Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проведение клинических испытаний
Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов. Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений. Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет. В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра. Суррогатное материнство Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику. Евгеника Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.
Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.
1. Формируя деонтологические навыки у студентов 4-6 курсов лечебного факультета при изучении ими различных разделов хирургических болезней, мы провели анонимный письменный опрос для выявления исходного уровня этических знаний, полученных студентами за все годы обучения, включая среднюю школу. Предлагалось сформулировать понятия " этика", " мораль", " нравственность", " деонтология", " хирургическая деонтология". При этом необходимо было дать их точное научное определение, а при возникших затруднениях — сформулировать ответ исходя из собственных представлений или отказаться от ответа. В результате только один студент из 184 опрошенных ответил, что мораль есть форма общественного сознания, которая на основе принципов, идей и норм регулирует отношения людей в обществе, что нравственность — это мораль, ставшая внутренней потребностью личности, что этика — это наука о морали, а деонтология — профессиональная этика. Студенты, сумевшие более или менее правильно определить одно или два понятия, составили лишь 8%. 72% студентов мы поставили оценку " удовлетворительно" за неправильные, но оригинальные суждения. Остальные затруднились ответить или ответы были некорректными. Таким образом, очевидна несостоятельность почвы, на которую должны упасть семена деонтологических знаний, а в последующем — умений и навыков.
2. Однако это не единственная трудность. В основах трактовки некоторых принципов деонтологии и ее содержания имеется ряд нерешенных вопросов.
А) Во многих источниках и методических руководствах для студентов медицинская деонтология предстает как руководство, созданное на основании эмпирического метода, и определяется как " учение о должном" или (о хирургической деонтологии) " совокупность знаний в интересующей нас области и надлежащее осуществление их в хирургической практике" [5]. Налицо неполнота первого понятия, так как долг не исчерпывает все категории нравственности. Очевидна также и неопределенность, " размытость" второго суждения. При этом не исключено, что академик Н.Н. Петров, в 1943 г. давший эти определения, находился под давлением идеологического пресса того времени, а поэтому не мог написать иначе, как: " В медицине буржуазных стран это понятие отождествляется с так называемой " врачебной этикой". Будучи не только крупным ученым, но и глубоко нравственным человеком, он все же указал работу А. Молля " Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности", изданную в Санкт-Петербурге в 1903 г., предоставив возможность читателю самому решать, где находится истина. Последующие руководства по медицинской деонтологии [9], являясь компилятивными по сути, повторяют определения, сформулированные в первоисточнике. При этом авторы лишают деонтологию полноты этического содержания, а суждение, что " речь идет не только о чисто профессиональных обязанностях, но и о нравственных аспектах, духовности, человечности", также не исчерпывает всего глубинного смысла ее содержания. Мы же исходим из того, что так называемое " должное" (или долг) является лишь отдельной категорией этики и поэтому не может вместить или заменить собой всего спектра принадлежащих ей понятий. Именно поэтому мы считаем, что деонтология должна определяться только как профессиональная этика.
Б) Во всех известных нам руководствах по деонтологии рекомендуется перечень (в основе верный) характерологических качеств медика. Но инструкцией невозможно предусмотреть всех неожиданных обстоятельств, в которых оказывается медицинский работник, предугадать тонкости межличностных отношений с коллегами, больными и их родственниками, предопределенные особенностями профессионального общения. Поэтому деонтология должна рассматриваться не как следование инструктивным указаниям, а как моральная потребность личности медика. Долг его — внутренняя, постоянная и осознанная необходимость.
В) При этом авторы не разделяют необходимые в медицинской профессии качества личности по психологическим и этическим ее особенностям. Однако известно, что человеческий фактор как система психологических, психофизиологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, проявляющихся при взаимодействии между людьми в процессе общего труда и людьми, являющимися объектом профессиональной деятельности, оказывает существенное влияние на ее эффективность [4] и в конечном итоге должен предопределять подбор, а в последующем образование и воспитание будущего медицинского работника в строгом соответствии с требованиями профессиональной медицинской этики.
Г) В основе медицинской деонтологии должны лежать не отдельные категории морали — " не навреди", бескорыстность, самоотверженность и т.п., а основополагающий принцип: " Все люди рождаются свободными и равными в их достоинстве и правах". Последующие категории морали должны быть основаны на этом, и, следовательно, деонтологические конструкции должны вытекать из этого принципа и подчиняться ему.
Д) Не должно иметь место встречающееся в медицинской практике узкое, корпоративное [1] толкование деонтологии, выражающееся в круговой поруке, в сокрытии врачебных ошибок, обусловленных субъективными причинами: самоуверенностью, пренебрежением к мнению коллег, увлечением хирургической техникой и т.п. Образно говоря, вместо принципа (в небиблейском его понимании) " не судите, да не судимы будете" должно восторжествовать убеждение: " судите себя сами, и не будете судимы".
Е) Многие вопросы медицинской деонтологии, например право больного на знание истинного диагноза, критериев использования донорских тканей и органов, длительного замещения важнейших жизненных функций организма, применения возможностей развивающейся хирургии сердца и реанимации, а также правовая защищенность медицинского работника от посягательств на его честь и достоинство и т. д. должны быть переведены из плоскости деонтологической в плоскость юрисдикции и государственного права [1, 3]. " Это значит, что все общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению, должны быть законодательно оформлены в виде прав, обязанностей и ответственности всех участников этой деятельности: государства, граждан, юридических и физических лиц, пациентов и медицинских работников" [10]. В них должны быть отражены права пациентов на доступность и качество медицинской помощи, право на полную информацию [12], добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства, участия студентов в лечебном процессе, применения новых методов лечения и т.п., а также нормы индивидуальной ответственности врача и лечебных учреждений [10, 11]. При этом в основу законодательства должен быть положен принцип справедливого регулирования отношений пациентов и медицинских работников, ибо право — это узаконенная справедливость, а узаконенная несправедливость — бесправие. Расширение сферы лекарственной самопомощи и само профилактики обусловило рост обращений потребителей лекарственных средств в аптечные предприятия и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей аптеки со специалистами отделов. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает фармацевтический работник. Поэтому очень важно, чтобы на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения. Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя лекарственных средств коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых лексредств; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости лексредств, к ценам. Первостепенное значение для биомедицинской этики имеет тема отношения к жизни и смерти человека, и поэтому к числу ее наиболее острых и актуальных проблем относятся: проблема аборта, эвтаназии, пересадки человеческих органов и тканей, генной инженерии, клонирования человека и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы