Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вы не соответствуете вашим мыслям о себе
В нашей культуре мы привыкли делать умозаключения, основанные исключительно на восприятии. Обычное свойство человеческой природы, но нередко оно приводит к трагическим результатам. Например, если вы и я внешне выглядим как два разных человека, делается вывод о нашей непохожести, разделенности и так далее. Все это превозносит восприятие и наделяет его властью. Наш «первородный грех», изначальная ошибка – уверенность в том, что мы можем быть от чего-то отделены. От источника, от сознания и даже от Бога. Познавая разделение на собственном опыте, мы верим в его реальность. Это ошибочное восприятие – корень всех страданий. Если вы задумаетесь об особенностях восприятия и пронаблюдаете за ним какое-то время, вы заметите его переменчивость. Сделаете открытие, обладающее, при всей простоте, глубоким смыслом. Затем вам откроется еще один важный момент: все, что вы воспринимаете, ограничено особенностями вашего пола, возраста, культуры или субкультуры, семейных традиций и, наконец, личными симпатиями и антипатиями. Мир не соответствует вашим мыслям о нем. Вы не соответствуете вашим мыслям о себе. Я не соответствую вашим мыслям обо мне. Ваши мысли о мире, вас самих и обо мне построены на восприятии. Восприятие может быть внешним и внутренним, но оно всегда ограниченно. Признайте этот факт, и вы услышите приглашение узнать правду о себе. Правду, которую нельзя воспринять или придумать, но которая пронизывает все ваше существо. Когда прекращается ментальная суета по поводу ваших мыслей о себе или по поводу того, что вам нужно для счастья, возникшая тишина пробивает брешь в восприятии и в структуре разума. Я приглашаю вас войти в образовавшийся пролом. Вы поразитесь непривычной тишине. Еще бы! Ведь разум сейчас не заполнен очередным самоопределением. Только тишина. Благословенная тишина, позволяющая вам узнать то, к чему вы так стремились: правду о себе. Любые мысли, возникавшие у вас о себе, какими бы возвышенными или уничижительными они ни были, не имели ничего общего с вашей истинной природой. Это были просто мысли. Правду о том, кто вы есть, невозможно перевести в мысли, ибо она источник всех мыслей. Правде о вас невозможно дать название или определение. Слова «душа», «свет», «Бог», «истина», «я», «сознание», «вселенский разум» или «божественность» не более чем отблески великолепия правды о вас. Они не годятся для описания той бесконечности, той безграничности, которая зовется вами. Людям свойственно причислять себя к той или иной категории: ребенок, подросток, отец, мать, пожилой человек, здоровый человек, больной человек, страдающий человек или человек просветленный. Но за этими самоотождествлениями всегда скрывается правда о том, кто вы есть на самом деле. Она не чужда вам, напротив, настолько близка, что трудно поверить. Вы закрывались от нее одеждами, предлагаемыми родительским воспитанием, культурой, религией. Вы не замечали того, что всегда было рядом, ближе, чем удары вашего сердца, чем любая мысль. Ближе любого восприятия. Правда о том, кто вы есть на самом деле, совершенно не затронута вашими представлениями о себе. Характер этих представлений, их возвышенность или приниженность, роли не играют. Правда о вас свободна от всего. Вы уже свободны, но осознать свободу вам мешала привязанность к мыслям о себе. Эти мысли ничего не добавляли и не меняли в вашей истинной природе. Но они отделяли вас от осознания правды о самих себе. Сосредоточьтесь на том, что всегда было рядом, открытое и доступное, и ждало вашего осознания. Кто вы на самом деле? Образ, мелькнувший в мозгу? Ощущение, возникшее в теле? Чувство, затронувшее разум и тело? Может, вам понравились чьи-то слова о вас и вы подгоняете себя под чужое описание? А может, чье-то представление о вас вызвало бурю протеста и вы упрямо доказываете себе и миру, что это не так? Нет числа путям ложного отождествления. Определения приходят и уходят, рождаются и умирают. Только правда о вас не появляется и не исчезает. Она существовала до вашего рождения. Она сопровождает вас на протяжении жизни и останется после вашей смерти. Узнать правду о себе не только возможно. Это ваше законное право. Любые мысли о том, что подобное открытие – не для вас, что сейчас не время, что вы не готовы или недостойны, что вы и так всё о себе знаете… все подобные мысли – уловки вашего разума. Сейчас самое время заняться исследованием «я»-мышления и узнать его истинную ценность. Это исследование откроет дверь для осознанной разумности, чтобы вы смогли окончательно понять, кто же вы есть на самом деле.
8 Кто вы?
Самый важный вопрос: «Кто я? » В определенном смысле это «вечный вопрос», не теряющий актуальности на протяжении всей жизни. Каждый род деятельности, индивидуальной или коллективной, мотивирован в основе своей поиском самоопределения. Обычно вы ищете положительный ответ на этот вопрос и убегаете от негативных. Когда вопрос обретает ясность, его движущая сила направляется на поиски правдивого ответа: живого, не связанного никакими условиями и достигающего самой сути. Разумеется, внешний мир достаточно рано начинает отвечать на вопрос, кто вы. С детства вы слышите от родителей, что вы – мальчик или девочка, что у вас есть имя и своя роль в семье. Чем старше вы становитесь, тем бо& #769; льшую обусловленность приобретает этот вопрос. Вас считают хорошим или плохим учеником в школе, хорошим или плохим человеком, тем, на кого можно или нельзя положиться. Вы переживаете успехи и неудачи. Рано или поздно у вас складывается представление о себе, но оно вас не удовлетворяет. До тех пор пока на этот вопрос не будет дано правдивого ответа (традиционные ответы не в счет), вы не успокоитесь. Как бы вы ни выглядели в глазах других людей, каких бы определений вы себе ни давали, ни одно из них не вселяет в вас уверенность. Момент, когда вас перестают удовлетворять любые ответы, очень важен. Его часто называют моментом духовной взрослости или зрелости. Вы достигли точки, когда можете осознанно заняться исследованием себя. При всей своей силе и простоте вопрос: «Кто я? » – отбрасывает разум назад, к истоку личной идентификации, к основному предположению: «Я есть кто-то». Приняв это предположение за истину, вы можете углубляться в исследование. Нетрудно понять, что изначальная мысль: «Я есть кто-то» – приводит к всевозможным стратегиям. Возникает стремление стать кем-то лучшим, кем-то более защищенным и успешным, кем-то, кому доступно больше удовольствий и комфорта. Но когда вы задумываетесь над этой изначальной мыслью, разум сталкивается с «я» и предполагает, что оно отделено от предмета поисков. Начинается процесс самоисследования. В результате основополагающий вопрос: «Кто я? » – так и остается без ответа. Мы целыми днями рассказываем себе и другим, какие мы важные или ничтожные, большие или маленькие, молодые или старые… упорно уходя от сути вопроса. Кто вы на самом деле? Откуда вы знаете, что вы именно таковы? Это правда? Вы уверены? Если вы скажете, что вы – человек, вы повторите слова, которым вас научили. Если вы назовете себя хорошим или плохим, невежественным или просветленным – озвучите лишь умственные представления. Вы забываете их каждую ночь, когда засыпаете, а то, что можно забыть, не гарантия истинности. В момент честного и искреннего самоисследования, которое невозможно забыть и не требуется вспоминать, вам открывается, кто же вы есть на самом деле. Для этого не нужно особых условий или состояний. Надо лишь перестать искать себе определения. Когда вы сосредоточитесь на вопросе «Кто я? » – возможно, увидите некое существо с вашим лицом и телом. Но кто знает об этом существе? Вы – предмет или вы – осознание предмета? Предмет появляется и исчезает. Родитель, ребенок, любимый, покинутый, просветленный, победивший, проигравший – все эти отождествления приходят и уходят. А осознание отождествлений остается. Ложное отождествление себя с неким осознаваемым предметом ведет к неописуемому наслаждению или нестерпимой боли и нескончаемым кругам страданий. Когда вам самим захочется прекратить ложные отождествления и окончательно признать себя сознанием, а не набором меняющихся определений, все поиски себя через мысли о себе прекратятся. Если вы с детской чистотой и наивностью проследите путь вопроса «Кто я? » до самого его источника, то сделаете изумительное открытие: никакого существа нет и не было! Есть лишь не поддающееся объяснению, безграничное признание себя нераздельной частью всего остального. Вы свободны. Вы цельны. Вы безграничны. Для вас нет ни потолка, ни рамок. Любая идея о том, кто вы, в вас появляется и в вас же исчезает. Вы – осознание, а осознание есть сознание. И пусть в этот момент умрут все самоопределения. Не удерживайте их, посмотрите, что& #769; останется. Увидьте то, что никогда не рождалось и никогда не умрет. Почувствуйте облегчение, сбросив с плеч тяжкую ношу самоопределений. Ощутите нереальность этой ноши. Почувствуйте радость, которую не надо искать. Пребывайте в бесконечном покое вашей истинной природы, прежде чем появится хоть одна мысль, связанная с «я».
9 Правда или история?
Ваше последнее исследование, возможно, вскрыло ряд историй о том, кто вы есть. Историй, придуманных вами либо вашей культурой. Истории – это удивительный аспект человеческого существования. Он охватывает весь спектр человеческой драмы. Истории способны учить, развлекать, соблазнять, наполнять силой и устрашать. Пересказ историй – это способ выражения всей бесконечности аспектов своей жизни. Есть истории о физических существах, которых можно потрогать, измерить и взвесить. Эти существа принадлежат к субатомному миру, к микромиру, к минеральному, растительному, животному царствам или царству насекомых, к позвоночным и беспозвоночным. Их масштаб может определяться планетарными или космическими рамками. Есть истории о других существах – плодах воображения, фантазии и персонажей снов. Есть истории эмоциональные: сложные, запутанные, где без конца происходит столкновение, пересечение и наложение гнева, страха, печали, отчаяния, радости, любви и блаженства. Есть истории ментальные с обязательным вступлением, основной частью и завершением, с подробными объяснениями и оправданиями действий персонажей. Есть истории природные, где взаимодействие или противоборство природных стихий оказывают физическое, умственное и эмоциональное влияние на отдельных людей, супружеские пары, семьи, племена, общества, культуры, субкультуры, нации, религии, классы, касты, планеты и Вселенную. Вся невообразимая безграничность жизни в разных мирах и разных слоях этих миров выражается через истории. У каждой культуры, семьи и отдельного человека есть своя история с прошлым, настоящим и будущим, с надеждами и страхами, с богами, демонами, чудесами, катастрофами, успехами, неудачами, хаосом, гармонией, ликованием и отчаянием. Словом, истории на любой вкус, интеллектуальный уровень и представления о нравственности. Каждый сознательный момент вашей жизни фиксируется и помещается в вашу личную историю. Это делается через физические, эмоциональные и ментальные наслоения, болезни, выздоровления, телесную крепость, телесную слабость, сексуальность, продолжение рода, статус, власть, завоевание, капитуляцию, овладение и потерю. Мы несем в себе коды культуры Месопотамии и культуры Древнего Китая наряду с ужасами холокоста времен Второй мировой войны. Вы услышите истории под сводами Сикстинской капеллы и в забегаловках той части штата Миссисипи, которая по традиции зовется Дельтой. По сути, историческая наука во многом состоит из историй, которые человечество то забывает, то вспоминает снова. Какое завораживающее разнообразие! Какая удивительная и в то же время ужасная красота! Единственное, чего нет в большинстве историй, – элемента, который невозможно перевести в физическое, эмоциональное, ментальное или социальное измерение. Однако элемент этот содержится в каждом физическом, эмоциональном, ментальном и социальном событии любой величины. Это – правда, скрывающаяся за красочной и несовершенной историей, – правда самой жизни. Правда бытийности. Правда о вас. Правдивы ли истории? Да и нет. Да, если рассматривать их с точки зрения опыта, и нет, если речь идет о конечности бытия. Да, если мы говорим о них как об аспекте цельности. И нет, если мы имеем в виду саму цельность.
10 Какова ваша история?
Рассказываете ли вы себе истории? О чем они? О том, что у вас есть или чего нет, о том, что вам нужно или чего не нужно? Может, это истории о вашей свободе, несвободе, нищете, изобилии, горе, радости? Кто в них главный герой: вы или другой человек? Говорится ли в них о том, что нужно изменить и что оставить неизменным, что правильно и что неверно? Возникает ли у вас желание остановить рассказ? Готовы ли правдиво ответить, хочется вам его прекращать или нет? Что бы вы о себе ни рассказывали, будь то нечто величественное или ужасное, это всегда лишь история. Как история, как квинтэссенция опыта, она может быть относительно правдивой. Но это – не окончательная правда. Истории появляются, изменяются, исчезают. Окончательная правда не имеет ничего общего с чувствами, биохимией или переменой обстоятельств. Окончательная правда неизменна и не обусловлена. Вы в любое мгновение можете оборвать рассказ вашей истории. Даже если это хорошая история, перестаньте ублажать себя, пересказывая ее, и вы сразу же ощутите правду. Вы не можете ощутить правду, если продолжаете рассказывать свою историю, и вы не можете продолжать ее рассказывать, если ощутили правду. Это очевидно! Оборвите рассказ вашей истории сейчас. Не потом, когда история станет лучше или хуже, а в это самое мгновение. Перестаньте оттягивать встречу с правдой, лежащей за пределами любой истории. Все усилия, все трудности и страдания обусловлены только тем, что вы не желаете прекращать рассказ. Ваше нежелание подпитывается надеждой, что история даст вам то, к чему вы стремитесь. Вы надеетесь, будто, подправив историю и внеся необходимые изменения, получите желаемое. Перестав рассказывать историю обо мне, о нем, о ней, о них или о нас, вы сразу же осознаете, что& #769; такое быть тем, кто вы есть на самом деле. Тогда уже никакая история, появляясь и исчезая, не затронет вашей истинной сути. Ночью вы ложитесь спать и видите сон. У него есть начало, середина и конец. В том момент он кажется вам реальным, но, проснувшись, вы сразу понимаете: это лишь сон. Подобным же образом вы можете пробудиться ото сна вашей жизни. Вы можете сделать это раньше, чем окончится история о вас, поскольку все истории рано или поздно завершаются. Пробуждение от истории называется «осознанным сновидением» или «управляемым сном». Обычно по утрам, вместе с одеждой, вы надеваете и личную историю. Возможно, вы занимаетесь медитативными практиками, но ваша настоящая практика – поддержание истории о себе. Энергия и чувства, рождаемые историей, влияют на эмоциональное состояние, заставляют попеременно испытывать то подавленность, то радость, то боль, то наслаждение. И все они крутятся вокруг вашей истории. Для большинства жителей планеты личная история – это главная религия. Личная история может находиться в теле конкретного человека, в племени, в нации, в религии, в «нас». Потому-то на Земле и не стихают войны, и потому не прекращаются войны с собой. Если вы способны понять, что& #769; из себя представляет ваша история, тогда она в большей степени осознанна, чем бессознательна. Вы видите особенности вашей истории и можете отказаться от подчинения ей как реальности. Каждому дана возможность самостоятельно убедиться, что все истории, какими бы запутанными и многослойными они ни были и как бы глубоко ни коренились в нашей генетической структуре, – всего лишь истории. А правда о том, кто вы есть, – это уже не история. Масштабы и близость этой правды превосходят все истории. Когда вы загораживаетесь от правды о себе в угоду красивой истории, вы упускаете драгоценную возможность познакомиться с собой. Чтобы обнажить вашу собственную, особую историю, спросите себя честно и прямо: «Какова моя история? » Это обнажение не ставит целью избавиться от истории или, наоборот, следовать ей. Цель другая: понять, какие истории вы рассказываете о таком себе, каким себе мыслитесь. Или о таком себе, каким вам следовало бы стать. Вне зависимости от ответов допускаете ли вы вероятность того, что все это – лишь история? Дело не в том, правильна она или нет. Она нереальна. Прочувствуйте ее нереальность. Верните ваше сознание в пространство, где нет ни историй, ни мыслей. Если мелькнет какая-то мысль, отнеситесь к ней как к чему-то мимолетному. Не пытайтесь рассуждать, верна она или нет. Это лишь мысль, не имеющая отношения к жизненно важной правде о том, кто вы есть на самом деле.
11 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы