Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Административный орган еврейской



общины – Кагал ……………………………………………………………………...………..97

 

ГЛАВА X……………………………………..…………………………………………..………97

Характеристика деятельности кагала и разделение ее

Деятельность кагала в области религиозной

Праздник Рош-Гашана и Йом-Кипур

Положение 1835 г. и Закон о синагогах 1850 г.

 

ГЛАВА XI………………………………………………………………………………………108

Подразделение бытовой деятельности

Утайка от всенародных переписей

Два примера административной деятельности кагала

 

ГЛАВА XII…………………………………………………………………..………………….119

Отношение кагала к личности еврея

Выдача прав на жительство

Каболат-Кинион

Морейне

Отношение кагала к имуществу еврея

 

ГЛАВА XIII……………………………………………………………………………………..128

Отношение кагала к личности нееврея

Право меропии

Отношение кагала к имуществу нееврея

Право хазаки

Способы осуществления права хазаки

Влияние права хазаки на экономический быт христианского населения

 

ГЛАВА XIV……………………………………………………………………………………..150

Сиситема скрытого противодействия правительству

Фактор-поверенный. Его деятельность и орудие

Еврейский Комитет при Александре I и отчет о нём Державина

 

ГЛАВА XV………………………………………………………………………………...……161

Отбывание евреями воинской повинности

Закон 1827 г.

Способы уклонения евреев от воинской повинности

Законы 1874 и 1878 гг.

 

ГЛАВА XVI…………………………………………………………………………….……….167

Расходы и доходы кагала

Деление их на гласные и негласные

 

ГЛАВА XVII…………………………………………………………………………….………172

Значение денежных сумм с коробочного и свечного сборов в руках кагала

 

ГЛАВА XVIII……………………………………………………………………..…………….184

Система карательных мер кагала

Формула херема

Карет

 

ГЛАВА XIX…………………………………………………………………….……………….194

Отношения местных кагалов между собою

 

 

II. Судебный орган еврейской общины – бет-дин ……………………...……………….196

 

ГЛАВА XX…………………………………………………………………...…………………196

Состав бет-дина. Его компетенция

Три рода индульгенций

Доходы бет-дина

 

ГЛАВА XXI……………………………………………………………………………..…….206

Вызов в суд

Меры для приведения в исполнение решения бет-дина

Когда еврей может обратиться к суду нееврейскому?

Значение названия бет-дина: суд " духовный" и " полюбовный"

 

III. Духовные учреждения у евреев ………………………….……………………………214

 

ГЛАВА XXII……………………………………………………………………………...……..214

Храм в Иерусалиме

Еврейское духовенство

Учреждения для общественного богомоления

Служители молитвенных учреждений

Доходы и расходы молитвенных учреждений

Причины размножения молитвенных учреждений

Обряды: эйруб, алиа и кадеш

Влияние духовных учреждений на религиозную и общественную жизнь евреев

 

ГЛАВА XXIII……………………………………………………………….…………………..232

Раввинат

Раввины - светские лица

Обряды обрезания и венчания

Наполеон I и иудейство

Казенные раввины в России

 

IV. Учебные заведения у евреев ……………………………..…………………………….254

 

ГЛАВА XXIV………………………………………………………..………………………….254

Хедеры, талмуд-торы и иешиботы. Причина их размножения

Законы 1844 и 1873 гг. относительно национально-еврейских учебных заведений

 

V. Союзные учреждения еврейской общины ………………...………………………….267

 

ГЛАВА XXV………………………………………………………………………...…………..267

Деление Союзов на местные и всемирные

Союзы религиозные, благотворительные, ремесленные, ученые

 

ГЛАВА XXVI……………………………………………………………………...……………289

Политические союзы

Хабура Гагаскала Ливне Израель - Общество распространения просвещения между евреями в России

Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России

Всемирный союз евреев (L`Alliance Israelite Universelle) - основание Союза

 

ГЛАВА XXVII………………………………………………………………..…………………311

Хабура Коль Израель Хаберим - Союз всех еврейских союзов

Всемирный союз евреев (L`Alliance Israelite Universelle)

Организация Союза

Материальные средства Союза

Задачи и цели Союза

 

Основные пункты плана преобразования быта евреев

в России на основании “Книги Кагала” ………………………………..………………335

 

Приложение

Дело о мещанине Богузо……………………………………………………………………339

 

 

* * *

Die Juden bilden einen

Staat im Staate.

SCHILLER

 

От издателя.

 

Эпиграфом это сочинения послужили слова Шиллера: «Евреи образуют государство в государстве», т.е. утверждается, что евреи представляют самостоятельный организм в государстве, сплоченный внутри и обособленный извне.

Сознание, что именно в этом явлении, во внутренней сплоченности и внешней обособленности евреев лежит все зло от евреев и для государства их приютившего, и для коренного населения, присуще решительно всем правительствам, которым выпадала на долю историческая необходимость бороться с иудейством. Но правительственные меры самого противоположного характера, принимавшиеся для уничтожения этой замкнутости и обособленности, еще до сих пор нигде «государства в государстве» не уничтожили.

Репрессивные меры (испанского и др. правительств) не только не сокрушили иудейского царства, но, наоборот, послужили цементом к вящему его внутреннему укреплению. В свою очередь, и либеральнейшие принципы 1789 г., признавшие евреев полно- и равноправными гражданами Франции, не избавили французское правительство от необходимости уже в 1808 г. серьёзно подумать о новых гражданах Моисеева закона, а движение 1880 г. против евреев в Германии наглядно указывает, что и равноправность не в силах разрешить еврейский вопрос.

К сожалению, уроки истории скоро забываются; безуспешность тех и других мер, предпринимавшихся в различное время разными правительствами по отношению к евреям, наглядно должна показать, что ни отнятием гражданских прав, ни дарованием их евреям в полном объёме невозможно даже йоты переменить в иудействе, а тем более уничтожить его вековую сплочённость и обособленность. Не в правах здесь дело. Для разрешения еврейского вопроса требуются иные меры и иные средства, направленные к пересозданию внутреннего строя жизни евреев, меры, которые, конечно, евреями не указывались и до сих пор ни одним правительством по незнанию особенностей этого строя практикуемы не были.

Книга Кагала впервые представляет политический организм в его современном виде, хотя и рассеянный, без национальной территории. Книга Кагала раскрывает, что организм этот держится не своими собственными силами, присущими ему внутренними силами, а искусственно поддерживаемыми, внешними средствами, что он жив не сочувствиями и поддержкой самой еврейской массы, но системой строгой внешней организации; что эта организация, в свою очередь, насильственно поддерживается силой грозной карательной власти, находящейся в руках представителей каждой местной общины, карательную же власть еврейское представительство всегда, к сожалению, находило если не в духе, то в букве иноверческого закона о евреях, направить который в пользу обособления еврейской массы, благодаря незнанию со стороны иноверческого правительства внутреннего быта евреев, не представлялось затруднительным для этого представительства. Отсюда уже само собой разумеется, что с отменой тех государственных законов, которые дают еврейскому представительству власть над еврейской массой, исчезнет и страх еврея перед евреем, исчезнет беспрекословное, насильственное пред своими представителями, а вместе с тем и пред духом и буквой ими поддерживаемых национальных еврейских законов повиновение, т.е. наступит внутреннее разложение еврейской общины, а с разложением внутри начнётся разложение и извне: рушится система строгой организации и, следовательно, рушится тот просуществовавший свыше 2000 лет организм, который принято характеризовать как «государство в государстве».

Тогда вредная в силу своей внутренней сплочённости и внешней обособленности еврейская масса превратится в безвредный инородческий элемент, исповедующий иудейскую религию, элемент, доступный действию и влиянию государственных законов, т.е. только тогда достигнется конечный пункт желаний в еврейском вопросе. Для всестороннего и подробного развития и доказательства всех этих положений в I части Книги Кагала сначала в кратком очерке показано историческое развитие действующего поныне в еврейской общине еврейского национального законодательства и те цели, которые легли в его основу, а затем весь остальной материал распадается на два неравных раздела, из которых в первом изложена организация еврейской общины под чужеземным владычеством в древнейшие времена, а во втором – организация её в настоящее время, вред подобной организации для интересов того государства, под властью которого евреи живут, и, наконец, меры к устранению этого вреда, другими словами, к окончательному разрешению еврейского вопроса.

 

Александр Брафман

С.-Петербург, 1882 г

 

Предисловие к первому изданию.

 

  В 1858 году, во время пребывания Государя Императора в г. Минске, я подал на Высочайшее имя записку, касающуюся положения и жизни евреев. Для объяснения по этой записке я был вызван в Петербург Указом Святейшего Синода от 29 октября 1859 года, а Указом от 13 мая 1860 года был назначен преподавателем еврейского языка в Минскую духовную семинарию, причем мне было поручено заниматься изысканием средств для устранения затруднений, с которыми евреи, желающие перейти в Христианство, встречаются на пути к этой цели.

  При подробном моем знакомстве с бытом евреев, чем я обязан своему еврейскому происхождению и пребыванию в иудействе до 34-летнего возраста, источники, из которых я должен был черпать материал для своей цели, мне были известны, а путь к этим источникам открыли мне поддержка со стороны преосвященного Михаила, бывшего архиепископа Минского, и сочувствие к моему делу со стороны многих евреев*1. Благодаря этим благоприятным обстоятельствам с течением времени в портфеле моем собрался довольно богатый материал, пригодный не только для упомянутой цели, но и для разъяснения положения евреев вообще.

  Материал этот состоит из значительного числа частных писем, записок, документов, актов и пр., которые по содержанию своему способны разоблачить внутренний замкнутый быт евреев лучше, чем все проведенные до настоящего времени научные исследования. Почетнейшее место в моем собрании занимает неизвестный еще до сих пор науке материал, состоящий из 1000 с лишним постановлений, решений и актов еврейских кагалов (общественных управлений) и бет-динов (талмудических судов), с которыми читателя познакомит эта книга.

  Важность и значение этих документов состоит в том, что они представляют практическую сторону жизни нынешних евреев, во многом уже не соответствующую талмудической теории, на основании которой она сложилась и которую трудно представить тем, кто не воспитывался в стенах синагоги. В Талмуде, например, нельзя найти ясных указаний на настоящие границы, до которых кагал и бет-дин простирают свою власть над частной жизнью еврея.

  В напечатанных же нами документах эти границы обозначены весьма ясно и определенно. Особенного внимания в этом отношении заслуживают документы № 16, 64, 131, 158. Из этих четырех актов мы видим, что деспотизм кагала простирается до того, что еврей не может пригласить на домашний пир по случаю семейного праздника того, кого он хочет, или приготовить угощение по своему вкусу и желанию без предварительного разрешения кагала.

  Например, мы ставим вопрос: что такое для еврея государственный закон?

   В ответ на этот весьма важный вопрос Талмуд нам говорит: " Дине демалхуте дине", т.е. закон царский, закон (обязательный для евреев)*2; в другом месте говорится, " что это постановление относится исключительно к вопросам, касающимся личных выгод Государей, но решения судебных мест никоим образом не могут быть обязательными для еврея" *3; а третье место совершенно сбивает и спутывает даже то неясное представление, которое мы могли составить из двух прежних мнений: " Рабонон микре малке", т.е. раввины — это Государи.*4 Понятно, что после подобных ответов вопрос остается до конца неясным. Но, сверив эти положения Талмуда с кагальными постановлениями (под № 165 и 166), ответ будет и окончательный, и вполне ясный: евреи, служащие по выбору при нееврейском судебном месте*5, обязаны решать дела, разбираемые в их присутствии, не по внушениям совести или по государственным законам, а по указанию кагала и бет-дина.

  Еще пример: как относится еврей, со своей национально-религиозной точки зрения, к собственности нееврея, движимой или недвижимой? По этому вопросу Талмуд*6 до того перемешал черное с белым или, вернее сказать, чистое с грязным, что любой еврей, кажется, в состоянии сбить с пути самого проницательного ученого-исследователя нееврея.

  В 37 актах, приведенных нами в пятом примечании, читатель убедится, что кагал в своем районе продает частным евреям " хазака" и " меропие" право на владение недвижимым имуществом нееврейских жителей и на эксплуатацию любого нееврея*7. Одним словом, из документов, изложенных в этой книге, мы видим, что кагал и бет-дин, которые до сих пор независимо управляют еврейской частной и общественной жизнью (как читатель увидит из нашей книги), не всегда обязаны руководствоваться Талмудом и что личные распоряжения и постановления этих учреждений, подтвержденные херемом, для еврея гораздо важнее Талмуда. Вот обстоятельство, по которому документы, изложенные в этой книге, очень важны.

  Открывая, таким образом, внутренние пружины еврейского общественного строя, с которыми Талмуд не может нас познакомить, эти документы как нельзя лучше показывают, каким путем и какими средствами евреи при самых ограниченных правах вытесняли чужой элемент из городов и местечек своей оседлости, завладевали капиталами и недвижимым имуществом этих местностей и освобождались от конкурентов другой национальности в делах торговли и ремесленничества, как это случилось уже в западных губерниях России, Польше, Галичине и пр.; какими чудесами целые департаменты, как рассказывал Наполеон I в своем письме к Champagny 29 ноября 1806 года, очутились в залоге у евреев, в то время когда они составляли самое незначительное меньшинство всего населения Империи (до 60 ООО)*8; почему, например, в протесте нееврейских жителей Румынии мы ныне слышим те же самые жалобы на евреев, что и в челобитной, поданной нееврейскими жителями г. Вильно царю Алексею Михайловичу в 1658 г.*9; почему все государства то давали евреям, то опять отнимали у них гражданские права. И наконец, что важнее всего, в этих документах лежит ясный ответ на вопрос, почему все попытки нашего правительства изменить жизнь евреев не увенчались успехом в продолжение текущего столетия.

  При такой несомненной важности представленных мной документов я счел своей священной обязанностью обратить на них внимание г. бывшего генерал-губернатора, и в 1866 году представил их вместе с прочими моими записками об улучшении быта русских евреев (из коих часть напечатана была в № 149, 151 и 173 " Виленского вестника" того года) бывшему главному начальнику края Константину Петровичу фон Кауфману, который для их рассмотрения 29 июля 1866 г. назначил под председательством г. В.А. Тарасова известную еврейскую комиссию, работающую и до сего времени над разъяснением вопросов, возникших в связи с представленным мною материалом, и которая побудила бывшего главного начальника Северо-Западного края графа Эдуарда Трофимовича Баранова к изданию известного циркуляра от 24 августа 1867 года об уничтожении еврейских кагалов.

  После личного разбора многих из этих документов в переводе на русский язык и на основании отзыва о них со стороны председателя комиссии бывший попечитель Виленского учебного округа тайный советник Иван Петрович Корнилов дал мне средства на издание части документов в переводе на русский язык в размере 20 печатных листов.

  Подлинность этих документов доказывают: а) сам ветхий вид их; б) однообразный почерк нотариуса, которым они написаны; в) подписи многих лиц, которые удается проверить по другим существующим источникам и, наконец, г) водяные знаки внутри бумаги " Б.О.Ф.Е.Б.", причем первый лист имеет дату 1790, а остальные — 1794 годом.

  Все собранные мною кагальные документы относятся к годам с 1794го по 1833-й, а 290, помещенных в настоящей книге, — к годам с 1794-го по 1803-й. По желанию г. Корнилова документы изданы в хронологическом порядке, именно так, как они изложены в оригинале.

 

Яков Брафман

Вильна, 1869 г.

 

*1 См.: Виленский вестник, 1866. № 149. Статья " Взгляд еврея".

*2 Хошен га-Мишпат, §Пар. 369. С.11.

*3 Там же. С.31.

*4 Талмуд, трак. Гитин, ст. 62 и пр.

*5 На основании Св. Зак. Т.3, уст. о службе по выборам. Ст. 522, 524 и 525.

*6 Хошен га-Мишпат, § Пар. 132-171.

*7 См. примеч. 5 и 12.

*8 См. письмо Наполеона I (ноябрь 1806), а также послание 5 к Синедриону (Allgemeine Zeitung des Judenthums. 1841. С.333).

*9 Zbior Praw Dubenskiego. S. 222.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРЕЕВ

ОТ МОИСЕЯ ДО СОСТАВЛЕНИЯ

ТАЛМУДА

 

 

 



ГЛАВА I

 

Религиозное состояние народов Палестины во времена возникновения закона Моисея

Пятикнижие. Внешний его характер

Значение Пятикнижия

Условия союза между Иеговой и евреями

Меры к охранению власти Пятикнижия

 

Не только во времена Моисея, но и много столетий после него все население Ханаанской земли, не исключая и евреев, кроме некоторых передовых людей из них, поклонялись языческим богам. Боги эти принадлежали к группам так называемых сабийских богов. Культ этих богов развивал в человеке только животные страсти, которые большей частью удовлетворялись публично, в храме, и вместе с тем требовал сожжения живых людей, преимущественно детей. Убивая этим путем в человеке не только высшие нравственные, но даже инстинктивное чувство любви к детям, он делал людей кровожаднее самых кровожадных зверей. Число этих богов, с именами которых мы встретимся далее, было велико; почти каждый город и каждое селение имело своего особого, покровительствовавшего ему бога. Еще больше, чем богов, было храмов и жертвенников, устроенных в честь этих богов. Жертвенники строились обыкновенно на возвышенных местах, под тенистыми деревьями и т.п. Многочисленные боги, разрывая внутреннюю жизнь населения на мелкие части, сильно вредили его политическому единству, так что малым пространством земли, составившим впоследствии еврейское царство, владели несколько десятков царей*1. Храмы же этих богов, являясь вертепами разврата и деморализации, делали жителей означенной страны совершенно неспособными вообще к правильной, тем более государственной жизни.

Иегова, Бог Израиля, обещавший отдать означенную землю потомкам Авраама, желая упрочить устраивающееся здесь еврейское государство, посылает евреям через Моисея закон Пятикнижия. В силу этого закона евреи вместо многочисленных богов, в угождение которым требовалось сожжение живых людей и разжигание животных страстей в человеке, должны признать одного Высшего Бога, который приношения в жертву людей не требует и которому дó лжно угождать только нравственною жизнью, и множество храмов они должны заменить одним, в котором обряд жертвоприношения не должен сопровождаться ни варварским сожжением живых людей, ни сценами разврата и цинизма. Затем, стремясь к объединению внутренней жизни евреев религиозною связью, Пятикнижие вместе с тем предписывает такие законы, цель которых - возвысить нравственный уровень народа, очистить его от грубых пороков, делающих его неспособным к государственной жизни, окончательно оторвать евреев от остального неисправимого и безвозвратно погибающего языческого мира и оградить их от вредного влияния язычников.

По содержанию своему Пятикнижие представляет, во-первых, смесь исторических рассказов и преданий, касающихся большей частью еврейского народа и связанной с ним обетованной земли, и во-вторых, 613 законов, или (по еврейскому учению) заповедей, охватывающих все проявления духовной, гражданской и политической жизни народа. Весь этот разнообразный материал, изложенный без разграничения, направлен к одной вышеуказанной цели, которая связывает его в удивительно гармоническое целое.

Пятикнижие есть закон союза, состоявшегося на Синае между Богом, Творцом вселенной, с одной и народом Израильским - с другой стороны. Принимая этот закон, еврейский народ, величайшими чудесами собранный у горы Синая, единогласно восклицает " исполним и будем послушны" *2 и этим признает обязательность перед законом всех евреев на века. 8-й член Символа еврейской веры говорит о Пятикнижии: " Верую и исповедаю, что весь закон, находящийся ныне в наших руках, есть тот самый, который дан был Богом равви нашему Моисею, мир ему", а 9-й член продолжает: " Верую и исповедую, что этот закон не будет отменен и что от Творца, да будет благословенно имя Его, не будет иного закона" *3.

Очевидно, что с точки зрения иудейства даже Бог не может освободить еврея от обязательности правил и законов Пятикнижия.

Теперь обратимся к самим законам Пятикнижия.

Чтобы не слишком расширять настоящий наш труд, мы для решения занимающего нас вопроса ограничимся рассмотрением (разумеется, с точки зрения учения евреев) лишь тех из преданий Пятикнижия, на которых основаны главные догматы еврейской религии и некоторых лишь его законов и правил, определяющих права еврея и нееврея к иноверцу.

В силу означенного союза Бог признает еврейский народ святым, своим любимцем, избранным из всех народов и племен земли: " И будете Мне святыми, ибо Я, Иегова, Свят и вас Я избрал из всех народов" и т.п. *4. " Ибо ты, народ, святой для Бога твоего, тебя избрал Бог, чтобы ты был Его любимцем из всех народов земли" *5 и торжественно обещает им устроить вечное еврейское государство под скипетром Мессии из колена Иудина, который будет господствовать над всеми народами земли. " Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его до появления Мессии, и к нему соберутся народы" *6. " Хотя бы ты был рассеян от одного края неба до другого, то и оттуда соберет тебя Господь Бог твой и возьмет тебя. И приведет тебя Господь в землю, которую унаследовали отцы твои", и т.п. *7. На основании приведенных изречений построен 12-й член Символа еврейской веры, который говорит: " Верую и исповедую пришествие Мессии, и хотя Он медлит, однако ежедневно ожидаю его появления" *8.

Признание евреев народом избранным и обещание устроить им вечное государство и господство над другими народами, как основные религиозные начала, на которых зиждется все иудейство, как увидим ниже, многократно подтверждается словами почти всех Пророков.

Приняв на себя вышеозначенную обязанность, Иегова требует от своих союзников, во-первых, признания Его своим единым Богом и, во-вторых, строгого исполнения законов союза.

Для полного понимания этих законов мы, как выше сказано, приведем лишь несколько таких, которые определяют отношения евреев к иноверцам.

Относительно жителей обетованной земли закон гласит: " Когда Бог твой приведет тебя в землю, в которую ты придешь, чтобы завладеть ею, Он погонит народы пред тобою: хитеев, гергесов" и т.п. " семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя. И предаст их Господь Бог твой тебе, и когда ты разобьешь их, то истреби их окончательно, не заключай с ними союз и не щади их. Не вступай с ними в родство, дочь свою не отдавай за его сына, а его дочь не бери для твоего сына" и т.п.*9 О народах, находящихся вне границ обетованной земли сказано: " Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир. Когда предложение будет принято и откроют ворота, все население будет платить тебе дань и служить тебе. Если же город не захочет мириться, а будет воевать, то устрой осаду. Когда же Бог передаст его в твои руки, тогда убей мечом всех мужчин, а женщин, детей, скот и все, что в городе, все богатство, присвой себе и будешь насыщаться добром врага твоего, которого Бог передал в твои руки. Так поступай с городами весьма отдаленными, которые не относятся к городам сказанных народов" *10.

Относительно языческой веры, храмов и т.п. закон гласит: " Истреби все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим: на высоких горах и под всяким ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и истребите огнем рощи их, и уничтожьте изображения богов их, и истребите имя их из места того" *11.

По учению иудейства, приведенные правила относятся не только к культам народов обетованной земли, но к иноверческим культам вообще, и составляют 437 заповедей*12.

Приведем несколько правил, определяющих отношения евреев к иноверцу при мирных делах, в обычной жизни.

Закон о падали гласит: " И вы будете мне людьми святыми, и мясо растерзанных в поле скотов не ешьте, бросьте его псам" *13. " Вы никакой падали не ешьте, отдайте ее иностранцу, живущему среди вас, и он пусть ест, или продайте ее иноверцу - ибо ты народ святой для Бога твоего" *14.

Закон о долгах и процентах гласит: " Если дашь деньги в заем бедному из народа своего, то не притесняй его и не налагай на него роста" *15. " Иноверца притесняй (за долг), но что тебе следует от брата твоего, не настаивай" *16. " У чужого бери рост, у брата твоего не бери, за что Бог благословит все дела твои" *17.

Необходимо заметить, что притеснением нееврея за долг и получением с него процента еврей по своим религиозным понятиям исполняет 478 и 573 заповеди Божии*18.

Одним словом, Пятикнижие, стремясь к той высокой цели, о которой мы говорили, т.е. к объединению внутренней жизни евреев религиозной связью и возвышению их нравственного уровня и видя, как окружающие их язычники, сами погибая в отвратительнейших пороках, возведенных ими в религиозные догматы и обряды, непреодолимой силой влекут за собой в эту пропасть и евреев многими своими законами: политическими, гражданскими и т.п., и содержанием некоторых рассказов признает язычников неправоспособными, ставит их в ряд с животными и направляет евреев к истреблению их вместе с виновниками гибели и безнадежного страдания тогдашнего человечества - языческими богами, источником всякого зла и нечестия.

Все остальные черпаемые евреями из Пятикнижия заповеди, которые, по учению иудейства, не менее тесно связаны с означенным главным политическим его догматом и относятся к нему, так сказать, как ветви к стволу, распадаются на две категории. Первая из них относится к обетованной земле и не раздельному с ней храму Иеговы. (хотя многие из законов этой категории, ныне не исполняются, но все же они сохраняют свою обязательную силу до ожидаемого восстановления храма и царства.) Правила же второй категории относятся к нынешним обрядам еврейской религии, которые внутренним своим содержанием напоминают еврею, что он патриций мира, а внешней своей формой налагают на него глубокую печать отчуждения от остального человечества, как например: обрезание, суббота, цицит и многие другие.

Преуспевание и счастье всего еврейского народа и каждого еврея отдельно законодатель ставит в полную зависимость от исполнения ими законов Пятикнижия. Нарушение этих законов принесет евреям болезни, недуги, неурожай, голод, нападение хищных зверей, моровую язву, тяжелое рабство и т.п., и наоборот, исполнение этих законов даст здоровье, плодородие, богатство, победу над врагом, господство над миром и т.п. *19. Но сверх этих наказаний, которых, за отступление от закона, евреи должны ожидать от руки Бога, давшего им этот закон, существует еще целое уложение о наказаниях, по которому за нарушение закона отдельный субъект и целые города подвергаются штрафу, смертной казни и т.п. по решению суда. Эти карательные законы чрезвычайно суровы: за собирание, например, щепок в субботу преступника приговаривают к смерти через убиение камнями *20. Между карательными мерами Пятикнижия заслуживает особого внимания наказание посредством карет, т.е. истребления, искоренения, уничтожения. Оно употребляется очень часто при многих определенных Пятикнижием случаях*21. Но как и кем совершается это искоренение, об этом закон умалчивает. Без сомнения, это искоренение совершалось негласно, посредством тайных агентов судебно-административной власти, воплотившихся в лице тайных преследователей, с которыми мы встречаемся и ныне в организации кагала и о которых будем говорить далее.

Теперь считаем необходимым сказать несколько слов об остальных книгах Ветхого Завета, тесно связанных с Пятикнижием направлением, целью, задачами и влиянием.

 

 

*1 Книга Иисуса Навина, гл. XII.

*2 Книга Исход, гл. XXIV, ст. 7.

*3 Еврейск. молитвенник г. Воля. Вильна, 1870 г., с. 96 и 97. Символ еврейской веры, составлен Маймонидом в XII в., и приведенный 9-й член, очевидно направлен против Нового Завета.

*4 Книга Левит, гл. XX, ст. 26.

*5 Второзаконие, гл. VII, ст. 6-8.

*6 Книга Бытия, гл. XLIX, ст. 10. Объяснение к этому стиху, как к пророчеству об ожидаемом евреями Миссии, см. Берешит-раба, гл. 99; Явкут, гл. 160; Талмуд, тр. Сангедрин, л. 98 и т.п.

*7 Второзаконие, гл. XXX, ст. 4 и 5.

*8 Молитвенник г. Воля. Вильна, 1870 г., с. 97.

*9 Второзаконие, гл. VII, ст. 1-4.

*10 Второзаконие, гл. XX, ст. 10 и 15.

*11 Второзаконие, гл. XII, ст. 2 и 3.

*12 Мицвот-гашем. Варшава, 1870 г.

*13 Книга Исход, гл. XX, ст. 30.

*14 Второзаконие, гл. XIV, ст. 21.

*15 Книга Исход, гл. XXII, ст. 24.

*16 Книга Исход, гл. XV, ст. 3.

*17 Второзаконие, гл. XXIII, ст. 21.

*18 Мицвот-гашем. Варшава, 1870 г.

*19 Книга Левит, гл XXVI; Второзаконие, гл. XXVIII и т.п.

*20 Книга Чисел, гл. XV, ст. 32-37 и т.п.

*21 Книга Исход, гл. XXX, ст. 33 и 38; Книга Левит, гл. XVII, ст. 4 и 9; гл. XVIII, ст. 29; гл. XX, ст. 17 и 18 и т.п.

 

ГЛАВА II

 

Книги Пророков и Священное Писание; их содержание и отношение к Пятикнижию

Значение книг Пророков и Ветхого Завета

 

Книги Пророков и Священного Писания написаны святыми и боговдохновенными Пророками, жившими и действовавшими приблизительно в продолжении десяти столетий, следовавших после Моисея. Эти книги занимают у евреев первое место после Пятикнижия и пользуются высоким почетом как слово Божие. Они окончательно собраны и составлены в конце II века до христианской эры и заключают в себе историю евреев от Иисуса Навина до возвращения Эздры из Вавилона, разные предсказания, рассказы, философские размышления и изречения, молитвы, гимны, песни и т.п.

Не предписывая евреям почти никаких новых правил, книги Пророков неумолкаемо напоминают им лишь об их обязанностях по отношению к Иегове и к Его законам. Напоминанья эти повторяются при изложении почти каждого исторического события, начиная с военных действий Иисуса Навина и оканчивая подвигами вавилонских пленников: Эздры и Неемии. Каждая победа, каждая обильная жатва, благодатный дождь и т.п. в сказанную тысячелетнюю эпоху являются в означенных книгах Ветхого Завета наградою за преданность евреев Иегове и его закону, и наоборот: каждое поражение на войне, каждый неурожай, голод, саранча, эпидемическая болезнь и т.п. - все это служило наказанием за преданность евреев языческим богам и за нарушение закона союза*1.

Излагая прошедшую историю евреев, Пророки постоянно переходят к будущей судьбе этого народа, которая открыта для их вещего ока наравне с прошедшей и рядом с печальными картинами, взятыми ими из истории минувших дней Израиля, они всегда рисуют картины его будущности самыми радужными, светлыми красками. На первом плане всех картин будущей славы избранного народа является всегда Царь Мессия, потомок Давида. Но в слове Пророков восстановление Иудейского царства, составляющее, как мы уже говорили, главный догмат иудейства, выражается гораздо яснее и определеннее, чем в приведенных нами выше словах Патриарха Иакова, служащих главным основанием этому догмату. Господь говорит: " Я возьму детей Израиля из среды народов, к которым они ушли, соберу их из окрестностей и приведу в землю их. И сделаю их одним народом в городах Израиля, и один Царь будет над всеми ими, и не будут они больше разделены на два народа и на два царства"; " И не будут осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и Я окажу им помощь свою во всех местах их оседлости, в которых они согрешили, очищу их, и они будут моим народом, а Я - их Богом. А раб мой Давид будет их Царем, и один пастырь будет над ними, и они по моим законам будут жить и все заповеди мои будут ими исполняемы и соблюдаемы" *2. " И будут они жить в земле, которую я отдал рабу моему Иакову, в которой жили праотцы их, и поживут в этой земле они, дети их и их внуки во веки, а раб мой Давид будет князем их на веки *3". " И соберу я остатки моего стада со всех стран, куда я их изгнал, и возвращу их в их обиталище, и они будут плодиться и множиться. И назначу им пастырей, которые будут пасти их. И не будут им больше известны страх, боязнь и наказания". " И вот настанут дни, и Я восстановлю Давиду отрасль праведную, который, сделавшись Царем, водворит в земле суд и справедливость" *4. Так говорит Господь: " Не прекратится у Давида потомок на троне Израильском" *5.

" Ибо народы и царства, которые не захотят служить Тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся" *6.

Для христиан, которые обрели уже Мессию в лице Христа, приведенные пророчества являются ныне памятниками безвозвратно минувших дней. Для евреев же они имеют совершенно иное значение. Евреи еще ожидают осуществления слов Пророков о Мессии, поэтому приведенные нами пророческие слова настолько же освещают им их будущую историю, насколько напоминают о прошедшей. При чтении этих пророческих, утешительных для еврея и неточно понятых предвещаний в душе его пробуждаются те самые чувства, которые шевелятся в душе горячо верующего христианина при чтении, например, молитвы Господней о спасении души, о Царствии Божием и т.п. Читает же еврей эти пророческие утешения, как далее увидим, очень и очень часто.

 


 

*1 Книга Иисусу Навина, гл. VII, XI; Книга Судей, гл. II, III, VIII; 1-я Книга Царств, гл. VII, XXIII; 2-я Книга Царств, гл. XII, VI и т.п.

*2 Иезекиль, гл. XXXVII, ст. 21-27.

*3 Там же.

*4 Иеремия, гл. XXIII, ст. 3-5.

*5 Иеремия, гл. XXXIII, ст. 17.

*6 Исайя, гл. LX, ст 12 и др. Подобных мест немало, как, например, у Исайи, гл. XI и XII, Амоса, гл. IX, Иоиля, гл. III, Захария, гл. XIV и т.п.

 

 


ГЛАВА III

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь