Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


File:///C:/Users/Medifit/Downloads/prichiny-radikalizatsii-islama-v-sovremennom-mire.pdf



Содержание понятия «радикализм» в современной литературе имеет несколько значений. Во-первых, радикализм трактуется как политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую социально-политическую систему и говорят о необходимости коренных общественных преобразований и политических реформ (в данном случае, радикализм – это не только определенная социально-политическая идеология, но и способ политической деятельности, адекватный для данной идеологии. Во-вторых, это решительный образ действия с использованием крайних методов и средств решения злободневных вопросов (в данном случае, радикализм – это только способ действия конкретных социальных субъектов безотносительно к конкретному виду общественной деятельности). Такое понимание радикализма дает основание для выделения в нем двух взаимно обусловленных сторон – радикальная идеология и радикальная деятельность. Так же выделяют две формы радикализма по характеру социально-политических преобразований: конструктивный радикализм (направлен на кардинальное революционное преобразование социальной системы) и деструктивный радикализм (направлен на сохранение и реставрацию отживших социальных отношений с помощью агрессивных социальных действий). С.4

«Исламский радикализм» - идеология и обоснованная ею политическая деятельность. С.5. Радикализация современного ислама началась еще в период окончания Первой мировой войны, когда в мусульманском мире завершилось создание колониальной и полуколониальной систем. Исламский терроризм, основывающийся на радикальной идеологической доктрине, связываемой с исламской религией, стал ответом на насильственный передел территории проживания мусульман между странами Антанты. Но повсеместному его распространению способствовал целый ряд причин: 1) организационное оформление радикальной идеологии; 2) произвольное утверждение границ между отдельными арабскими государствами вследствие колонизации исламского мира; 3) организация младотурками в 1915 году массовое истребление армянского населения в Османской империи, что привело к возникновению радикальных националистических организаций, вызвало фанатичную ненависть армянского населения к мусульманам, породило радикальную идеологию и политическую практику мести (9, с.12); 4) курдская проблема: после Первой мировой войны курдам была обещана государственная независимость, однако по сей день они остаются разобщённым народом, что провоцирует возникновение экстремистских организаций, использующих террористические методы практической реализации своих целей; 5) существенным фактором политизации и радикализации ислама сегодня остается палестинский вопрос, спровоцированный созданием в 1948 году на территории Палестины государства Израиль; 6) американская экспансия на Среднем и Ближнем Востоке; 7) Вторая мировая война и ее последствия для арабского мира привели к появлению новых причин радикализации исламистских политических организаций, активизации их террористической деятельности. К ним, прежде всего, относятся социально- экономические проблемы и порождаемые ими последствия (социальное расслоение мусульманской уммы, рост безработицы при высокой рождаемости и увеличении продолжительности жизни, разгул преступности и коррупции, усиливающиеся миграционные процессы и пр.), которые в совокупности создавали благоприятную почву для развертывания террористической деятельности экстремистских организаций; 8) К числу особо значимых причин активизации исламского радикализма, разрастания сферы его террористической деятельности относятся процессы, вызванные крушением мировой системы социализма и распадом СССР: стремительная исламизация стран социалистического лагеря, республик бывшего Советского Союза, традиционно мусульманских регионов Российской Федерации. Все они и привели к стремительному заполнению исламом радикального толка образовавшегося идеологического вакуума. С.8-9.

Таким образом, ислам фундаменталистской направленности, лежащий в основе радикализма и способствующий росту террористической активности, привел к широкому распространению в постсоветском пространстве различных деструктивных идеологий.

Радикальный настрой политизированного ислама сегодня поддерживается усилением военно-политической экспансии США в регионах с разведанными огромными запасами нефти и преимущественным проживанием мусульман, но объявленных «зоной жизненно важных интересов Америки».

Радикализация политизированного ислама в современном мире во многом объясняется негативным отношением мусульманской уммы ко многим политическим, культурным, нравственным ценностям западной цивилизации. Мощный социальный протест мусульман, который направлен не только против Запада, но и против лояльно настроенных к нему собственных правящих режимов, вызывает и «ползучая» вестернизация. Наступление Запада в экономической и политической сферах, в области науки и инновационных технологий, привнесение быта и нравов, нетрадиционных социальных связей расшатывают привычные ценности и установления исламской уммы. Они ведут к болезненной ломке традиционных структур мусульманского общества, которое в стремлении не остаться на задворках истории тяжело приспосабливается к требованиям модернизации хозяйственной жизни и процессам глобализации.

Росту числа людей, привлекаемых в радикальные религиозные движения, способствуют и внутренние процессы, происходящие в мусульманских странах. Модернизация экономики и глобализация «по-американски» обернулась для Востока быстрым обнищанием городского населения, высокими темпами маргинализации крестьянства, что привело к пополнению социальных низов восточного города гигантской массой сельских маргиналов. Обнищавшее и отчаявшееся население, склонное к крайним способам выражения социального протеста, все чаще обращается к архаичному эгалитаризму и уравнительным принципам ранней мусульманской общины. С.10-11.

Наиболее активными носителями радикальных идеологий выступают те конфессиональные группы, которые заинтересованы в консервации или восстановлении шариатской формы правления.

Всеми обозначенными нами выше причинами и вызван всплеск активности исламского радикализма, предстающего как требование «возврата к истокам» и утверждению истинной религии.

Исламский радикализм сегодня играет определенную роль и в жизни российского общества. Ему подвержены разные социальные слои регионов России с преобладающим мусульманским населением. Интенсивность проявлений радикализма находится в зависимости от конкретных социальных условий бытия людей. В наибольшей мере радикализовано сознание исламской молодежи республик Северного Кавказа.

Если первоначально радикализации было подвержено сознание лишь представителей маргинальных слоев общества, криминальной среды, наркоманов и прочих социальных субъектов, находящихся не в ладах с законом, то в последующем произошло значительное расширение социальной базы радикализма. Сегодня в среде радикально настроенных верующих можно встретить ученых-интеллектуалов, аспирантов, студентов вузов, государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов. Более того, появление в этой среде образованной и материально обеспеченной части верующих стало широко использоваться идеологами исламского радикализма, как в пропагандистских целях, так и в качестве аргумента интеллектуальной насыщенности и социальной значимости своих иллюзорных деструктивных целей.

 

Е. О. Васильчук, И. Л. Морозов, Е. А. Матвиенко РАДИКАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНОГО СТИЛЯ

Деятельность современных политических радикальных движений подстраивается под специфику современного информационного общества.

Процесс субкультурной идентификации радикальных политических движений побуждает их к конструированию собственных коммуникативных систем.

Будучи по своей природе оппозиционными, политические радикалы вынуждены не только противостоять существующим политическим институтам и государственной власти, но и искать формы сопротивления сложившейся культурно-эстетической реальности, тем самым пытаясь деконструировать и подменить ценности официальной культуры в мас-совом сознании своими культурными продуктами.

Ориентация на молодежную аудиторию.

Демонстрация внешних стилистических атрибутах — эксплуатации различных вариантов свастичной символики, стилизаций серпа и молота, образов известных революционеров, ярких и бескомпромиссных лозунгах и речевках, специфическом сленге, играющем роль средства коммуникации и идентификации. Комплекс перечисленных компонентов содействует формированию единой коммуникативной системы, которая предусматривает наличие каналов коммуникации (социальный уровень) и средств коммуникации (знаки и символы, т. е. культурный код, который включает сленг и вербальный фольклор).

Национал-большевистская партия (НБП), оформившаяся в 1993—1994 гг., как основной производитель, носитель и выразитель такого специфического мировоззрения представляла собой своего рода перформанс-проект (типичный для мейнстрима протестной контркультуры в духе ситуационистского интернационала), разработанный Э. Лимоновым и А. Дугиным. Формами его манифестации были яркие, феерические акции, показное нестяжательство, презрение к традиционным политикам и их методам, разнообразие ценностей и мнений, взаимная терпимость [Морозов И. Л. Политический экстремизм: особенности эволюции при переходе от индустриального общества к информационному: монография. Волгоград, 2007. 458 с.]. Этот квазиполитический проект в течение относительно короткого промежутка времени стал центром притяжения андеграундных деятелей искусства и оппозиционных интеллектуалов левонационалистического толка, тем самым способствуя карнава-лизации и артизации его деятельности. Проводимые НБП акции на первых этапах ее существования несли культурно- эстетическую нагрузку, оцениваясь самими организаторами этих акций не с политических, а с «художественных» позиций. Центральный печатный орган НБП — газета «Лимонка» — начала издаваться в конце 1994 г., послужив своеобразным полигоном для «обкатки» талантов и творческих идей начинающих молодых литераторов.

Современные политические радикальные движения проходят сложный процесс субкультурной идентификации. Вынужденно маргинальное существование побуждает их к конструированию собственных коммуникативных систем, включающих особое мировоззрение, специфическую ментальность, идеологию и символику (язык, жесты, атрибутика), которые являются средствами трансляции субкультурной традиции и передачи информации.

 

Александр Верховский Анатолий Папп Владимир Прибыловский. Политический экстремизм в России. М., 1996. 506 с. Электронный ресурс http: //www.baurzhan.kz/images/biblioteka/politicheskij-jekstremizm.pdf (Информация дана по состоянию на конец 1995 года)

Cоциально-политические предпосылки и условия формирования политического экстремизма в России, современное состояние и перспективы правового пресечения экстремистской деятельности, генеалогия экстремистских группировок в последнее десятилетие и их политические перспективы.

Первоначальное - в 1988-1991 годах - употребление термина «экстремизм» в прессе исчерпывалось советско-энциклопедическим определением: " экстремисты - приверженцы крайних взглядов и мер", а также известным тезисом: " демократия - это не вседозволенность". Фактически экстремистской считалась любая радикальная оппозиция, в том числе и в демократическом движении. Понятийный аппарат российского общества, в сущности, не включал понятия " экстремизм" даже в 1993 году. Организации, устроившие кровавые беспорядки 1 мая на Ленинском проспекте, а 3 октября штурмовавшие мэрию, назывались (по аналогии с Афганистаном) " непримиримой оппозицией".

Русский фашизм как политическое движение, по мнению С.Грызунова, обладает рядом четких признаков: 1) самоидентификация в националистических категориях (в том числе, самообозначение, выбор символики и ритуала); 2) идеология, основанная на адаптированной применительно к русской нации расовой доктрине; 3) программа действий – это мифический " третий путь" в экономике, отличный и от капитализма, и от социализма, создание унитарного государства, установление " русского порядка" во всем мире, восстановление России в ее " исторических границах", ярко выраженные антиамериканизм и германофильство; 4) особый стиль действий, настрой на революционное изменение общества, на тотальное изменение природы власти в фашистском духе; 5) тип организационной структуры – жестко структурированная партия во главе с вождем, наличие боевых формирований [ Сергей Грызунов. Фашизму в России пока ничто не грозит. Известия, 06.06.1995 ].

Фрагмент выступления на парламентских слушаниях " О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации" (прошедших в феврале 1995 года) сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения, доктора исторических наук Валентины Лапаевой: " В современном политическом словаре термин " фашизм" используется для обозначения таких родственных политических течений, как собственно фашизм (в узком смысле слова), национал-социализм, правый радикализм, политический экстремизм и тому подобное. Строго говоря, столь широкое словоупотребление не вполне корректно. Однако основная задача сегодняшнего разговора заключается не столько в том, чтобы уяснить оттенки различий между фашизмом, национал-социализмом, шовинизмом и так далее, сколько в выявлении того общего, что определяет общественно опасный характер этих направлений политической активности... При этом законодателю нет нужды заниматься метафизикой, пытаясь сформулировать понятие " фашизм" (это дело специалистов другого профиля). Достаточно, опираясь на вполне конкретные индикаторы, фиксирующие тоталитарную направленность политической партии или движения, выработать соответствующую законодательную стратегию и воплотить ее в нормативных актах. Такими индикаторами прежде всего является отношение к правам человека и гражданина (и в этом контексте - отношение к другим нациям), отношение к демократическим выборам, к плюрализму мнений и партий» [Материалы парламентских слушаний 14 февраля 1995г. " О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации" ].

Степень откровенности в пропаганде, определяет отличие экстремиста от умеренного оппозиционера той же направленности.

Эксперты РАН выделили и более широкое понятие политического экстремизма, отличительными чертами которого являются пропаганда и использование насилия и других крайних средств для достижения любых политических целей. Наиболее опасными формами политического экстремизма эксперты РАН считают посягательство на основы конституционного строя и терроризм [" Коричневые": сущность и признаки. Московские новости, N39, 1995].

Предметом рассмотрения в данной работе является не только экстремизм как политический или социально-психологический феномен, но и сами организации (а также их издания и лидеры), которые могут быть названы экстремистскими. Признаки, проверяемые для каждой конкретной экстремистской организации, политического деятеля или издания: 1) склонность к политическому насилию (проявляться в пропаганде, в утверждении о необходимости использовании насилия для достижения целей организации, в прямых призывах к актам насилия или даже в их совершении); 2) экстремистской мы считаем политику, прямо направленную на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти. Пока единственной реальной попыткой такого рода был путч 1991 года; 3) мы считаем экстремистской пропаганду систематического нарушения прав человека, в том числе - в форме установления диктатуры или восстановления самодержавия. Речь не идет о конституционной монархии или об усилении авторитарного начала в государственном устройстве; 4) к экстремизму мы причисляем шовинистическую и расистскую пропаганду любого толка.

Но публикации по этой теме (больше всего их в " Известиях", " Независмой газете", " Сегодня" и журнале " Новое время" ) либо держатся в рамках репортажа (здесь необходимо отметить материалы Алексея Челнокова в " Известиях" ), либо представляют собой эмоциональные " рассуждения по поводу".

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

1) Социально-политический фон Причины возникновения экстремистских группировок на Западе и в России существенно различны, как различны сами общества. Сегодняшнее российское общество - переходное, а всякий переходный период чреват экстремальными проявлениями

2) Уровень ксенофобии и уровень революционности

3) Формирование группировок. И здесь российский экстремизм давно уже прошел свой эмбриональный период: в конце 80-х и начале 90-х годов левые и национал-патриотические " неформалы" успели выделить из своей среды радикалов, приобрести организационный опыт и опыт отношений с правоохранительными органами, попробовать разные формы деятельности.

Для привлечения новых членов организаций важна информация. Конечно, пресса не может не информировать о существовании радикальной оппозиции. Вопрос, актуальный во всех странах, где существует политический экстремизм, - методы подачи такой информации. Можно в информационном сообщении называть экстремистов экстремистами, а можно употреблять нейтральные термины. Можно просто рассказать о той или иной акции, а можно увлеченно смаковать подробности. Можно проверять сведения или хотя бы оговаривать, что они не проверены, а можно без оговорок воспроизводить речи экстремистских вождей, в которых обычно содержание правды довольно незначительно и всегда преувеличиваются собственные силы и успехи. С.17

А.Козлов в брошюре " Проблемы экстремизма в молодежной среде" дает следующее определение экстремизма (не обязательно политического): " Ключевая характеристика экстремизма - агрессивное поведение, наиболее существенными внешними референтами которого являются, во-первых, нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепринятые в данном обществе нормы; во-вторых, склонность к принятию крайних (силовых) вариантов решения проблем; в-третьих, неприятие консенсуса как ценности и делового инструмента каждодневной деятельности и, вчетвертых, неприятие прав личности и ее самой как самоценности" (А.Козлов. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия " Система воспитания в высшей школе", вып.4, М., 1994).

4) Бессилие государственных институтов

5) Экстремизм бюрократических кланов

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ. 1 СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Несовершенство законодательства Ст.29 Конституции РФ, провозглашающая свободу мысли и слова, вместе с тем содержит запрет " пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду". Ст.13, закрепляющая идеологическое многообразие, многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом, воспрещает " создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни". С.35.

Генеалогия организованного экстремизма. Сразу имеет смысл заметить, что организованный экстремизм генеалогически распадается на несколько почти не связанных фрагментов: национал-патриоты, неокоммунисты, анархисты, казаки и отдельно партия Жириновского. С. 42.

Добаев Игорь Прокопьевич ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ: СУЩНОСТЬ, ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, Ростов-на-Дону, 2003. Исламский радикализм (исламизм) в исследовании, как и его крайние проявления (экстремизм и терроризм).

В течение последних десятилетий в разных рай- онах мира формируются зоны возрастающей многоуровневой нестабильно- сти - социально-политической, этнополитической, военно-политической - с активной вовлеченностью в дестабилизационные процессы и акции ради- кальных исламских организаций, движений, группировок и режимов, обра- зующих в своей совокупности радикальное исламское движение (РИД). Современное радикальное исламское движение зародилось в начале прошлого века в Египте. Первоначально в противовес мощным тенден- циям секуляризации, появившимся после распада Османской империи, шейхом Хасаном аль-Банна в 1929 г. была основана ассоциация «Братья- мусульмане». Позже ее филиалы были созданы во многих других странах, а также образовались другие организации аналогичной направленности. Во второй половине XX в. и особенно в 70-90-х гг. фиксируется практи- чески синхронная активизация религиозно-политических движений ради- кальной направленности в странах мусульманского ареала. В настоящее время РИД в той или иной степени охватило практически все мусульман- ские страны. Более того, оно проникло в те регионы, где мусульманское население является меньшинством (Южная Африка, Западная Европа, США), его деятельность, начиная с середины 80-х гг. XX в., стала распро- страняться и на Россию. Наибольшую опасность представляет его экстремистское кры- ло, деятельность которого стала одним из ключевых факторов, дестабили- зирующих международную обстановку, тем более что в последние годы фиксируются устойчивые и целенаправленные тенденции по консолида- ции входящих в него организаций. Для приверженцев экстремистского крыла органично присущими представляются следующие основные характеристики: использование вооруженной борьбы, в том числе проведение террористических акций, как основного метода действий; непризнание легитимности правящих светских режимов, бескомпромиссная борьба с ними; использование ле- гальной пропаганды исключительно в качестве вспомогательного средст- ва для привлечения в свои ряды новых членов; аморфность организаци- онных структур, децентрализация руководства в целях повышения живу- чести группировок; интернационализация экстремистского исламского движения и координация деятельности входящих в него организаций; сращивание экстремистского исламского движения с международной ор- ганизованной преступностью и наркобизнесом (с.20). Идеологической базой и одновременно политической практикой РИД, осуществляемой в самых разнообразных формах, «основным поставщи- ком и главным распространителем терроризма... является... радикаль- ный ислам» 1 (другие названия - исламский радикализм, или исла- мизм). Исламский радикализм - это идеологическая доктри- на и основанная на ней политическая практика, которые характеризу- ются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико- мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира «ис- тинного ислама» по отношению к миру «неверных» вовне и миру «неис- тинной веры» внутри ислама и требуют абсолютного социального кон- троля и мобилизации (служения идее) своих сторонников. С.13

Несмотря на все многообразие современного радикального исламского движения и происходящих в нем процессов, в нем можно выделить два основных течения (крыла), отличающихся друг от друга по методам деятельности: " умеренно радикальное" и " ультрарадикальное" (экстремистское). В одних странах " умеренно-радикальные" исламские группировки сегодня действуютлегально (например, алжирское " Движение общества мира", йеменский " Ислах", иорданские " Братья-мусульмане" и др.), а в других — полулегально (египетские " Братья-мусульмане", " умеренные" крылья алжирского " Исламского фронта спасения" и тунисской " Ан-Нахды" и т.д.) и даже нелегально (сирийские " Братья-мусульмане" и др.). Легальные радикальные исламские организации имеют возможность беспрепятственно распространять свои идеи, правда, зачастую в завуалированном виде, заявляя при этом об отказе от насилия, о своей приверженности демократическим принципам государственного устройства, миру. Полулегальные группировки, как правило, относятся к исламистским организациям смешанного типа, то есть к таким, которые для реализации далеко идущих планов нередко создают в своих структурах две подструктуры: легальную и нелегальную (например, египетские " Братья-мусульмане", ливанская " Хезболлах" и др.). Их легальные части занимаются публичной деятельностью, которая практически не отличается от методов работы собственно " легальных умеренных группировок". В частности, они привлекают на свою сторону широкие слои населения путем чтения в мечетях проповедей соответствующего содержания, оказывают гуманитарную помощь нуждающимся, строят мечети и больницы, собирают пожертвования и т.д.Члены нелегальных структур полулегальных группировок, как и собственно нелегальных организаций " умеренных", загнанные властями своих стран в подполье, в основном — носители экстремистских взглядов и допускают насилие во всех его формах. В этом смысле они ничем не отличаются от ультрарадикалов (экстремистов и террористов). К экстремистскому крылу исламских радикалов относятся организации, группы и отдельные лидеры, которые в качестве основного метода достижения своих целей используют вооруженную борьбу, в том числе и террористические акции. Пропаганда для них — вспомогательное средство, в основном для привлечения в свои ряды новых сторонников. Таким образом, представляется, что экстремистскому крылу исламистов органично присуще следующее: вооруженная борьба, в том числе террористические акции как основной метод действий; бескомпромиссное непризнание легитимности правящих светских режимов; легальная пропаганда исключительно как вспомогательное средство для привлечения в свои ряды новых членов; аморфность организационных структур, децентрализация руководства, что повышает живучесть группировок; интернационализация экстремизма и координация работы входящих в движение организаций; сращивание с международной организованной преступностью и наркобизнесом. Игорь ДОБАЕВ. К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ http: //www.ca-c.org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь