаама случился большой разлив Ваги. Тогда оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь. Храм едва уцелел. На глазах богомольцев открылось много гробов, в том числе там был и гроб преподобного Варлаама. Его мощи и иноческие одежды оказались нетленными. Игумен Герасим с братиею с почтением перенесли гроб блаженного и захоронили около алтаря новой Богословской церкови. (7). Мощи Варлаама Важского находились под спудом, над ними была сооружена первая рака“ деревянная золоченная” (4). Установили гробницу с иконами Богородицы и преподобного Варлаама.

 

2.11. Чудеса.(7)

В Иоанно – Богословском монастыре началось почитание святого. От святых мощей преподобного явилось множество дивных чудес и исцелений. Именно с этого времени начинается летопись чудес, совершаемых преподобным Варлаамом, всего было записано 24 чуда. Вот одно из первых чудес преподобного. В Новгородской области случился голод - это было в 1557 г. Тогда «голод был по всей земле, а больше по всей Заволочской стране» - в Важской земле. Настоятель Иоанно-Богословского монастыря игумен Паисий и братия, страшась скудости, решили не раздавать хлеба бедным. По завещанию же блаженного Варлаама в день кончины его каждый год кормили всех бедных, сколько бы ни приходило их. Перед праздником после утренней службы игумен и братия, по обыкновению, заснули. Паисию является с жезлом в руке, с темно-русой бородой, как пишется на иконе, Варлаам Важский и говорит строгим голосом: «Вы не хотите давать милостыню нищим, затворяете житницы мои для бедности. Не понимаете, что затворяете себе Царствие Небесное? Знайте, что это место разорится вконец. Приказываю вам: завтра в день памяти моей непременно кормите всех бедных и раздайте им милостыню, чтобы простил вам Бог дерзость вашу». То же с грозной строгостью сказал он и старшей братии, прибавив приказание кормить бедных не только в день памяти его, но и во всякое другое время. А вот ещё одно чудо преподобного. Однажды один крестьянин, идя по мосткам, оступился левой ногой в воду. Нога опухла до пояса; сделались нарывы и нагноения. Долго и сильно он страдал и стал каяться в грехах своих и призвал на помощь преподобного Варлаама. Это оказалось лучшим лекарством. Он стал наступать на ногу и кое-как добрел до обители Варлаама. Сюда же пришел и другой крестьянин, у которого до того болел правый глаз, что страдали половина головы и правая сторона тела. Оба они молились у гроба преподобного Варлаама всю ночь и наутро были здоровы.В молитве из акафиста преподобному Варлааму Важскому я прочитала об исцелении монаха этой обители Никиты. Это чудо описано в житии преподобного Варлаама. Жил в обители инок, звали его Никита. Был он сильным бесом объят. Мучимый бесом он не спал ночью, угрожал инокам оружием. И никто не мог удержать его. Но игумен и братия всё же привели силой его к раке преподобного Варлаама и сотворили молитву о нём. И выздоровел Никита, и пошёл в свою келью радуясь и славя Бога и преподобного Варлаама. Иное чудо святого Варлаама. На самом берегу Ваги стоял храм, в котором жил иерей Александр. Однажды весной река Вага разлилась всюду по лугам и по холмам. И вода и льдины понеслись прямо к храму, и в любую секунду могли его раздавить. Александр в то время находился дома и, видя безнадёжность своего положения, стал молиться преподобному Варлааму. «Молящужеся ему и плачущу горько со всем домом своим и живота отчаявшимся внезапу зрит пришедша скоро от обители святого светолепна старца, в руках долго древо имуща и на лед возшедша, устремляющийся лед к жилищу его древом тем долгим отвращающа от двора его и провожающа на среди реки.» Александр же при виде старца стал звать: «О, великий Варлааме помози нам и изми нас от безгодныя сея смерти». И отвратил святой старец весь лёд от его дома и отправил его на середину реки. Александр возрадовался и прославил преподобного Варлаама. При гробе преподобного Варлаама много больных и слепых получали исцеление.

 

Церковное прославление.

В 1589г. иеромонахом Антониево-Сийского монастыря Ионой написано житие преподобного. “Начиная с 16 века, Иоанно – Богословский Важский монастырь неоднократно заказывал переписывать «жития Варлаамию Преподобному», что отражено в приходно – расходных книгах обители». ( 4). Был также составлен канон преподобному Варлааму в 1630 году. Спустя 80 лет после обретения мощей святого, о жизни и чудесах Варлаама донесли Новгородскому митрополиту Киприану, и он, причислил Варлаама Важского к лику святых и благословил соорудить в честь преподобного придел при Богословском храме, освящённый 19 июня 1635 года».( 12). И по его указу 19 июня (2 июля по новому стилю) стал днём памяти преподобного Варлаама Важского. В этот день на поклонение мощам преподобного стекается множество богомольцев. 1-3 июля 1892г.г. Шенкурск посетил известный на всю Россию батюшка протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). 2 июля о. Иоанн отправился на пароходе к Богословскому приходу, где находилась главная святыня Важской земли - мощи преподобного Варлаама Важеского.(1)

 

Иконография святого.

Ещё при игумене Герасиме, знавшем благочестивую жизнь святого Варлаама и совершаемые чудеса, началось почитание его праведником и изобразили лик его на иконе.[4] « Иконография святого была разработана под руководством митрополита Новгорода и Великих Лук Киприана, который в 1631 году направил игумену Богословского монастыря Евфимию грамоту о присылке образа Варлаама Пенежского». (4) Сводный иконописный подлинник 18 века следующим образом описывает внешность святого « Преподобнаго отца нашего Варлаама начальника Богословского монастыря иже на реце Ваге, новаго чудотворца, подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме». (4) В настоящее время в Шенкурской церкви Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона Варлаама Важского нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им». (пр. 9)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь