Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Булгарские купцы на берегу Итиля
Во внешнем городе жили воины, купцы среднего достатка, располагались мастерские и дома ремесленников. Здесь же были посады иноземцев и большой караван-сарай для иностранных купцов. Длина укрепленного вала, окружающего внешний город, достигала 10 километров. Посады вокруг внешнего города были защищены тыном. Город был оборудован водопроводными и канализационными сооружениями. Продуманная дренажная система города позволяла отводить избыточные воды. В г. Биляре применялось центральное подпольное отопление. В других крупных булгарских городах также вводилась система калориферного отопления жилых домов, была водопроводная сеть. Жилые дома городов были наземными с отоплением по белому. Из других крупных городов Булгарии можно назвать Сувар, Ошель, Буртас (остатки последнего находятся на территории современной Пензенской области). Подобные города в определенные моменты истории становились центрами отдельных княжеств. Появились также города Жукетау (Жукотин), Кашам, Нукрат, Тухчин и другие. Недалеко от современного города Елабуга находилась укрепленная крепость с белокаменной мечетью. Булгарское воспитание подрастающего поколения в своей основе было воспитанием высоконравственных устоев. С самого детства воспитывалось трудолюбие и уважение к старшим. Большое значение булгары придавали культу предков, уважительное отношение к месту вечного покоя предков являлось обязательной чертой любого человека. Следовало с уважением относиться к огню (нельзя плевать на огонь, бросать в него колющие и режущие предметы и т. д.). Вода воспринималась как один из первых элементов космоса. Булгары верили, что вода обладает охранительной, очистительной и плодородящей силой. Считалось, что вода отражает древнее верховное божество тюрков - Тенгре (Тангре). Как и многие народы, булгары прошли период тотемизма, многобожия. Однако сравнительно рано предки булгар пришли к единобожию в виде Тенгре (или в виде Йомала в биармийский период). В дальнейшем это способствовало мирному распространению ислама среди булгар. Понятие о едином божестве - Аллахе - булгары восприняли как одно из наименований своего бога. Да и в настоящее время мирно соседствуют арабское слово " Аллах", персидское " Ходай" и древнетюркское " Тенгре", которые в глазах верующих означают одного и того же Бога. Мирному проникновению ислама в среду булгар способствовали общепризнанные моральные ценности этого народа. Каноны ислама с их призывом к телесной и душевной чистоте, к получению знаний, к милосердию и т. д. нашли особый отклик у булгар. Часть булгар приняла мусульманство еще во времена Хазарского каганата. Массовое принятие ислама булгарами произошло в 825 году, т. е. более 1100 лет тому назад. В 921 году эльтебер (верховный правитель) Булгарии Алмас Шилки направил специальное посольство к багдадскому халифу. Ответное посольство халифата прибыло в Булгарию в 922 году и было провозглашено официальное принятие исламской религии Булгарским государством, в честь чего в центральной мечети столицы был проведен специальный торжественный молебен. Таким образом, ислам стал государственной религией. Прием послов багдадского халифа Как и многие тюркские народы, булгары с давних времен пользовались рунической письменностью. С официальным принятием ислама начался постепенный переход на арабскую графику. Резкое расширение сети мечетей повлекло за собой увеличение числа школ, т. к. при любой мечети считалось целесообразным иметь школу. Путешественники X века отмечают, что в булгарских селениях имеются мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Стали открывать школы более высокого уровня - медресе, в которых со временем появились также и учащиеся из других мусульманских краев: из Багдада, Ирака и т. д. Да и булгары нередко обучались в известных учебных заведениях Аравии и Средней Азии. Тяга к знаниям, к всеобщей грамотности объяснялась не только давними традициями оседлого булгарского народа. Большое значение имеет также и исламская религия, которая предписывает мусульманину учиться. " Если это нужно для получения знаний, то отправляйся хоть в далекий Китай, ибо приобретение знаний - первейшая обязанность каждого правоверного" (Хадисы мусульман). Распространение образования способствовало развитию науки. Булгарские ученые получили известность своими исследованиями в области математики, астрономии, медицины, истории и т. д. Астрономические наблюдения велись не только на территории Булгарии, но и па севере, в 700 километрах от Булгарии. Широкое признание получили труды философа Хамида бин Идриса ал-Булгари, ученого Хаджиахмета ал-Булгари. Известностью пользовались книги о лекарствах, по ораторскому искусству, по литературоведению, написанные Бурханетдином бин Юсуфом ал-Булгари, а также книги Тажетдина Булгари по медицине. В XIII - XIV веках появились сочинения Махмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и других. Булгарские ученые и мыслители получили мировое признание, были известны далеко за пределами своей родины. Не случайно, Ахмет Булгари в XI веке стал учителем султана государства газневидов (оно включало в себя современный Афганистан, часть Индии, Ирана и Средней Азии). Булгары создали прекрасную литературу. Сохранившиеся памятники литературы вызывают восхищение даже у современного читателя. В начале XII века творил известный поэт Дауд Саксин-Суари (т. е. выходец из г. Саксина, принадлежащий к народности суар-сувар). Его книга " Сад цветов, излечивающих болезни" состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела дается описание жизнедеятельности какого-либо ученого или иной выдающейся личности. Всемирное признание имеет поэма " Кыссаи Юсуф" (" Легенда о Юсуфе" ). Многие сотни лет это произведение служило любимым чтивом булгар. Автором поэмы является выдающийся поэт XIII века Кол Гали (в Татарстане учреждена премия его имени). Как и у других тюркских народов, большое место занимало устное народное творчество. В культурной сокровищнице современных татар и сегодня сохранились легенды и предания (о булгарах и буртасах, об Алыпе и т. п.), сказки, байты и многое другое, оставшееся с тех булгарских времен домонгольского периода. Внешние враги Булгарии Арабский путешественник X века свидетельствует, что по своему характеру булгары были народом " скорее мирным, чем воинственным; они чаще терпели нападения и обнаруживали сильнейшую склонность к мирным занятиям - торговле и ремеслам; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко". Но многие любители легкой наживы не давали булгарам возможность жить мирно. Особенно досаждали новгородские ушкуйники, с завидным постоянством направляясь на своих ушкуях (лодках) для грабежа булгарских земель. Обращение булгар к русским князьям с просьбой обуздать разбойников обычно оставались без ответа. Поэтому появление русских разбойничьих ватаг на булгарских землях было обычным явлением. Не всегда эти походы заканчивались благополучно для разбойников. К примеру, в 912 году одна крупная ватага спустилась вниз по Волге и разграбила мусульман в Азербайджане. Узнав об этом, мусульмане Хазарии погнались за грабителями. Битва с разбойниками продолжалась три дня. Оставшиеся в живых грабители убежали на буртасские земли, но были там уничтожены буртасами и другими булгарами. Однако бандитские набеги редко завершались подобным образом, т. е. справедливым наказанием разбойников. С весны до самой осени Волга приводила в Булгарию бесчисленные большие и малые ватаги грабителей. Правители русских княжеств поддерживали этот бандитизм, т. к. они сами смотрели на Булгарию с вожделением. К примеру, русский князь Всеволод Большое Гнездо " смотря с завистью на цветущую художествами и торговлею Булгарию, желал овладеть ею, и звал других князей к содействию" (И. М. Карамзин). Содействуя друг другу, нападали на Булгарию московские, владимиро-суздальские, киевские и иные русские дружины. Например, за каких-нибудь 30 лет в конце X века только лишь одно Киевское княжество организовало пять крупных походов на Булгарию. Многие прекрасные булгарские города разрушены именно дружинами русских князей. В их числе и г. Булгар, который перестал существовать в 1431 году: русские дружины захватили город, разграбили и окончательно разрушили его. Постоянные набеги ослабляли Булгарию, небольшая регулярная армия не могла постоянно отражать чужеземную агрессию. Нередко против захватчиков поднимались и мирные граждане страны. К примеру, так случилось в 1184 году, когда на Булгар напали объединенные дружины Владимирского, Киевского, Черниговского, Смоленского князей. Тогда на защиту столицы прибыли вооруженные люди из разных районов страны. Говорят, что во время одного из своих походов на Булгарию киевский князь добрался до г. Булгара. Однако окрыленного успехами князя остановил один из его военачальников. Он обратил внимание на то, что все булгарские воины были в справных одеждах, обуты в кожаные сапоги. Военачальник сказал князю: " Тот народ, у которого все войско в кожаных сапогах, все равно не будет нам платить дань. Давай, князь, поищем равных себе, обутых в лапти". Как бы то ни было, постоянные нападения на Булгар вынудили перенести столицу в другое место, подальше от русско-булгарской границы и от водного пути ушкуйников. Во второй половине XII века столицей становится г. Биляр, который остался в этом качестве до разгрома Булгарии монгольскими войсками. Булгарские правители упорно пытались наладить мирные отношения со своими соседями. По их инициативе в 985 году был заключен мирный договор с Киевом. В нем стороны договорились о вечном мире: " Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, хмель - тонуть". В 1006 году был заключен торговый договор, по которому булгарские купцы получили право торговать па русских землях. В 1024 году булгары буквально спасли жителей Суздальского княжества от голодной смерти, выделив им хлеба, когда в русских княжествах начался повальный голод. О голодном 1229 годе русский летописец сообщает, что булгары " возили хлеб во все города русские и продавали, и тем великую помощь оказали". Тогда же булгарский хан прислал в дар Владимирскому князю тридцать судов, нагруженных хлебом. XIII век принес миру монгольское нашествие. Булгары, ведущие оживленную торговлю с Востоком, своевременно узнали о грозной опасности. Следовало любой ценой обезопасить западные границы и всемерно укрепить восточные и южные. Однако западные соседи продолжали свою грабительскую политику по отношению к Булгарии. В 1220 году произошел один из самых массированных русских походов объединенными силами многих княжеств. Они захватили, разграбили и сожгли многие города страны, в том числе бывшую столицу - г. Булгар. Когда русские дружины подступили к г. Ошель, правители города просили мира, соглашаясь заранее на русские условия. Однако русским дружинам такой мир оказался не нужен. Город был взят почти без сопротивления, разграблен и сожжен (после этого события городу не суждено было подняться вновь на ноги). Затем грабежи и насилия были перенесены на окрестности города, на близлежащие мирные поселения. Занятая подготовкой к отражению ожидаемого нашествия с востока, Булгария не имела возможности успешно отражать русскую агрессию. Все силы страны были брошены на укрепление восточных и юго-восточных рубежей государства. В этих условиях булгары не раз умоляли русских князей остановить поход. Как пишет русский летописец, они просили " с мольбою великою, и с дарами многими, и челобитием". Лишь третьей по счету булгарской делегации князь Юрий дал согласие на мир в обмен на булгарские богатства. Подобные действия русских княжеств значительно ослабили Булгарию перед монгольским нападением. Забегая вперед, отметим, что в 1223 году булгарам с большим трудом удалось заключить договор с русскими княжествами о мире. По просьбе булгар этот договор был продлен снова в 1229 году. Появление монгольских войск в Европе сопровождалось их победами на Кавказе и в Предкавказье. В 1223 году на реке Калке монголы нанесли сокрушительное поражение 100-тысячному объединенному русскому войску. Было уничтожено до 90% русских и помогавших им кыпчакских войск. Монголы разграбили южные степи и повернули к Булгарии. Однако булгары встретили их на дальних подступах, недалеко от Жигулей (близ Самары). Применив систему засад, булгары сумели одержать победу над монголами. При этом " победители при Калке потерпели серьезное поражение и потеряли множество людей" (Л. Н. Гумилев). Это была первая встреча с монголами и первая победа над новым внешним врагом, которая была одержана под предводительством Ильгам хана. При этом из 30-тысячного монгольского войска уцелело не более четырех тысяч, которые спешно отступили на юг, " и освободилась от них земля кыпчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю" (Ибн ал-Асир). Эта победа принесла временное спокойствие в Восточную Европу, возобновилась торговля, начали снова ходить караваны. Повысился авторитет Булгарии, именно в ней усматривали ту силу, которая могла защитить от монголов. Перед лицом опасности нижневолжские булгары-саксины и половцы-кыпчаки убегали на земли Великой Булгарии. Булгары готовились к отражению новых монгольских нашествий. Укреплялись города и крепости. В частности, г. Булгар был окружен внешней линией обороны, обновлены рвы и валы и т. д. На восточных границах страны проводилась усиленная работа по созданию глубоко эшелонированной обороны. Были насыпаны огромные земляные валы (засечные черты) в районе рек Яик, Белая, Ик, Кондурча и т. п. При тогдашнем техническом уровне, за столь короткий срок подобную работу мог выполнить лишь народ, который был бы объединен общепризнаваемой единой идеей. Таким образом, к началу монгольского нашествия булгары уже представляли собой единый народ, с мощным стремлением к сохранению своей независимости. В 1229 году произошло второе военное столкновение булгар с монголами. Тридцатитысячное монгольское войско разгромило передовые булгарские отряды на Ямке, в Предуралье. Однако растущее сопротивление булгар при наличии оборонительных сооружений не дало монголам возможности развивать свое движение на основную территорию Булгарии. Монгольское нападение было отражено вновь. По-видимому, булгары представляли, что это еще не окончательная победа. Поэтому они с особой силой продолжали свои оборонительные мероприятия. В сложившихся условиях был крайне необходим военный союз соседних государств. Обращаясь к Владимиро-Суздальскому князю Юрию с предложением о союзе против монголов, булгары были согласны даже заплатить князю за такой союз. Однако в ответ на это князь организовал объединенный грабительский поход русских княжеств на западные границы Булгарии и безжалостно разграбил буртасские, мордовские земли. Было уничтожено большое количество мирного населения. Перед лицом неминуемой опасности Булгария осталась в одиночестве. Однако булгары не собирались покориться. В 1232 году булгарским воинам опять удалось остановить монголов перед своим главными оборонительными рубежами. К этому времени монгольское войско разгромило половцев-кыпчаков, сан-сипов и башкир Южного Приуралья и расположилось, окаймляя Булгарию с юга и юго-востока. Курултай монголов в 1235 году первой страной для завоевания назвал Булгарию. В 1236 году монгольские войска численностью 200-250 тысяч человек (не считая вспомогательных войск) вторглись на основную территорию Булгарии. Они разгромили южнобулгарские города, взяли г. Булгар. Осенью противник уже подступил к г. Биляру. Как и в 1229, 1232 - годы, оборону возглавил хан Булгарии Габдулла ибн Ильгам. Он собрал в столице 50 тысяч воинов. Осажденный Биляр ожесточенно сопротивлялся в течение 45 дней - полтора месяца булгары самоотверженно защищали свою столицу. В конце концов город пал и был подвергнут жестокому разрушению. Затем монголы прошли всю Булгарию, разрушили укрепления городов и крепостей. В 1237 году были завоеваны западные земли Булгарии, оттуда монголы вторглись в русские княжества. Они покорили Москву, за четыре дня взяли Владимир, за шесть дней пала Рязань, в 1240 году очередь дошла до Киева. Падение столицы Булгарии не привело к полному покорению булгарского народа. 1238-1239 годы стали годами сплошных восстаний. Наиболее крупными из них были восстания под предводительством булгарских царевичей Баяна и Джику. Нижневолжские булгары и кыпчаки под предводительством Бачмана начали партизанскую войну против монголов. Воспользовавшись началом монгольских походов на Западную Европу, потребовавших вывода основной части чужеземных войск из Булгарии, булгары попытались восстановить свое самостоятельное государство. Они даже начали строительство новой столицы. Но карательная армия монголов положила конец этому замыслу. 1240 - год можно считать годом вторичного завоевания Булгарии силами 100-тысячной армии. Однако на этом восстания не прекратились. Не остановил их и карательный поход Батый хана (Бату хана) на Булгарию в 1246 году. Последнее крупное булгарское восстание против монгольского владычества было отмечено в 1277-1278 годы. Тогда золотоордынскому хану в продолжение двух лет приходилось добиваться покорения булгар. В этом походе против булгарского народа активно участвовала дружина князя смоленского и ярославского. Таким образом, булгары вели более чем 50-летние военные действия против завоевателей. Это вынуждало монголов удерживать почти половину своих войск в Булгарии и прилегающих к ней регионах. Булгарское сопротивление стало одной из немаловажных причин некоторой незавершенности монгольских походов на Западную Европу. Именно Булгария приняла на себя монгольский удар, именно она ослабила силу монгольского удара на русские княжества и на Западную Европу. Цветущая Великая Булгария перестала быть самостоятельным государством. 3. ПЕРИОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Татары и монголы Как же оказались взаимосвязанными эти два различных наименования " татары" и " монголы"? Выше было указано, что давным-давно на территории современной Монголии обитало могущественное и многочисленное племя (племенное объединение), называемое татарами. Оно являлось самым крупным из 14 тюркских племен и включало в себя 70 тысяч семей. Арабский источник указывает, что благодаря их исключительному величию и авторитету другие племена также объединились под этим именем. Другой историк XI века сообщает о татарах, обитающих на берегах реки Иртыш. Поскольку татары и китайцы нередко воевали друг с другом, то китайцы считали, что этот народ непременно явится бедствием для Китая. Поэтому китайцы совершали регулярные (один раз каждые три года) походы против татар, проводя так называемую политику " сокращения совершеннолетних". Кроме того, Китай постоянно натравливал своих северных соседей друг на друга, вызывая междоусобные войны. Нередко подобные войны вспыхивали между татарами и монголами. К примеру, в 1164 году татары разгромили монголов, а в 1198 году выступили против китайского засилья. По китайцам удалось перетянуть монголов на свою сторону. Объединенное китайско-монгольско-кереитское войско нанесло жестокое поражение татарам. Часть татар была уничтожена, часть покорена, другие же ушли на запад. Оставшиеся на востоке татары еще не раз пытались восстановить свое былое величие. Но это им не удалось. В 1202 году монголы разбили военные силы татарских племен алухай, дидаут, алчи, чагаи. В этой жестокой сече татары бились до последнего и потеряли большое число своих воинов. В 1204 году опять произошли военные столкновения между татарами и монголами и восточные татары были окончательно разгромлены. Затем та же участь постигла найманов, кереитов, меркитов и других. Монголы превратились в единственную реальную силу данного региона. В 1206 году монгольский курултай объявил своего предводителя Тимучина единственным главой местных племен и нарек его ханом Вселенной - Чингиз ханом. С этого времени начинается постепенное распространение названия " татар" на собственно монгольское объединение. Китайские летописи XIII века выделяют среди них белых, диких и черных татар. Белые татары (тюрки, в том числе остатки татарских племен, уйгуры, онгуты и т. д.) обладают стройной фигурой, благовоспитанны, уважают родителей. Дикие татары (тунгусо-маньчжурские племена севера) весьма бедны, да еще и примитивны и не обладают никакими способностями. Черные татары (собственно монголы) - это нынешний император Чингиз, а также его полководцы, министры и сановники. Вот так описывает татар китайская хроника. Распространению наименования " татары" способствовало, прежде всего, то обстоятельство, что в монгольском войске в первых рядах должны были идти и первыми вступать в бой отряды, составленные из покоренных народов (все завоеванные народы в обязательном порядке поставляли воинов в передовые части войск Чингиз хана). Историки XIII века указывают, что Чингиз хан повсюду посылал первыми татар. Очевидно, в монгольском войске, особенно в начальный период завоевательных монгольских походов, были и татарские воины. Известно о наличии двух крупных воинских объединений татар, которые созданы одной из жен Чингиз хана из числа татар, оставшихся в живых после разгрома 1204 года. В покорении китайских, восточно-туркестанских и среднеазиатских земель значительную роль сыграли также и эти воины под командованием татарских же нойонов. Поэтому выражение " татары идут" стало относиться ко всему монгольскому войску. В последующих монгольских походах, особенно в европейских походах, численность татарских воинов в составе монгольских войск не могла быть значительной. Передовые отряды несли самые тяжелые потери, а пополнялись они уже не татарами. Эти отряды лишь продолжали носить наименование татарских, но состояли уже из представителей других завоеванных народов. К примеру, во время походов на Центральную Европу монгольское войско насчитывало более полумиллиона человек, лишь 130-140 тысяч из них составляли монголы, другие же представляли народы, покоренные в предыдущих войнах. В военной колонии монголов близ Пекина в 1330 году находилось более десяти тысяч русских, монгольский каган в Пекине имел отряд, состоящий из русских. Другой каган создал русский полк, который носил наименование " Во веки веков верная русская гвардия". Возвышение монголов, организация военных походов, создание огромной мировой империи неотделимы от имени Чингиз хана. Нужно отдать должное этому человеку как великому полководцу и государственному деятелю. Его отец Есугей дал своему сыну имя Тимучин (Тимерче - кузнец). Так звали предводителя татарских воинов, одного из давних противников Есугея. Быть может, в этом сыграло свою роль отражение древних верований: отнять у врага его имя, его оружие считалось верным способом унаследовать его силу и мощь. Принятие монголами имени " татар" (самых стойких и бесстрашных врагов своих), присвоение его своим передовым отрядам могло быть вызвано также и этой причиной. Рано лишившись отца, Тимучин испытал голод и лишения. Но благодаря своему природному уму и железной воле он стал тем, кем стал. Как истый кочевник, Чингиз хан предпочитал кочевой быт. Но он относился с уважением и к мастерству и умениям оседлых народов - владению письменностью, ремеслами, административными навыками. Он был против жестокости ради жестокости, против бесцельного избиения мирного населения, против его беспричинного уничтожения. Во время войны в Персии он по указанным мотивам жестоко наказал одного из лучших своих военачальников. Чингиз хан был весьма веротерпимым человеком. Именно ему принадлежат слова: " Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса, Мухаммета) и прошу того, кто у них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником". Нет также оснований обвинять Чингиз хана в непреодолимом шовинизме, он поощрял заимствование тех или иных умений у других народов. Монголы приняли уйгурскую письменность, секретарями в монгольской армии обычно служили уйгуры. Главным судьей многие годы являлся Шиги-Кутуку. Некогда этот татарский мальчик попал в руки монголов во время одного из монголо-татарских сражений. Говорят, что этот весьма грамотный человек никогда не судил людей лишь на основе их собственных показаний (которые могли быть получены под страхом наказания), а искал истинные доказательства в любом деле. Чингиз хан умело планировал свои военные операции. К 1218 году монголы завершили завоевание Восточного Туркестана. До 1224 года покорено государство Хорезмшахов (современный Афганистан, Иран, Средняя Азия). Таким образом, в течение 1205-1235 годов была завоевана значительная часть Азии. И все эти завоевания связывались с именем " татары". Подъем Золотой Орды После завоевания Восточной Европы монголы смогли продолжить свой поход на запад. В 1241 году они вторглись в Центральную Европу, разгромили объединенные польско-немецкие и венгеро-хорватские войска, дошли до побережья Адриатики. Однако, огромная протяженность завоеванных земель и беспокойная обстановка в них ставили под сомнение возможность удержания захваченного пространства в покорности. В 1242 году Батый хан повернул свои войска назад и поместил свою ставку в самом беспокойном регионе - в Булгарии. По-видимому, хан хорошо помнил слова Чингиз хана о том, что верхом на коне можно завоевать многие страны, но удержать их верхом на копе нельзя. Еще в 1227 году Чингиз хан предназначил своему старшему сыну Джучи для кочевий земли до реки Иртыш (не только уже покоренные земли, но и те, которые предполагалось завоевать). Эта огромная страна должна была стать Джучиевым уделом (улусом). Она была названа Большой Ордой или Улусом Джучи, позднее за ней закрепилось название " Золотая Орда". В ее составе оказалась почти вся кочевая степь, поэтому она сохранила и свое прежнее наименование Дешти-Кыпчак. Ее протяженность от Иртыша до Дуная составляла около 5600 километров, а от Дербента до Булгара - почти 4000 километров. Сын рано умершего Джучи - полноправный правитель Орды Батый хан намеревался создать такое государство, где сочетались бы оседлое и кочевое хозяйства. Было установлено, что высшая ордынская власть дает разрешение занять княжеские престолы в завоеванных странах. В ставке Батый хана получали ярлыки на княжение булгарские, русские, армянские князья. Здесь, в Булгаре, где располагалась ставка хана в 1242-1246 годы, была начата чеканка ордынских монет от имени монгольского кагана. В 1246 году ставка хана была перенесена во вновь построенный город Сарай Бату, расположенный в нижнем течении реки Волга, примерно в 30 километрах севернее Астрахани. Со временем этот город превратился в красивейший город мира. В XIV веке с ним могли бы соперничать лишь Каир, Багдад и Константинополь. В годы расцвета население города достигало 75 тысяч человек, он стал крупным центром торговли, ремесел и искусства. В нем были построены мечети, работали медресе. Это был красивейший город " чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов" (Ибн Батутта). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы