Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БУЛГАРО-ТАТАРЫ В СОСТАВЕ ИМПЕРИИ



Жестокий век

Земля казанская опустела. Тучные стада скота были уничтожены солдатней. Ранее достаточно плотно заселенные земледельческие районы превратились в запущенные участки. Булгаро-татар стали беспощадно выселять с их земель, выгонять из городов. Например, булгаро-татарам категорически запрещалось не только жить, но и появляться внутри города Казани, обнесенного крепостной стеной. Выселяемым из города жителям не разрешалось разбирать свои жилища и переносить их на новое место, все это должно было оставаться для новых горожан. Население Казани резко сократилось. Лишь за счет притока русских переселенцев население Казани в 1557 году достигло половины его довоенной численности. На начало XVII века в посадах города Казани (не в самом городе) проживало более 600 семей и лишь десять из них были татарскими. В радиусе 40-50 километров от столицы было уничтожено или согнано все нерусское население. Такая же судьба постигла жителей прибрежных земель: булгаро-татары были согнаны, удалены на 15-20 километров от главных рек, т. е. основных путей сообщения. В поселениях междуречья Оки и Суры вообще не осталось булгаро-татарского населения.

На земли, освобождаемые подобным образом, массами переселялось русское население. Это заселение " свободных" земель началось еще в 1552-1553 годы. Затем были конфискованы ханские земли, владения местных князей и помещиков, а также новые пустоши (земли, опустевшие вследствие уничтожения населения). Все эти земли были розданы русским людям. При этом нередко прихватывались и земли тех местных крестьян, которые еще оставались на месте. Скажем, богатейшие земли Байларской волости были полностью переданы Костромскому монастырю. В результате таких действий только лишь русские помещики и духовенство получили в свое полное распоряжение более 25% всей территории ханства, заселенной булгаро-татарами.

В государстве полностью захирела торговля. Речь идет не только о внутренней, но и о внешней торговле. Установление оккупационного режима привело к полной утере многовековой роли центра торговли между Востоком и Западом. Иностранные купцы покинули пределы завоеванного государства. К примеру, именно в те годы опустела многолюдная армянская колония Казани. Во времена ханства армянские купцы пользовались полной свободой. Однако тяжелые условия режима завоевателей заставили армян покинуть Казань, чтобы не быть разграбленными и разоренными.

Потери в культурной области оказались неисчислимыми, основная часть культурного наследия оказалась безвозвратно утерянной. Прекрасные города и многие здания оригинальной архитектуры (особенно мечети и медресе) были беспощадно уничтожены. В Казани " новые хозяева с ужасающим вандализмом произвели... тщательное истребление исторических памятников" (М.Г.Худяков). Были сожжены уникальные книги, летописи, государственная документация, полностью разорены архивы и книгохранилища. Говорят, что часть книг впоследствии оказалась в библиотеке Ивана IV, ныне утерянной. Русские войска вывезли из ханства столько богатства, что вряд ли может быть полностью сосчитано. Еще в 1551 году вместе с Суюмбике в Московию было отправлены суда, нагруженные жемчугами, золотыми и серебряными изделиями и т. д. После трагедии 1552 года были организованы сотни обозов для вывоза награбленных богатств ханства.

Гибель почти всего культурного наследия принесло булгаро-татарам русское завоевание. Спасшаяся от уничтожения интеллектуальная прослойка населения была вынуждена существовать в суровых условиях, в глухомани, куда не дотягивалась рука захватчика. В повседневной борьбе за физическое выживание угасало поколение носителей многовековой культуры - самая высокообразованная часть населения. Все это привело к страшному снижению культурного уровня, к отрыву и отвыканию народа от государственного строительства, к потере навыков цивилизованного хозяйствования. Если раньше булгаро-татары отличались своим богатством, зажиточной и комфортабельной жизнью, то теперь они оказались отброшенными на много веков назад. " В ожесточенной борьбе за независимость татарский народ потерял все лучшие приобретения своей культуры, все, чем мог он гордиться перед своими соседями, и превратился... в угнетенную нацию" (М.Г.Худяков).

Русские правители начали осуществлять беспримерно жестокую политику, направленную на полное уничтожение целого народа. Успешному проведению подобной политики способствовало и то, что продолжительное время русских людей приучали к мысли о допустимости подобного отношения к другому народу. Правители и духовенство неустанно твердили о богоизбранности русского народа, которому все дозволено. При прямом руководстве агрессивной знати эта политика претворялась в жизнь руками русских крестьян и мастеровых.

Православное духовенство выступало носителем религиозного фанатизма и межнациональной ненависти. Духовенство и знать прививали людям привычку к беспричинной жестокости. Объективности ради следует отметить, что подобная жестокость проявлялась и по отношению к своим соплеменникам: достаточно вспомнить деяния русских князей в ходе " собирания русских земель". Но особенная жестокость проявлялась к носителям иной религии. Вот один пример. В 1532 году Шахгали, тогда правитель Каширы, вел переговоры с казанской знатью о своем возвращении на казанский престол. Такое проявление самостоятельности не понравилось московским властям и Шахгали был выслан с семьей из Каширы. Все булгаро-татары, находившиеся на службе у него, были арестованы и разбросаны по разным тюрьмам. В одну из псковских тюрем привезли 73 человека (в том числе семерых детей). В первый же день тюремщики удушили 65 человек. Остальных морили голодом без пищи и воды в течение нескольких дней и, в конце концов, также убили. 80 булгаро-татар были убиты в Новгородской тюрьме в течение пяти дней. Всего было казнено 200 человек. Через четыре года оставшихся более чем 170 человек женщин и детей насильственно крестили по указанию московского митрополита. Затем женщин роздали русским бобылям.

Для булгаро-татар в Казанском крае победители установили десятки различных запретов. В частности, категорически запрещались обработка металла и кузнечное дело, не дозволялось делать даже подковы и гвозди. Не была им разрешена охота, было запрещено иметь любое, в том числе и охотничье оружие. Татарина могли подвергнуть суровому наказанию даже за то, что у него в домашнем хозяйстве имеется, к примеру, кухонный нож.

Подавление народных выступлений производилось с особой жестокостью. При этом практиковалось поголовное уничтожение мужского населения. Женщины и дети могли быть взяты в плен, хотя и это не гарантировало сохранение их жизней. В лучшем случае они подлежали насильственному крещению и передаче русским хозяевам в качестве бесправных слуг. Это вело к их постепенному обрусению, т. е. исключало этих людей из состава своего народа.

Для сокращения булгаро-татарского, да и вообще нерусского населения власти использовали также и голодные годы, которые в российском государстве были довольно частыми. К примеру, в голодные 1557-1558 годы русские власти запретили продавать хлеб местному населению Астрахани. Число погибших от голода тогда исчислялось сотнями тысяч. На берегу Волги выросли целые горы незахороненных трупов. В 1700 году царь запретил Астраханскому воеводе продавать или менять татарам хлебные припасы, была развернута продажа татар в рабство. Исключительно тяжелой, голодной была зима 1741-1742 годов в Уфимской губернии. Хлеб было разрешено продавать лишь христианам. Имея более чем 320-тонный запас хлеба, отобранного у тех же татар и башкир, русские правители осудили этих людей на массовую голодную гибель. Доведенные до отчаяния, мусульмане продавали своих детей на уфимских базарах.

Планомерное уничтожение булгаро-татар привело к тому, что они оказались на грани полного исчезновения как отдельная этническая единица. В те годы булгаро-татарский народ потерял 80% своего состава. Миллионное булгаро-татарское население в 1552 году к 1719 году превратилось в народ численностью лишь 260 тысяч человек. Таким образом, даже через 170 лет после трагедии своего государства булгаро-татарам удалось достичь всего лишь 26% своей первоначальной численности.

Для булгаро-татар первоочередной, наиболее важной задачей стала задача - выжить.

Под гнетом

Российские правители установили жестокий гнет подданным этого государства. В России того периода было трудно всем, в том числе и русским. Но нерусские народы попадали в особо тяжелые условия, они не имели даже тех небольших прав, которые имел представитель русского народа. " Великорусской национальности стараются представлять всяческие привилегии, хотя великороссов в России меньшинство населения, именно только 43%. Все остальные нации, населяющие Россию, стараются все более урезать в правах, обособить одну от другой и разжечь вражду между ними" (В.И.Ленин). Русские правители нередко и весьма успешно пользовались этим приемом - натравливать один народ на другой. К примеру, Ногайскую Орду, а также калмыков не раз направляли против народов Придонья и Кубани. В 1618 году по русской рекомендации калмыки вторглись на земли своих соседей. В 1628-1630 годы калмыцкая орда потопила в крови казахские, каракалпакские, узбекские земли. Русское правительство обещало калмыцкому хану бесплатно предоставлять боеприпасы для войны против Казахстана и Средней Азии. В случае неудачи во время грабежей в Крыму и Кубани калмыкам было гарантировано предоставление надежного убежища в любом русском городе.

С какой доброжелательностью Великая Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство поддерживали веротерпимость, с такой же силой православное духовенство развернуло беспощадную борьбу против мусульман. Насильственное крещение принимало уродливейшие формы. Фанатики-христиане ходили по улицам и срывали белье с женщин-мусульманок. Около мечетей строили питейные заведения и насильно затаскивали туда мусульман после их молитвы в мечети. Полицейские и солдаты разрушали печи в домах тех, кто отказывался перейти в христианство. Зверские поступки фанатичного православного духовенства оставили много страшных воспоминаний в памяти народа.

Действия духовенства находили полную поддержку правящих кругов. Созданная в 1555 году Казанская епархия, позже и " Контора по делам крещения" проводили безжалостную политику по скорейшему обрусению булгаро-татар. Принимались меры, чтобы не допускать возврата крещеных татар обратно в мусульманство. По царскому указу 1593 года таких людей следовало " усмирять, в тюрьмы сажать и бить, и в железо, и в цепи сажать". На просьбу булгаро-татар разрешить восстановление некоторых мечетей Казанского края последовало предписание " мечети татарские все... посметати". В 1635 году был устроен настоящий погром, в ходе которого были убиты булгаро-татарские ученые, мусульманские священнослужители, сожжены сохранившиеся книги.

В 1713 году Петр I приказал завершить крещение служилых татар в течение полугода. Это вызвало массовый исход татарского населения в другие края. Тогда опустел каждый пятый крестьянский дом в Казанской губернии. В 1742 году проведена кампания по уничтожению мечетей. Только лишь в Казанском крае были разрушены 418 мечетей из существовавших 536. В конце XVII века было решено выселить из Москвы всех некрещеных татар, отобрав у них поместья.

Российские власти попытались привлечь мусульман к принятию христианства также и при помощи определенных льгот. Вновь крещеные татары могли бесплатно получить холщовую рубаху и штаны, крест, рукавицы и т.д. На несколько лет они освобождались от налогов, их не привлекали к некоторым видам повинностей. Однако все это делалось за счет мусульманского населения. Невыплаченные налоги и снятые повинности распространялись между мусульманами, что еще более усиливало налоговое бремя. К примеру, в 1750 году в Казанской губернии проживало немногим более 108 тысяч татар. 84 тысячи из них были не в состоянии платить налоги даже за себя, не говоря уже о новокрещеных. Страдали и язычники. В Казанской губернии насчитывалось 100 тысяч человек мужского населения марийцев, чувашей и удмуртов. В продолжение трех лет они должны были платить налоги почти за 270 тысяч новокрещенцев и взять на себя дополнительное бремя солдатчины. Разоренные нерусские народы на своих разгромленных землях должны были выбиться из сил, чтобы пополнить царскую казну. Налоги для нерусских, для некрещеных нередко устанавливались в более высоком размере. К примеру, в 1736-1740-годы налог зерном нерусские народы платили в два раза больше, чем русские.

Нерусские народы привлекались также ко всяким тяжелым видам труда с высоким уровнем смертности среди работающих. Только на строительство С.-Петербурга из Казанского края ежегодно отправлялись пять тысяч молодых булгаро-татар. В 1724 году большая группа булгаро-татар была направлена на Каспий для постройки кораблей. Лишь небольшая часть из них живыми вернулась на родину. Особенно убийственным для булгаро-татар было лашманство - работа на лесозаготовках. Тысячи молодых здоровых мужчин отправляли в вековечные леса Казанского края, где они умирали от непосильного труда и невыносимых условий жизни. 80% лашманов погибало или становилось калеками. В 1747 году для подобной работы были закреплены 44 тысячи крестьян, в том числе 37 тысяч татар. Через 20 лет число таких татар перевалило за 45 тысяч.

XVIII век принес новые повинности, связанные с появлением заводов. Земли под их строительство просто отбирались по праву сильного или покупались за мизерную цену. Например, 300 тысяч десятин вековечного леса недалеко от г. Белорецка в Башкирии было " куплено" по цене одна копейка за десятину. Цена 180 тысяч десятин земли для Кыйгинского завода составляла одну копейку за 100 десятин. Крестьян близлежащих деревень " приписывали" к заводу, т.е. отдавали заводчику в рабство. Для работы на заводах Казанской губернии в 1719 году были уже прикреплены более 31 тысячи человек, в 1762 году - более 190 тысяч. Такое же положение было в рудниках. Из деревень сгоняли десятки тысяч крестьян для работы в шахтах. Их не выпускали на поверхность земли месяцами, прикрепляя цепями к месту работы. В некоторых случаях могли переселить и всю деревню на какое-либо строительство. Иногда татарские села переселяли на вновь завоеванные земли, на строительство новых крепостей.

Усилилась напряженность с земельными наделами. В 1863 году правительство распорядилось так, что нерусский крестьянин получал в личное пользование земельный надел, в полтора-два раза меньший, чем русский крестьянин. Дело осложнялось еще и тем, что из-за поголовного обнищания многие крестьянские хозяйства остались без лошади - этой основной тягловой силы того времени. В 1891 году, например, около 35% татарских крестьянских дворов не имели возможности обрабатывать землю, т.к. являлись безлошадными. Они в дальнейшем бывали вынуждены продавать свои земельные наделы.

В силу указанных причин татарские крестьяне в большинстве своем стали безземельными или малоземельными. В 1907 году 4% татарских крестьян были безземельными, к 1917 году этот показатель составил уже 11%.

Несколько столетий Россия вела постоянные захватнические войны. Она вовлекала все больше и больше народов в военные действия, накладывая тяжелое бремя военных расходов на тех, кто оказался в составе этого воинствующего государства. Рекрутская повинность была одной из самых тяжелых обязанностей. В 1722 году была официально введена рекрутчина для булгаро-татар. В те же годы принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве прислуги для офицеров. Насильно отрываемые от семьи и насильно крестимые, они не понимали чужой для них русский язык. Они не выдерживали издевательств и побоев и погибали сотнями. За неявку взрослого или несовершеннолетнего рекрута ответственность несла его семья.

Булгары участвовали в боевых действиях против поляков уже в начале XVII века. Булгаро-татары составляли половину стотысячного войска Петра I во время его персидского похода. Воевали булгаро-татары ив 1812 году. Французы писали, что татарские и башкирские конники как осы, их трудно настигнуть. Во время боевых действий под Дрезденом " казанцы были выдвинуты на передовые позиции и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество" (Адмирал П.В.Чичагов). В честь признания особых заслуг мусульманских воинов впоследствии была построена мечеть в Москве.

Солдаты-татары были вынуждены принимать участие также и в завоевательных походах русских правителей. Нередко они принимали сторону тех, кто подвергался российской агрессии. Говорят, что к Шамилю (национальному герою чеченцев, да и всего Кавказа) перешло 40 тысяч солдат-татар. Впоследствии они остались жить в этих краях в казачьем сословии. Число булгаро-татар, отправляемых на 25-летнюю солдатскую службу (фактически на всю жизнь), постоянно росло. В XIX веке стали отправлять в войска, в арестантские роты даже тех татар, которых суд приговорил к каторге. Однако принимались меры, чтобы булгаро-татары не могли занимать высокие посты. К примеру, не разрешалось присваивать татарину воинское звание выше премьер-майора.

Таким образом, в России велась последовательная политика по ассимиляции булгаро-татар: " А бусурман, зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять" (Петр I). Чтобы народ выжил при таких условиях, следовало вести не только вооруженную борьбу, но и поднимать просвещение и хозяйство.

Торговля и производство

За годы, прожитые в составе империи, значительная часть булгаро-татарского народа переместилась в глубь башкирских земель, в Ногайскую Орду, в казахские степи и т. д. Это приводило к рассеиванию народа, что способствовало его ассимиляции по частям. Официальная власть внесла особую лепту в дело расчленения этого народа: по реформам XVIII века значительная часть земель бывшего Казанского ханства была исключена из состава Казанской губернии и включена в другие губернии.

Оставшееся в Казанской губернии коренное население продолжало ранее начатую работу по восстановлению хозяйства. С большим трудом, замедленными темпами, но стало восстанавливаться земледелие. Приток русских переселенцев не мог кардинально изменить традиционную земледельческую культуру края, хотя на нее и оказывалось определенное влияние. Очевидно, в жестокий век любой русский представлялся врагом булгаро-татарского человека, да и вел себя обычно как непримиримый враг местного населения. Однако со временем это положение изменилось. Между булгаро-татарскими и русскими тружениками начали устанавливаться обычные добрососедские отношения. Это способствовало определенному обогащению земледельческой культуры.

Резкое увеличение русского населения сопровождалось отторжением плодородных земель у местного населения. Лишенные единственного средства к существованию, многие булгаро-татары становились слугами новых хозяев, уезжали в иные края. Со временем русская администрация начала допускать представителей местных феодалов к низшим ступеням государственной службы (в основном, связанной с несением воинской повинности). Так появилась прослойка служилых татар, которые лояльно относились к властям и пользовались некоторыми льготами. Однако это не получило широкого распространения. Царские чиновники под различными предлогами старались не допускать лиц татарской национальности в большинство сфер государственной службы (в административно-управленческую, в правоохранительную и иные сферы). Даже для получения места мусульманского священнослужителя (муллы) русская администрация требовала знания русского языка; следовало также еще выдержать соответствующие испытания перед русской комиссией.

До 1686 года русские власти запрещали булгаро-татарам заниматься торговой деятельностью. Впоследствии удалось добиться права участвовать в городской торговле. Это привело к оживлению торговых дел, к увеличению купеческой прослойки из числа булгаро-татар.

Основание Оренбурга (1735 год) открыло новый этап торговли с Казахстаном и Средней Азией. Правительство было вынуждено привлечь татар для этой работы. Недалеко от Оренбурга возникло поселение Каргалы (по имени первого купца Сагита Хаялина называемое также и Сеитовым), основанное татарскими переселенцами. Оно стало основным узлом торговли в этих краях. В 1761 году сеитовских купцов насчитывалось около 1160 человек, к 1765 году их стало уже более 1600. Была образована Оренбургская торговая компания с Габдуллой Хаялином во главе. Компания имела монопольное право торговли с Казахстаном и со Средней Азией. Начали регулярно ходить караваны в Среднюю Азию. Довольно большая масса татарского населения занялась торговой деятельностью. В 1760-е годы вся мелочная торговля в Младшем и Среднем жузах Казахстана уже оказалась в руках татар. В конце XVIII века около половины казанских купцов составляли татары. В Чистополе татарами были 60% всех купцов.

Татары стремились участвовать не только во внутренней, но и во внешней торговле. Еще в 1640-е годы татарские купцы Маматов, Ширгалиев по торговым делам побывали в Сибири. В 1751 году сеитовские купцы снарядили торговый караван в Индию (Участник этого торгового путешествия Исмагил бин Бикмухаммет написал книгу воспоминаний об этом). В 1811 году татарский купец Китаев привез в г. Кяхту (Китай) сотни тысяч шкур для продажи. Из Китая он стал вывозить тысячи ящиков чая. Предприимчивые отец и сыновья Зайнетдиновы приобрели пароходы и расширили хлеботорговлю с дальними регионами.

Татарские предприниматели совершают попытки проникновения и в другие отрасли хозяйства. В 1754 году Надир Уразматов вместе со своим сыном Юсуфом открыл месторождение нефти на берегу реки Карамалы. Им удалось даже получить разрешение на создание нефтеперерабатывающего предприятия. Однако практически осуществить этот план не удалось из-за постоянных препон со стороны властей. Другой татарин - Тасим Маматов - открыл рудные месторождения на Урале и организовал работу рудников. Его сын Исмагил Тасимов в 1771 году обратился к правительству с предложением создать горное училище в Пермских краях. Все расходы по работе училища он собирался взять на себя. Но это ему не было разрешено, подобное учебное заведение позже начало работать в С.-Петербурге.

В начале XVIII века в Казани начали работу суконная фабрика, кожевенный завод. Среди промышленных рабочих появились лица татарской национальности, увеличивалось татарское население в городах. По данным 1744 года в городах проживало более полутора тысяч татар, к началу XX века их число достигло почти пяти тысяч. Усилилась миграция татар в другие регионы, где возникала потребность в дешевой рабочей силе. На шахтах Урала, Сибири, Донецкого бассейна, на бакинских нефтепромыслах значительную прослойку составляли татары. Татарские рабочие стали появляться на промышленных предприятиях крупнейших центров (в Москве, С.-Петербурге и т. д.). Однако основная масса татар проживала в сельской местности: в 1912 году 95% татар были жителями села.

Общий рост торгово-промышленного капитала в России коснулся и татарских предпринимателей. В 1912 году татары владели шестью крупными торгово-промышленными предприятиями. На начало 1914 года в руках татарских промышленников оказалось не менее 140 более или менее крупных предприятий, расположенных в разных регионах России. К примеру, в Поволжье было 43 таких предприятия, в Приуралье - 47, в Средней Азии - 19, в Казахстане - 18, в Центральной России - 8, на Кавказе - 6. К началу XX века татарские купцы и предприниматели проводили уже активные действия во многих регионах России, включая сюда и Дальний Восток. Они открывали заводы и фабрики, строили иные предприятия. Так, предприниматели Хусаиновы открыли салотопенные заводы в Казахстане, Акчурины - суконные фабрики в Симбирске, Рамеевы - золотые прииски на Урале, Яушевы - мыловаренные и кожевенные заводы в Троицке и его окрестностях и т. д.

Татары занимались также ремесленным и кустарным производством. При этом преобладали традиционные виды этих производств. Это объяснялось наличием многовекового, с булгарских времен, опыта ремесленничества и кустарничества. Многочисленные восстания татарского народа против русского владычества вынуждали власти идти на определенные уступки, которые использовались для развития традиционных и иных направлений хозяйственной деятельности татар. В XVIII веке уже можно было утверждать, что татары - это народ " великий, в ремеслах хитрый, в плодах обильный и купечеством богатый, в строительстве градов преславный" (В. Н. Татищев).

Татары активно участвовали в российском революционном движении. Короче говоря, татары жили той жизнью, которой жило подавляющее большинство огромной империи: воевали, занимались хозяйством, совершали революции. Основное отличие от других состояло в том, что татарам приходилось выдерживать еще дополнительное угнетение по национальному признаку. При этом татары сохранили память об истории своего народа, создававшего независимые государства, обладавшего своей государственностью. Подобное самосознание усиливало тягу к исламу, как надежной идее, объединяющей народ. Это же приводило к оттоку крещеных татар от христианства. Несмотря на все усилия государственной власти и православного духовенства, общее число крещеных татар в начале XVIII века не превосходило 17 тысяч человек, т. е. татары в основной своей массе сумели сохранить приверженность к религии предков. В 1865-1868 годы прошла целая волна перехода крещеных татар в ислам, когда лишь в одной Казанской губернии 12 тысяч мужчин - крещеных татар - перешли в ислам. В ходе второй волны (1905-1909 годы) таких лиц оказалось уже около 39 тысяч. К началу 1910 года почти 40-45% крещеных татар приняли ислам. " Народы, связанные со своей землей, куда более способны к сопротивлению вражеским вторжениям, к регенерации, восстановлению своей культурной жизни" (Л.С.Гумилев).

 


Народное образование

" Среди народов, населяющих восточную часть России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотности среди них очень высок даже по сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил татарин, он непременно знает начала вероучения, умеет читать и писать по-татарски... Муллы занимаются обучением детей за самую ничтожную плату или даже бесплатно... В России трудно указать народ, у которого была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко" (Я.Д.Коблов, 1908 год).

Эта оценка вполне заслуженна. Однако высокий уровень грамотности татарского населения не являлся результатом государственного попечения. К примеру, в XIX веке государство тратило на образование в Казанской губернии по 12, 5 копеек на душу населения. Но в этой сумме ничего не полагалось на долю татар-мусульман и тратилось всего по полкопейки на крещеного татарина. На просьбу населения о включении расходов на татарские школы в бюджет высшие государственные чиновники ответили, что основная часть бюджета складывается из доходов от продажи водки; однако татары-мусульмане водку не потребляют, поэтому финансирование татарских школ за счет пьющего русского населения вызовет недовольство русских.

Таким образом, государство отказывало татарским школам в поддержке, а доступ в русские учебные заведения татарам был затруднен. Запрещалось принимать татар-магометан " на казенное содержание и помещать вместе с прочими студентами такого же содержания", а также размещать их " для жительства вместе с учениками" - христианами. Лишь в 1836 году было разрешено принимать мусульман в Казанский университет. Тогда 20 мусульманских юношей были приняты в число студентов медицинского факультета, доступ на другие факультеты остался под запретом. Однако прием татар в студенты не стал распространенным явлением. Скажем, до 1917 года университетское образование в России получили всего лишь 171 человек из числа татар и башкир. Первым татарином, получившим высшее гуманитарное образование в России, является, по-видимому, Гайса Бикмиев - уроженец Оренбурга. В 1835 году он окончил Казанский университет, после чего работал учителем в Омске.

Надежды татарского населения на российское образование усиливались с открытием новых учебных заведений в районах массового проживания татар. К примеру, в Казани были открыты первая гимназия в 1758 году, университет - в 1804 году, затем - центральная крещенская школа, инородческая учительская семинария, первая татарская учительская школа. Впоследствии подобные учительские школы появились в Симбирске, Уфе, Бирске и т. д. В 1915 году начала работу учительская школа для женщин-татарок в Троицке. Однако и в этих учебных заведениях обучалось немного татар. Скажем, в 1908 году всего лишь 139 татар были учащимися гимназий и других государственных учебных заведений.

Некоторым представителям татарской молодежи удавалось продолжать свое образование в учебных заведениях арабских стран, Европы и Америки. К примеру, в 1909 году в учебных заведениях Стамбула обучалось 63 татарина.

Таким образом, государственные структуры не проявляли никакой заботы о распространении образования среди татарского населения. Однако татары " почти сплошь все грамотны... По своей привычке к книге татарин довольно легко выучивается и русской грамоте, ... солдаты из татар скорее делаются грамотными, чем русские" (П.И.Знаменский, 1910 год). Подобная тяга татар к книге базировалась на традиционной булгарской культуре этого народа. Хранителями и передатчиками этой культуры служили представители высокообразованных слоев населения. Особые заслуги в распространении грамоты и тяги к книге имеют мусульманские священнослужители. " Во всякой татарской деревушке имеется особливая молебная храмина и школа... в казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы" (Г.И.Грегори, 1799 год). Именно эти мактабы и медресе при мечетях являлись центрами распространения грамотности. Эти учебные заведения открывались исключительно по инициативе самого населения и содержались за счет его добровольных пожертвований.

Надо отдать должное татарским купцам и предпринимателям, значительная часть которых занималась бескорыстной поддержкой народного образования и благотворительностью. Например, большие средства в образование вкладывали знаменитые промышленники Апанаевы. Первая после разгрома 1552 года каменная мечеть в Казани была построена на средства М.Юнусова в 1770-годы. Его сын финансировал построение другой мечети и больницы в Казани, а также сельских мечетей. Сын последнего Ибрагим Юнусов в 1844 году создал в Казани детский приют и полностью содержал его за свой счет.

В 1905 году число татарских школ-медресе в Казанской губернии было около 850. В них обучалось более 54 тысяч человек, в том числе около 20 тысяч девочек. Число подобных учебных заведений в 1913 году перевалило за 900. Медресе могло иметь четыре ступени-отделения, начиная от начального до высшего. Лица, закончившие третью ступень, получали право преподавания. Медресе давали довольно основательное для своего времени образование. " Умственное развитие шакирдов медресе довольно значительно, и несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших приходских городских школ" (В.В.Радлов, 1872 год).

Было несколько медресе, которые заслужили широкое признание тюркско-мусульманского населения Российской империи. Одним из них стало " Мухаммедия" в г. Казани, основанное Галимжаном Галиевым-Баруди. Большой известностью пользовались также медресе " Касымия" в Казани, " Галия" в Уфе, " Хусаиния" в Оренбурге, " Расулия" в Троицке и т.д. В ряде медресе преподавали практически все учебные дисциплины русской школы. К примеру, шакирды медресе " Мухаммедия" изучали языки и литературу (татарский, русский, арабский, персидский), арифметику, счет, рисование-черчение, физику-природоведение, географию, историю (всеобщую, российскую, историю тюркских народов, историю науки и классов), философию, логику, психологию, педагогику, методику преподавания, юриспруденцию, риторику, метрику, этику, медицину-гигиену, науку о разделе имущества (фараиз). Учебный план медресе " Хусаиния" включал восемь религиозных и двадцать светских учебных дисциплин. В 1911 году английские исследователи пришли к выводу, что учебные планы подобных медресе сходны с планами классических гимназий. Оказалось, что применялось почти 400 татарских учебников, 70% которых были учебниками по светским дисциплинам.

Сеть медресе охватывала все те регионы, в которых проживали татары, в том числе и в сельской местности. Скажем, в медресе села Тумутук Самарской губернии было 10 преподавателей и 300 шакирдов. Знаменитыми были Кышкарское сельское медресе в Заказанье, медресе в селах Мачкара, Курса, Оры и т. д. Заслуженным авторитетом пользовалось медресе в селе Иж-Буби Казанской губернии. Открытый в 1781 году мактаб превратился в медресе с середины XIX века. В 1900 году руководитель медресе Габделгаллям Нигматуллин-Буби передал этот пост своему сыну Габдулле (1876-1922). Этот выпускник Бейрутского университета был выдающимся педагогом и просветителем, активно внедрял в работу новые методы обучения. Здесь изучали английский и французские языки, бухгалтерское дело, велась подготовка татарских учительских кадров. Всего лишь за три года (1908-1911) здесь получили звание учителя 274 человека, в том числе 106 женщин. Сюда приезжали учиться из Турции, из Казахстана и Средней Азии, со всего Поволжья и Приуралья. В 1911 году медресе было разгромлено жандармами, учителя были арестованы и сосланы в ссылки. После освобождения Габдулла Нигматуллин уехал в Китай, где также занимался педагогической деятельностью. Вообще эта семья имеет особые заслуги в сфере татарского просвещения. Педагогом был также Гобайдулла - родной брат Габдуллы. Этот высокообразованный педагог (он учился в Стамбуле и в Париже) был автором оригинальных учебников. Их сестра Мохлися заведовала женским медресе г. Троицка.

Отношение официальных властей к татарским учебным заведениям было весьма настороженным. В их деятельности выискивали элементы воспитания национального духа, поэтому всячески создавали им трудности, устанавливали назойливый контроль. В 1911 году власти закрыли почти сотню татарских школ Казанской губернии. В 1914 году особое совещание при совете министров России признало светскую татарскую национальную школу " в высшей степени нежелательным явлением". Было признано необходимым запретить в татарских школах преподавание светских дисциплин, в том числе и русского языка. Считалось, что светское образование в татарских школах вызывает опасность воспитания панисламизма. Боязнь панисламизма и провала русификаторской политики вынуждала государственных чиновников постоянно тормозить развитие татарских школ. К примеру, в XIX веке было подано в общей сложности около десятка проектов организации татарских школ. Однако власти так и не разрешили это.

Несмотря на все это, татарские школы продолжали развиваться. К началу XX века татары Казанской губернии содержали столько школ, что на каждую тысячу жителей приходилось по 1, 21 школы и 55 учащихся. Русское население обеспечивалось государственными школами по 0, 88 школы и 40 учащихся на тысячу жителей. В 1912 году в Казанской губернии работали почти 1100 мактабов и медресе при более чем 80 тысячах учащихся. В Уфимской губернии более 50 тысяч человек обучались в 1500 мактабов и медресе. Работали педагогические курсы по подготовке учителей. Будущие татарские учителя получали знания в Казани, Уфе, Оренбурге, Ялте и т. д.
Таким образом, была создана система татарского национального образования. Оно стало мощным средством сохранения этнического самосознания народа после трагедии 1552 года. Первоначальная растерянность и безвыходность уступали место другим чувствам: самосознание народа, осознание своего единства оказались достаточно устойчивыми. Этому способствовало широкое распространение татарского народного образования. Даже в условиях невиданного национального гнета татары сумели сохранить свою самобытность как отличное от других этническое образование. " Несмотря на то, что татары уже в течение двух веков завоеваны и живут разрозненно среди русских, они удивительным образом сохранили свои обычаи, как будто жили отдельно" (Карл Фукс).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь