Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Медиатизация современных политических движений



Smsm

Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. Образ « врага » как фактор формирования национальной идентичности современной российской молодежи. file: ///C: /Users/Medifit/Downloads/obraz-vraga-kak-faktor-formirovaniya-natsionalnoy-identichnosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi.pdf

Одной из особенностей современной России стала актуализация в массовом сознании образа «врага», проявляющаяся, в частности, в росте радикального национализма и ксенофобии, особенно в молодежной среде.

У.Липпман, который трактовал стереотип как чрезмерное обобщение, когда членам стереотипизируемой группы приписываются определенные качества по принципу «все они такие» ( Lippman W. 1922. Public Opinion. — N.Y).

Однако подобные образы возникают отнюдь не стихийно, во многом являясь результатом целенаправленной политики, проводимой частью политической элиты с помощью СМИ. СМИ не просто отражают стереотипы массового сознания, кана лизируя общественные настроения, но и активно участвуют в формировании национальной (культурнополитической) идентичности. От по зиции СМИ в немалой степени зависят те ориентиры, которыми руко водствуется сообщество, различая «своих» и «чужих» и определяя свое отношение к «норме» и отступлениям от нее ( Anderson B. 1983. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. — L. С.6). К сожалению, говорить о конструктивной реализации современными российскими СМИ имею щегося у них ресурса воздействия на массовое сознание пока очень сложно. Зато их роль в создании образа «врагов» прослеживается очень четко. Статьи и видеорепортажи, рассказывающие о «преступлениях» кавказцев, китайцев и т. д., способствуют распространению национальной нетерпимости, нередко перерастающей в радикальный национа лизм и ксенофобию. При этом «под этнические характеристики под кладываются всевозможные обоснования, исторические, реальные, вы мышленные, фантастические. Они свиваются в некий узел, пучок отри цательных свойств. Свойства столь негативны, что смириться с объектом ксенофобии никак нельзя, его можно только уничтожить» ( Кельберг А.А. 1996. Ксенофобия как социальнопсихологический феномен // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 2. № 13, С. 51).

По мнению ряда исследователей, современные российские СМИ не только создают у обывателя предубеждение против представителей других национальностей, но и ослабляют иммунитет к ксенофобии у населения в целом ( Усачева В.В. Установки толерантности/ксенофобии в текс тах средств массовой коммуникации: проблемы измерения и иденти фикации (Освещение электронными СМИ погрома в Царицыно), 2004). В результате действия структур, проводящих дис криминационную политику, и общественных организаций, требующих «изгнания чужих», получают его поддержку. Показательно, что многие СМИ, «специализирующиеся» на соз дании образа «врага», ориентированы на молодежную аудиторию. Прежде всего речь идет о газете «Московский комсомолец» с ее пейора тивной лексикой в адрес иноэтнических групп и прямой проповедью межнациональной розни, а также о «Комсомольской правде». Впрочем, свой вклад в этот процесс вносят и «немолодежные» издания, такие как «Независимая газета», «Московские новости», «Аргументы и факты», для которых характерна излишняя эмоциональность в изложении мате риала. В этих и аналогичных им изданиях почти отсутствуют анали тические статьи, но зато активно используется противопоставление «мы — они». С.87-88.

 

Новости, которые пользуются наибольшей популярностью у массовой аудитории – это сообщения о катастрофах, кризисах, терактах, – то есть такие сообщения, которые прерывают повседневный ход событий, приковывают внимание аудитории своей экстраординарностью.

Два фактора определяют роль СМИ в освещении терактов: специфика современного терроризма и специфика современных СМИ. Главная характеристика любого современного террористического акта – стремление привлечь максимальное внимание аудитории. Теракт в сегодняшнем мире задумывается и осуществляется не для Бога, как утверждают некоторые террористы, а для телевидения[1]. Современные теракты планируют так, чтобы получить в СМИ максимальный резонанс (башни-близнецы).

У современного терроризма появилась новая особенность – переносить конфликт за пределы первоначальной территории, то есть экспортировать его на территорию других государств, которые на первый взгляд не вовлечены в данный конфликт. СМИ в этой связи обеспечивают глобализацию теракта: сообщения о теракте в одной отдельной стране попадает на первые полосы газет всего мирового сообщества.

 

Для привлечения новых членов организаций важна информация. Конечно, пресса не может не информировать о существовании радикальной оппозиции. Вопрос, актуальный во всех странах, где существует политический экстремизм, - методы подачи такой информации. Можно в информационном сообщении называть экстремистов экстремистами, а можно употреблять нейтральные термины. Можно просто рассказать о той или иной акции, а можно увлеченно смаковать подробности. Можно проверять сведения или хотя бы оговаривать, что они не проверены, а можно без оговорок воспроизводить речи экстремистских вождей, в которых обычно содержание правды довольно незначительно и всегда преувеличиваются собственные силы и успехи. … А.Новиков вводит в связи с темой политического экстремизма понятие " стилистического экстремизма". Сам по себе он является специфичным для столичной журналистской среды и ничем не плох ни с этической, ни с эстетической точки зрения, особенно, если ему отведена определенная ниша в культуре и в политике. Новиков верно отметил, что он вполне допустим и даже продуктивен на Западе, где есть консенсус о распределении подобных " ниш". Но у нас, где такого консенсуса нет и в помине, " стилистический экстремизм" играет дестабилизирующую и антиинтеллектуальную роль. На разных интеллектуальных уровнях он питает такие силы, как, например, партии Жириновского и Лимонова11. (Александр Верховский Анатолий Папп Владимир Прибыловский. Политический экстремизм в России. М., 1996. С.17)

Независимо от того, кто является министром печати, продолжают сотрудничество с экстремистами государственные типографии. Например, " Ассоциация русских правых издателей", возглавляемая Павлом Тулаевым, до сих пор печатает " Протоколы сионских мудрецов", книги под названиями " Жиды", " Трупные пятна ожидовления", " Русь арийская" и т.п. в 12-ой типографии Министерства обороны, подчиненной непосредственно Генштабу. (Александр Верховский Анатолий Папп Владимир Прибыловский. Политический экстремизм в России. М., 1996. С.22)

Осенний кризис 1993 года. Очень велик оказался в демократической среде разброс оценок такой меры, как введение на время чрезвычайного положения предварительной цензуры. По-разному реагировали демократы также и на поведение, скажем, " Независимой газеты", выпускавшей в ответ номера с белыми пятнами на месте вырезанных материалов. Отсутствие реальных оснований для введения цензуры, а скорее - явная ее неэффективность, побудили власти довольно быстро отступиться… Гораздо единодушнее была демократическая общественность в поддержке запрета ряда оппозиционных газет и организаций. Полная незаконность процедуры этого запрета показалась менее важной, чем необходимость пресечь радикально-оппозиционную и даже экстремистскую активность. Так, незаконное закрытие газет осудили отдельным заявлением сотрудники ортодоксально-либеральной газеты " Сегодня". (Александр Верховский Анатолий Папп Владимир Прибыловский. Политический экстремизм в России. М., 1996. С.23-24)

В сентябре 1995 года " Лимонка", газета Национал-большевистской партии, с восторгом приветствовала выход в свет еще одной книги в том же роде. Издательство " Русский раритет" выпустило перевод книги американца Уильяма Пауэлла " Поваренная книга анархиста". Спектр тем примерно тот же: взрывные устройства, методы слежки, приемы рукопашного боя с оружием и без, рецепты наркотиков. В газетной рецензии были воспроизведены фрагменты из книги, посвященные самодельной ручной гранате и " коктейлю Молотова" (Лимонка, N22, 1995).

Распространен, и не только в радикально-оппозиционной прессе, но и в так называемой центристской, да и вообще - в общественном мнении миф о некоем демократическом экстремизме как явлении, стоящем в одном ряду с экстремизмом национал-патриотическим или коммунистическим. Но на уровне организаций такого явления попросту не существует. Можно говорить об экстремизме, хотя скорее - стилистическом, малой части демократически ориентированных журналистов. Можно говорить о ксенофобской пропаганде, которую ведут некоторые демократически ориентированные издания против кавказцев. Нередко случаются и призывы к установлению авторитарного правления во имя спасения демократии в будущем. С.48.

Типичная " желтая" газета " Новый взгляд" регулярно предоставляет место для статей политических экстремистов. Раньше постоянным обозревателем " Нового взгляда" была Валерия Новодворская, теперь регулярно перепечатываются материалы " Лимонки". В феврале 1995 года Судебная палата по информационным спорам при президенте предъявила " Новому взгляду" обвинение в разжигании межнациональной розни (а также в употреблении мата) за статью Ярослава Могутина " Чеченский узел. 13 тезисов". С.50.

К основным экстремистским изданиям мы относим следующие газеты: - " Бумбараш-2017" Павла Былевского, - " Завтра" Александра Проханова, - " За русское дело" Олега Гусева, - " Лимонку" Эдуарда Лимонова, - " Русскую правду" Александра Аратова, - " Штурмовик" Константина Касимовского, - " Эру России" Владимира Попова. Весьма заметны: - все газеты ЛДПР, - " Аль-Кодс" Шаабана Хафеза Шаабана, - " Атака" Сергея Жарикова, - " Классовая война" Андрея Котенко Дмитрия Костенко, - " Колоколъ" Станислава Терентьева, - " Народная защита" М.Костюка, - " Народный строй" Ильи Лазаренко, - " Наше Отечество" Евгения Щекатихина, - " Русский порядок" Алексея Кочеткова, - " Русский собор" Ирины Танеевой, - " Студенческая защита" Дмитрия Костенко и Павла Былевского, - " Черная звезда" Дмитрия Костенко, - журнал " Элементы" Александра Дугина. Прочие перечислять бессмысленно, так как их очень много. Из описанных нами и ныне существующих: - " Борьба" Елены Саратовских, - " Дубинушка" Бориса Гунько, - " Земщина" Вячеслава Демина, - " Информ: 600 секунд" Игоря Ильина, - " Молния" Виктора Анпилова, - журнал " Нация" Константина Касимовского, - " Новый свет" Петра Рауша, - " Память" Дмитрия Васильева, - " Пролетарий" (редактор не указан), - " Родные просторы" Алексея Бойкова, - " Русская газета" Ивана Малахова, - " Русский националист" (редактор не указан), - " Русский пульс" Владимира Кожевникова (ранее - Владимира Фомичева). - " Черная сотня" Александра Штильмарка. С.86.

Начиная с 1992 года, анархистская масса становилась все радикальнее. Среди факторов, повлиявших на процесс радикализации леваков, и в первую очередь анархистов, следует отметить " дело Родионова - Кузнецова". История этого дела вкратце такова. 12 марта 1991г., после организованного Демократическим Союзом (ДС) митинга перед зданием КГБ в Москве, участвовавшие в нем гражданин Венгрии Иштван Зихерман и два члена АРОМ, 19-летние панки Алексей Родионов и Александр Кузнецов. В ходе кампании в защиту А.Родионова и А.Кузнецова анархисты столкнулись с нежеланием своих недавних союзников - партий и печати бывшей демократической оппозиции - оказать им помощь. Средства массовой информации игнорировали " дело Родионова - Кузнецова" или подавали сведения о нем в искаженном виде. Более или менее регулярно освещали дело, помимо собственно анархистской прессы, лишь газета московских профсоюзов " Солидарность" Андрея Исаева, где работало много членов КАС, и правозащитная газета " Экспресс-Хроника" Александра Подрабинека. Несмотря на все старания анархистов, лишь правозащитный канал " Радио Балтика" рассказал о " деле Родионова - Кузнецова". А Санкт- Петербургское телевидение лишь после пикетирования анархистами дало краткий сюжет о " деле Родионова - Кузнецова" в программе " Альтернатива" 6. С.111-112.

" Новый свет" выходит нерегулярно с августа 1989 года. Всего вышло 33 номера, в том числе в 1989 году - 2 номера, в 1990 - 7, в 1991 - 9, в 1992 - 5, в 1993 - 6, в 1994 - 2, в 1995 - 2. Заголовок газеты пишется по правилам дореволюционной орфографии, " Новый свЪтъ", в качестве места издания указывается " Петроград". С февраля 1992 года газета выходит под лозунгом " Анархия - мать порядка". В 1995 году тираж газеты - тысяча экземпляров. В 1991-1992 г.г. тираж доходил до 5 тысяч экземпляров. Формат А4, объем в 1989-1991 г.г. - 4 полосы, с 1992 года - 8 полос. Машинопись + ксерокс (1989-1990 г.г.), компьютерный набор + ксерокс (1990- 1992 г.г.), компьютерный набор + ротапринт (с 1993 года). Газета богато и изобретательно иллюстрирована (преимущественно коллажами, в меньшей степени используются авторская графика и фотографии). Первоначально газета выходила как издание АССА, с N7 за 1990 год - как издание АССА и АДА, а с января 1991 года - только АДА, с сентября 1991 года - как издание МАКИ, и, наконец, с 1995 года - как издание ПЛА. Менялись и редакторы газеты: в 1989 году - К.Белоглазов, в 19901992 г.г. - А.Щербаков, в 1992-1995 г.г. - П.Рауш. Газета не зарегистрирована. Редакция не регистрирует ее по принципиальным соображениям, отрицая право государства на контроль в какой бы то ни было форме над деятельностью граждан10 (См.: Новый свет, N4, 1993). Характер публикуемых материалов поразительно пестр: от документов анархистских групп, от имени которых выходила газета, и до литературных произведений, не имеющих никакого отношения к анархизму11 (Кайнэр М. и Co. Гамлэт як феномэн датьского кацапизму. Новый свет, N2, 1993). До 1990 года " Новый свет" был довольно умеренной газетой, отражавшей взгляды ленинградских анархистов, самых правых тогда в анархистском сообществе СССР. С приходом в газету в качестве редактора Алексея Щербакова, " Новый свет" стал быстро радикализовываться. Уже в июне 1990 года газета опубликовала призыв к созданию " Черной Гвардии" как структур самообороны, противостоящих официальным правоохранительным органам12 (Декларация ИК Черной Гвардии. Новый свет, N6, 1990; Положение о Черной Гвардии. Там же). В октябре 1990 года " Новый свет" впервые резко выступает против новой местной власти: " Никакой поддержки " демократическим" властям! Долой любую диктатуру! " 13 (Анархия против демократии. Новый свет, N7, 1990). Одновременно в газете публикуется издевательский рассказ, в котором академик А.Д.Сахаров изображен в виде алкоголика14 (Сторож Дм. У пивной. Там же). В напечатанных в газете литературных произведениях впервые начинают восхваляться анархистский террор и вооруженное сопротивление16 (Сторож Дм., Щербаков Ал. Главари. Новый свет, N1, 1991) и проповедоваться идеи исключительности анархиста, превосходства его над " серой убогой толпой" 17 (Черный террор персонального кризиса. Там же). В феврале 1991 года: " У Казанского собора стояла одна из виселиц. На ней... висели двое. Слева был труп Невзорова с гордо склоненной набок головой... Справа качался труп бывшего депутата СССР Анатолия Денисова..." 18 (Щусь. Процесс. Новый свет, N2, 1991). Здесь впервые начинают даваться практические советы из области вооруженной борьбы: рассказывается, как при помощи подручных средств бороться с танками21 (Новый свет, N2, 1991). При этом, излюбленным методом оставались исторические примеры, литературные произведения и притчи: " Жила-была Банда…» Этапным в процессе радикализации " Нового света" стал апрель 1991 года. В номере газеты, вышедшем в этом месяце, почти каждый крупный материал носил более или менее экстремистский характер. Примеры стр.124. Газета " Новый свет" оказала огромное воздействие на формирование взглядов анархистского сообщества России в 1990-1992 годах, особенно на левые молодежные и контркультурные слои СанктПетербурга.

стилистический экстремизм В.Новодворской и ее сторонников никогда не переходил в конкретные призывы к экстремистским действиям, но пропаганда такого толка привлекала и воспитывала деятелей более экстремистски настроенных, чем самые радикальные основатели Демократического Союза. Недаром выходцы из ДС встречаются теперь в экстремистских организациях любого толка.

ИНИЦИАТИВА РЕВОЛЮЦИОННЫХ АНАРХИСТОВ (ИРЕАН). издавала газету " Черная звезда", выходившую под лозунгом " Никакой власти никому! " Редактором был Вадим Дамье. С лета 1993 года газета преобразована в журнал " Черная звезда"; редакторы и издатели - Дмитрий Костенко и Любовь Ильина. Журнал " Черная звезда" вносит исключительный вклад в дело популяризации в лево-радикальной среде идей " уличной войны", " городской герильи" и " революционного индивидуального террора". Журнал систематически публикует материалы о зарубежном и отечественном, преимущественно дореволюционном, опыте успешного применения революционного насилия.

Корреспонденту " Известий" Игорь Пирожок заявлял, что " демократов, янки и жидов надо уничтожать беспощадно" 1. Известия, 26.05.1995

ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ ЛДПР - партия сторонников Владимира Жириновского. В прессе постоянно высказываются обоснованные суждения о связях депутатов и функционеров ЛДПР с бандитами. По этому показателю ЛДПР безусловно лидирует среди партий, представленных в Думе. На первой полосе " Московских новостей" от 12-19 ноября 1995г. помещена фотография В.Жириновского с пятью уголовниками из Старого Оскола, находившимися в тот момент в розыске. Основное содержание собственных газет ЛДПР - воспроизведение многочисленных выступлений Жириновского. Кроме того, постоянно выпускаются брошюры с текстами Жириновского. Можно заметить, что в своих устных выступлениях Жириновский явно меньше сдерживает себя, чем в официальных публикациях. В интервью, данном газете " Правда", лидер ЛДПР осветил некоторые стороны предвыборной программы ЛДПР. Основное - это " остановить идущее реформирование". В сфере национальногосударственного устройства - ликвидация всех национальных республик, раздел страны на 50 губерний, по 3 миллиона человек в каждой. В.Жириновский считает, что нужна " не Федерация, а унитарное мощное государство" с развитым государственным сектором и производством отечественных товаров. В сельском хозяйстве - " никакой частной собственности на землю". Необходимо также удалить всех иностранных советников (их, по его мнению, в стране 20 тысяч) и ликвидировать все иностранные фонды. Правда, 27.06.1995.

Народное освободительное движение " Наши" ориентируется на личность Невзорова. И.Ильин является учредителем, редактором и издателем газеты " Информ: 600 секунд". В газете уделялось большое внимание борьбе Невзорова с руководителями санкт-петербургского телевидения. " Информ - 600 секунд" зарегистрирована 16 мая 1994 года (регистрационный N012559) сотрудниками пресс-центра независимой телекомпании " НТК-600". Главный редактор - Игорь Ильин, в прошлом занимал должность начальника пресс-центра, а затем был начальником съемочной бригады " НТК-600". Он же является автором значительной части текстов в газете, а также пресс-секретарем возникшего на месте " 600 секунд" Творческого объединения " Север". Заместитель главного редактора - Ирина Измайлова. Газета выходит дважды в месяц тиражом 50 тысяч экз. Газета выходит под девизом: " Демократия - в аду, а на небе царство". Шапку газеты венчает орел, который был символом " НТК-600". Материалы газеты имеют определенную антисемитскую направленность, проявляющуюся, как правило, не в редакционных материалах, а в авторских статьях и интервью.

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПАРТИЯ НБП. Председатель - Эдуард Лимонов. Не зарегистрирована.

М. М. Соколов. Театр превращений: анализ эволюции русского радикально-националистического движения // Актуальные проблемы трансформации социального пространства / Под общ. ред. С. А. Васильева. СПб, 2004. 384 с.

Интерпретация эволюции РРНД в рамках теории Пьера Бурдье.

«Память», 1982. Фотограф Дмитрий Васильев, благодаря которому в последующие несколько лет «Память» превратилась в самую важную русскую националистическую оргнизацию. Оказались в фокусе общественного внимания благодаря выступления, в ходе которых они публично идентифицировали себя как русских националистов.

1987-90 раскол, образование РНЕ (русское национальное единство). Имитировало структуру военного подразделения (черная униформа, строевая подготовка, патрулирование улиц в качестве дружинников, нацистская символика).

1994. НБП (национал-большевистская организация). Александр Дугин и Эдуард Лимонов. Самыми важными способами, которыми организация сообщала о себе потенциальным сторонникам, были публикации Дугина и Лимонова в газете «Лимонка» и театрализованные акции, направленные на привлечение внимания СМИ. К числу таких акций относятся захват крейсера «Аврора» (март 1997), забрасывание яйцами Никиты Михалкова (март 1999), захват башни Клуба моряков в Севастополе (август 1999) и собора Святого Петра в Риге (ноябрь 2000). СМИ, комментировавшие эти события, выражали к ним достаточное двойственное отношение: если РНЕ воспринималось большинством журналистов как «проявление коричневой угрозы», то к акциям НБП он относились весьма снисходительно. С. 299.

В конце 1988 г. началась очередная кампания СМИ против РНЕ и «фашистской угрозы». С марта 1999 года СМИ на протяжении нескольких месяцев не передавали ни одного сообщения о росте числа сторонников РНЕ и исходящей от них угрозе (до этого несколько месяцев подряд такие новости появлялись ежедневно). Быстрый рост числа сторонников Баркашова (как и скинхедов несколько лет спустя) совпадал с кампаниями «моральной паники» по их поводу в СМИ. Закат РНЕ последовал после того, как эти кампании прекратились. Результатфы массовых опросов подтверждают эти выводы. По данным фонда «Общественное мнение», из 63% респондентов, что-то знавших о РНЕ, 59% были осведомлены о нем исключительно благодаря электронным СМИ. По данным ВЦИОМ, в период последней и наиболее ожесточенной кампании против РНЕ, наибольшая часть сочувствующих этой организации смотрела передачи канала НТВ, игравшего в этой кампании основную роль, а наименьшая – РТР, который был менее всего активен. С.301.

КУЗНЕЦОВА-МОРЕНКО И. Б., Л. Н. Салахатдинова ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах, 2006. http: //ecsocman.hse.ru/data/579/785/1219/017-KUZNETsOVA.pdf

Мусульманская тематика в СМИ насыщена специальной терминологией. Она встречалась в 48, 5% телематериалов, связанных с исламом, в общем массиве и в 49, 5% материалов ОРТ и РТР. Употребление религиозных терминов может быть показателем как штампов и стереотипов в отношении мусульман, так и показателем компетентности журналистов. Анализ употребляемых на ТВ терминов свидетельствует о циркуляции одних и тех же понятий, давно укрепившихся в массовом сознании как угроза. Широкое хождение получили религиозные термины, используемые в политическом контексте, в то время как терминология, касающаяся повседневной жизни уммы, употреблялась ред- ко. Наибольшее звучание в исследуемый период имели понятия " шиизм", " суннизм" и " ваххабизм" (см. рис), ввиду популярности иракского дискурса в центральных информа- ционных программах.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь