Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»



ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»

  «УТВЕРЖДАЮ»   Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»   Федина С. В. (……………………..)                                        МП   10 __ августа_______________ 2017___ г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

 «Класс киноактера»

Санкт-Петербург

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………….…………………..……………………...……3

2. Календарно-учебный график…………………………………………………………….6

3. Учебный план …………………………………………………….................................…7

4. Учебно-тематический план .………………………….………………………………….8

5. Рабочая программа……………………………………………………………….…..10

6. Условия реализации программы……………………………………………………….16

7. Формы подведения итогов……………………………………………………………..18

8. Список литературы……………………………………………………………………..19

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая учебная программа дополнительного образования ЧОУ ДПО “Высшая школа режиссеров и сценаристов” разработана на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 21.10.2014);

• Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 ( ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N29444).

 

Уровень образования абитуриентов принимаемых на обучение в Высшую школу режиссеров и сценаристов  подразумевает наличие высшего образования. В результате обучения слушатели получают завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, предусмотренных программами обучения ВШРиС.

Программа «Актерское мастерство в кино» является модифицированной программой от программ «Актерское мастерство» и «Режиссура» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (долгое время возглавляемой) Н.а. России, лауреатом премии имени К. С. Станиславского в области театральной педагогики, профессором З. Я. Корогодским  в соответствии с областью дополнительного образования.

 Целью программы «Класс киноактера» является развитие собственных актерских навыков, умение настроиться и выполнить режиссерские задачи на площадке в предлагаемых обстоятельствах сценария и съемочного производства, умение использовать приспособления, мизансцены и весь спектр внутренней и внешней актерских техник – внутренний текст, чувство действия, эмоциональность, оценки, осознавая уникальность и особенность своего тела, жест, взгляд, голос, мимика для живого и содержательного существования перед камерой.

Основные задачи предмета:

· Познакомить с основами актерского искусства русской школы драматического искусства – «школы переживания»;

· Через упражнение КИНОНАБЛЮДЕНИЕ познакомить с лучшими образцами актерской игры в фильмах западных и отечественных режиссеров;

· Развить навык свободного существования и действия, подлинности восприятия и оценок;

· Помочь развитию творческого мышления и воображения;

· Обучить основам действия через понимание и использование всех трансляторов: голоса, взгляда, жеста и собственной энергетики.

 

В процессе обучения формируются такие способности, как:

· Умение приспособиться к разнообразным режиссерским задачам, перевести их в подлинное, живое актерско-человеческое существование, создавать внутреннюю творческую атмосферу;

·  умение анализировать и направлять процесс собственного творческого роста;

· построение межличностного общения в коллективе, коммуникабельность.

 

Учебная программа «Актерское мастерство в кино» представляет собой взаимосвязанный комплекс специальных тренировочных упражнений, дающих возможность

- воспитать в себе творческие качества – воображение, фантазию, понимание эквивалентов и метафор в актерской игре;

- получить первоначальные знания и навыки актерской профессии;

- усовершенствовать собственную речевую культуру;

- овладеть основами методики действенного анализа;

- научиться работать перед камерой в условиях съемочной площадки;

- более внятно осознать свою человеческую и профессиональную позицию.

 

Срок реализации программы:

 

I ступень -Погружение в творчество.

Режиссура зачина

Поиск отрывков из прозы в интерьерах.

Наблюдения за людьми.

Репродукции-Фотонаблюдения.

Рассказы из собственной жизни- развитие навыков свободного самочувствия в ситуации публичности.

Этюды на ПФД- с воображаемыми предметами

Эквиваленты и метафоры на заданную и свободные темы.

Стихи  

Чтение (пересказ) прозы в предлагаемых обстоятельствах.  

Кино-наблюдение  принос-отсмотр-анализ-одобрение для работы

Музыкальные наблюдения.

 Наблюдение за животными.  

Организация этюда в отрывке из прозы.

Тренировка оценок и приспособлений перед камерой.

 

Съемочная практика:

Видео-визитка- 2мин.

Рассказ на камеру- до 2 мин.

Наблюдение за человеком

 Съемки монологов

 Озвученный отрывок

Этюд по кино-наблюдению.

Этюд по отрывку из прозы

Съемка отрывков

 

Основным видом учебной деятельности на данном этапе является творческий туалет и тренинг, режиссерская практика в зачине, актерская практика в этюдных пробах, познавание профессиональной этики.

 

II ступень

Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации.

Понимание и освоение мизансцен и приспособлений перед камерой.

Существование с воображаемым партнером и с реальным партнером через камеру.

Видеопробы по сценариям (умение перевести текст сценария на язык действия)

 

Основным видом учебной деятельности на этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, сьемка одиночных и парных этюдов, разбор и организация кинонаблюдения для съемок (раскадровка), написание сценария по выбранному отрывку (прозаическому или драматическому) и организация этюда по нему. Участие в учебных съемках.

 

III ступень

Практическое освоение действенного анализа и словесного действия на площадке перед камерой. Отрывки из прозы, пьесы и сценариям.

Создание видеопортфолио.

 

Основным видом учебной деятельности этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, организация и сьемка отрывка по отрывку из прозы, пьесы, сценарию и по своему сценарию на литературной основе, организация и съемка кинонаблюдения.

 

IV ступень

Постпродакшн ( доведение до ума) отснятого материала

 

 

Формы работы:

Практические групповые занятия . Форму и содержание работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.

 

Режим занятий – два занятия в неделю по 4 академических часа каждое.

Знания и умения :

В конце  последней ступени обучающийся должен:

- владеть навыками погруженного действия (в упражнениях группового тренинга);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в публичной ситуации (упражнениях группового тренинга);

- участвовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы;

- иметь этюдную зарисовку по упражнению «Кинонаблюдение», притча. Знакомая работа на ПФД или другим заданиям.

- владеть навыками психофизического действия в предлагаемых обстоятельствах;

- участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде (без текста);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в условиях съемочной площадки;

- выбрать отрывок (роль, которую хотелось бы сыграть) из прозаического или драматического произведения, из киноотрывка или сценария;

- сыграть в этом отрывке с партнером (партнерами);

- владеть навыками словесного действия;

- участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала;

- владеть методикой работы над ролью;

- участвовать (быть автором) в творческом сюрпризе, зачине;

- понимать и уметь рассказать о 4-х основах системы К.С. Станиславского (этика, внешняя техника, внутренняя техника, методика);

- владеть методикой событийно-действенного вскрытия авторского материала (в кино или прозе).

- участвовать в съемках учебной работы в качестве актера, оператора, помощника режиссера, художника, осветителя, звукооператора или рабочего на площадке в зависимости от учебной необходимости.

- участвовать в творческом вечере мастерской.

 

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1) Контрольные уроки: анализ таблицы выполнения заданий по программе

 

2) Экзамен (организация творческого выпускного вечера группы и видеопоказ снятых отрывков) в конце 3-го этапа

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Количество часов

Форма
лекции практ. всего контроля
         
1. Вводное занятие 1 2 3  
  Раздел 1. Творческий туалет и тренинг 1.1.Навыки рабочего самочувствия 1.2.Четыре основы системы К.С. Станиславского( этика, внешняя техника, внутреняя техника, методика) 1.3.Творческая документация 9 33 42 Рефераты, Показы заявок
   
2 Раздел 2.Наблюдения 2.1.Наблюдения за животными( рыбы, насекомые, птицы) 2.2.Наблюдения и зарисовки за людьми 2.3.Наблюдения за событийными ситуациями 2.4.Музыкальные наблюдения 20 70 90 Рефераты, показы заявок
3. Раздел 3. Этюдная работа 3.1.Одиночные этюды без текста на память физических действий и ощущений (этюды на знакомое дело) ПФД 3.2.Парные этюды «Молча вдвоем» Этюды по Притчам Этюды на литературной основе Этюды по киноотрывкам Этюды по стихам и прозе в предлагаемых обстоятельствах Этюды на ситуации в киносценариях 23 46 69 Защита действенного анализа, показы этюдов

 

 

Количество часов

Форма контроля
лекции практ. всего
           
4. Раздел 4. Тренинг психотехники 4.1.Тренировка восприятия и оценок на разные события и предлагаемые обстоятельства 4.2.Актерский вальс: Воспринял-Оценил-Поступил Действие в событии 4.3.Темпо-ритмический тренинг Тренинг импровизационного самочувствия «Метафора и эквивалент» как приспособление и образное выразительное средство 6 36 42 Съемка импровизации-оценок
5. Раздел 5. Культура речи в сьемках. 5.1.Дубляж и озвучание 5.2.Основы и особенности словесного действия в кинопроцессе 3 27 30 Озвучание и дубляж отрывков
6. Раздел 6. Работа над ролью в учебных отрывках по сценарию и на основе кинонаблюдений   6.1.Работа над ролью по сценарию на основе прозаического отрывка 6.2.Работа над ролью по сценарию на основе драматического отрывка 6.3.Работа над ролью в кинонаблюдении   6 42 48 Участие в съемках отрывка и кинонаблюдения
 
7. Раздел 7. Метод действенного анализа. 7.1.«Разведка умом» – вскрытие событий и построение событийного ряда , определение сверхзадачи и сквозного действия. 7.2.«Разведка действием» – этюды по событиям, поиск и фиксация мизансцен и приспособлений Контрольные уроки. Экзамен. Съемки отрывков 6 54 60 Кинопоказ Выпускной экзамен
  ИТОГО: (общее количество часов) 384

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Творческий туалет и тренинг

 

Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу, приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях на съемочной площадке

 

Тренинг является волевой, сознательной практикой самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.

 

Творческий туалет - это ряд упражнений, игр и актерских техник и медитаций направленных на настройку и развитие всех органов чувств - слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса. Осознавание органов чувств в процессе работы на съёмочной площадке – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.

 

Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют почувствовать свои индивидуальные особенности, свою эмоциональность.

Коллективная игра позволяет развивать групповую динамику, чувство ансамбля и импровизационность, профессиональную этику как основу успешной работы съемочной группы.

Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта, возможность самовыражения.

Игровые формы обучения являются средством активного развития фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла.  К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные  и личностные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность.

 

Цель туалето-тренинга - активная, организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.). Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТУАЛЕТА И ТРЕНИНГА РАЗВИВАЮТ (ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА):

 

НАВЫКИ РАБОЧЕГО САМОЧУВСТВИЯ - организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, воспитание внешней и внутренней  профессиональной культуры . В этот блок туалета и тренинга входят упражнения и развивающие игры типа:

1 -«Пишущая машинка»,

2-«Шляпа»- по именам, и.о., ф.и.о., клички

3- «Переходы со стульями»,

 4-«Геометрические фигуры из стульев»,

5- «Волна»,

5 «Дворец»- «Икебана

6-«Клубок по полукругу»

7-«Передать энергетический импульс»

 и т. д.

 

2- ТВОРЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ – наблюдательность, зоркость глаза, новое в привычном

 Упражнения:

 

1)  «Свои пять пальцев»,

 

2) «Шпион»,

 

3) «Фотографы»,

 

4) «Предметы на букву»,

 

5) «Описать партнера»,

 

6)  «Событие в картине»,

 

7) «биография по портрету»,

 

8)  фотонаблюдения ,

 

9)  видеонаблюдение, кинонаблюдения и т. д.

 

3-  СЛУХОВУЮ. ТАКТИЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

.

Упражнения:

 

1-«Сонар» (слушать разное: класс, улицу, партнера…),

 

2- «Назвать последовательность звуков»,

 

3-«Видящие пальцы» (уловить осязательные отличия одной фактуры от другой),

4-«Узнай товарища» (найти различия в фактуре волос),

4- «Найти флакон по запаху

5- « Разные запахи вокруг»

6- «Вспомнить вкус воды, молока, кефира, лимона, щоколада,

 

«Каруселька» или «Сканер» по всем органам чувств ( затем- мыслям, эмоциям , чувствам и ассоциациям)

 

4-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЫШЕЧНОГО ВНИМАНИЯ – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затраты энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений.

 Упражнения:

1- «Память движений»-переставить несколько предметов-вещей , повторить с воображаемыми

2-  «Нить по полукругу»,

3- «Наполненный стакан по полукругу»,

4- «Кошка»,

5- « Хождение по площадке- части тела свинцовые по очереди»

6-  «Оправдание жеста»,

7-  «Оправдание позы»,

8- « Монолог в движении»,

9- « Монолог в плаче и смехе»,

10- « Непрерывное говорение-наговор»- обо всем, о природе, о еде, о друзьях, о любви, о смерти.

11- «Монолог на абракадабрском языке» (эта серия упражнений, на определенном этапе ,усложняется возможностью тренинга физического самочувствия  – погоду, время года, дня и т. д.)

 

5-НАВЫКИ НЕПРЕРЫВНОЙ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ И ВНУТРЕННЕГО ТЕКСТА , ОПЫТА НЕРВНОЙ КЛЕТКИ И ЛИФТА ПАМЯТИ – логическое мышление и непрерывность и последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление.

 

Упражнения:

 «Вспомнить утро»,

«Дорога …»

 « Пересказ по фактам»

«Воспоминание от слова-импульса к ассоциациям:

Отпуск

Мама

Выпускной

Покупка

Больница

Друг- подруга

Берег

Свадьба

Похороны

Свидание

и т. д.

 

6-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

аффективная память, память физических действий и ощущений.

 

Упражнения:

1-« Сканер»- найти зажимы и снять

2-«Дыхание»

3-«Душ» (принять воображаемый горячий, холодный душ),

4- «Мороз» (оказаться на морозе в каком-то событии),

5-«Баня»_ «Пустыня»

 

 В этот цикл входят и упражнения на разное настроение: вспомнить, когда мне было радостно или печально – что тогда произошло, чем я был занят и т. д.

 

 

7-НАВЫКИ РАБОТЫ С ВООБРАЖАЕМЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЛИ ПФД

 работа с воображаемым предметом требует  внутреннего видения, внутреннего текста, подлинной работы органов чувств, свободы, а главное, ответа на вопрос: «С какой целью Я этим занимаюсь».

 Упражнения:

1- «Бисер»,

2-  «Вышивка»,

3- «Обед»,

4- «Лепка»

5- « Пересчитывание купюр» и т. д. Следующим этапом этого упражнения являются парные и групповые действия с воображаемыми предметами.

 

6- ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА Для  упражнений на  темпо-ритм  особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Различные ритмы и т.д.

Упражнения:

Барабаны- ритм, Полонез- темп . Оправдать и побыть в этих самочувствиях

То же- интенсивный внутренний текст, внешне спокойное поведение.

Наблюдения

 

Это упражнение учит вглядываться в явления жизни, окружающие предметы, людей и находить то особенное, яркое, что не сразу видно невооруженному глазу. Богатство эмоциональной памяти накапливается через внимание к жизни, через пристальное наблюдение и изучение её. 

По мере работы от занятия к занятию условия этого упражнения, начиная от элементарного упражнения «Шпион» в учебном полукруге могут усложняться, включая общение с партнерами, переходя в этюд. Этюд по наблюдению – найденный в окружающей среде, окружающей нас жизни интересный факт и сыгранный. Тематика для этюдов-наблюдений может быть самая разнообразная:

Практические занятия.

1) наблюдение за животными («Зоопарк», «Птичий двор», «Аквариум», разнообразные передачи от « В мире животных до Дискавери и ВВС);

2) наблюдение за ситуациями, подсмотренными в жизни;

3) наблюдение за предметами;

4) наблюдение за явлениями природы.

5) Наблюдения за жанрами кино и т.д.

Рассказывание, а затем проигрывание этюдов по этим заданиям- самый надежный путь к профессиональному оснащению на пути присвоения и проживания ролей!!!

  

Этюдная работа

Этюд это всегда небольшой отрезок жизни созданный воображением, которое питается запасом наблюдений, живым чувством исполнителя, т.е. - событийный эпизод. Главное в нем воссоздать событийное движение.  Т.е. - это маленькая история с логическим началом и концом, где есть ИСХОДНОЕ-ЦЕНТРАЛЬНОЕ и ГЛАВНОЕ событие.

Необходимо отметить, что на начальном этапе все этюды выполняются молча и в одиночку, и только позднее появится работа с партнером, партнерами, появится текст

.

В создании этюдов поможет медитация на такие понятия:

« Люблю-ненавижу», « Раны и радости», «Принимаю- не принимаю », « Мое- не мое», « Радует- огорчает» , « Свобода- несвобода», « Хорошее- плохое!», - это поможет в поиске «Сверхзадачи»- без которой почти нет смысла заниматься этим.

 

·  «Знакомое дело» – первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.

· Этюдное задание «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства.

· «Этюд на музыкальный момент», например, путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает.

· Этюдное задание « Молчание в кадре»- в этом задании нельзя «болтать» слова, но прожить какую то ситуацию, событие, через интенсивный внутренний текст , выраженный через разнообразные оценки и приспособления, без «хлопотания лицом» и излишней внешней «театральности»

· Этюдное задание «Молча вдвоем», не позволяющее разговаривать, дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова.

· Этюд на рождение слова. Адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или

· иного факта или события. Я настолько переполнен этим событием, что слово( возглас, жест, междометие, строчка, песня…) вырываются из меня.!!

Тренинг психотехники

Упражнение «Басня»-« Притча»- «Кинонаблюдение»  и выход в слово. Словесное действие

Эти упражнения- как переход от этюдов «молча вдвоем» к слову. Басня-Притча- Кинонаблюдение таит в себе все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, живые лица, серьезное содержание, высокий уровень литературы и яркое авторское наблюдение за жизнью, изложенное иносказательно в Басне или Притче или киноязыком в хорошем фильме, что дает простор ассоциациям, без которых невозможно творчество.  

 

В начале работы над этим упражнением учениками выбирается басня , притча или отрывок из фильма, пересказывается по фактам , анализируется событийный ряд, намечаются повороты и события ( исходное-центральное-главное).  Для басни и притчи -находится  ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд

 

 Главная цель состоит в том, чтобы добиться полного совпадения ситуации-события басни с ситуацией-событием этюда.

Этюд в этом случае - не самоцель, а один из этапов освоения упражнения.!!!Можно ограничиться пересказом ситуации, который должен помочь понять и почувствовать необходимость наполнения слова накопленным опытом и подсказывает путь этого процесса.

 В этих практиках мы продолжаем тренинг на "чувство события", целесообразность и действенность поведения,  воспитание навыка словесного действия.

 Слово становится действенным, если подчинено цели и активно направлено на ее достижение.

 

Культура речи в съемках

Овладение словесным действием – новый этап в процессе обучения. Сложность заключается в том, что мы идем вперед, не отрываясь  от пройденных первооснов. Стремясь овладеть словесным действием, мы пройдем путь от этюда и наблюдения-этюда к басне-прозе-кинонаблюдению , и от них к отрывку из прозаического произведения.

 На втором этапе обучения ученик подходит к отрывку, этюду на литературной основе, в котором уже произносит слова автора. Авторский текст становится не только источником, но и конечной целью работы. У каждого автора свой мир, свой язык, стиль, эпоха, своя поэзия – и все это автор передает через слово. Жизнь артиста на сцене или на съемочной площадке вовлечет зрителя в соучастие, когда слова, произносимые артистом, - его слова, глубоко личные, рожденные внутренней жизнью.

 

В этапы работы над овладением словесным действием входит:

1-определение своего действия в данных автором событиях и обстоятельствах;

2-накопление видений: зрительные видения, слуховые видения, обонятельные видения, осязательные видения, вкусовые видения. Накопление видений в их совокупности;

3- тренинг отдельных моментов из учебного материала, накопление их и логическое, последовательное создание «киноленты видений»; овладение навыками воздействия словом и умения увлечь партнера посредством передачи мысли, эмоций, ощущений и видений;

 

4-накопление видений из жизни роли.

 

( в дальнейшем этот план пояснить на примере работы с классикой)

 

Эта работа приведет к осознанию, пониманию и чувствованию подтекста, который есть не что иное, как полная и глубокая мотивировка произносимых слов. А мотивировок бессчетное множество, как бессчетны возможные жизненные ситуации, которые никогда не повторяются при всей внешней схожести.

Метод действенного анализа.

Творческие сюрпризы и шутки

Творческий сюрприз – творческое сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, или  сочинительство основанное на воспоминаниях из собственной жизни хорошая провокация для  самостоятельной работы .

 Творческим сюрпризом может быть все что угодно: песня, стихи, монологи, шутки, наблюдения, розыгрыши и т. д. В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.

Творческие сюрпризы открывают новые возможности самовоспитания и самопознания. Надо давать выход творческой энергии, которая может не до конца проявляться в уроках. Работа над сюрпризами дает студентам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

Внутри группы можно проводить музыкальные конкурсы, поэтические вечера. Любой творческий сюрприз, коллективный или персональный, должен быть соотнесен с тем, чем занимается группа на уроках творческого развития, с актуальными жизненными явлениями, процессами и событиями. Тогда он полезен и даже необходим.

 В основу сюрприза может быть заложен музыкальный, литературный, драматургический или сценарный материал. Сюрпризные задания могут вытекать из тренинга, наблюдений и других учебных задач.

Рекомендуется использование музыкального материала, т. к. это способствует нахождению творческой формы, подробному и полноценному воплощению замысла сюрприза.

В сюрпризах возникает необходимость проявить свои музыкальные, пластические возможности.

Сюрприз – это домашнее задание, которое может послужить толчком к учебной работе.

Формы работы

В организации учебного  процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:

 

1) Урок ( теория и практика) – основная форма организации образовательного процесса – имеет следующую структуру:

1. Зачин. Автор-лидер: режиссер встречи (Зачины - коллективные упражнения всей группы (продолжительностью не более 5 минут), настраивающие группу перед началом занятия, своеобразное творческое «здравствуйте» друг-другу и педагогу).

2. Самостоятельный творческий блок (летопись-сценарий предыдущего дня, стихи – в подарок, творческий рейтинг, эквивалент-метафора икебана).

3. Творческий туалет и тренинг.

4. Этюдные показы.

5. Сюрпризные показы.

6. Обсуждение показов.

7. Работа над учебным материалом –организация и процесс сьемки

8. Финал урока.

 

2) Репетиции (застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические) – одна из форм работы над учебным материалом (этюдами, сюрпризами, творческими заданиями), которые могут проводиться в групповой форме, подгрупповой или индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).

 

3) Беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы, воспитательные).

 

4) Экскурсии (тематические – как основа работы над творческим заданием «Наблюдение»).

 

5) Поездки (по местам, связанным с тем или иным событием, местом действия, поиск локации- места сьемки  и т. д.).

 

6) Выезды (за город – для укрепления межличностных отношений )

 

7) Вечера (творческий вечер группы, авторской песни, тематические, приуроченные к праздничным датам)

 

8) Творческие встречи (с деятелями культуры и искусства, творческими мастерскими, театральными коллективами города, России и зарубежья).

 

9) Мастер-классы

Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:

Словесных – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного). Это рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей в творческом дневнике, работе с учебным материалом.

 

Наглядных – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности. Это демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, макетов), а также просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.

 

Практических – практические действия - пробы, репетиции, тренинги, практики,  упражнения, творческие задания и показы, организация и сьемка отрывков.

Данный метод обучения по данной программе  является основным.

Дидактический материал

 

1. Учебная литература по теме «Основы режиссуры», « Монтаж»» Операторское искусство»

 

2. Тематические материалы видеофонда

 

3. Художественные материалы (художественные альбомы, наборы открыток, репродукции)

 

4. Фотоматериалы, кино и видеоматериалы;

 

5. Литературные произведения (басни,  притчи,прозаические рассказы, драматургия ,сценарии) как основа этюдной работы.

Техническое оснащение

 

1) Помещение ( от 2-х метров на человека).

2) Стулья (по количеству контингента группы).

3) Стол.

4) Кубы.

5) Ширмы.

6) Световое оборудование

7) Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

8) Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.

 

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

 

Процесс обучения в мастерской позволяют оценить творческие выступления на контрольных (открытые, зачетные и экзаменационные) уроки, проводимые по окончании каждого этапа.

Суть этих уроков в оценке практической работы педагога и группы по освоению упражнений тренинга, структуры самих уроков, уровня активности учащихся и умения педагога сознательно и импровизационно руководить ходом занятия.

Зачетный открытый урок состоит из следующих частей:

1-ый этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет-разминка.

3) Этюдные показы на площадке и снятые на камеру:

4) « Молчание в кадре»

5)  этюды «Молча вдвоем»,

6) «Знакомая работа-ПФД»,

7) «Музыкальный момент»

8) « Дубляж-озвучание»

9) Драматический пересказ «ногами» Притч, отрывков из прозы, рассказов, сценариев

10) Стихи в подарок, пересказ прозы в событии. Творческие сюрпризы, метафоры, эквиваленты.

11) Показ смонтированных учебных отрывков на эти темы

12) Финал урока.

2-ой этап обучения:

1) Зачин.

2) Творческий туалет и тренинг.

3) Этюды по сценарию  на литературной основе.

4) Кинонаблюдения

5) Творческие сюрпризы.

6) Финал урока.

 

3-й этап:

 

Сценическое сочинение - творческий вечер группы.

Показ кино-видеоотрывков.

 

4-й этап

Показ отрывков из киноработ

Видеопортфолио ( Шоурил)

 

Важнейшим и необходимым условием прохождения курса является выполнение практических и художественных задач поставленных педагогом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. - Воронеж., 1992.

2. Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. - Л., 1989.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.

4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - Л., М., 1967.

5. Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.

6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. - М., 1966

7. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене.

8. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.

9. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1978.

10. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. – М., 1964.

11. Корогодский З. Я. Начало. – СПб., 1996.

12. Корогодский З. Я. Режиссер и актер. - М., 1967.

13. Корогодский З. Я. Этюд и школа. – М., 1975.

14. Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991.

15. Ошо( Оранжевая книга, Горчичное зерно. Пустая лодка, Жизнь, Любовь, Смех. Дар Атиши)

16 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-

16. Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.

17. Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.

18. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.

19. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М., 1993.

20. Эфрос А. Профессия режиссер. – М., 1993.

21. Эфрос А. Продолжение театрального романа. – М., 1993.

22. Эфрос А. Книга четвертая. – М., 1993.

23. А.Г. Соколов Монтаж –телевидение, кино, видео- М.2005 учебник

24. Л.В. Грачева Тренинг в работе актера над ролью –СПб , 2010 г

 

ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»

  «УТВЕРЖДАЮ»   Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»   Федина С. В. (……………………..)                                        МП   10 __ августа_______________ 2017___ г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

 «Класс киноактера»

Санкт-Петербург

Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………….…………………..……………………...……3

2. Календарно-учебный график…………………………………………………………….6

3. Учебный план …………………………………………………….................................…7

4. Учебно-тематический план .………………………….………………………………….8

5. Рабочая программа……………………………………………………………….…..10

6. Условия реализации программы……………………………………………………….16

7. Формы подведения итогов……………………………………………………………..18

8. Список литературы……………………………………………………………………..19

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая учебная программа дополнительного образования ЧОУ ДПО “Высшая школа режиссеров и сценаристов” разработана на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 21.10.2014);

• Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 ( ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N29444).

 

Уровень образования абитуриентов принимаемых на обучение в Высшую школу режиссеров и сценаристов  подразумевает наличие высшего образования. В результате обучения слушатели получают завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, предусмотренных программами обучения ВШРиС.

Программа «Актерское мастерство в кино» является модифицированной программой от программ «Актерское мастерство» и «Режиссура» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (долгое время возглавляемой) Н.а. России, лауреатом премии имени К. С. Станиславского в области театральной педагогики, профессором З. Я. Корогодским  в соответствии с областью дополнительного образования.

 Целью программы «Класс киноактера» является развитие собственных актерских навыков, умение настроиться и выполнить режиссерские задачи на площадке в предлагаемых обстоятельствах сценария и съемочного производства, умение использовать приспособления, мизансцены и весь спектр внутренней и внешней актерских техник – внутренний текст, чувство действия, эмоциональность, оценки, осознавая уникальность и особенность своего тела, жест, взгляд, голос, мимика для живого и содержательного существования перед камерой.

Основные задачи предмета:

· Познакомить с основами актерского искусства русской школы драматического искусства – «школы переживания»;

· Через упражнение КИНОНАБЛЮДЕНИЕ познакомить с лучшими образцами актерской игры в фильмах западных и отечественных режиссеров;

· Развить навык свободного существования и действия, подлинности восприятия и оценок;

· Помочь развитию творческого мышления и воображения;

· Обучить основам действия через понимание и использование всех трансляторов: голоса, взгляда, жеста и собственной энергетики.

 

В процессе обучения формируются такие способности, как:

· Умение приспособиться к разнообразным режиссерским задачам, перевести их в подлинное, живое актерско-человеческое существование, создавать внутреннюю творческую атмосферу;

·  умение анализировать и направлять процесс собственного творческого роста;

· построение межличностного общения в коллективе, коммуникабельность.

 

Учебная программа «Актерское мастерство в кино» представляет собой взаимосвязанный комплекс специальных тренировочных упражнений, дающих возможность

- воспитать в себе творческие качества – воображение, фантазию, понимание эквивалентов и метафор в актерской игре;

- получить первоначальные знания и навыки актерской профессии;

- усовершенствовать собственную речевую культуру;

- овладеть основами методики действенного анализа;

- научиться работать перед камерой в условиях съемочной площадки;

- более внятно осознать свою человеческую и профессиональную позицию.

 

Срок реализации программы:

 

I ступень -Погружение в творчество.

Режиссура зачина

Поиск отрывков из прозы в интерьерах.

Наблюдения за людьми.

Репродукции-Фотонаблюдения.

Рассказы из собственной жизни- развитие навыков свободного самочувствия в ситуации публичности.

Этюды на ПФД- с воображаемыми предметами

Эквиваленты и метафоры на заданную и свободные темы.

Стихи  

Чтение (пересказ) прозы в предлагаемых обстоятельствах.  

Кино-наблюдение  принос-отсмотр-анализ-одобрение для работы

Музыкальные наблюдения.

 Наблюдение за животными.  

Организация этюда в отрывке из прозы.

Тренировка оценок и приспособлений перед камерой.

 

Съемочная практика:

Видео-визитка- 2мин.

Рассказ на камеру- до 2 мин.

Наблюдение за человеком

 Съемки монологов

 Озвученный отрывок

Этюд по кино-наблюдению.

Этюд по отрывку из прозы

Съемка отрывков

 

Основным видом учебной деятельности на данном этапе является творческий туалет и тренинг, режиссерская практика в зачине, актерская практика в этюдных пробах, познавание профессиональной этики.

 

II ступень

Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации.

Понимание и освоение мизансцен и приспособлений перед камерой.

Существование с воображаемым партнером и с реальным партнером через камеру.

Видеопробы по сценариям (умение перевести текст сценария на язык действия)

 

Основным видом учебной деятельности на этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, сьемка одиночных и парных этюдов, разбор и организация кинонаблюдения для съемок (раскадровка), написание сценария по выбранному отрывку (прозаическому или драматическому) и организация этюда по нему. Участие в учебных съемках.

 

III ступень

Практическое освоение действенного анализа и словесного действия на площадке перед камерой. Отрывки из прозы, пьесы и сценариям.

Создание видеопортфолио.

 

Основным видом учебной деятельности этой ступени являются подготовительные, настраивающие тренинги, организация и сьемка отрывка по отрывку из прозы, пьесы, сценарию и по своему сценарию на литературной основе, организация и съемка кинонаблюдения.

 

IV ступень

Постпродакшн ( доведение до ума) отснятого материала

 

 

Формы работы:

Практические групповые занятия . Форму и содержание работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.

 

Режим занятий – два занятия в неделю по 4 академических часа каждое.

Знания и умения :

В конце  последней ступени обучающийся должен:

- владеть навыками погруженного действия (в упражнениях группового тренинга);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в публичной ситуации (упражнениях группового тренинга);

- участвовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы;

- иметь этюдную зарисовку по упражнению «Кинонаблюдение», притча. Знакомая работа на ПФД или другим заданиям.

- владеть навыками психофизического действия в предлагаемых обстоятельствах;

- участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде (без текста);

- владеть навыками импровизационного самочувствия в условиях съемочной площадки;

- выбрать отрывок (роль, которую хотелось бы сыграть) из прозаического или драматического произведения, из киноотрывка или сценария;

- сыграть в этом отрывке с партнером (партнерами);

- владеть навыками словесного действия;

- участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала;

- владеть методикой работы над ролью;

- участвовать (быть автором) в творческом сюрпризе, зачине;

- понимать и уметь рассказать о 4-х основах системы К.С. Станиславского (этика, внешняя техника, внутренняя техника, методика);

- владеть методикой событийно-действенного вскрытия авторского материала (в кино или прозе).

- участвовать в съемках учебной работы в качестве актера, оператора, помощника режиссера, художника, осветителя, звукооператора или рабочего на площадке в зависимости от учебной необходимости.

- участвовать в творческом вечере мастерской.

 

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1) Контрольные уроки: анализ таблицы выполнения заданий по программе

 

2) Экзамен (организация творческого выпускного вечера группы и видеопоказ снятых отрывков) в конце 3-го этапа

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.381 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь