Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святые Великомученицы Анастасия Узорешительница и



Анастасия Романова, молите Бога о нас!

Схимонахиня Николая (Софронова) и её духовное чадо Ксения Маслеева

Статья посвящается Евгению Сергеевичу Боткину

– Верному Царскому Слуге,

лейб-медику

Царской Семьи

                                                                           ВЕРНЫЙ

Нам, родившимся в грозное время,

Надо древнюю веру хранить

И нести вековечное бремя

На тяжелом, опальном пути.

Много званых, но избранных мало:

В жизни будущей меры не те,

Как бы низко ты, сердце, ни пало,

Есть надежда тебе во Христе.

В каждой жизни над мелочью серой

Есть и будут святые места.

Во Единую Троицу верую,

Исповедую сердцем Христа.

По плодам узнаются деревья,

По плодам узнаются сердца.

В эти тяжкие годы безверья

Будем чисты во имя Отца.

                       В.В. Диксон

Два года назад, 3 февраля 2016 года, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых праведного врача – страстотерпца Евгения Боткина. Также в лике святых святой врач Боткин прославлен РПЦЗ в 1981 г.

Евгений Сергеевич родился 8 июня 1865 г. В роду Боткиных были врачи, художники и литераторы. Он был четвертым ребенком в семье лейб-медика Сергея Петровича. В книге «Мой брат» Петр Сергеевич Боткин писал о Евгении: «С самого нежного возраста его прекрасная и благородная натура была полна совершенства. Он никогда не был похож на других детей. Всегда чуткий из деликатности, внутренне добрый, с необычайной душой, он испытывал ужас от любой схватки или драки. Мы, другие мальчишки, бывало, дрались с неистовством. Он не участвовал в поединках, но когда кулачный бой принимал опасный характер, он, рискуя получить травму, останавливал дерущихся».

Основатель славной династии Боткиных – Петр Кононович Боткин, – крестьянин Псковской губернии. Человек умный и предприимчивый, вышел в купцы 1-й гильдии. Каждый врач знает классические «Клинические лекции» профессора ВМА Сергея Петровича Боткина, лейб-медика Императоров Александра II и Александра III. Мама Евгения Сергеевича, Анастасия Александровна, рано умерла, но успела дать сыну домашнее воспитание.

 В 1878 году он поступил сразу в 5-й класс гимназии. Затем стал студентом физико-математического факультета университета, но через год перешел в Военно-Медицинскую академию. В 1889 году с отличием её закончил.

Имя «Евгений» в переводе с греческого означает «благородный». Именно благородство – верность долгу и Христу лежат в основе подвига праведного врача. Профессиональную деятельность он начал в 21 год. Работать стал не в лучших клиниках, а в Мариинской больнице для бедных. Безпредельно добрый, он был человеком незаурядной храбрости. Из дневника доктора Боткина периода Русско-японской войны 1904-1905 годов: «За себя я не боялся: никогда ещё я не ощущал в такой мере силу своей веры. Я был совершенно убеждён, что как ни велик риск, которому я подвергался, я не буду убит, если Бог того не пожелает, а если пожелает – на то Его Святая воля. Я не дразнил судьбу, не стоял у орудия, чтобы не мешать стреляющим, но я сознавал, что я нужен, и это сознание делало мое положение приятным». Дома у Евгения Сергеевича оставалась жена с тремя маленькими детьми.

«За отличия, оказанные в делах против японцев» его наградили офицерскими боевыми орденами Святого Владимира IV и III степени с мечами. 6 мая 1905 г. Евгения Сергеевича пожаловали в почётные лейб-медики.

Мужественным, твёрдым и добрым знали доктора боевые соратники и сослуживцы. Таковым же узнают и большевики. И тоже наградят – пулей в мрачном Ипатьевском подвале. Судьбоносным для Боткина стало назначение в апреле 1908 года лейб-медиком Царской Семьи. Императрица Александра Феодоровна выразила желание, чтобы доктор Боткин, «тот, который был на войне», стал Их семейным врачом. Осенью 1908 года доктор с семьей обосновался в Царском Селе. Генерал Мосолов говорил: «Боткин был известен своей сдержанностью. Никому из свиты никогда не удалось узнать от него, чем больна Государыня и какому лечению следуют Царица и Наследник». Цесаревич Алексий был самым обожаемым и самым тяжелым его пациентом. Цесаревич был болен врожденной несвертываемостью крови – гемофилией. Эта болезнь требовала повышенного врачебного внимания. Порой он дни и ночи напролет проводил у его постели.

Участие врача не могло не найти отклик в душе маленького пациента, который однажды написал своему любимому доктору: «Я вас люблю всем своим маленьким сердцем». В свою очередь, Евгений Сергеевич также всей душой привязался к Алексию Николаевичу и всем членам Царской Семьи, не раз повторяя своим детям: «Своей добротой они сделали меня рабом до конца дней моих». Е.С.Боткин говорил: «Моя любовь к Ним и преданность безграничны». Царские дочери – княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия тоже любили своего семейного врача и часто называли его «колодцем». Действительно, сей верный Богу и Царю являлся для всей Царской Семьи родником живой воды. Поэт П.Н. Кузнецов написал замечательные строчки об этом удивительном человеке:

Ты явился к нам, Евгений,

В строчках, сотканных из слёз;

Через тысячи забвений

Всё открылось и сбылось.

Словно сердце вновь забьётся,

Как родник живой воды,

Ведь не зря тебя «колодцем»

Звали юные княжны.

Подвиг твой живою скорбью

Через время прорастёт,

И целительной любовью

Гимны жизни воспоёт.

Ты прославлен, нет сомненья,

Там, где голубая высь;

Помолись за нас, Евгений,

За Россию – помолись!

 

Всё, что касалось Августейшей Семьи, горячо трогало доктора. А идеальность отношений Царской Семьи восхищала, тем более, что его собственная семейная жизнь была трагична: умер полугодовалый первенец, ушла из семьи жена, оставив на руках Евгения Сергеевича четверых детей. Сын Дмитрий, хорунжий лейб-гвардии Казачьего полка, погиб в первый год Мировой войны.

В кровавые дни революции врач оставался в числе тех, кто осознавал глубину пропасти, в которую ринулась Россия за призраком «свободы». Ликовали ухватившие власть ничтожества и интриганы. Доктор Боткин не предал и не ушёл спасать себя и своих детей. Он, как истинный христианин, последовал за своим Государем – Царем Николаем II и Его Августейшей Семьей в Тобольск, и далее – в Ипатьев дом Екатеринбурга. Большевики неоднократно предлагали Евгению Сергеевичу покинуть Царскую Семью, но его ответ был категоричным: «Я остаюсь навсегда с моим Государем». Он до конца остался верен долгу и присяге.

За 13 дней до смерти Е.С. Боткин написал в Ипатьевском доме своё последнее, оборванное на полуслове, письмо брату Александру, которое сегодня известно, как «лебединая песня доктора Боткина». Последнее Его письмо – это не предсмертный надрывный крик, а надежда на милосердие Божие и на спасение в мире ином:

«Дорогой мой, добрый друг Саша. …В сущности, я умер, но еще не похоронен или заживо погребен…У моих детей может быть надежда, что мы с ними ещё свидимся когда-нибудь в этой жизни, но я неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза…Если «вера без дел мертва есть», то дела без веры могут существовать. И если кому из нас к делам присоединилась и вера, то это только по особой к нему милости Божией. Одним из таких счастливцев, путем тяжкого испытания, потери моего первенца, полугодовалого сыночка Серёжи, оказался и я. С тех пор в каждом деле я заботился и о «Господнем». Это оправдывает и последнее моё решение, когда я не поколебался покинуть моих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына. И я твёрдо верю, что так же, как Бог спас тогда Исаака, Он спасёт теперь моих деток и Сам будет им Отцом. Но я не знаю, в чем положит Он их спасение, и мои эгоистические страдания не теряют своей мучительной остроты. Однако Иов больше терпел…Нет, видимо, я всё могу выдержать, что Господу Богу угодно будет мне низпослать…»

Во время расстрела он упал, и из нагрудного кармана выпал и отлетел в угол бумажный треугольник. Трупы унесли, а «хлам» остался в подвале, где жестоко убивали всю Царскую Семью и Их верных слуг: Анну Степановну Демидову, Иоанна Михайловича Харитонова, Алексия Егоровича Труппа и Евгения Сергеевича Боткина. После взятия Екатеринбурга белогвардейцами было найдено это недописанное письмо. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущееся для нас страшным и невыносимым. Как крещаемые водою, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровью. И здесь Дух витает с великим обилием».

Тяжело углубляться в историю последних месяцев жизни Царской Семьи. Вокруг Государя – Царя Николая II – трусость, измена, ложь. Тех, кто мучил и убивал – много, и кто предал – много. Но одним из немногих, кто остался верен до конца был врач Евгений Боткин. Царская Семья не осталась в полном одиночестве, и рядом были люди, которые скрасили и разделили с Ними страдания последних семнадцати месяцев жизни. Невозможно одной статьей до конца раскрыть христианский подвиг этого истинного христианина, Царского друга, верного дошедшего до конца, не сломившегося и отдавшего свою жизнь за Веру, Царя и Отечество.

Погон малиновых просветы

И красный Крест, что вдоль плеча…

Он был счастливейшим из смертных,

Неся служение врача.

И в этом подвиге особом

Имел высокий дар любить,

Чтобы склоняться к рядовому

Или Царя собой закрыть.

Зачем не спасся, не отринул

Тот страшный роковой подвал –

«Я слово дал, что не покину», –

И не покинул, не предал.

И совесть, та, что сердце мучит,

Иль радует, когда чиста,

Да будет встреча неминучей

В чертогах Господа Христа.

Когда от пуль, как от шимозы,

Взрывался роковой подвал,

Он жил ещё, и в мирной позе

Ещё молился и дышал.

А впереди была дорога

И горизонта яркий свет.

В тот день Евгений видел Бога,

И был тот миг – как сотни лет.

              П.Н. Кузнецов, стихотворение «Неся служение врача»

 

Святой врач-страстотерпец Е.С. Боткин наш предстатель и молитвенник на небесах. В народе православном Евгения Сергеевича часто именуют вторым Целителем Пантелеимоном. Он действительно помогает во многих болезнях, но особенно Он укрепляет нас в скорби и помогает в наших жизненных проблемах остаться человеком, помнящем о Боге, о долге и чести. На гербе рода Боткиных начертан девиз: «Верою. Верностью. Трудом». Дай Бог, чтобы кто-то из нас, спасающихся в наши дни, эти слова взял за основу христианского служения Богу и ближнему.

Последнее письмо Е.С. Боткина не было отправлено. Спустя несколько десятилетий после развала коммунизма и падения «железного занавеса» письмо прочёл прямой потомок Евгения Сергеевича, его внук Константин Константинович Мельник-Боткин. После этого в России в 2008 г. в издательстве «Русский хронограф» вышла в свет книга «С Царем и без Царя» под его редакцией. Теперь при участии его дочерей и его самого выходит книга Татьяны Боткиной об отце, лейб-медике последнего Русского Царя.

Евгений Сергеевич Боткин был расстрелян вместе с Императорской Семьей в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Он до конца исполнил свой врачебный и человеческий долг. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13). «Радуйся, святый мученик Евгений, за Русь Святую на небесах предстатель». Наш помощник и заступник, пример для нашего служения Господу Иисусу Христу. Помолись за каждого из нас пред престолом Господа. Да одумается и покается Русь Святая и придёт только ко Христу. Дай Бог каждому из нас своей жизнью хоть в малом уподобиться верности Евгения Сергеевича Боткина.

Ты верный, не предавший Бога,

Не изменивший Батюшке Царю,

Молись за нас на небесах

Ведь жизнь твоя примером стала

Для тех, кто потерял себя!

В безумном мраке бега за благами

Душою от Христа оторвались,

Но ты, Евгений, светишь нам звездою,

Примером долга, чести, верности,

                  любви!

                            Схимонахиня Николая

Святой мученик Евгений, моли Бога о нас!

 

Схимонахиня Николая Софронова

– Белгородская область,

с. Захарово

Святая преподобномученица Елисавета – пример благочестия

 


Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар Неба, каким явилась Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Архиепископ Анастасий (Грибановский)


4/17 февраля 1905 года посреди древних стен Кремля прогремел взрыв. Так, после длительных угроз был убит генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергий Александрович, в карету которого один из революционеров бросил бомбу. В числе первых на место трагедии прибыла супруга князя – Великая княгиня Елисавета Феодоровна и своими руками с великим самообладанием собирала по частям разбросанное тело мужа.

Что бы сделала каждая из нас, современных женщин, оказавшись на Ее месте? Наверно, отчаивалась, рыдала и рвала бы на себе волосы? Великая княгиня вела себя иначе. Она поступила как истинная христианка! Елисавета Феодоровна нашла в себе силы не только не падать духом, но на третий день после гибели супруга приехать в тюрьму к его убийце, принести ему прощение от Сергия Александровича и призывать к покаянию. Она оставила ему Евангелие и икону в надежде, что раскаяние пробудится в его душе перед казнью. Движимая христианской любовью и состраданием, Великая Княгиня также посетила в больнице умирающего кучера своего мужа, а после смерти верного слуги заботилась о его большой семье и обо всех его детях. В те страшные для нее часы и дни она явила истинную христианскую стойкость и невиданную нравственную высоту. Не срываясь в ропот и отчаяние, она на деле показала свою силу любви к Богу, смиренно склоняясь перед Его святой Волей.

Ве­ли­кая кня­ги­ня Елиса­ве­та Фе­о­до­ров­на родилась 20 октября/1 ноября 1864 года и была вторым ребенком в большой се­мье ве­ли­ко­го гер­цо­га Гес­сен-Дарм­штад­ско­го Лю­дви­га IV и прин­цес­сы Али­сы, до­че­ри ан­глий­ской короле­вы Вик­то­рии. Ро­ди­те­ли были во всем главным примером для своих детей. Они раз­да­ли боль­шую часть сво­е­го со­сто­я­ния на благотво­ри­тель­ные нуж­ды, а де­ти по­сто­ян­но ез­ди­ли с ма­те­рью в гос­пи­та­ли, при­юты, до­ма для ин­ва­ли­дов, прино­ся с со­бой боль­шие бу­ке­ты цве­тов, и раз­но­си­ли их по па­ла­там, утешая боль­ных. Графиня А. А. Олсуфьева писала: «Елисавета Феодоровна получила от матери раннее образование, которое подготовило ее к высокой судьбе. Эта мудрая и нежная мать вложила в сознание детей с ранних лет главный принцип христианства – любовь к ближнему… Великая княгиня Елисавета претворила материнский завет о милосердии в жизнь – великодушием в поступках и сдержанностью в речи. Она никогда не позволяла себе сурово критиковать кого-либо и всегда находила мягкое оправдание человека, совершившего промах».

Другим примером, повлиявшим с са­мой ран­ней юно­сти на жизнь принцессы Эллы, будущей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, были житие и по­дви­ги святой Ели­са­ве­ты Тю­рин­ген­ской, в честь ко­то­рой она но­си­ла свое имя: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия. В лоне этой поистине благородной семьи воспитывалась и Элла, будущая преподобномученица земли Русской, и будущая императрица России – святая великомученица Александра Феодоровна, тогда еще Аликс, младшая сестра Эллы.

Трагическая смерть младшего брата Эллы Фридриха и сестры Марии, а также ранняя смерть ее матери в 1878 году, скончавшейся от дифтерии в тридцать пять лет, подвели черту под счастливым детством девочки и поставили ее на следующую ступень духовного роста – христианского осмысления жизни как Креста. Она самоотверженно помогала во всем отцу, ухаживала за сестрами и братом, стараясь в какой-то мере заменить им мать, вела хозяйство по дому. Пережитое горе привело принцессу Елисавету к осознанию того, как краток век человека на земле – и нужно так многое успеть сделать, утешая плачущих и облегчая страдания скорбящих.

На двадцатом году жизни Елисавета Феодоровна вышла замуж за Великого Князя Сергия Александровича, пятого сына Императора Александра II. Их брак был духовным: оба, давшие обет Богу хранить жизнь девственную, они жили как брат с сестрой. И были счастливы в браке: их связывала взаимная любовь и привязанность. Ближайший друг и родственник Сергия Александровича Великий Князь Константин Константинович вспоминал: «Он рассказывал мне о своей жене, восхищался ей, хвалил ее. Он ежечасно благодарил Бога за свое счастье». Елисавета Феодоровна в свою очередь называла супруга «ангелом доброты».

Он сам, его любовь и его личный пример святой жизни подвигли чуткую душу Елисаветы Феодоровны к приятию Православия – новой для нее веры, в которой ей суждено было прославиться у Бога, за которую она отдала свою жизнь.

1891-й год стал судьбоносным для Великой Княгини: она не только обрела духовное единство с любимым супругом, но по назначении его генерал-губернатором Москвы, переехала туда вместе с ним. Ставшая учредителем и попечителем нескольких благотворительных организаций в Петербурге, Елисавета Феодоровна продолжила свою общественную деятельность и переехав в Москву. Особой поддержкой пользовались организации благотворительного, церковного и научно-просветительского характера. В том числе ее заботами в России стали появляться первые детские ясли.

Елисавета Феодоровна во всем брала пример со своего мужа, всецело отдавшего свои силы на служение Богу, Царю и Отечеству. «Дай мне Бог быть достойной водительства такого супруга, как Сергий», — писала она после его убийства. Трудно представить, насколько деятельными людьми были супруги, сколько они успели сделать за свою, в общем, недолгую жизнь! Сергий Александрович возглавлял или был попечителем около 90 обществ, комитетов и других организаций, причем находил время принимать участие в жизни каждого из них! Их жизнь действительно была служением с наивысшей отдачей всех сил и способностей.

Во время русско-японской войны Великая Княгиня возглавила патриотическое движение, охватившее все общество: организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали женщины всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах и сиротах погибших.

Бомба, брошенная в карету великого князя Сергия Александровича, в 1905 году разорвала надвое и жизнь Елисаветы Феодоровны. Трагедия, пережитая ею, подвела черту под всей ее прежней жизнью: ее быт стал по-монашески аскетическим, а жизнь ее ни в чем больше не походила на жизнь великосветской дамы.

Свое состояние она разделила на три части: в казну, наследникам покойного супруга и самую большую – всецело на благотворительные нужды. На эти средства Великая Княгиня основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, начавшую свою деятельность 10/23 февраля 1909 года. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елисавету Феодоровну возвели в сан настоятельницы. В тот день она сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря – друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы – служение Господу через своего ближнего.

Великая Княгиня стала жить как монахиня-подвижница. Она тайно носила власяницу и вериги, спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Работала в больнице, завершая обход больных за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки – и все это с лаской и теплотой, с утешительным словом, бывшим целебным для больных. «Какая глубокая Любовь. – писал о деятельности Марфо-Мариинской Обители диакон С. Иванов. – Нет того горя, нищеты, того зловония душевного и телесного, невероятных страданий, которые остановили бы неземную Любовь этих сестер».

Елисавета Феодоровна организовывала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для их посещения, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Уделяя свое внимание помощи бедным, Великая Княгиня посещала и Хитров рынок. Неутомимо переходя от одного притона к другому, она собирала сирот и уговаривала опустившихся родителей отдать ей на воспитание детей. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она старалась коснуться глубины сердца, вызвать внутреннее покаяние у погрязших в пороке людей. Иногда это удавалось, тогда из наболевшей души вырывались слова: «Мы не люди, как же вы к нам приходите! » — и начиналось постепенное выздоровление духовно больного человека.

Только христианское сердце, наполненное любовью и состраданием, могло так оправдывать ближних, что побудило Елисавету Феодоровну говорить: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Октябрьская революция 1917 года, ввергнувшая страну в хаос, повлияла и на деятельность Марфо-Мариинской Обители. На приглашения покинуть Россию, Елисавета Феодоровна неуклонно отвечала: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня». Она не сошла с крестного пути, какой уготовил ей Господь, и не покинула вверенную ей Господом Обитель и сестер, своих «цыпляточек», как она их ласково называла.

Гроза над Обителью разразилась в начале 1918 года. Сначала чекисты арестовали нескольких больных, затем объявили, что сирот переводят в детский дом, а в апреле 1918 года, на третий день Святой Пасхи, арестовали и увезли из Москвы саму Матушку Великую – Елисавету Феодоровну. С Великой Княгиней поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с Великой Княгиней до конца.

Последние месяцы своей жизни Елисавета Феодоровна провела в заключении в школе на окраине города Алапаевска вместе со своей келейницей Варварой Алексеевной Яковлевой, с Великим князем Сергием Михайловичем, его секретарем – Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями – князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палей.

Глубокой ночью 5/18 июля 1918 года, в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Елисавету Феодоровну в черную яму, она только крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают бо что творят» (Лк. 23: 34). Почти все узники, сброшенные в шахту, долгое время оставались живы. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв, звучала Херувимская песнь.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Когда с приходом белогвардейцев шахта была раскопана, и тела подняты на землю, то оказалось, что Великая Княгиня даже в последние часы своей жизни была верна делу Милосердия. Тяжело раненая сама, в полном мраке, она сумела перевязать своим апостольником голову раненого Великого князя Иоанна. Пальцы правой руки Великой Княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

В духовном подвиге Великой Княгини Елисаветы мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. «Елисавета» в переводе с древнееврейского означает «почитающая Бога». Благоговейное почитание Бога и любовь ко всему Божиему – вот главные качества Великой Княгини, помогавшие ей при всех переменах жизни. Покрывать все любовью – это ее завет нам.

Дела милосердия, совершенные Елисаветой Феодоровной, неисчислимы. И как после святого преподобного Сергия Радонежского стали расти и умножаться монастыри, так после Елисаветы Феодоровны сегодня растут и умножаются общины милосердия. А какому примеру последовали сегодня многочисленные сестричества, приюты, дома милосердия многих русских городов, можно увидеть из того, чье имя они носят. Почти все они – Елисаветинские или, в подражание созданной Великой Матушкой обители, Марфо-Мариинские.

«Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная». У русских женщин есть пример для подражания: научиться так жить и так молиться, как молилась Елизавета Феодоровна в Покровском Храме Марфо-Мариинской Обители, возвращаясь из московских трущоб: с великой скорбью сердечной, с любовью и надеждой на милость Божию, чтобы совершилось обращение к вере, любви и обновление жизни несчастных людей. Дай Бог каждому из нас уподобиться хоть в малом Великой Княгине Елисавете Феодоровне в ее любви к Богу и ближнему!

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, моли Бога о нас!

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих глазах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту.

К.Р. (В.К. Константин Константинович)

Схимонахиня Николая (Софронова) и её духовное чадо Ксения Маслеева


[1] Слова из поэмы Елены Васильевой «Русская Голгофа»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь