Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Покой за пределами понимания



 

Когда разум человека пробуждается, в первую очередь приходит осознание громадных жизненных противоречий; осознание красоты и ужаса жизни, воспринимаемое на уровне собственного опыта и опыта глобального. Осознание становится потрясением для ментальной и эмоциональной сфер человека. Хочется понять, что& #769; все это значит. Если мы живем во вселенной зла, как из нее выбраться? Возникает потребность в понимании, и начинаются его поиски. Мы обращаемся за пониманием к родителям, учителям, культуре, религии. Мы либо принимаем предлагаемые версии реальности, либо отвергаем их. Но в любом случае замешательство не проходит.

Нас удивляют благословенные моменты, когда мы абсолютно уверены в единстве со вселенной и в том, что все есть совершенство. Даже если это – мимолетные ощущения, когда мы смотрим на лицо младенца, или внезапное ощущение покоя, мы сразу замечаем и отмечаем такое состояние. Но затем маятник отклоняется, и мы получаем новый опыт, показывающий ужас или бессмысленность жизни. И опять мы чувствуем, что ничего не понимаем, и снова отправляемся на поиски.

Мне все это известно не понаслышке, не из чужого опыта. Я сама много лет так жила, пока не встретила учителя и он не предложил мне завершить все поиски. В тот момент я отчаянно искала понимания. Но затем, когда позволила слову «остановись» проникнуть в сознание, я поняла: нужна всего секунда, чтобы прекратить многолетние поиски. Мгновение остановки наполнило меня покоем, превосходящим мое понимание. Покой, охвативший меня, содержал в себе весь ужас жизни и всю ее красоту, все отчаяние и всю безмятежность. Но это откровение пришло ко мне не через понимание. Понимание наступило потом. Глубинное, необрывочное понимание, за которым следует ощущение непоколебимого мира с самим собой.

Обычно мы жаждем понимания и не сомневаемся, что оно приведет нас к истинному опыту. Мы пытаемся понять все события, происходящие с нами, получаем опыт и рассовываем его по маленьким ментальным нишам. Это пример того, каким образом великая сила разума управляет нашей жизнью. Но когда наступает момент осознания истины, разум уже не в состоянии нас вести. Он великолепно оснащен для того, чтобы что-то открывать или за чем-то следовать, но только не вести. Разум не враг нам, и в его деятельности нет ничего плохого. Трагедию создаем мы сами, принимая умозаключения разума за реальность. Это серьезная трагедия, приводящая к страданиям в повседневной жизни отдельных людей и страданиям всего человечества в целом.

Вас с детства приучили отводить умственному пониманию особое, первостепенное место, но умственное понимание не истинно. В эту сферу понимания входит многое: умение завязывать шнурки, практика хороших манер, изучение нового языка или решение сложных математических уравнений. Но этот уровень понимания и прекрасная сила разума бесполезны, когда дело касается открытия вашего истинного «я».

Какие бы поиски вы ни вели в данный момент – мирские или духовные, остановитесь. Возможно, вам станет страшно. Покажется: стоит остановиться, и вы умрете или не завершите важное дело. Это страх вашего разума, и он вполне понятен. Но все учителя, что сами прошли через этот опыт, убеждают вас сделать то же самое, говорят: остановка разума – хорошая новость. Очень хорошая. В ней нет ничего пугающего. Глубоко внутри, на уровне интуиции, вы и сами это знали. Знали, но не верили, поскольку не понимали. И вам хочется понять, чтобы управлять этим состоянием, дать ему определение и поместить рядом с остальными религиозными, духовными и экзистенциальными понятиями.

Возможно знание без понимания. Оно не требует усилий. Например, знание вашей истинной сути. Усилия начинаются, когда вы пытаетесь непременно понять и объяснить это знание, перевести его на ментальный уровень и запомнить, чтобы применить, если окажетесь в затруднительном положении. Предлагаю вам немедленно прекратить все поиски понимания и соприкоснуться непосредственно с силой, служившей мотиватором ваших поисков. Не пытайтесь ничего постичь или оттолкнуть от себя. Замрите, не обращайте внимания на беспокойства и страхи, на ощущения беспомощности, безнадежности, отчаяния, ликования, возбуждения или внезапного понимания. Возможно ли просто быть в «здесь и сейчас», ничего при этом не понимая?

Есть распространенное убеждение: чтобы выжить, человек должен все понимать разумом. Когда вы задумываетесь о реальности этого убеждения, вы проникаете вглубь себя. Оказывается, на глубинном, интуитивном уровне вы себя уже знаете, но без какого-либо умственного понимания. И там, на глубине, у вас нет противоречий с познанием себя, нет потребности понять его до мелочей. Самое интересное, что понимание затем тоже появляется, но оно вторично. Даже понимание единства всего сущего. Правда о том, кто вы есть как чистое сознание, всеохватность бытия, – все это по широте и глубине превосходит любое умственное понимание.

Последствия такого открытия могут оказаться впечатляющими. Когда удается более или менее адекватно выразить их словами, появляются священные книги. Но стоит возникнуть мысли: «Теперь я это знаю, теперь я это понимаю, теперь это мое», как тайна превращается в концепцию, в историю о «моменте истины», пережитым кем-то в прошлом.

Простота истины – это то, что делает ее недосягаемой для любой концепции, включая и те, которые в данный момент могут на нее указывать. Она вне досягаемости, поскольку… слишком досягаема. Любые умозрительные концепции очень далеки от правды о том, кто вы есть на самом деле.

В какой-то момент вам станет ясно, что вы ничего не понимаете. Это момент вашей капитуляции. Парадокс заключается в следующем: как только вы откажетесь от потребности понимать, вы начнете понимать. А когда вам кажется, что вы все понимаете, вы не понимаете ничего.

Добровольное желание сейчас, в данный момент, отказаться от любого понимания, откроет вам все, что вы так долго пытались найти через понимание.

 

17

Непостижимое предложение

 

То, что когда-то мой учитель предложил мне, и то, что я теперь предлагаю вам, – предельно просто. Оно не связано с обретением особой силы или повышением умственных способностей. От вас не требуется обладания сверхспособностями или душевными качествами. Мое предложение касается того, что вечно, неопровержимо, неподвластно контролю. Того, что здесь, рядом, в любой момент, в любую секунду, в любой ситуации и при любом состоянии ума. Все, что постигается разумом, включая самые величественные и возвышенные аспекты, имеет начало и конец – рождается, существует и умирает. То, что всегда находилось и находится рядом с каждым из нас, непостижимо для разума, поскольку не является предметом.

Если вы заглянете в свою жизнь, то убедитесь в справедливости моих слов для каждой мысли, эмоции, вывода, самоопределения или определения чего-то другого. Все они непрестанно рождаются, существуют какое-то время, меняются, а потом умирают. Пожалуй, сказанное не нуждается в дальнейшем усилении. Я представляю, как тяжело разуму признать, что все, доступное его постижению, рождается и умирает. Но если вы примете сказанное и попытаетесь отстраниться от влияния разума, вам откроется дверца к истинному знанию о неизменности нашей природы. Правда о нас самих никак не связана с телом, мыслями, эмоциями, достижениями, состояниями ликования или отчаяния, ибо все они преходящи.

Ваше представление о себе не соответствует тому, каковы вы есть на самом деле. Правда о вас слишком велика. В ней бесследно исчезают все мысли о себе. Но истинные вы в силах осознать эту правду. У вас есть такое право. Это право вам никто не подарит, равно как и не отнимет. До сих пор оно скрывалось за завесой силы разума, хотя на самом деле умственная завеса не в состоянии что-либо скрыть. А за завесой находится правда о вашем истинном «я». Завеса – не что иное, как ваше последнее самоопределение.

Готовы ли вы признать, что мысли – это всего лишь мысли? Прекрасные или ужасные, имеющие свою силу, они не дают адекватного описания вашего истинного «я». Готовы ли заняться исследованием? Если да, предлагаю на мгновение остановить мыслительный процесс. Речь идет не о подавлении мышления, а о том, чтобы не отзываться на возникающие мысли и не громоздить из них конструкции. Мелькает ли у вас мысль о собственном величии или ничтожестве, не поддерживайте ее. Просто отметьте, как мелькнувшую мысль.

На что способна мысль? Она может определять опыт, классифицировать его и перенаправлять. Она способна генерировать опыт. Но сама опытом не станет. Мысль имеет начало, середину и конец. Абсолютная истина не имеет ни начала, ни середины, ни конца. Она не появляется, чтобы затем исчезнуть. Она всегда здесь.

Я не против мыслей и мышления. Да и какой смысл выступать против него? Мышление – неотъемлемый процесс разума. Мысли – прекрасное выражение творческого начала и понимания. Я призываю относиться к мыслям как к данности, не пытаясь поддерживать или опровергать их. Но освободившись от убеждения, что мысли – это реальность, вы можете приступить к непосредственному познанию себя. То, кто вы есть на самом деле, невозможно постичь через мышление. Разум не может постичь свой источник, поскольку является лишь одним из аспектов источника. А источник – это вы и, будучи источником, способны познать самих себя.

 

18

Транс языка

 

Язык – инструмент разума, выражение или проявление его силы. Так принято считать. Однако, присмотревшись к языку, мы видим, что он застрял на примитивных стадиях развития. Это подтвердит каждый, у каждого из нас был опыт общения с людьми, ставивший нас в тупик. Вы считаете, что сказали одно, а ваш собеседник услышал от вас совсем другое. Такие слова, как «Бог», «правда», «вечность» и «я», вводят нас в определенный транс, вызванный нашей обусловленностью. Вместе со словами мы слышим их историю, влияющую на смысл.

Возможно, когда мы впервые услышали слово «Бог», оно запечатлелось у нас на уровне ребенка, пришедшего в воскресную школу. Скорее всего, мы представляли большого добродушного отца, который за хорошее поведение окружит нас заботой и любовью. Потом мы повзрослели, но это слово продолжило на нас влиять. Бог по-прежнему «кто-то». Возможно, со временем мы научимся вопринимать Бога как некое присутствие, но и о нем будем думать как о существующем «где-то».

То же можно сказать и о слове «правда». Его мы слышим в контексте семейной правды, правды племени, правды культуры. У каждого, кто слышит это слово, оно вызывает соответствующие подсознательные значения.

В еще большей степени сказанное применимо к слову «я». Его мы усложнили в разы, разделив «я» на высшее и низшее. Каждому соответствуют многочисленные описания и определения, вносящие лепту в общую запутанность. Высшее «я» традиционно считается «хорошим», устремленным к Богу, а «низшее» – «плохим», нисходящим к дьяволу. Все это – примитивный, обусловленный транс. Чтобы избежать недопонимания, хочу еще раз обратить внимание на смысл некоторых моих слов – он может отличаться от привычного вам. И окажется, что вы неправильно меня поняли.

Употребляя слово «Бог», я не говорю о чем-то, что может хоть на мгновение быть отделено от всего остального. То же относится и к слову «правда». Я говорю не о той правде, которая подвержена изменениям, на которую влияет личное мнение или результаты голосования. Я имею в виду неизменную правду. Когда использую слово «я» или «вы», говорю об истине или о правде, составляющей суть – основу – каждого из нас. Эта правда не переводится в мысли, ее нельзя утаить, разделить на высшую и низшую, хорошую и плохую, потому что она – не предмет. Вас не может ограничить или заключить в себя никакая мысль, высокая она или низкая, хорошая или плохая. В равной степени «Бог» и «правда» – понятия вне мыслительных категорий.

 

19

Куда разум не доберется

 

В раннем детстве, в самом начале жизненного пути, мы легко овладеваем навыком получения желаемого. Младенцы в основном хотят еды и на уровне инстинкта знают: стоит заорать во все горло, и тебя накормят. Однако период, когда желаемое можно получить с помощью крика, быстро проходит. И тогда дети пускают в ход другой механизм: пытаются очаровать взрослых ослепительными улыбками, невинным лепетом и иными приемами из арсенала малолетних соблазнителей. Правда, когда подчеркнуто хорошее поведение не дает результатов, дети пробуют вести себя подчеркнуто плохо.

Мы подрастаем, идем в школу, учимся читать, писать, считать. Наши цели расширяются и усложняются. Кирпичики школьных знаний позволяют нам усвоить не только родной, но и иностранные языки. Мы учимся выражать мысли письменно: сначала в простых фразах, затем в более сложных.

Обучение продолжается, и то, что вчера казалось нам верхом достижений, сегодня становится обыденностью. Нам хочется большего. Мы задумываемся о будущей карьере, примеряем профессии. С годами стратегии получения желаемого усложняются.

Если наша жизнь не отягчена болезнями, страданиями или необходимостью с ранних лет зарабатывать на кусок хлеба, в какой-то момент в нас пробуждается желание правды. Не «моей» правды, а реальной правды, окончательной и вечной. Сразу скажу, такое желание возникает не у всех. Остается только гадать, почему одним это важно, а другим нет. Но желающих найти правду ждет разочарование: они ее не находят. Почему? Поиски правды представляются им чем-то вроде получения новых внешних знаний, и в этом ошибка. Что же делать? Взрослый человек не может затопать ногами и закричать: «Хочу правды! » Тем более что детский метод ничего не даст.

Видя, что для удовлетворения настоящего духовного желания все интеллектуальные ухищрения бесполезны, мы, конечно же, не кричим, как дети. Мы обращаем крик в молитву: «Помоги мне! Приведи меня! Покажи мне! » Мы можем молиться с усердием и неистовством, но снова не получаем желаемого. Поглощенные молитвой – вернее, внутренними воплями, – мы не замечаем, что желаемое – рядом. Убедившись в бесполезности молитв, ищем новые способы. День за днем, месяц за месяцем, год за годом. Мы погружаемся в чтение духовных книг, ходим на семинары, занимаемся медитациями… и все безрезультатно. Если человек чувствует, что приближается к концу жизни, а желаемая правда не найдена, ему остается утешаться тем, что в следующей жизни поиски увенчаются успехом.

Иногда мы видим проблески этой правды и радуемся. Нам кажется, что мы что-то поняли, получили крупицу мудрости и вот теперь… Но благословенное мгновение прошло, и нам не остается ничего иного, как возобновить поиски, попытки и внутренние вопли.

Многие превратно понимают слова о прекращении поисков. Я не призываю отказаться от желания правды. Мои слова означают иное: прекратите поиски правды и прекратите уповать на помощь разума, который обеспечит вам встречу с правдой. Мои слова означают отказ от невежественного убеждения, будто вы в состоянии определить местоположение правды и вытащить ее оттуда. Это убеждение строится на лжи, будто вы отделены от правды. Когда в эту ложь крепко верят, она порождает лживый опыт. Можно и дальше следовать ему, обрастая новыми поисками, рассуждениями и внутренними воплями… пока однажды вы не поймете, что ваше внимание целиком сосредоточено на поисках, а не на самой правде, которая все время была рядом.

Момент, когда в человеке пробуждается жажда правды, – благословенный, божественный. Трагедия в том, что это желание правды часто трансформируется в умственную концепцию о том, как добраться до правды или как устранить препятствия на пути к правде. Человек начинает поклоняться и молиться концепции, уповать на нее больше, чем на правду.

Жажда правды – это призыв, который вы улавливаете сердцем. Человека, не привыкшего откликаться на призывы сердца, они пугают. Он всячески переводит сердечный призыв в ментальную сферу, заглушает привычной деятельностью, поскольку человеку становится не по себе. Но сердце требует чистых, созвучных, адекватных действий. Если вы не будете забивать его «мыслемешалкой» и ментальными ухищрениями, если не станете убегать от призывов сердца, оно обо всем позаботится само и явит вам долгожданную правду.

Когда разум говорит: «Пойдем туда, сделаем это, попробуем то», вы можете не слушать его увещеваний. Вспомните, сколько раз вы уже ходили туда, делали это и пробовали то, но все кончалось разочарованием. Сейчас я предлагаю вам прекратить всю деятельность и замереть в тишине. Когда вы остановите все поиски, прекратите увязать в самооправдании, перестанете думать о причинах, что произойдет? В долю секунды вы увидите свои мысли такими, какие они есть. И в тот же миг ощутите присутствие правды.

Однако привычка к поискам, к упованию на разум и его последние размышления о том, где больше правды… эта привычка очень сильна. И потому хождения по кругу продолжаются. Возможно, вы уже не раз ощущали правду, ощущали вечное присутствие, не укладывающееся в рамки ментальных концепций. Тем не менее продолжали духовные поиски. Вы сталкивались с мгновениями правды, будучи ребенком. Они приходили к вам и потом, когда вы повзрослели. Правда возвещала о себе во время отдыха на природе, в минуты близости с любимыми. Иногда она сваливалась на вас, как гром среди ясного неба, посреди улицы или посреди ночи. Вы не планировали и не могли планировать эти встречи, но из-за глубокой обусловленности вашей жизни воображали, будто вам это по силам. Казалось, вы можете создать правду или заставить Бога прийти к вам. Какой же приятной неожиданностью станет известие, что, во-первых, вы этого не можете, а во-вторых, что правда, она же – Бог, всегда была и есть рядом с вами.

Это ведь так просто. Вы ищете то, чем уже являетесь. Я не имею в виду тело, хотя тело – не препятствие, оно часть вас. Я не имею в виду мысли и чувства, судьбу, карму, прошлое и будущее, хотя и они – не препятствие. Все это появляется, существует и исчезает в правде того, кто вы есть на самом деле. Вы уже являетесь правдой. Вы – это сознание. Сознание есть дух. Признайте себя, и вы увидите себя везде: в каждом человеке, животном, растении и камне. А не признаете – так и будете искать себя, думать о том, где можно найти побольше себя, и о том, что является и что не является вами.

Ум обладает сильной привычкой. Ему обязательно нужно знать, что& #769; произойдет, если прекратится мышление. Рано или поздно вам нужно будет это сделать: оборвать мысли и посмотреть. Вы перепробовали кучу методик, кроме остановки. Если вы не остановились, значит все еще в поисках. Отличить одно состояние от другого очень просто. Я вам все рассказала.

 

20


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь