Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНІ МАТЕРІАЛИ З ДИСЦИПЛІНИ



НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНІ МАТЕРІАЛИ З ДИСЦИПЛІНИ

  1. Гречихин А.А., Рахманалиев Р. Книга в России. М., 2007.
  2. История книги / Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М., 2001.
  3. Жан Ж. История письменности и книгопечатания. М., 2005..
  4. Зинченко В. Г. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учебное пособие. – М., Флинта: Наука., 2011
  5. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982.
  6. Кременцов Л. П. Русская лтература 19 века 1801-1850 гг. – М., 2008
  7. Шомракова И.А., Баренбаум И.Е. Всеобщая история книги. М., 2005.
  8. Е. Е. Дмитриева, Л. А. Капитанова, В. И. Коровин и др. История русской литературы XIX века.Учебное пособие в 3-х частях - М., 2008
  9. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века М.: Изд-во МГУ, 1997
  10. Аношкина В. Н. История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы: учебное пособие. -М., 2006
  11. Скаковский И.Г История русской литературы XIX века.: учебное пособие СПб., 2009.
  12. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (1-ая половина). – М., 1977.
  13. Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х века (1 половина). – М., 1985.
  14. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. – М., 1994.

Интернет-ресурсы

 

Тексты, обязательные для прочтения и изучения и занесения в чит. дневник

Жуковский В.А. Лирика

Крылов И. А. Басни

А.С.Пушкин

Маленькие трагедии.Евгений Онегин.Капитанская дочка.

 Лирика: Свободы сеятель пустынный …” Признание. На холмах Грузии…Я вас любил…Элегия (Безумных лет угасшее веселье…). Я думал, сердце позабыло… К*** («Я помню чудное мгновенье...»)К Чаадаеву. Пущину. Во глубине сибирских руд… Бесы. Деревня. Анчар. Поэт. Пророк. Из Пиндемонти. Осень (отрывок ). Не дай мне бог сойти с ума… Пора, мой друг, пора… Отцы-пустынники и жены непорочны. Памятник. “Если жизнь тебя обманет…”

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Поэмы “Цыганы”, «Медный всадник»

повесть “Пиковая дама”, «Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов

Герой нашего времени.

Лирика: Парус. Я жить хочу! Хочу печали..Мой демон. Смерть поэта. Дума. Прощай, немытая Россия. Родина. И скучно, и грустно…Пророк. Выхожу один я на дорогу… Утес. Ночевала тучка золотая… Тучи. Из Гете. Я не унижусь пред тобою… Зови надежду – сновиденьем… Благодарность. Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...” “Как часто, пестрою толпою окружен...”

Поэмы: Демон. Маскарад.

  Н.В.Гоголь

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Нос.

Портрет. Ревизор. Мертвые души.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Невский проспект. Записки сумасшедшего. Другие пр-я Гоголя

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:  

Лирика К. Батюшкова, П. Вяземского, Н. Языкова, Е. Баратынского, Д.Давыдова и др. поэтов 1 пол. 19 века

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Читать тексты. На «3»- в сокр, на «4-5» - в оригинале. На ПЗ изучаются не все произведения, но в ЧД должны быть все, вынесенные для обязательного прочтения

 

2. Посещать занятия и вести конспекты лекций (проверяются по требованию) (отработка - конспекты лекций) –Н- = минус 2 балла

 

3. ОБЯЗАТЕЛЬНА подготовка к ПЗ и ОТВЕТ оценивается работа на занятии, баллы не ставятся, а ее качество – на КМР).

Пропуски ОБЯЗАТЕЛЬНО отрабатывается письменно (один из вопросов). Пропущенное и неотработанное ПЗ - минус 5 баллов

Если студент присутствовал на занятии, но не отвечал – необходима письменная отработка

(в противном случае - минус 5 баллов).

 

4. На «4-5» все виды работ д.б. сданы вовремя ( В журнале завожу 2 графы на каждый вид работы: 1- вовремя сданные, 2- не вовремя.Выставляются общие баллы при подведении итогов в конце семестра.

 Все вовремя сданные работы – 5, не вовремя – 1-2 балла. Есть недостатки – 3-4 балла)

 

РСО

Шкала оцінювання:  

відмінно 90–100 А
добре 82–89 В
  75–81 С
задовільно 64–74 D
  60–63 E
незадовільно 1-59 FX

Баллы:

  Вид работы баллы
 1. Отработка тем для самостоятельного изучения 5
 2. Конспекты статей 5
 3. Ведение чит. дневника 5
 4. Произведения для заучивания наизусть(4 стх.+ 1 проз. отр) 5
 5. Работа на практическом занятии + (-5 при отсутствии ответа или отработки)
 6. Промежуточный тест (или тесты) 30
7. КМР 50

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Написать реферат на одну из предложенных тем и уметь сформулировать основные его положения:  

  1. Социальный портрет русского читателя первой половины XIX века.
  2. Лубочная литература и офенский промысел
  3. Статистический и структурно-типологический анализ книжного потока первой половины XIX в.
  4. Литературно-издательская деятельность декабристов.
  5. Издательская деятельность Киево-Печерской лавры.
  6. Альманахи как своеобразный тип издания начала 19 века.
  7. Редакторско-издательская деятельность Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.
  8. Издательская и библиотечная деятельность И.А.Крылова
  9. История издания журнала " Современник".
  10. История издания журнала " Отечественные записки".
  11. Вклад А.С. Пушкина в развитие русского книгоиздательского дела.
  12. Оформление русской книги в первой половине XIX века (стиль «русский классицизм»).

13. Представьте к защите проект рекламы издания любого произведения любого писателя первой половины XIX века в наше время. Обоснуйте ваш выбор. Проанализируйте все выгоды и риски такого предприятия.

Вид работы 2. Конспекты.

(уметь сформулировать главную мысль (мысли) статьи).

Сдавать вовремя (сразу после изучения темы).

Конспект 1.   Составить словарик литературоведческих терминов, включающий следующие статьи: Тема, идея, хронотоп, сюжет, композиция, художественный образ, автор в художественном произведении.

  Символ, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, антитеза, деталь, звукопись (с примерами).

Роды литературы ( эпос, лирика, драма). Жанры литературы (перечислить).

Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест – с примерами). Рифма, ее виды (с примерами).

Конспект 2. Составить словарик книговедческих терминов, включающий следующие статьи:

автор, читатель, альманах, аннотация, библиография, библиографическое пособие, издание, издательство, инициал, книга, титульный лист, цитата, фронтиспис, форзац, экслибрис.

Написать конспекты статей:

Конспект 3.  Ф.Достоевский. Пушкинская речь (была произнесена 8 июня 1880 года в торжественном заседании Общества любителей российской словесности ).

Конспект 4. М.Цветаева. Пушкин и Пугачев

Конспект 5. Д. Мережковский. Поэт сверхчеловечества

Конспект 6. В.Г. Белинский. О русской повести и повестях Гоголя

Конспект 7. Д. Мережковский. Гоголь и черт

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ:

П.Вайль, А.Генис «Хартия вольностей». Пушкин». 

                          «Вместо «Онегина»

                          «Лермонтов. Восхождение к прозе»

                          Печоринская ересь.Лермонтов 

                          Русский бог. Гоголь.

                          Бремя маленького человека

Б.Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Н. Гоголя

В. Набоков. Николай Гоголь

Вид работы 3. Ведение читательского дневника

 

После прочтения хорошей книги человек сам становится лучше

 Андре Моруа.

Требования к оформлению ЧД

Подписываются:

титульный лист (фамилия и имя полностью, факультет и группа),

правый верхний угол тетради через 4-5 страниц (фамилия, группа) (выделять красной пастой или маркером)

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАТЬ, ПРОЧИТАН ОРИГИНАЛ или КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ!!! Выделять маркером!!!

 

Читательские дневники, которые соответствуют перечисленным требованиям, можно использовать на КМР (при подготовке ответа).

Читательские дневники, которые не соответствуют требованиям, не оцениваются.

Дневниками, в которых содержатся критические материалы и пересказы художественных текстов, пользоваться на КМР нельзя.

Полный текст

4. Время и место. Украинское село. Начало 19 века.

Ярмарка в Сорочинцах.

Герои - украинские селяне: мужики, женщины, цыгане, торговцы, священники.

 

5. Эпоха. 30-годы 19 века

Время расцвета русского романтизма и зарождения реализма.

Интерес к народной культуре, и в частности, к украинской.

 

Пушкин: «Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился» (1831) охотно «прощаем неровность и неправильность его слога»

«Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! » (1836) но: «бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов» (там же)

 

Система персонажей

Солопий Черевик, мужик;

Параска, его красавица-дочь 18-ти лет;

Хивря (Хавронья Никифоровна), его жена;

Грицько Голопупенко, парубок, жених Параски;

Цыбуля, кум Черевика;

цыган, помогающий влюбленным;

попович, неудавшийся любовник Хиври.

 

7. Кр. план содержания

1.

Описание летнего дня в Малороссии

Все возы едут на ярмарку в Сорочинцах

Воз с юной красавицей наверху. Хозяин. Злая мачеха- дородная щеголиха.

Встреча с парубками. Заигрывание с дочкой. Перепалка и комок грязи в мачеху.

2.

Описание ярмарки – «отдаленный водопад»

Парубок заговаривает с дивчиной, она отвечает

3.

Черевик слышит разговор о неудачном, проклятом месте для ярмарки и о красной свитке

Грицько сватается к Параске, получает согласие отца и ведет его в шинок

4.

Хивря отменяет свадьбу, узнав, кто жених. Ссора.

5.

Парубок печалится. Цыган предлагает помочь, если Грицько отдаст дешево своих волов.

Парубок готов уступить еще, лишь бы свадьба состоялась

6.

Пока муж охраняет товар, Хивря принимает поповича, но неудавшимся любовникам мешает страшный стук в ворота. Попович прячется на досках под потолком.

7.

Напуганные слухами о нечистой силе, черевик с кумом и гостями возвращаются ночевать домой. Распивая очередную баклажку, Цыбуля рассказывает легенду о красной свитке.

Это свитка черта, которого выгнали из пекла (может, и за добрые дела! ). Он все пропивает и отдает свитку в залог местному шинкарю, с тем, чтобы через год вернуться и выкупить ее. Жид-шинкарь продает свитку. Черт возвращается, требует свое. Жид вначале отказывается, потом, напуганный свиными рылами на длинных ногах, которые являются ему, винится перед чертом. Оказывается, свитка прошла через много рук, всем приносит несчастья, и последний владелец разрубил ее на куски. Теперь черт ходит по свету и ищет. Ему осталось найти левый рукав.

На протяжении рассказа слышится хрюканье, а в конце окно разбивается, и в него всовывается страшная свиная рожа.

8.

Все в ужасе. Мужики прячутся кто-где. Попович падает с потолка. Черевик с горшком на голове несется по улице, ему чудится погоня, он падает без чувств.

9.

Цыгане, спавшие около своих возов, видят упавшего Черевика и лежащую на нем его супругу.

10.

Утром жинка будит Черевика, чтобы он шел торговать. Но вместо рушника подает ему кусок красной свитки. Когда он идет продавать кобылу, вместо нее к узде оказывается привязан рукав красной свитке.

11.

Черевик в ужасе мчится по улице, его хватают и обвиняют в краже собственной кобылы, связывают и бросают в сарай, где уже лежит его кум

12.

Голопупенко освобождает незадачливых кумовьев в обмен на обещание свадьбы, которая состоится сегодня. Грицько отдает волов цыгану.

13.

Параска грустит перед зеркалом, а потом, любуясь собой, начинает танцевать. Ее отец тоже пускается в пляс, потом вспоминает, что нужно справить свадьбу до прихода жены. Хиврю, которая громко протестует, оттесняют танцующие.

 

Описание танцующих, странное чувство охватывает автора. Образ танцующих старух: мертвящие, зловещие фигуры. Потом все затихает

Финал - лирическое отступление, голос автора: размышление о радости, которая длится недолго и сердцу тяжело и нечем помочь.

Странный финал веселой повести.

 

Цитаты.

«Господи боже мой, за что такая напасть на нас грешных! и так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил! » с.25 (Черевик)

 «Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушием могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком» с. 41

«Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье? В собственном эхе слышит уже он грусть и пустыню и видимо внемлет ему. Не так ли резвые други бурной и вольной юности, поодиночке, один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, одного старинного брата их? Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» с. 41

ОБРАЗЕЦ (краткий)

1. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

2. " Сорочинская ярмарка" 1831

Впервые напечатана в 1-ой книжке «Вечеров..» 1831. Открывает цикл

Первое произведение Гоголя, принесшее ему небывалый успех

Входит в сборник повестей: " Вечера на хуторе близ Диканьки",

Полный текст

4. Время и место. Украинское село. Начало 19 века.

Ярмарка в Сорочинцах.

Герои - украинские селяне: мужики. женщины, цыгане, торговцы, священники.

5. Эпоха. 30-годы 19 века

Время расцвета русского романтизма и зарождения реализма.

Интерес к народной культуре, и в частности, к украинской.

6. Система персонажей

Солопий Черевик, мужик;

Параска, его красавица-дочь 18-ти лет;

Хивря (Хавронья Никифоровна), его жена;

Грицько Голопупенко, парубок, жених Параски;

Цыбуля, кум Черевика;

цыган, помогающий влюбленным;

попович, неудавшийся любовник Хиври.

7. Краткая схема

Летний день в Малороссии

Все возы - на ярмарку

Воз: дочка-красавица, злая мачеха, отец

Парубки. Перепалка. Комок грязи.

Сватовство Грицька.

Черевик соглашается.

Свадьба отменяется: мачеха запрещает.

Цыган предлагает помощь (условие - уступить волов задешево)

Муж охраняет воз, Хивря принимает поповича.

Те возвращаются, попович прячется.

Рассаз о красной свитке.

В окне – свиная рожа. Все в ужасе разбегаются.

Утро. Хивря подает вместо рушника красную свитку.

Вместо кобылы – кусок рукава свитки.

Черевика обвиняют в краже собственной кобылы.

Грицько «спасает» Черевика.

Тот соглашается на свадьбу.

Цыган получает волов.

Веселье, танцы. Зловещие образы танцующих старух.

    Финал: размышления о недолговечности радости.

Цитаты.

«Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушием могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком»

«Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье? В собственном эхе слышит уже он грусть и пустыню и видимо внемлет ему. Не так ли резвые други бурной и вольной юности, поодиночке, один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, одного старинного брата их? Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» с. 41

Вид работы 4. Произведения для заучивания наизусть(4 стх.+ 1 проз. отр)

1) два стихотворения Пушкина – на ваш выбор (если маленькие – три)

2) два стихотворения Лермонтова– на ваш выбор (если маленькие – три)

3) один прозаический отрывок из Гоголя (на выбор из трёх предложенных):

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире.

 

« Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! »

Список практических занятий на 1 семестр (8)

 

ПР № 1.   Основные понятия литературоведения и книговедения.  Чтение и анализ рассказа.

ПР № 1

Домашнее задание к ПР№ 1:  – сдать конспекты № 1, 2, выучить термины.

                  - прочитать рассказы Чехова «Размазня», «Злой мальчик», и Тэффи «Когда рак свистнет»и принести текст.

                        - проанализировать рассказы по схеме.

  Основные понятия литературоведения и книговедения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Актуализация базовых знаний по литературоведению, необходимых для анализа литературных произведений: тема, идея, сюжет, композиция, образ, герой, автор.
  2. Специфика анализа прозаических и стихотворных текстов.

        Ознакомиться со схемой анализа.

   3. Анализ трёх рассказов по схеме:

                            А.П. Чехов «Злой мальчик»

                            А.П. Чехов «Размазня»

                            Тэффи         «Когда рак свистнет»

ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ЗАНЯТИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!!!

 

Анализ прозаических произведений делать по плану.

Примерный план анализа произведения

1. История создания. Время, место, ист. обстановка, личные обстоятельства (коротко)

2. Тема произведения (о чем оно? ), проблемы (какие вопросы поднимает автор? )

3. Хронотоп (когда и где происходят события)

4. Сюжет. Очень кр. пересказ

5. Композиция (организация развертывания сюжета)
         а) роль начала произведения. Значимость первого предложения (На что настраивает? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения? ).
          б) выявление эпизодов и событий, составляющих сюжет, их анализ. Понимание важности каждого эпизода и события.
           в) выявление логики последовательности эпизодов (Как через эту последовательность выявляется авторская мысль? ).

           г) роль конца произведения. Значимость последнего предложения
6. Система образов.

7. Характеристика героя. ( Место персонажа в системе образов пр-я.Социальное и материальное положение. Первое появление литературного героя; что ожидаем от него. Портретные детали. Речевая характеристика (что и как говорит). Проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков. Взаимоотношения с другими людьми. Внутренний мир героя(чувства, мысли, фантазии). Жизненные ориентиры, ценности героя. Авторское отношение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа).

8. Пейзаж





Интерьер

Анализ стихотворения «Море»

План разбора стихотворения:

  1. Дата написания.
  2. Реально-биографический и фактический комментарий (коротко).
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска стихотворения;

г) развитие чувств (динамика или статика);

д) преобладание общественных или личных интонаций.

5. Как построено стихотворение:

        а) основные словесные образы(перечислить);

        б) их сопоставление и развитие (по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению);

         в) основные изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза)

          г) речевые особенности (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание);

          д) особенности ритмики (размер, рифма, способы рифмовки, строфика, эвфония и звукопись)

6. Ваше отношение к произведению

ПР № 3.                 Д.З. – читать «Мал. траг» и анализировать

ПР № 4

Д.З. - – сдать конспект № 3, 4

           - сдать ЧД по Пушкину

                  - сдать стх. Пушкина

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина                                                        

  1. История создания. Историческая основа произведения.
  2. Жанровое своеобразие и композиция.
  3. Тематика и проблематика. Функция эпиграфов в «Капитанской дочке» Пушкина.
  4. Дворянский мир в изображении Пушкина:

а) быт, воспитание, образование, нравы, образ жизни, цель жизни дворян (на примере семьи Гриневых и Мироновых, подчеркнуть сходство и определить различия);

б) образ Гринева (портрет, речь, воспитание, образование, отношение к людям, поступки, жизненные ценности, развитие характера), * в тетради схематично перечислить события в жизни героя ;

в) образ Швабрина (портрет, речь, воспитание, образование, отношение к людям, поступки, жизненные ценности, развитие характера), * в тетради схематично перечислить события в жизни героя ;

г) женские образы; образ Маши Мироновой (портрет, речь, воспитание, образование, отношение к людям, поступки, жизненные ценности, развитие характера), * в тетради схематично перечислить события в жизни героини .

  1. Народ в романе. Быт, нравы, образ жизни, поступки (Савельич, крепостные в семье Гриневых, Мироновых, солдаты в крепости)
  2. Изображение пугачевского восстания.
  3. Образ Пугачева и средства его раскрытия ( портрет, речь, воспитание, образование, отношение к людям, поступки, жизненные ценности, развитие характера), * в тетради схематично перечислить события в жизни героя .  М. Цветаева о Пугачеве.
  4. Автор и рассказчик в повествовании.
  5. Основной конфликт в произведении и его разрешение. Авторская идея.

 

 Рекомендована література

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974.

Гей Н.К. Проза Пушкина. – М., 1993.

История русской литературы: В 4-х тт. – Т. 2. – Л.: АН СССР, 1981.

История русской литературы/ под ред. А.А. Аношкиной. – М., 1989.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.

Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 30-ые годы. – Л., 1974.

Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (1-ая половина). – М., 1977.

 *Звездочкой обозначены письменные работы к практическому занятию

 

ПР № 5

Д.З. - – сдать конспект № 5

     - сдать ЧД по Лермонтову

     - сдать стх. Лермонтова

I. Вопросы для обсуждения.

1. Творческая история «Герой нашего времени». Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом.

2. Обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».

3. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».

4.  «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.

5. Философский характер главы «Фаталист».

6. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.

7. В.Г.Белинский о романе. Печорин и Онегин.

8. Жанровое своеобразие произведения.

9. Споры о творческом методе романа.

10. Современная интерпретация романа (статья П.Вайля и А.Гениса «Печоринская ересь»)

Литература

1. Белинский В. Г. Герой нашего времени.

2. Мануйлов В.А. Роман М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"

3. Эйхенбаум Б. М. Роман М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"

4. П.Вайль и А.Генис. Печоринская ересь

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6, 8

Д.З. - – сдать конспект № 6, 7

     - сдать ЧД по Гоголю

     - сдать отрывок из Гоголя

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

КМР

 

НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНІ МАТЕРІАЛИ З ДИСЦИПЛІНИ

  1. Гречихин А.А., Рахманалиев Р. Книга в России. М., 2007.
  2. История книги / Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой.-М., 2001.
  3. Жан Ж. История письменности и книгопечатания. М., 2005..
  4. Зинченко В. Г. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учебное пособие. – М., Флинта: Наука., 2011
  5. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982.
  6. Кременцов Л. П. Русская лтература 19 века 1801-1850 гг. – М., 2008
  7. Шомракова И.А., Баренбаум И.Е. Всеобщая история книги. М., 2005.
  8. Е. Е. Дмитриева, Л. А. Капитанова, В. И. Коровин и др. История русской литературы XIX века.Учебное пособие в 3-х частях - М., 2008
  9. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века М.: Изд-во МГУ, 1997
  10. Аношкина В. Н. История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы: учебное пособие. -М., 2006
  11. Скаковский И.Г История русской литературы XIX века.: учебное пособие СПб., 2009.
  12. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (1-ая половина). – М., 1977.
  13. Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х века (1 половина). – М., 1985.
  14. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. – М., 1994.

Интернет-ресурсы

 

Тексты, обязательные для прочтения и изучения и занесения в чит. дневник

Жуковский В.А. Лирика

Крылов И. А. Басни

А.С.Пушкин

Маленькие трагедии.Евгений Онегин.Капитанская дочка.

 Лирика: Свободы сеятель пустынный …” Признание. На холмах Грузии…Я вас любил…Элегия (Безумных лет угасшее веселье…). Я думал, сердце позабыло… К*** («Я помню чудное мгновенье...»)К Чаадаеву. Пущину. Во глубине сибирских руд… Бесы. Деревня. Анчар. Поэт. Пророк. Из Пиндемонти. Осень (отрывок ). Не дай мне бог сойти с ума… Пора, мой друг, пора… Отцы-пустынники и жены непорочны. Памятник. “Если жизнь тебя обманет…”

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Поэмы “Цыганы”, «Медный всадник»

повесть “Пиковая дама”, «Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов

Герой нашего времени.

Лирика: Парус. Я жить хочу! Хочу печали..Мой демон. Смерть поэта. Дума. Прощай, немытая Россия. Родина. И скучно, и грустно…Пророк. Выхожу один я на дорогу… Утес. Ночевала тучка золотая… Тучи. Из Гете. Я не унижусь пред тобою… Зови надежду – сновиденьем… Благодарность. Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...” “Как часто, пестрою толпою окружен...”

Поэмы: Демон. Маскарад.

  Н.В.Гоголь

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Нос.

Портрет. Ревизор. Мертвые души.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Невский проспект. Записки сумасшедшего. Другие пр-я Гоголя

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:  

Лирика К. Батюшкова, П. Вяземского, Н. Языкова, Е. Баратынского, Д.Давыдова и др. поэтов 1 пол. 19 века

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Читать тексты. На «3»- в сокр, на «4-5» - в оригинале. На ПЗ изучаются не все произведения, но в ЧД должны быть все, вынесенные для обязательного прочтения

 

2. Посещать занятия и вести конспекты лекций (проверяются по требованию) (отработка - конспекты лекций) –Н- = минус 2 балла

 

3. ОБЯЗАТЕЛЬНА подготовка к ПЗ и ОТВЕТ оценивается работа на занятии, баллы не ставятся, а ее качество – на КМР).

Пропуски ОБЯЗАТЕЛЬНО отрабатывается письменно (один из вопросов). Пропущенное и неотработанное ПЗ - минус 5 баллов

Если студент присутствовал на занятии, но не отвечал – необходима письменная отработка

(в противном случае - минус 5 баллов).

 

4. На «4-5» все виды работ д.б. сданы вовремя ( В журнале завожу 2 графы на каждый вид работы: 1- вовремя сданные, 2- не вовремя.Выставляются общие баллы при подведении итогов в конце семестра.

 Все вовремя сданные работы – 5, не вовремя – 1-2 балла. Есть недостатки – 3-4 балла)

 

РСО

Шкала оцінювання:  

відмінно 90–100 А
добре 82–89 В
  75–81 С
задовільно 64–74 D
  60–63 E
незадовільно 1-59 FX

Баллы:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.176 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь