Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия досократического периода. Основные школы и представители.



Досократики – условный термин для обозначения группы ранних греческих философов, не затронутых влиянием сократической традиции. Досократиков объединяет отсутствие самой постановки вопроса о различии материального и идеального, о назначении отдельного человека, об автономии познавательной деятельности. В центре внимания Д. – живой, чувственно воспринимаемый космос, состоящий из природных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира), взаимно преходящих друг в друга. Космос, общество и индивид у Д. подчинены действию единых законов и взаимно отражаются друг в друге.

 

Милетская школа (7-6 век до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Общие черты М.:

· Поиск первоначала

· Само первоначало мыслится монистически

· Первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении

· Фалес

Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду: все связано с водой, только принимает различные состояния и именно таким должно быть начало. Основание всего является жидким и текучим. Вода не просто видимое вещество, вода одушевлена. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается.

· Анаксимандр

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное, т.е. лишено качественных характеристик и количественно бесконечно). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее – холодное, сухое – влажное. Путём различных комбинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей и их развитие.

· Анаксимен

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Свободное и беспредельное, то, что не имеет форм. Огонь – это разряженный воздух, сгущаясь воздух становится водой, затем землёй и наконец камнем.

 

Эфесская школа

Гераклит Эфесский - “О природе”

Считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей (единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею). Первоначало – огонь - активное, изменчивое начало, бесконечно меняющее формы, постоянно находящееся в движении. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела. Диалектика, по Гераклиту, это, прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса. Основоположник диалектики.

Эллейская школа (5 век до н.э.)- Ксенофан, Парменид, Зенон Эллейский, Мелис.

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Ученые считают, что элеаты закончили процесс формирования философии.

· бытие есть, а небытия нет

· бытие едино, неделимо

· бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует

 

Ксенофан – прешественник элеатов-единое, неподвижное начало в образе бога – ядро его философии. Он высказал смелую мысль, что боги — творения человека. Он считал землю основой всего сущего. Бог у него символизирует неограниченность и бесконечность материального мира. Сущее у Ксенофана неподвижно. Ксенофан выступил против чрезмерных притязаний разума. По Ксенофану “над всем царит мнение”, это означало, что чувственные данные не в состоянии дать нам исчерпывающих сведений о мире и, опираясь на них, мы можем ошибиться.

 

Парменид – центр категория учения его – бытие. Бытие – то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Бытие: 1) не возникло и никогда не погибнет, так как имеет вневременную природу, 2) единственно и целостно, т.е. не имеет частей, 3) законченно и неподвижно. Чувственному восприятию дано изменчивое, непостоянное, а то, что вечно, неизменно доступно мышлению. След, мышление и бытие - одно и то же. «Бытие есть, а небытия нет» (так как его невозможно помыслить). Бытие – неизменное, вечно, то, что не порождается и не уничтожается, едино и неделимо, неподвижно, т.к. движение предполагает начало и конец, то есть изменение-небытие.

 

Зенон Эллейский – прославился апориями (аргументы в защиту о неподвижном бытие), противоречивыми суждениями. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. В этих апориях Зенон стремился доказать не то, что в чувственном мире движения нет, а то, что оно мыслимо и невыразимо.

 

Мелис – идея о бесконечном мире; если бытие едино, то оно должно быть бестелесным, ибо тело имеет части. При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность. Бытие у Мелисса вечно в том смысле, что оно было, есть и будет, в то время как Парменид настаивал на том, что бытие существует лишь в настоящем. В-третьих, Мелисс изменил учение Ксенофана и Парменида о конечности бытия в пространстве и доказывал, что оно неограниченно и потому беспредельно. В-четвертых, единство мира в отличие от Парменида он видел не в возможности его умопостижения, а в материальности, как объединяющем начале.

Пифагорейская школа

Не ищет природное начало в качестве основы. Центральное учение о числе как единой сущности.

Школа была построена на идее общежития, в основе: накопление знаний, постижение истины, занятие духовной сферой. Школа создала основы научного знания, математики как науки.

Число как начало всего существующего, понимание сути вещи с помощью чисел и их соотношений. Считали, что реальные тела состоят из единиц бытия, математических атомов, различные комбинации которых и образуют конкретные объекты.

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Особое значение и сам Пифагор и его многочисленные последователи придавали знанию исчислений, только с их помощью пифагорейцы допускали возможность установления гармонии с окружающим миром. Они внесли значительный вклад в развитие математики, геометрии, астрономии. С помощью этих наук соразмерность защищается от хаоса. Соразмерность в делах людей выступает следствием гармонического сочетания физического, эстетического и нравственного. Она есть результат разрешения противоположности между беспредельным и пределом, выражающийся в числе. При этом число рассматривается как начало и элемент понимания сущего.

Школа атомистов (против идей элеатов) - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар.

В отличие от элеатов начало не единственное, неизменное, неподвижное, а наоборот – множественное, подвижное. Атом как неделимая телесность - причина и сущность всего, начала должны быть подвижны, чтобы создавать многообразие вещей. Все в мире состоит из атомов, мир находится в движении.

Есть бытие и небытие: бытие - бесконечное число атомов, небытие – пустота, пространство. Атомы неизменны, вечны и неделимы, не возникают и не уничтожаются. Они находятся в постоянном движении.

 

Демокрит – основа существующего – неделимый атом. Внутри атома не происходит никаких изменений. Внешне атомы отличаются по форме, величине, порядку, положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы не соприкасаются, их разделяет пустота-небытие. Идея мельчайших оснований, составляющих картину мира. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.

 

Эпикур – цель жизни - достижение удовольствия, вершина счастья – атараксия или безмятежный покой, отсутствие страдания. Счастье- самодостаточность индивида, служение себе. Отказ от общественной жизни.

 

Тит Лукреций Кар – «О природе вещей» - природа случайностей, случайные столкновения атомов. Атомы – телесные частицы, которые непрерывно движутся.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь