Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Непостоянство умственных построений
Мы знаем, как мысли управляют восприятием. Когда мы влюблены, мир видится нам ярким, красивым и дружественным. Если сердце разбито, мир предстает мрачным, холодным и угрожающим. У большинства людей самооценка колеблется между крайними точками, бывая то завышенной, то заниженной. Стремление к радости и попытки избежать печалей создают повседневную стратегию жизни большинства людей. Но, к сожалению, если цепляться только за положительный взгляд на себя и отгораживаться от негативного, то ложное отождествление никуда не исчезнет и восприятие жизни останется ограниченным. Нам бывает трудно это принять, мы цепляемся за прекрасные состояния разума, за счастливые ощущения и удивительные моменты. Кажется, что плохого в том, чтобы сохранить все приятное, красивое и радостное? Но все светлые состояния разума по природе своей непостоянны, и, как бы мы ни старались их удержать, они сменятся другими, далеко не радужными. Все состояния разума, все чувства возникают, существуют какое-то время и исчезают. Большинство людей стремятся спрятаться от печальной правды, забивая голову мыслями. Эта «мыслемешалка» мотивируется прежде всего желанием вернуть удивительные ощущения прошлого и избавиться от плохих мыслей, которые возникают в настоящем. Когда вы ясно увидите правду о непостоянстве тел, эмоций, мыслей, состояний и образов, вы сможете осознанно оставить непостоянное таким, какое оно есть. Это очень легко! Ведь оно уже непостоянно. Все попытки удержаться за то, что непостоянно по своей природе, бесплодны и обречены на провал. Если вы добровольно признаете правду непостоянства, куда входят и представления о вас, вы по-настоящему расслабитесь. Ваша идея о себе пятилетнем отличается от идей о себе в пятнадцать, пятьдесят или девяносто лет. Любая идея непостоянна по своей природе. Тогда признайте, что и любая идея о вас тоже не отличается постоянством. Все, что непостоянно, – нереально. Стоит признаться себе в этом, и вся активность разума прекратится. Разум питается собственной деятельностью, пока не создает нагромождение из страданий. В основе всей активности разума лежит поиск самоопределения, но разум всегда ищет не там. В мыслях. В предметах: купить новую машину, сменить партнера, найти лучшую работу, переселиться в более просторный дом. Он даже ищет в духовности, пытаясь найти просветленную версию себя. Деятельность разума всегда строится на стремлении за что-то ухватиться и что-то оттолкнуть. Но в любом случае разум хватается и отталкивает то, что непостоянно. Если разум капитулирует перед правдой непостоянства, он избавляется от привычки хвататься и замолкает. Он достигает океана сознания и обнаруживает, что никогда не был отделен от этого океана. Постоянство вашей природы ощущается как постоянное осознание. Оно одно и то же, сколько бы лет вам ни было: пять, пятнадцать, пятьдесят или девяносто. Лучащееся сознание и есть ваша истинная идентичность. Когда вы понимаете и признаёте, кто вы есть на самом деле, все попытки обзавестись чем-то новым, чтобы на его фоне выглядеть лучше, кажутся абсурдными и вызывают смех. Вам становится удивительно легко. Еще бы! Миллионы эонов вы прятались от правды о себе и наконец капитулировали перед нею.
23 Память и проекция
Единственное препятствие к признанию правды о том, кто вы есть, – ваши мысли. В действительности все просто. Все мои беседы с людьми направлены на то, чтобы пробиться сквозь мыслительный процесс, который, как вы знаете, очень силен. Мысли о том, кто вы есть, проистекают от двух сил разума: силы памяти о прошлом и силы проецирования в будущее. Мысли о прошлом и будущем создают мысли о вас в настоящем. Силы памяти и проекции – мощные силы. Нет ничего плохого в том, чтобы помнить прошлое или проецировать мысли в будущее. Оба процесса – часть опыта, и, в общем-то, они делают нас людьми. Опасность в том, что мысли подменяют собой постоянное присутствие, которое вы ищете. Вы увязаете к прекраснодушных рассуждениях о Боге, мусолите их, упуская из виду самого Бога. Потом страдаете и изо всех сил стремитесь воссоединиться с Божьей правдой, дабы погасить страдания. Я предлагаю вам временно прервать чтение, закрыть глаза и пофантазировать. Такая задача каждому по плечу, и вы без труда справитесь с нею. Подумайте о себе в детстве, увидьте, какими были тогда. У вас может появиться мысленная картина, ощущение или отблеск знания того, какими вы тогда были. Потом представьте себя подростком или молодым человеком. Постарайтесь увидеть, какими были тогда. А теперь попытайтесь узреть себя больным, когда вам плохо. Ощутите мысли и чувства себя больного. Далее увидьте себя пышущим здоровьем. Какие мысли и чувства вызывает образ? Вспомните все ощущения, связанные с вами, когда вы чувствовали себя абсолютно здоровым. Теперь представьте себя счастливым, чего-то достигшим и прислушайтесь к своим ощущениям. Следующее задание – увидеть себя несчастным, потерянным, оторванным от всех и одиноким. И наконец вообразите, кем вы станете через несколько лет. Спроецируйте себя в будущее. Подведем итоги опыта и попробуем понять, сказала ли вам правду полученная галерея образов. Какое общее ощущение вызвали все эти чувства? Сложились ли представления о том, каким вы были в разном возрасте? Естественно, вы менялись. Вы собрали эти представления и спроецировали их в будущее. Но то, что видит эти изменения, всегда было здесь и не менялось. У того, что видело вас, нет лица, нет личности и даже нет сущности. У него нет ни мыслей, ни атрибутов, ни прошлого, ни будущего. И тем не менее, когда есть атрибуты, прошлое и будущее, оно не исчезает. Оно всегда здесь. Если бы вы смогли в долю секунды узреть пустоту любого своего образа, у вас появился бы выбор: продолжить гонку за лучшим образом или капитулировать перед правдой, которая не имеет образа и неотделима от каждого образа. Это очень важно. Бесформенная правда о том, кто вы есть, неотделима от любых формулировок, сделанных вами о себе, поскольку бесформенная правда заключает в себе их все. В настоящий момент бесформенная правда о том, какой вы есть, точно такая же, какой она будет в момент смерти вашего тела, когда все образы прекратятся. У вас есть потрясающая возможность осознать себя бесформенной правдой прежде, чем ваше тело умрет. Многие это поняли и приняли. Многие поймут и примут. Кто-то не сумеет понять и принять, пока не окажется на смертном одре. Но даже если вы признаете бесформенное присутствие, которое было неотделимо от каждой секунды вашей жизни, только в момент смерти – считайте, что ваша жизнь была прожита в славе этого осознания. Ваше окончательное достижение явится признанием, сделанным миру. Мысли о себе – единственное препятствие на пути к этому достижению, но они не проблема, поскольку вы, будучи сознанием, способны видеть сквозь любые препятствия. Видеть себя. Вы способны познать себя, стать правдивым с собой и испытать себя в этом знании. Проводя испытание, вы познаете себя глубже и под новыми углами.
24 Сравнение и обладание
У разума есть еще одна сила – сила анализировать опыт и сортировать его по категориям. То, что можно увидеть, рассортировать и разнести по категориям, всегда относится к сфере разума. Одни события и явления он сочтет уродливыми, другие – прекрасными. Что-то назовет хорошим, а что-то – плохим. Но вы – не категория разума. Кто вы, увидеть невозможно. Однако можно непосредственно воспринять, и такая возможность доступна вам всегда. Будучи одержимыми способностью разума все сортировать, мы упускаем возможность увидеть себя такими, какие мы есть. Нас бы поразило, до чего мы схожи! Наш истинный облик не зависит от пола, расы, культуры, социального класса, нервной системы, интеллекта и воспитания. Он ближе к нам, нежели все понятия о просветленности и невежестве. Если желаете, на мгновение перестаньте поддерживать тенденцию разума сравнивать и поляризовать. Вам станет смешно. Вы просто обхохочетесь. «Надо же, у меня были волосы, а я пытался быть лысым. У меня были карие глаза, а я почему-то думала, что мне подойдут синие. Я был человек западного мира, но почему-то считал, что мое место – на Востоке. Я была женщиной и всегда ощущала потребность стать мужчиной». Приведенные примеры достаточно грубы. На самом деле все происходит гораздо тоньше. Из-за практики разума, направленной на сортировку, сравнение и поляризацию, мы упускаем из вида единство и тождественность наших «я». Главная точка приложения разума – обладание. Обучение происходит, когда разум объявляет какие-то знания своими, становится их обладателем. Обучение – удивительный процесс, и он невозможен без способности разума к обладанию знаниями. Ведь благодаря силе разума и его способности к обладанию знаниями появляются шедевры искусства и великие научные открытия. Благодаря этой силе можно спроектировать и построить дом, сшить одежду, приготовить еду. Но есть место, куда разум не в силах проникнуть; место, которым он не может обладать. Я говорю об источнике его собственной силы. Когда внимание индивидуальной жизни таинственным образом обращается к источнику, к воссоединению с Богом, сфера разума бесполезна. Но поскольку мы так любим силу нашего разума, нам может понадобиться не одна жизнь, чтобы понять эту истину. Мы не хотим верить в существование чего-то такого, куда разум не может проникнуть. Не допускаем и мысли, что для познания абсолютной правды нашего существования мы должны отпустить все. Мы не владеем истиной, хотя разум и лелеет надежду на это. Зато истина может предъявить права на обладание каждым из нас – каждой душой, каждым существом. Когда я говорю об «остановке», о «прекращении поисков», я указываю на нашу привычную тенденцию попытаться что-то получить. Нас приучили пользоваться способностями разума: силой мышления, проецирования, воображения, разделения и сокрытия. Но достаточно лишь мгновение просто быть, не пытаясь стать кем-то или чем-то, не стараться что-то упорядочить, от чего-то откреститься, чему-то дать название… просто быть, чтобы пробудиться. Это не особо редкое состояние. Такая возможность выпадает нам несколько раз в день, но мы не замечаем ее, поскольку одержимы силой разума. В эти чистые, прекрасные моменты разум устраняется. Он даже готов замолчать. Но мы не позволяем ему этого. Тормошим его, и он снова занимает главенствующее положение, и мы снова несемся куда-то, одержимые делами, определениями, мнениями о том, что кто-то нас подставил. Мы думаем о материальных предметах и необходимости получить больше новых знаний. Чтобы ощутить настоящую свободу, мы должны освободиться от одержимости силой разума, а для этого ее нужно увидеть. Каждый из нас должен проделать такое исследование и сказать себе правду. Разум при этом чувствует себя вывернутым наизнанку и поколоченным. Ему привычнее лгать; тогда он сохраняет свою силу. Не бойтесь вывернуть разум наизнанку. Вы испытаете радость и душевный подъем. Вы напрямую соприкоснетесь с правдой о самих себе. Предложение заняться открытием любви, истины, просветления, свободы или вашего «я» звучит для разума издевательством. Он не может проникнуть туда, где по-настоящему чисто и свободно, а значит – непознаваемо. Здесь разум должен проявить смирение. Должен понять, что не все доступно его пониманию. Тогда откроется ментальная дверь к капитуляции. Вы успели многое познать и действовали успешно и можете подумать, что, приложив усердие, достигнете успеха и на этот раз. Однако достижение истинной свободы не похоже на напряженные умственные усилия. Вам нужно проявить упорство в другом – в отказе от надежды, что разум принесет вам свободу. Нет, свободы он вам не принесет, как не принесет любви и просветления. С его помощью вы не познаете истину. Когда разум усвоит, что он не всесилен, следующим шагом может стать его капитуляция.
25 Стратегии супер-эго
Эго и его партнер супер-эго – суть внутренние ментальные голоса, решающие, кто вы есть. Если эго-мысль «Я есть это тело» определяет вашу индивидуальную реальность, тогда мысли, определяющие деятельность вашего эго – как ему стать лучше или почему оно не может стать лучше – и сравнивающие его деятельность с деятельностью эго других людей, – это голоса супер-эго. Ваше эго – это симуляция, виртуальная реальность «Я есмь», основанная на восприятии, чувственном опыте и обучении. Ваше супер-эго – это симуляция власти, направленной на контроль вашего эго. Оно строится и функционирует за счет обратной связи, получаемой от других людей. Эго и его «продвинутая» часть, супер-эго, – удивительные явления. В них нет ничего плохого. Оба играют исключительные роли в театре человеческого сознания. Развитие эго чудесно само по себе, а развитие супер-эго, пожалуй, еще чудеснее. Проблема возникает, когда они безраздельно завладевают вашим вниманием и жизненной силой. Место спонтанного и аутентичного восприятия жизни занимает внутренняя война. «Я есть это (или то)», – утверждает один голос. Ему тут же отвечает другой: «Ты недостаточно внимателен к этому (или тому)». Одни голоса утверждают, что вы хороши, прекрасны и добры, другие называют вас ужасными, уродливыми и жалкими. Простой пример. Вы случайно ударились головой. Какие ментальные голоса вы слышите, чуть оправившись от боли? Они обвиняют, упрекают? Если да, то кого: вас, другого человека или посторонний предмет? Эти голоса – попытка супер-эго утвердить свой контроль (обычно через словесное наказание), чтобы впредь вы были внимательнее и берегли голову от удара. Супер-эго – это признанная вами власть, часть вашего эго, которое отделилось и назвало себя Богом, матерью, отцом или гуру. Когда вы осознаете это расщепление, возникнет ожесточенная внутренняя битва; в особенности на «духовной» арене, где супер-эго желает избавиться от эго. Такое желание может быть только у супер-эго. Избавление от эго означает установление полного контроля. Война нужна только вашему супер-эго. Эти воюющие между собой мысли, естественно, отражаются как в коллективном, так и в индивидуальном мире. Однако для целей нашего исследования я прошу вас сосредоточиться на реальности вашего эго. Причина не в том, что так должно или не должно быть. Нет, нам необходимо выяснить, что& #769; в данном случае мыслится вами как реальное. Мы можем наслаждаться свободами, предоставленными нам семьей, культурой и правительством, но все они бессмысленны, если внутри мы связаны симуляцией власти. Упование на суперуэго подкрепляется страхом. Мы боимся, что не обойдемся без него. Короче говоря, почти никто не доверяет истинному, глубинному «я». По сути, мы не доверяем свободе, которой жаждем. Вопрос стоит так: можете ли вы признать ошибку – удар головой – и сказать, что& #769; именно в этом ударе неправильно, без наказания или вознаграждения фальшивой внутренней власти? Основываясь лишь на совести? Вне зависимости от соответствующих функций эго/супер-эго в прошлом готовы ли вы сейчас поверить тому, о чем узнали? Ставлю вопрос еще радикальнее: готовы ли вы поверить честности вашего истинного «я»? Если у вас возникает амбиция вообще обойтись без эго, вы подаете красный сигнал. Что случилось с эго? У кого именно проблемы с эго? У осознания? Проблема с эго может возникнуть только у супер-эго, причем очень серьезная. Супер-эго хочет контролировать эго. Признавая тенденции супер-эго властвовать над эго, но не позволяя ему превращаться в супер-супер-эго, вы можете признать потребности и амбиции вашего эго. В этот момент вы можете включить всё – эго, супер-эго, внутренние и внешние иллюзии – в безграничное сознание, которым, по сути, вы являетесь. Тогда вы ощутите себя очень ограниченным человеком с ограниченными склонностями. Еще один распространенный «таран» супер-эго – идея «никчемности»; особенно в духовных кругах, где так боятся обвинений в высокомерии. Но высокомерие и никчемность – две стороны одной монеты эго. Не следует избегать никакого опыта. То и другое состояние нужно спокойно и прицельно исследовать. Если вы всего на одну секунду позволите себе быть целиком и полностью высокомерными, вы сразу увидите абсурдность высокомерия, его позерство и пустоту. То же самое и с никчемностью. Если вы на одну секунду ощутите свою абсолютную никчемность, никчемность превратится в ничто. Окажется еще одним оружием супер-эго, не имеющим ничего общего с тем, кто вы есть на самом деле. Если вы пытаетесь убежать от высокомерия, никчемности или другого ощущения, вы сжимаете свою жизненную силу. Отчаянно пытаетесь стать такими, какими видитесь себе в мыслях, а вас преследуют мысли о том, какой вы есть в данный момент. Еще одна особенность супер-эго. Если супер-эго вовлечено в битву с эго, оно обязательно победит. Оно «обречено» победить, поскольку на его стороне «Бог». Оно – власть. Какие бы жалкие и слабые аргументы ни пыталось выдвигать эго, супер-эго все равно победит, а иначе и быть не может. Импульс прислушаться к супер-эго и получить от него очередную порку очень силен. Но если вы по-настоящему заглянете глубже, вам откроется безграничная реальность, превосходящая все обличья супер-эго. Вы увидите, что супер-эго – это лишь громкие и пустые слова, означающие всего-навсего обусловленное знание. Но поскольку это знание вбивается в головы людей их родителями, культурами и религиями, голоса супер-эго успевают пустить глубокие корни. Основная стратегия супер-эго – система наград и наказаний. Она очень примитивна, но работает. Понаблюдайте за вашими внутренними диалогами и за тем, как вы говорите с другими. В том и другом случае разговор происходит на уровне наград и наказаний. Мыслеформа, называемая «супер-эго», заявляет: «Я – власть. Я знаю, что правильно, а что нет». Это действует и на сознательном, и на подсознательном уровне. В самой системе наград и наказаний нет ничего плохого. Она побуждает к эффективному обучению. Так обучают людей, так дрессируют домашних животных. На наградах и наказаниях строится система школьного образования. То же, но в несколько иной форме мы находим в любом коллективе. Повторяю, эта система может успешно применяться в различных жизненных ситуациях. Но когда у вас появляется стремление познать истину, система наград и наказаний становится отвлекающим маневром разума. Разум по-прежнему считает, что весь контроль должен принадлежать ему. Ведь он мнит себя «дающим истину» и «судьей истины». Однако истина неподконтрольна разуму. Она свободна. Ее невозможно наказать или наградить. Продолжая исследовать воздействие супер-эго на разум, вы вновь можете обратиться внутрь себя, задать вопросы и позволить ответам подняться из подсознания. Задайте себе два вопроса: «Как я наказываю? » и «Как я награждаю? ». Не делайте различий между внутренними и внешними наградами и наказаниями. Когда какое-то свое действие вы считаете хорошим и правильным, как вы себя вознаграждаете? Оказываете себе почести? Говорите себе нежные слова? А каким бывает ваше наказание, если вы не справились с порученным делом или сделали его плохо? Ругаете себя последними словами? Обрушиваете на себя гнев и ненависть? Поначалу ваши ответы могут показаться очевидными. Да, в вашей жизни бывали моменты, когда вы хвалили или ругали себя. Но если продолжить, вы удивитесь. Это и есть цель самоисследования: опуститься достаточно глубоко и увидеть то, о чем вы и не подозревали, чего не знали и не исследовали. В данном случае вы увидите, как супер-эго проявляется в пределах вашего разума. Совершенно не имеет значения, будут ли ваши ответы духовными или мирскими, просветленными или обыденными. Смотрите, ощущайте и воспринимайте разумом то, что открывается в процессе исследования. Возможно, ваши стратегии награждения преобладали над стратегиями наказания. Возможно, их число одинаково. Возможно, вы наказываете себя сейчас за ваши наказания в прошлом. Смысл такого исследования – увидеть работу разума без деления ее на правильную и неправильную и без добавления разуму силы на новые стратегии. Не ведет ли обнажение этих стратегий к внутреннему пожару? Если пожар возникает и вы не пытаетесь его тушить, а, наоборот, склоняетесь перед ним, что вам открывается? Когда разум возобновит деятельность, на мгновение отпустите все стратегии и постарайтесь увидеть то, что залегает под ними. Оно было до стратегий и будет после них. Оно здесь всегда, неподвластное наградам и наказаниям.
26 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы