Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Софисты, Сократ и сократические школы.
Софисты (5-4 века до н.э.) – греческие философы, учителя риторики, появившиеся в греческих городах в период возникновения выборных учреждений. Философия в этот период становится обоснованием активной политической деятельности (искусство ведения споров). Софисты придали философии значение жизненно-ориентирующей деятельности, что было новым по сравнению с предшествующей философией природы («физиса»). Способствовали развитию логики, пробудили интерес к внутренней жизни человека, показали необходимость критически-рефлексивного отношения к себе и к другому человеку, к явлениям общественной жизни. Софисты – ниспровергатели авторитетов, традиций. Принято выделять «Младших» софистов – Ликофрон, Алкидамант и «Старших» софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт.
Протагор (5 век до н.э.) – представитель релятивистского взгляда на мир, т.е. идеи об изменчивости природы, и о том, что в мире нет абсолютных, неизменчивых качеств. В мире всё взаимосвязано и каждая вещь содержит в себе противоположные начала. Поэтому о каждой вещи можно высказать два противоположных мнения, что истина, ложь, добро или зло – это лишь относительные, а не абсолютные характеристики вещей, человеческих поступков, мыслей.
Горгий – в отличие от Парменида рассматривал важность такой категории как «небытие». Бытие, по его мнению, не существует. Даже если и существует возможность его помыслить, то выразить эти мысли с помощью языка нельзя. Поэтому он отрицает связь между нашими знаниями и миром, а так же связь между бытием, мышлением и словом. Человек получает в руки слово как орудие убеждения и внушения, но никак не выражение истины.
Гиппий, Антифонт – противопоставляли природный закон - человеческому. Право, установленное природой, выше всех человеческих установлений. Законы, традиции, социальные и национальные различия – относительны. Выдвигали идеи равенства всех людей. Сократ (470-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, учитель Платона. Не оставил после себя работ, так как ничего не писал. С его идеями можно познакомится через работы Платона. «Величайший софист и величайший противник софистов» - так говорил Соловьёв о Сократе. В центре учения С. – человек. Он ставит вопрос о сущности человека. По его мнению – это душа. Поэтому в особой заботе нуждается не, сколько тело, а сколько душа. И высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию, облагораживанию души. В отличие от софистов он не демонстрировал своё превосходство над окружающими; он стремился научить их распознавать под маской всезнания невежество. Его главной задачей было обучение человека мышлению, умение находить в себе глубинное духовное начало. Путь рождения истины С. называл – майевтикой. Основными методами которой он считал «иронию» и метод «противоречий». Ирония освобождает человека от самоуверенности и подводит собеседника к диаметрально противоположному представлению, указывая тем самым на его невежество. Метод противоречий – «добро в один и тот же момент может быть добром и злом» - душа сама должна найти истину. Разум и нравственность у С. – тождественны, только вместе они могут составить счастье человека. А счастье – это осознанная добродетель.
Сократические школы Киническая школа – Антисфен, Диоген Синопский. Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: · простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; · умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; · верность, храбрость, благодарность. Основные идеи: · Аскесис — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера». · Апедевсия — отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются кинической добродетелью. · Автаркия — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства. Киренская школа – Аристипп, Антипатр, Гегесий. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение, которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.
Мегарская школа – Евклид, Евбулид. Считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов, придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разобоачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведёт к счастью. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы