Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разнообразие концепций о сущности, целях и задачах государства.



Среди теорий, относящихся к сущности государства, выделяются следующие теории: марксистско-ленинская, элит, технократическая, плюралистической демократии, либерально-демократическая.

Марксистско-ленинская концепция государства основывается на его классовой сущности. Маркс, Энгельс, Ленин определяли государство как машину, инструмент в руках экономически господствующего класса для подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Согласно этому определению государство рассматривается как орудие классового господства. Его особенности определяются экономикой общества на конкретной стадии исторического развития. Государство возникает с формированием классов и существует, пока существуют классы.

В XX в. получила распространение теория элит, представителями которой являются В. Парето, Г. Моска, Х. Лассуэл. Сторонники этой теории считают, что народные массы не способны управлять государством, осуществлять власть, поэтому неизбежно деление общества на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство. Государственная власть, следовательно, принадлежит верхушке общества – элите, которая принимает решения в интересах большинства. Элиты могут формироваться по различным критериям: по происхождению, образованию, опыту, способностям, и пополняются за счет наиболее способных представителей масс. Борьба за власть ведется между представителями различных элит. Народ же контролирует деятельность элит, используя избирательное право.

В двадцатых годах XX в. возникла технократическая теория, получившая распространение в 60 – 70-х г.г. как современная интерпретация теории элит, согласно которой общество делится на управляемых и управляющих. Управлять обществом, по мнению представителей данной теории (Дж. Бернхейм, Д. Белл), должны специалисты - технократы, менеджеры, так как только они могут определить потребности общества и оптимальные пути его развития вследствие обладания необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами являются знания и информация, так как, чтобы обеспечить процесс развития общества, управление государством должно осуществляться на научной основе. При этом многие вопросы государственного управления должны решаться с помощью техники, что дает возможность принимать решения независимо от воли отдельных лиц и поэтому наиболее оптимальные и отвечающие интересам государства в целом.

В XX в. сформировалась также теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф). Смысл ее в том, что в современном обществе классы перестают существовать, власть утрачивает классовый характер, и общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек входит одновременно в несколько страт. На основе страт создаются различные политические и общественные организации, оказывающие влияние на государственную политику. Таким образом представители данной теории обосновывали возможность участия каждого в управлении государством. Государство же выражает всеобщую волю, интересы общества в целом.

Либерально-демократическая концепция государства исходит из представлений о слабом государстве, которое должно выражать интересы среднего класса. Государство опирается в своей деятельности на метод компромисса, призвано выполнять роль арбитра, а не властно руководить. Оно лишь уравновешивает интересы противоположных классов, обеспечивая этим единство общества.

К теориям, рассматривающим вопрос о целях государства, относятся теория «государства всеобщего благоденствия», этнократическая и патриотическая теории.

Теория «государства всеобщего благоденствия» сформировалась во второй половине XX в. Ее основы заложены Дж. Кейнсом и развиты Д. Мюраделем и В. Мундом. Согласно данной теории, государство выражает интересы всех слоев населения, является надклассовым и обеспечивает благоденствие всех членов общества. Государство – это исключительное благо, оно существует для того, чтобы сделать людей счастливыми. Данная теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, составляющих цель деятельности государства. Но ей присуща иллюзорность, так как государство – не благо, а объективная необходимость.

Теория этнократического (национального) государства обосновывает идею обслуживания государством чисто национальных интересов. С точки зрения сторонников этой концепции, каждый этнос имеет право формировать свое государство. Государство должно выражать интересы этого этноса, обеспечивать его развитие. Но формирование национального государства приведет к национальной разобщенности людей. Права человека, общечеловеческие ценности должны быть приоритетны перед правами отдельных национальностей.

Теория патриотического государства сводит сущность государства к обслуживанию особенностей развития каждой страны, народа, при этом каждое государство имеет свой путь развития, которым оно и должно следовать, опираясь на обычаи и традиции своего народа. Любое восприятие опыта других государств отклоняет его от правильного пути, препятствует его оптимальному развитию, поэтому государство должно развиваться в определенной степени изоляции от остального мира. Данная концепция господствовала в России в XIX в. во взглядах славянофилов, которые, основываясь на особенностях развития России, считали необходимым для государства обеспечивать это ее особое развитие. На первый план выдвигался менталитет русского народа, который гиперболизировался. Но данная теория ведет к игнорированию опыта мировой практики, к изоляции от мирового сообщества, что препятствует оптимальному развитию государства.

К теориям, прогнозирующим дальнейшее развитие государства, относятся анархистская концепция государства и теория конвергенции.

С точки зрения анархистов (М. Штирнер, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.), государство – это зло. Оно стесняет людей, ограничивает их свободу, сдерживает общественное развитие. Поэтому государство должно быть уничтожено. Обществом, по мнению представителей анархистской теории, должны управлять так называемые федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

В 50-60-х г. г. XX в. получила развитие теория конвергенции ( Р. Арон, П. Сорокин, Д. Гэлбрейт). Согласно данной теории, происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности. Государства заимствуют лучшее друг у друга, что стирает различия между ними. В результате формируется «постиндустриальное государство» единого типа. Таким образом, если ранее в теории государства и права господствовала одна марксистско-ленинская теория, основанная на классовом подходе, то в настоящее время изучаются различные теории и признается, что любая из них опирается на какие-то фактические данные и имеет рациональное зерно. Именно учет всех теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать государственно-правовые явления и процессы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь